Готовность педагогов к инновациям и развитие их инновационного потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:26, дипломная работа

Краткое описание

Одной из серьёзных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35 – 40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъёма в профессиональной сфере, происходит спад. Актуальность этого вопроса для нашего коллектива заключается в том, что средний возраст педагогов школы – 43 года. И здесь необходима эмоционально – психологическая поддержка, формирование мотивации - как основного стержня к саморазвитию педагога, его стремление к достижению новых вершин в педагогике, личной жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1.Факторы торможения нововведений …..…………………………….………..5
2.Цели и задачи проекта………………………………………………………….6
3.Готовность педагогов к инновациям – основа развития инновационного потенциала педагогического коллектива………………………………………..6
3.1.Сферы готовности педагогов к инновациям ..………………………… ..6
3.2.Программа диагностики и ее результаты………………………………..8
3.3.Модель поведения администратора, внедряющего инновации………..14
4.Этапы реализации проекта…………………………………………………....17
5.Система управления проектом………………………………………………..18
6. Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала……………………………………………………22
7. Результаты внедрения проекта………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………25
Приложения……………………………………………………………………...27
Литература……………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

gotovnost._-k-innovaciyam.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

Методика диагностики уровня рефлективности позволила  выяснить следующее: средним  уровнем рефлективности обладают 11% педагогов, немного выше среднего – 31%, выше среднего – 25%, высоким уровнем рефлексии – 31%, очень высоким – 2%. Более низких результатов по рефлексии (уровень ниже среднего, низкий и очень низкий) не показал никто. Большинство учителей имеют высокий  и выше среднего уровень рефлексии. Собственная педагогическая деятельность и деятельность коллег волнует всех, большая часть коллектива беспокоится о своем самообразовании, оказывает разнообразную помощь своим коллегам.

 

 

 

 

 

       Эмоциональная сфера

Для изучения эмоционального компонента готовности педагогов к инновациям были выявлены доминирующие эмоции, так как рост готовности к инновациям объясняется также положительным эмоциональным возбуждением, связанным с собственными переживаниями и усиливается эмоциональным состоянием других объектов инновационной деятельности. Знания об инновациях и деятельность могут быть для педагога эмоционально окрашены, вызывать положительный отклик или негативное отношение.  Анализ результатов ранжирования по методике Б.И. Додонова показывает, какие эмоции по отношению к инновациям и нововведениям доминируют. На первом месте у 50% учителей радость, хорошее настроение, симпатия от общения с увлеченными людьми, когда есть взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей. У 38% - появляется чувство радостного возбуждения, подъема, увлеченности, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься лучших результатов. У 12% - на первом месте радостное волнение, нетерпение при приобретении новых  знаний, удовольствие от мысли, что узнал что-то новое. На втором месте:

63%  - чувство радостного возбуждения, подъема, увлеченности, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься лучших результатов.

25%  -  радостное волнение, нетерпение  при приобретении новых  знаний, удовольствие от мысли, что узнал что-то новое

12% - радость, хорошее настроение, симпатия от общения с увлеченными  людьми, когда есть взаимопонимание,  когда сам получаешь помощь  и одобрение со стороны других  людей

На третьем месте:

25% - радостное волнение, нетерпение при приобретении новых  знаний, удовольствие от мысли, что узнал что-то новое

13% - чувство необычного,  неизведанного  появляющегося в незнакомой новой  деятельности

25% - удовлетворение, гордость, подъем  духа, когда можешь доказать коллегам, руководству свое превосходство в реализации новых идей

 

В меньшей степени прозвучали следующие  эмоциональные предпочтения – азарт, острые ощущения от борьбы нового со старым;

- радость и глубокое удовлетворение  при уяснении сути явления, подтверждении своих догадок и предположений;

-  наслаждение от устоявшейся,  проверенной годами деятельности, не подлежащей переменам;

- равнодушие, скука от того, что  «все это мы уже проходили,  сколько переживали уже разных  нововведений», «осваивать новые идеи, конечно, надо, но пусть мне покажут, как это делается»;

-  страх браться за новое  в одиночку, неуверенность в своих  познаниях и силах.

      Мотивационная сфера

Потребности педагогов  - это пусковой механизм их деятельности, в том числе и инновационной. А так как внешнем выражением потребности является мотив, формируемый на ее основе  непосредственно связанный с целями деятельности, необходимо осуществить педагогические наблюдения и срезы по исследованию мотивационного компонента готовности педагогов к инновациям, предполагающего отношение к инновации как ценности и деятельности по ее внедрению в практику.

Исследование мотивационного компонента показывает, что доминируют следующие  мотивы:

      

                         Доминирующие мотивы

     % показатель количества  педагогов

Интересно создать что-то новое, оригинальное, необычное

50

Повышается интерес детей к  обучению и воспитанию

67

Возрастает авторитет среди  родителей и детей

8

Радует поддержка администрации

38

Повышается статус среди коллег

8

Лучше познаешь, на что способен, возрастает самоуважение

50

Лучше можешь реализовать себя, свои силы и способности, опыт и мастерство

33

Повышается эффективность работы, то есть достижения наилучшего результата при наименьших затратах времени и сил

67


Видно, что наибольшее значение учителя  придают нравственным, познавательным мотивам и мотивам саморазвития. Среди списка противоречий, мешающих в применении нового были указаны  следующие:

- новые идеи трудно реализовывать  на практике – 33%

- неизбежны ошибки, неудачи, а  это неприятно – 25%

- сложно довести эксперимент  до конца, часто привычное берет  верх – 33%

- часто начинаешь и бросаешь, т.к. трудно довести новое до  совершенства – 25%

- дефицит времени – 25%

 

      Экзистенциальная  сфера

Чтобы выяснить направленность личности педагога, уровень развития его экзистенциальной (смысложизненной) сферы, можно исследовать  его ценностные ориентации (методика М. Рокича, приложение №) после ранжирования педагогами ценностей-целей были получены следующие результаты:

58%  преподавателей  ставят на  первое место  здоровье

33% - интересную работу

9% -  общую хорошую обстановку в стране, в обществе, сохранение мира между народами

На второе место

25% - любовь (физическая и духовная близость с любимым человеком)

16% -воспитанность (хорошие манеры)

16% - ответственность (чувство долга, умение держать слово)

8% - здоровье (физическое и психическое)

8% - свободу (самостоятельность и независимость в суждениях и действиях)

8%- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

8% - материально обеспеченную жизнь (отсутствие материальных затруднений)

8% - активную деятельность в жизни (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

8%-  общую хорошую обстановку в стране, в обществе, сохранение мира между народами

На третье место:

8% - наличие хороших и верных  друзей

8% - общественное признание (уважение  окружающих, коллег, товарищей)

8% - жизненная мудрость (зрелость  суждений и здравый смысл, достигаемые  человеком с жизненным опытом)

8% - активная деятельность в жизни  (полнота и эмоциональная насыщенность  жизни)

8% - познание, творчество

При ранжировании ценностей средств  на первое место вышли:

30% - аккуратность (умение содержать  в порядке вещи, порядок в делах)

20% - счастливая семейная жизнь

По 10% -

  • Образованность (широта знаний, высокая общая культура)
  • Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)
  • Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
  • Терпимость (к взглядам, мнениям других, умение прощать другим ошибки и заблуждения)
  • Воля (способность к собственным усилиям)

На второе место

  • Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)
  • Исполнительность
  • Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

 

Анализ результатов ранжирования, характеристик качеств личности педагогов с ориентацией на ценности установил следующие варианты направленности личности – гуманистическая, морально-деловая. В меньшей степени проявляется  морально-политическая и морально-прагматическая направленность личности. Наиболее предпочтительной для становления готовности личности к инновациям является гуманистическая направленность личности педагога к инновациям, т.к. именно она способствует смене авторитарной парадигмы образования на гуманистическую. Но иметь сформированные ценностные ориентации, знать, как следует поступать, не означает, что педагог будет активным творческим участником инновационного процесса. Ценность инноваций осваивается педагогом тогда, когда он включился в инновационную деятельность.

       Готовность к  инновациям включает также коммуникативный компонент. В этой сфере педагоги школы показали очень высокую готовность:

                     

 

                        Коммуникативные умения

Количество педагогов, имеющих ярко выраженное данное умение

Регулировать отношения с субъектами инновационной деятельности

44%

Сочетать требовательность с уважением

77%

Оперативно приходить на помощь

89%

Объективно оценивать достижения

100%

Сопереживать состоянию людей

100%


 

     Коммуникативный компонент является основой для перевода информационных побуждений во внутреннюю эмоционально-волевую, нравственную сферу личности педагогов и достраивает их готовность и способности практической установкой в результате самоопределения на инновационную деятельность как ценность.

   Для выявления общего  уровня готовности педагогического  коллектива школы к инновациям  была использована градация М.Н.  Аплетаева:

  1. Низкий, отличающийся неустойчивыми, ситуативными смыслами инновации как ценности, эпизодичность обращения к ним, зависимостью от внешних факторов, сформированностью 1-2 компонентов готовности (чаще в сего сформированы интеллектуальный и когнитивный компоненты)
  2. Средний, характеризующийся устойчивыми адаптационными ориентациями на инновации в общей структуре смысловой сферы педагогов, сформированности почти всех компонентов готовности к инновациям
  3. Высокий, когда сформированы все компоненты готовности, когда для педагога инновационная деятельность стала личностной ценностью, вошла (осознана и принята)  в общие смыслы его жизни.

 

Уровень готовности педагогического  коллектива школы к инновациям

 

Компоненты готовности к инновациям

Уровень готовности

когнитивный

высокий

интеллектуальный

высокий

мотивационный

средний

эмоциональный

средний

экзистенциальный

средний

Деятельностно-волевой

низкий

коммуникативный

высокий

Общий уровень готовности

средний


 

    Таким образом, мы пришли к заключению, что общий уровень готовности педагогического коллектива к участию в инновационных проектах на начало 2007-2008 учебного года – средний. Следовательно, существует необходимость создания программы развития инновационного потенциала педагогического коллектива. Необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства  развития,  и те формы и способы деятельности, которые в наименьшей степени повлияли на развитие готовности педагогов к инновациям.

     Но перед тем как  перейти непосредственно к описанию  проекта, давайте рассмотрим фазы (этапы), через которые проходит  коллектив при внедрении инноваций и модели поведения администратора, внедряющего инновации.

 

3.3.Модель поведения администратора, внедряющего инновации

Чаще всего инициатором тех  или иных перемен в школьной жизни  сегодня выступает администрация. Новшества, как известно, не всегда находят понимание у педагогов, нередко встречают упорное сопротивление, и их приходится буквально  навязывать. Термин «навязывание» может показаться недемократичным, но он отражает реальное положение вещей. К тому же «навязывание» трактуется достаточно широко: от предложения реализовать некую сформулированную в общих словах идею до диктовки точного рецепта деятельности. Во всех случаях руководителю важно понять поведение людей, которым он предлагает что-либо сделать, отказываясь при этом от привычного и, возможно, годами наработанного. Важно найти адекватную оценку реакции подчиненных на новые цели и задачи.

Опираясь на данные исследования, скажем, что реакции эти достаточно типичны и каждый человек, включая  самого руководителя, сталкиваясь с необходимостью что-то менять в своей работе и в жизни, ведет себя примерно так же, проходит через одни и те же фазы, демонстрируя различный уровень самооценки, депрессии, активности, желания сотрудничать. Ну а время прохождения, разумеется, различно: от нескольких минут до нескольких месяцев.

Рассмотрим схематично одну из возможных  моделей реакции человека на «навязываемые» ему изменения. Ее можно условно  разделить на пять этапов (фаз).

Отрицание

Эта фаза может начинаться с шока, оцепенения, ощущения невозможности  что-либо сделать, ориентации на прошлое. Во внешних проявлениях это выражается в вопросах и мнениях (высказанных и невысказанных) типа: «Зачем это делать?», «Мы раньше делали это так, и все было в порядке!», «Это ничего не изменит!» и т.д.

Обычно, большинство действует по-старому, надеясь на то, что намерения руководителя несерьезны.

Как действовать? Необходимо давать больше информации. Пусть люди привыкают к новой  идее.  При этом настойчиво, не стараясь быть чрезмерно чутким, давайте понять, что изменение обязательно свершится. Часто стоит игнорировать проявления недовольства, ориентируя подчиненного на будущее, рассказывая, что произойдет, давая время для адаптации.

Сопротивление

На этом этапе вы можете столкнуться  с раздражением, желанием сопротивляться. Возможна и депрессия, связанная с ощущением неизбежности надвигающихся перемен, чувством собственной беспомощности противостоять вашему давлению.

Информация о работе Готовность педагогов к инновациям и развитие их инновационного потенциала