Готовность педагогов к инновациям и развитие их инновационного потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:26, дипломная работа

Краткое описание

Одной из серьёзных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35 – 40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъёма в профессиональной сфере, происходит спад. Актуальность этого вопроса для нашего коллектива заключается в том, что средний возраст педагогов школы – 43 года. И здесь необходима эмоционально – психологическая поддержка, формирование мотивации - как основного стержня к саморазвитию педагога, его стремление к достижению новых вершин в педагогике, личной жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1.Факторы торможения нововведений …..…………………………….………..5
2.Цели и задачи проекта………………………………………………………….6
3.Готовность педагогов к инновациям – основа развития инновационного потенциала педагогического коллектива………………………………………..6
3.1.Сферы готовности педагогов к инновациям ..………………………… ..6
3.2.Программа диагностики и ее результаты………………………………..8
3.3.Модель поведения администратора, внедряющего инновации………..14
4.Этапы реализации проекта…………………………………………………....17
5.Система управления проектом………………………………………………..18
6. Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала……………………………………………………22
7. Результаты внедрения проекта………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………25
Приложения……………………………………………………………………...27
Литература……………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

gotovnost._-k-innovaciyam.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

 

Муниципальное образовательное учреждение

 «Южно-Подольская средняя общеобразовательная  школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовность  педагогов к инновациям и развитие их инновационного потенциала

 

Районный Фестиваль педагогических проектов

 

 

 

 

                                            Игнатьева Н.М., заместитель директора по учебной работе МОУ «Южно-Подольская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черлак -2008

 

 

Содержание

 

 Паспорт проекта…………………………………………………………………3

 Введение………………………………………………………………………….4

1.Факторы торможения нововведений …..…………………………….………..5

2.Цели и задачи проекта………………………………………………………….6

3.Готовность педагогов к инновациям – основа развития инновационного потенциала педагогического коллектива………………………………………..6

    3.1.Сферы готовности педагогов к инновациям ..………………………… ..6

    3.2.Программа диагностики   и ее результаты………………………………..8

    3.3.Модель поведения администратора, внедряющего инновации………..14

4.Этапы реализации проекта…………………………………………………....17 

5.Система управления проектом………………………………………………..18

6. Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала……………………………………………………22

7. Результаты внедрения проекта………………………………………………24

Заключение………………………………………………………………………25

Приложения……………………………………………………………………...27

Литература……………………………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

 

Полное наименование проекта

Проект «Готовность педагогов к инновациям и развитие их инновационного потенциала»

Этапы разработки проекта

2006 -2007г.г. – подготовительный этап

2007- 2008 г.г. – организационно – прогностический этап

2008– 2009г.г. – практический этап

2009 – 2010 г.г. – аналитический этап

Цель проекта

Построение программы развития инновационного потенциала коллектива на основе анализа готовности педагогов к инновациям

Задачи проекта

1. Проведение диагностики готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности.

2. Создание программы развития инновационного потенциала коллектива.

3.Формирование  инновационного  мышления и инновационного опыта  педагогов.

 

Ожидаемые результаты

1. Создание системы развития инновационного потенциала педагогического коллектива.

2. Рост профессионализма  и готовности к инновациям педагогов.

3. Достижение высокого уровня  инновационной деятельности педагогического коллектива.

Разработчики проекта

Игнатьева Н.М., заместитель директора  по учебной работе

Система организации  контроля за выполнением проекта

 Работа методического совета


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       В настоящее время меняется роль и место школы в жизни общества, ее ценностные ориентации. Заметную роль в процессе преобразования учебных заведений играют педагогические коллективы школ, важнейшей характеристикой которых является способность к инновационной деятельности. Условием успешного развития инновационных процессов в сфере образования становится инновационный потенциал коллектива.         

      Социологические исследования, проводимые с 2005 г. показали, что в основном родители удовлетворены образовательными услугами, которые оказывает школа, но при этом они хотели бы расширить их спектр. Анкетирование учащихся и родителей выявило их потребность в следующих общеобразовательных услугах: открытии классов с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля, раннем изучении иностранного языка, расширении сети кружков и секций. Кроме того, анкетирование учителей продемонстрировало, что большинство членов педагогического коллектива осознали необходимость создания в школе условий, при которых возможна максимальная самореализация каждого ученика.  
       Эти условия повлияли на выбор педагогическим коллективом индивидуального пути развития школы, при этом должна была быть выявлена общая направленность инноваций на развитие учащихся, удовлетворение их разнообразных интересов и склонностей.  
      Между тем реальные результаты деятельности педагогического коллектива по обучению, воспитанию и развитию учащихся существенно отличаются от желаемых (запланированных). При анализе причины их расхождения на первый план выходит следующая проблема:  готовность  педагогов к нововведениям и психологической направленности на обновление школы.  
       Необходимым условием системного преобразования школы является достаточный для этой деятельности уровень инновационного потенциала педагогического коллектива школы. Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Система показателей инновационного потенциала включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитость их коммуникативных связей.

Изучение мотивации  к нововведениям нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания в саморазвитии. Ведь в последнее время в образовательной системе произошли положительные изменения, позволяющие педагогу раскрыть свой творческий потенциал и поэтому в инновационном процессе, главной фигурой является преподаватель с его культурным уровнем, физическим, психическим и нравственным здоровьем, творческим потенциалом.

        Любые инновации отомрут или их смысл исказится до неузнаваемости, если преподаватель не увидит пользы для себя от инновационного процесса.

Одной из серьёзных проблем  современной школы является эмоциональное  выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35 – 40 лет. Получается, что к тому времени, когда они  накопят достаточный опыт, а собственные  дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъёма в профессиональной сфере, происходит спад. Актуальность этого вопроса для нашего коллектива заключается в том, что средний возраст педагогов школы – 43 года. И здесь необходима эмоционально – психологическая поддержка, формирование мотивации - как основного стержня к саморазвитию педагога, его стремление к достижению новых вершин в педагогике, личной жизни.

 
1.Факторы торможения нововведений

        Педагог –  главный субъект модернизации  образования. Без  становления  его самоопределения на нововведения как условие развития, все инновации будут носить внешний характер и не дадут внешнего эффекта.

        Проведенный  анализ результатов диагностики  внутренней позиции членов педагогических  коллективов образовательных учреждений  Омской области дал возможность определить факторы, тормозящие нововведения.

Первый из них – гностические качества педагогов их познавательные потребности  и способности. По результатам  исследования выявлено, что познавательная культура типичного педагога находится на том же уровне, что и у типичного ученика. От полутора до двух часов вдень затрачивают на подготовку уроков 40% педагогов, 1/3 тратит полчаса, каждый пятый практически не готовится к урокам. Каждый четвертый педагог не изучает методическую и научную литературу по предметам и смежным дисциплинам, литературу по психологии и педагогике не изучает 70% педагогов. Только 1-3 педагога из 100 всерьез занимаются самообразованием, по их собственному признанию.

           Второй  фактор торможения нововведений в образовании – психологические барьеры, возникающие в процессе принятия решений в условиях неопределенности,  когда имеет место различие подходов, направлений нововведений. Данный фактор является основным для активного неприятия нововведений у 60% опрошенных педагогов. Причинами неприятия нового являются следующие: расхождение знаний по предмету нововведений, различное понимание проблемы, отсутствие положительной мотивации, неконструктивно-критический подход к решению проблем образования, индивидуально-психологические свойства людей.

         Третий  фактор торможения в 40% случаев  возникает вследствие несовершенства  организации инновационного процесса. Причинами являются следующие:  несовпадение целей личности  и целей инноваций, неадекватное  распределение прав и ответственности, наложение функций одной структуры на другую, несоответствие представлений о профессионально-ролевой позиции реальному функционированию и развитию организации.

         Но главным  фактором, в 80% случаев тормозящим  создание и внедрение новшеств, является социально-психологический барьер, как реакция на процесс и следствия нововведения, обусловленная личностными и групповыми особенностями в субъект-субъектных отношениях. Среди основных причин здесь можно выделить следующие: несовпадение ценностного самоопределения;  отношения между людьми и групповые  особенности; образ жизни, своеобразие распределения времени на различные виды работы, предпочтения и вкусы.

         Таким образом,  главными барьерами на пути  инновационных процессов являются социальные (в первую очередь ценностные), психологические  когнитивные. Для устранения барьеров требуется осуществление деятельности по становлению готовности педагогов к созданию новшеств и к нововведениям.

 

2.Цели и задачи проекта

 

Цель: построение программы развития инновационноо потенциала коллектива на основе анализа готовности педагогов к инновациям

Задачи:

 

1. Изучение и проведение диагностики готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности.

2. Создание программы развития инновационного потенциала коллектива.

3.Формирование  инновационного  мышления и инновационного опыта  педагогов.

 

              3.Готовность педагогов к инновациям – основа развития                     инновационного потенциала педагогического коллектива

 

3.1.Сферы готовности педагогов к инновациям

Рассмотрим сферы, определяющие готовность педагогов к нововведениям.

  • Когнитивная, важное место в составе которой занимает овладение педагогами понятиями «инновация»,  «нововведение». Отношение личности проявляется в осознании значимости, иерархии новшеств, развивается как преодоление различного вида затруднений в процессе осознания необходимости нововведений как условия развития. В ходе рефлексии, при овладении педагогами способами инновационной деятельности, осуществляется переход к самостоятельности. При комплексной реализации этих и других принципов: проблемности, коллективности в целях развития инновационного потенциала личности и образовательного учреждения будут реализовываться принципы развития и саморазвития: «выращивания», деятельности, активности, личностно-опосредованного характера взаимоотношений
  • Интеллектуальная, характеризующаяся необходимым объемом, глубиной, действенностью знаний об инновациях в образовании. Процесс самоопределения в отношении нововведений отличается от усвоения предметных знаний, умений и способов действий. Здесь идет такое освоение, в результате которого происходит актуализация мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение на основе ценностей
  • Мотивационная сфера, являющаяся главной движущей силой развития личности, способствующая развитию личностных и общественных потребностей; активизация не только значимых мотивов, но и реально действующих. Знать, что должно делать, к каким новшествам следует стремиться, - не значит хотеть делать и действительно к этому стремиться. Новые мотивационные образования возникают в процессе переживания или проживания. Этот процесс происходит в реальной жизни человека, и развитие мотивационной сферы происходит, сопровождаясь эмоциями.
  • Эмоциональная сфера личности педагога, находящая свое отражение в отношении к инновациям на основе переживаний, связанных с моральными нормами и нравственными принципами. Развитие инновационного потенциала личности приносит плоды в том случае, если руководителю удается сочетать требовательность и поддержку. Объяснение этому положению дали психологи: тот предмет (цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Если нововведение несет отрицательные эмоции, то весь механизм развития инновационного потенциала не работает. Это говорит о том, что личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в обществе, который соответствует ее жизненным ценностям.
  • Волевая сфера, представляющая собой развитие и актулизацию у педагогов таких личных качеств, ставших ценностями, как инициатива, выдержка, самостоятельность, смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, принципиальность в отстаивании принятых инноваций. Здесь важно не только то, что личность ставит цели, но и как она их реализует, на что пойдет ради достижения целей.
  • Сфера саморегуляции, характеризующаяся осознанием личностью правомерности выбора способа внедрения инновации, проявляющегося в совестливости, самооценке, самокритичности, умении соотнести нововведение с эталоном, рефлективности  и другом. Саморегуляция осуществляется в соответствии с формулой преломления внешнего через внутреннее: она реализуется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии внешних условий, возможностей задач.
  • Предметно-практическая сфера, отличающаяся способностью личности внедрять инновации. Психологи отмечают, что не всякая деятельность развивает способности, и не все возникшие способности приводят к развитию личности в целом.
  • Экзистенциальная сфера, требующая развития следующих ценностей: сознательное отношение человека к инновациям и нововведениям, стремление к развитию инновационного потенциала как к нравственному совершенствованию, гуманное отношение к себе и к другим.

 

        Итак, индивидуальность  - фундамент готовности педагогов к инновациям. Развитие нравственных и психологических структур определяет границы и направленность инновационного потенциала личности.

 

3.2.Программа диагностики   и ее результаты

        Какова же  готовность педагогов к инновациям?  Была выработана программа диагностики, которая опирается на следующие компоненты: когнитивный, интеллектуальный, мотивационный, эмоциональный, деятельностно-волевой, экзистенциальный, коммуникативный.

 Были получены следующие  результаты (начало 2007-2008 учебного года):

        Когнитивная сфера

С целью установления уровня осознания  педагогами содержания понятий педагогической инноватики были предложены различные  понятия для определения. Целенаправленная организация осознания инновационных понятий будет способствовать изменению уровней когнитивной готовности педагогов к инновационной деятельности, так как нельзя ценить и реализовывать то, чего не знаешь.

Анализ ответов позволил выявить  осведомленность педагогов в  отношении понятий инноватики, педагогических технологий и диагностических методик. Большинство педагогов адекватно понимает сущность инновационных понятий, ориентируется в области современных технологий и умеет применять диагностические методики.

 

 

                Педагогические технологии

      

               Диагностические методики

 Количество педагогов,

понимающих сущность технологии и  предполагающие возможность ее применения

КТД – коллективное творческое дело

100%

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач

75%

КМД – коллективная мыслительная деятельность

88%

ИМС – методика изучения себя

75%

УФК – ускоренное формирование колектива

13%

ТВП – теория воспитания партнерства

38%

ТСС – технология самосозидания

25%

Тестовые методики

100%

Различные виды опроса

100%

Наблюдение (с составлением протокола)

88%

Ситуации выбора

88%

Рейтинг (самооценка и экспертная оценка)

38%

социометрия

38%

Карты воспитанности, учебного профиля

50%

Методика самоооценки

63%


 

     Сфера саморегуляции

Потребность в новшествах как исходный момент возникновения мотивации поступка, трансформируется в мотив в результате рефлексивной деятельности, поиска своего места и роли в ней на основе ценностного самоопределения. Следовательно, необходимо выявлять и оценивать изменения в степени овладения педагогами рефлексией. Оцениваются  не только рефлексивные умения, но и действия.

Информация о работе Готовность педагогов к инновациям и развитие их инновационного потенциала