Гештальтпсихологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 18:32, реферат

Краткое описание

Настоящее содержание данной работы посвящено гештальтпсихологии, как одному из наиболее влиятельных и интересных направлений открытого кризиса, которое явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии.
Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX - начала XXвека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Основные методологические принципы гештальтпсихологии………………..4
Гештальттеоория как реакция против атомизма в психологии………………..5
Изучение закономерностей восприятия………………………………………....8
Восприятие движения, фи-феномен (М. Вертгеймер)………………………...12
Проблемы мышления: М.Вертгеймер, В Келер…………………………….…13
Гештальтисследования проблемы научения: инсайт и интеллект
человекообразных обезьян ………………………………………………….....17
Борьба с бихевиоризмом………………………………………………………..19
Теория "поля" Курта Левина……………………………………………………20
К.Левин и социальная психология…………………………………………..…22
Распространение принципов гештальтпсихологии в области психотерапии..23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

гештальтпсихолгия ПС-23.docx

— 80.79 Кб (Скачать файл)

Все это очень поднимало влияние гештальтпсихологии. В 1929 г. В. Кёлер читает лекции по гештальтпсихологии в Америке, которые затем выходят книгой «Гештальтпсихологии» . Эта книга представляет систематическое и, пожалуй, лучшее изложение этой теории. На американскую психологию оказала большое влияние также книга К. Коффки «Принципы гештальтпсихологии», 1935.

Х.Эренфельс о «качествах гештальта»

Христиан Фон Эренфельс, 20 июня 1859 года— 8 сентября 1932 года — австрийский философ и психолог, ученик Франца Брентано, представитель Австрийской школы. В психологии наиболее известен своей работой «О гештальт-качествах» 1890, в которой он ввел понятие «гештальт-качество» и поставил проблему целостности восприятия.

Качества Х. Эренфельса — это феномены восприятия.

Ряд гештальт–качеств: 
   — качество „сверхсуммативности“ (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в восприятии частей); 
   — качество „транспозитивности“ (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, и может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение закономерностей восприятия

 

 

  В качестве центральной  гештальтпсихологи выдвинули проблему восприятия, так как считали, что это наиболее удобный материал для иллюстрации общих закономерностей, распространяющихся не только на восприятие, но и на мышление, и на поведение вообще.

  В отличие от последователей  В.Вундта, гештальтисты полагали, что вычленение отдельных элементов – это вторичный процесс, который искусственно абстрагирует эти элементы от целого.

  Основополагающий принцип  восприятия, то есть базовый закон  формирования гештальтов, который был открыт в гештальтпсихологии, это деление перцептивного поля на фигуру и фон. Экспериментально изучая его, гештальтпсихологи использовали очень оригинальные методы. Датский психолог Э.Рубин для исследования динамики фигуры и фона разработал ряд простых, но очень остроумных штриховых рисунков, таких как, например, крест Рубина.

Оказалось, что при смене фигуры и фона происходит малозаметное преобразование: на рисунке, расположенном слева, белый крест воспринимается совсем иначе, когда выступают в качестве фона – он представляется субъекту непрерывно простирающейся за фигурой черного креста светлой плоскостью, при этом контур приписывается фигуре. Фигура воспринимается лучше, чем фон и обладает свойством константности. Сразу же возникает вопрос: что воспринимается как фигура, а что – как фон. Экспериментально было выявлено, что небольшие участки перцептивного поля воспринимаются как фигура, прямые линии обычно воспринимаются как фон, чаще фигурой становятся эмоционально окрашенные объекты, на ее выделение оказывает влияние установка, предпочитаемый цвет.

    Гештальпсихологи стали заниматься поиском факторов, способствующих или, наоборот, препятствующих организации элементов в перцептивные структуры, то есть законов формирования гештальтов. В 1923 году вышла статья М.Вертгеймера «Принципы перцептивной организации», в которой были сформулированы основные законы гештальта: закон «близости», закон «сходства», закон «однородности», закон «вхождения без остатка», закон «завершенности», закон «хороших кривых», фактор «общей судьбы», закон «простой формы», закон «опыта», фактор установки наблюдателя, направленности внимания

  В своих экспериментах  гештальтпсихологи предъявляли своим испытуемым точечные фигуры или рисунки из линий. На основе этих экспериментов они и выводили свои законы. То же самое касается и звуковых стимулов – гештальтисты часто использовали метроном. Оказалось, что человек не в состоянии воспринять редкие удары метронома, если искусственно не сформирует какой-то ритм, то есть звуковой гештальт.

  Именно на основе  принципа целостности создается  музыка. По сути, мелодия – это  тоже гештальт. Доказывается это очень просто: если отдельные звуки мелодии давать через длительные промежутки времени, то она не воспринимается как музыка.

  Гештальтисты придавали законам гештальта очень большое значение, они считали, что все психические процессы работают по этому принципу. Они очень удачно распространили свои законы на другие элементарные психические процессы, например на осязательные ощущения. Если приложить к коже три точки, то возникало ощущение, будто приложили кружок.

  Затем эти законы  были распространены на область  общения: человек воспринимает целые  предложения, а не отдельные слова; если же ведется дискуссия, то  воспринимается изложение в целом, а не отдельные фразы.

  Свойства гештальта:

  • Качество гештальта зависит от выразительности и точности, то есть психическая организация всегда будет настолько хороша, насколько позволяют господствующие условия (законы равномерности, простоты, симметрии и замкнутости).
  • Части общей структуры имеют различную ценность: некоторые части необходимы, другие – необязательны. Если у человека опустились уголки рта, то выражение лица (гештальт) сразу же изменится.
  • Гештальты возникают принудительно, то есть их появление не зависит от воли человека, он не может воспринять или не воспринять его. Чем сильнее гештальт, тем сильнее принуждение.

  Для объяснения мозгового  механизма в процессе восприятия  В.Келер попытался применить две подхода: модель электромагнитных полей М.Фарадея и теорию Э.Маха, согласно которой все физические системы стремятся к простоте и симметричности2. С точки зрения В.Келера, кора больших полушарий представляет собой однородную электрическую жидкость, поэтому основой всех психических явлений, происходящих в мозге, является взаимодействие физических полей. Морфология вообще в расчет не принималась.

  Можно привести много  доводов против этого положения. Кроме этого, модель В.Келера проверялась экспериментально. Кора головного мозга, согласно его точке зрения, однородный элемент, поэтому, соединив проводниками различные участки мозга, можно изменить восприятие. Следовательно, если искусственно нарушить динамику электрических процессов, восприятие должно пострадать. Опыты проводились на обезьянах, у которых методом лоботомии удалялась часть мозга, и проекционные зоны соединялись полосками золотой фольги. Однако изменений восприятия не происходило.

  Взаимодействием физических  полей гештальтпсихологи пытались объяснить и принцип прегнатности. Фактор близости они объясняли коротким замыканием.

  Согласно точке зрения  гештальтпсихологов, все выявленные ими закономерности зрительного восприятия врожденны.

  К 1933 году было предложено 114 законов гештальта, а после 1935 года начинается новый этап в развитии гештальпсихологии.

  К новым направлениям  можно отнести исследования феноменов  фигурного последействия. Например, если испытуемый воспринимает  кривую линию, а после этого  в этом же перцептивном поле предъявляется прямая, то он видит ее изогнутой. Восприятие искажается в результате длительного воздействия какой-то стимуляции. В этом направлении работал А.Мишотт.

  Главный недостаток  гештальтпсихологов состоит в том, что они использовали ограниченные методики, а результаты распространяли на широкий спектр явлений, пытаясь сформулировать общие законы психической деятельности. Они вообще отрицали развитие психики, поэтому проводили свои эксперименты только на взрослых.

  Им так и не удалось  до конца преодолеть недостатки  рецепторной теории. Фактически  они оторвали работу органов  восприятия от деятельности мозга. Получалось, что органы чувств  функционируют сами по себе  и их деятельность никак не  связана с мозговыми процессами. Они считали, что любые психические  феномены изоморфны динамике  физиологических процессов. Это  значит, например, что в мозгу  при восприятии белого круга  на черном фоне в проекционной  зоне зрительного анализатора  возникает область, ограниченная  сильным электромагнитным полем. Периферическая стимуляция механически  отражается в пространственной  структуре физических полей, возникающих  в проекционных зонах коры  головного мозга, и таким образом  формируется целостный образ  воспринимаемого объекта. «И нервные  импульсы, и процессы в коре  имеют ту же структуру, что  и на сетчатке» – так сформулировал  принцип изоморфизма В.Келер.

  Гештальтпсихологи считали, что никакой активности при восприятии не требуется. Таким образом, аналитическая деятельность периферических органов никак не связана с синтезом воспринятой информации в коре больших полушарий, но ведь анализ не может существовать без синтеза, так же как и синтез без анализа.

  Все представления  гештальтистов о мозговых механизмах спекулятивны. Биологические и физиологические закономерности подменяются физическими. Образ может быть сформирован только тогда, когда на одни и те же участки последовательно подается стимуляция. Однако если один и тот же участок раздражать разными стимулами, то все равно возникает образ.

  Особенно четко этот  физикализм проявился во взглядах К.Коффки. Он фактически приравнял физические и биологические процессы.

  Еще один важный  недостаток гештальтпсихологии  в том, что ее представители  полностью игнорировали культурно-исторические  факторы. «Треугольник воспринимается  как треугольник независимо от  того, воспринимает его человек  или муха» – считали они. Но  ведь даже перцептивная система насекомых в процессе эволюции приспособилась к условиям своей среды обитания: пчела лучше различает сложные фигуры, чем простые, потому что основными объектами ее жизнедеятельности являются растения с цветами сложной геометрической формы. В середине 30-х годов XX столетия А.Р.Лурия проводил исследования в Узбекистане, в котором принимали участие простые крестьяне, не умевшие даже читать и писать. Они воспринимали, например, разорванное кольцо не как фигуру, а как браслет, а треугольник без одной вершины – как мерку для керосина. Следовательно, восприятие имеет исторический смысл как в эволюционном, так и в социальном аспекте.

  Тем не менее, заслуга  гештальтпсихологии в том, что  она четко поставила многие  психологические проблемы, однако  решены эти проблемы были не  совсем правильно.

  Гештальтпсихологи показали, что есть восприятие как самостоятельный психический процесс, который подчиняется своим законам, то есть гештальтисты фактически открыли психологию восприятия.

  Кроме того, гештальтпсихология  сыграла важную роль в критике  ассоциативной теории.

  После изучения процесса  восприятия гештальтисты занялись мышлением; при этом они использовали ту же самую методологию, что и в исследованиях восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восприятие движения, фи-феномен (М. Вертгеймер)

 

 

  В 1912 году появляется  статья Макса Вертгеймера, в которой описывалось очень интересное явление: на экране проецировались две полоски света, и при некотором временном интервале между их предъявлениями наблюдалось кажущееся движение. Современное название этого феномена – стробоскопический эффект. В принципе это явление было известно уже давно, но М.Вертгеймер предложил принципиально новое его объяснение.

  Эрнст Мах и его  сторонники считали, что стробоскопический  эффект (М.Вертгеймер называл этот вид кажущегося движения ?-феноменом) возникает в результате процессов, происходящих на сетчатке глаза. М.Вертгеймер объяснял это явление центральными процессами, поскольку, если подавать одну полоску света на сетчатку одного глаза, а другую – на сетчатку второго, то стробоскопический эффект все равно имеет место. Он предложил следующий гипотетический механизм ?-феномена: если в мозгу образуется возбужденный пункт A, связанный с восприятием одной световой полоски и, если через определенное время возбуждается другой пункт B, обусловленный появлением в зрительном поле второй световой полоски, то между ними возникает короткое замыкание, а это и есть восприятие движения. Таким образом, движение – это целостный образ, гештальт, качественно отличающийся от всех входящих в его состав элементов.

  М. Вертгеймер в статье «Исследования, относящиеся к учению о гештальте» (1923) сформулировал основные положения гештальтпсихологии. Главное из этих положений гласило, что первичными данными в психологии является целостные структуры (гештальты) в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений как близость/ сходство/ замкнутость/ симметричность. 
Существуют и ряд других факторов от которых зависят совершенство и устойчивость фигуры: ритмичность построения рядов, общность цвета и т. д. Действия этих факторов подчиняются основному закону, который был назван М. Вертгеймером законом прегнантности(закон хорошей формы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы мышления: М.Вертгеймер, В Келер.

 

Новое понимание природы мышления и новые методы его исследования ведут свое начало в истории гештальт-психологии от экспериментов Келера, которые он направил против теории проб и ошибок Торндайка.

Информация о работе Гештальтпсихологи