Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 18:32, реферат
Краткое описание
Настоящее содержание данной работы посвящено гештальтпсихологии, как одному из наиболее влиятельных и интересных направлений открытого кризиса, которое явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX - начала XXвека.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…..3 Основные методологические принципы гештальтпсихологии………………..4 Гештальттеоория как реакция против атомизма в психологии………………..5 Изучение закономерностей восприятия………………………………………....8 Восприятие движения, фи-феномен (М. Вертгеймер)………………………...12 Проблемы мышления: М.Вертгеймер, В Келер…………………………….…13 Гештальтисследования проблемы научения: инсайт и интеллект человекообразных обезьян ………………………………………………….....17 Борьба с бихевиоризмом………………………………………………………..19 Теория "поля" Курта Левина……………………………………………………20 К.Левин и социальная психология…………………………………………..…22 Распространение принципов гештальтпсихологии в области психотерапии..23 Заключение……………………………………………………………………….27 Список использованной литературы…………………………………………..29
Однако если прислушаться к Клаудио Наранхо, то можно узнать о других истоках
и формах гештальттерапии. Основные аспекты
традиционной философии гештальттерапии —
аспекты осознанности, актуальности и
ответственности. Цель и средство
традиционной гештальттерапии - «сознательное
осознование» (Ж.М.Робин, Энрайт, Ф.Перлз,
С. Гингер/Женжер). Ситуация проживается
клиентом здесь-и-сейчас в присутствии
сознания. Степень включённости именно
сознания меняется динамически в связи
с потребностью, интенсивностью переживаний
и т.д. К. Наранхо придерживается иной точки
зрения, выделяя актуальность. Одна из основных
техник в терапии Наранхо — концентрация
на настоящем, здесь и сейчас, что и
составляет основу гештальттерапии Наранхо.
Для того, чтобы выделить и отличить эту
модальность, Наранхо вводит собственный
термин — презентификация:
"Как и в случае с мечтами и фантазиями
о будущем, в гештальте существует свой
подход и к прошлому, который я предложил
называть презентификацией (восприятие
прошлого с точки зрения настоящего). Посредством
обыгрывания клиент снова ставит себя
в ситуацию, воспоминания о которой преследуют
его, и управляется с ней, как если бы она
была в настоящем." Существуют, по крайней
мере, два пути, в которых концентрация
на настоящем отражена техническим репертуаром
гештальттерапии Наранхо. Один — откровенная
просьба к клиенту следовать его намерениям:
здесь выражается то, что выходит в его
теперешнее поле сознания. Чаще всего
это сопровождается наставлением воздержаться
от осмысливания во имя чистого самонаблюдения.
Другой путь — презентификация прошлого
или будущего (или фантазии в целом).
Необходимо отметить, что подходы
К. Наранхо разделяются не всеми школами
гештальттерапевтов.
Гештальттерапевт фокусирует
внимание клиента на осознании процессов,
протекающих «здесь и теперь», в каждый
момент настоящего времени. Посредством
этого гештальттерапия развивает осознанность,
ответственность и восстанавливает способность
к переживанию своих реальных эмоций и
чувств. Методы гештальттерапии направлены
на интеграцию восприятия клиентом собственного
образа как целостного в пяти сферах его
жизни (пентаграмма С. Гингера):
физической (все аспекты материальной
и физической жизни человека: материальное
благополучие, физическое здоровье, сексуальная
зрелость),
эмоциональной (сфера эмоциональных переживаний, чувства и способность к их выражению и пониманию),
рациональной (способности
к рациональному мышлению, планированию,
анализу, способности к творчеству, умение
предвидеть и создавать себя и окружающий
мир),
социальной (отношения с другими людьми, культурное окружение, весь комплекс социальных отношений человека),
духовной (место и знания человека
о самом себе и окружающем космосе, знание
законов жизни и духовные ценности и смыслы, на которые опирается человек).
Основные приёмы работы и техники
гештальттерапии — подведение к осознаванию,
выявление и разделение фигуры и фона,
фокусировка энергии в здесь-и-теперь,
принятие ответственности, работа на полярностях,
арт-терапия, работа в метафоре, монодрама.
Некоторые приёмы работы пересекаются
с другими направлениями психотерапии,
например, известная техника Ф. Перлза
«горячий стул» (или «пустой стул»).
Результаты терапии
Основными результатами гештальттерапии
являются расширение осознавания и способность
присваивать собственный опыт. Расширение
осознавания — очень медленный процесс.
Ритм осознавания индивидуален. Способность
присваивать собственный опыт описывается
в гештальттерапии с помощью цикла опыта.
Цикл-контакт — это каждый конкретный
контакт с любым предметом, актуальный
для человека. Дж. Зинкер выделяет в нем шесть этапов:
ощущение;
осознавание;
мобилизация энергии или возбуждение;
действие;
контакт;
отступление.
На каждом этапе могут возникнуть
осложнения. Наше осознавание должно быть
ясным и отчётливым. Если осознавание
подкрепляется достаточной энергией,
мы можем прямо двигаться к тому, чего
хотим. Действия ведут к контакту с окружающей
средой и сопровождаются чувством удовлетворения,
разрешением и завершением. Мы можем выйти
из ситуации, расслабиться и уйти. Ясный
и завершённый выход даёт нам свежий опыт
и не сопровождается тягостным ощущением
незавершённости. Затем наступает новое
осознавание, и цикл наступает снова. Задача
терапевта состоит в том, чтобы помочь
понять, как и где система «тормозит» свое
движение и как использовать коллективное
осознавание и энергию, чтобы преодолеть
место торможения системы.
Существуют и другие рассмотрения
цикл-контакта — по Полу Гудмену, по Сержу
Гингеру (Женжеру) и некоторые другие.
Заключение
В заключение, остановимся
на общей оценке гештальтпсихологии.
Гештальтпсихология
— психологическое направление, возникшее
в Германии в начале 10–х и просуществовавшее
до середины 30–х гг. ХХ в. (до прихода к
власти гитлеровцев, когда большинство
ее представителей эмигрировали) и продолжившее
разработку проблемы целостности, поставленной
Австрийской школой. К этому направлению
принадлежат прежде всего М. Вертгеймер,
В. Келер, К. Коффка, К. Левин. Методологической
базой гештальтпсихологии послужили философские
идеи «критического реализма» и положения,
развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э.
Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым
физиологическая реальность процессов
в мозге и психическая, или феноменальная,
связаны друг с другом отношениями изоморфизма.
По аналогии с электромагнитными
полями в физике, сознание в гештальтпсихологии
понималось как динамическое целое, «поле»,
в котором каждая точка взаимодействует
со всеми остальными.
Для экспериментального
исследования этого поля была введена
единица анализа, в качестве которой стал
выступать гештальт. Гештальты были обнаружены
при восприятии формы, кажущегося движения,
оптико–геометрических иллюзий.
Введенный гештальтпсихологией
структурный принцип в смысле нового подхода
Выготский оценивал как «великое незыбленное
завоевание теоретической мысли». В этом
сущность и исторический смысл гештальттеории.
Среди других достижений
гештальтпсихологов следует отметить:
концепцию «психофизического изоморфизма»
(тождества структур психических и нервных
процессов); представление о «научении
через инсайт» (инсайт – внезапное понимание
ситуации в целом); новую концепцию мышления
(новый предмет воспринимается не в своем
абсолютном значении, но в его связи и
сопоставлении с другими предметами);
представление о «продуктивном мышлении»
(т.е. творческом мышлении как антиподе
репродуктивного, шаблонного запоминания);
выявление феномена «прегнантности» (хорошая
форма сама по себе становится мотивирующим
фактором).
В 20–х гг. ХХ в. К.Левин
расширил сферу применения гештальтпсихологии
путем введения «личностного измерения».
Гештальт-подход проник
во все области психологии. К.Гольдштейн
применил его к проблемам патопсихологии,
Э.Маслоу – к теории личности. Гештальт-подход
был с успехом использован и в таких областях,
как психология научения, психология восприятия
и социальная психология.
Гештальтпсихология
оказала существенное влияние на необихевиормзм,
когнитивную психологию. Теория гештальтпсихологии,
в основном интерпретация в ней интеллекта,
была предметом специального рассмотрения
в трудах Ж.Пиаже.
Гештальтпсихология
получила применение в области психотерапевтической
практики. На ее общих принципах основывается
одно из самых распространенных направлений
современной психотерапии –гештальттерапия,
основателем которой является Ф.Перлз
(1893-1970).
Отсюда ясно, какое
огромный вклад внесла гештальтпсихология
в дальнейшее развитие мировой науки.
Список использованной
литературы
1. Анциферова Л.
И., Ярошевский М. Г. Развитие и современное
состояние зарубежной психологии. М., 1994.
2. Вертгеймер М. Продуктивное
мышление. М., 1987.
3. Выготский Л.С. Собрание
сочинений в 6 томах, М, 1982.
4. Ждан А.Н. История
психологии: от античности к современности.
М., 1999.
5. Келер В. Исследование
интеллекта человекоподобных обезьян.
М., 1999.
6. Левин К, Дембо
, Фестфингер Л, , Сире П. Уровень притязаний.
Психология личности. Тексты.М., 1982.
7. Левин К. Теория
поля в социальных науках. СПб.,
2000.
8. Марцинковская
Т.Д. История психологии., М. Академия,2004.
9. Петровский А. В.,
Ярошевский М. Г. История и теория психологии.
В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1996.
10. Рубинштейн С.Л.
Основы общей психологии. М. Питер.2008.
11. Ярошевский М. Г.
История психологии. М., 2000.
12. Шульц Д, Шульц С.Э.
История современной психологии. СПб,,
1998