Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 13:48, дипломная работа
Цель исследования явилось определение возможностей психологического развития детей и подростков с девиантным поведением.
Объектом исследования: психологическое развитие подростков, состоящих на учете по делам несовершеннолетних РОВД Ичалковского района РМ.
Предмет исследования: уровни психологического развития подростков с девиантным поведением.
Введение 3
Глава 1. Общие психологические характеристики девиантных подростков 6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2 Понятие «девиантность» и психологические особенности поведения девиантных подростков
Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема 28
2.1 Роль биологических и социальных факторов в формировании девиантного поведения
2.2. Исследование особенностей в формировании характера у подростков с девиантным поведением.
2.3 Практические рекомендации по проведению социальной работы с девиантными подростками
Заключение 53
Список использованных источников 55
57
Оглавление
Введение
Глава 1. Общие психологические характеристики девиантных подростков 6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2 Понятие «девиантность» и психологические особенности поведения девиантных подростков
Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема
2.1 Роль биологических и социальных факторов в формировании девиантного поведения
2.2. Исследование особенностей в формировании характера у подростков с девиантным поведением.
2.3 Практические рекомендации по проведению социальной работы с девиантными подростками
Заключение
Список использованных источников 55
Приложение
Введение
Проблема «девиантных» подростков – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства с рыночной экономикой. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкретного и высокопроизводительного производства – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться среди молодежи. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Причем появляются все новые виды отклоняющего поведения. Молодежь участвует в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничает с мафией, занимается проституцией и сутенерством, совершает экономические преступления. Молодежь сегодня особенно нуждается в помощи воспитателей и наставников. Коррегирование поведения современного «трудного» учащегося возможно, если сам педагог хорошо разбирается не только в сущности происходящих общественных процессов, но и в психологии новой молодежи. Многие учителя не понимают, что такое неформальные молодежные объединения и как к ним относиться. Имеются такие воспитатели, которые любого неформала относят к «трудным» подросткам и юношам. Подобный недифференцированный подход к этим группам молодежи является неправильным. Чтобы найти нужный и правильный подход необходимо вкратце обсудить с учителем происходящие коренные изменения в сознании подростков, понять новые требования общества к выходящим в самостоятельную жизнь молодым людям, чтобы помочь им найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути. Так же необходимо помочь учителю лучше овладеть психолого-педагогическими методами изучения и воздействия на личность «трудного» подростка. Эффективные психолого-педагогические методы требуют индивидуального подхода к «трудным» школьникам: к ленивым применяются одни методы, к недисциплинированным – другие, к грубым – третьи и т.д. К представителям одной и той же категории «трудных» детей, например, недисциплинированных, могут быть применены различные средства воспитательного воздействия, исходя из различия их личностных особенностей и разнообразия причин, вызвавших у воспитанника те или иные трудности.
Наше исследование на тему: «Девиантное поведение детей и подростков в современном обществе» проводилось в течение 2007-2008 года.
Цель исследования явилось определение возможностей психологического развития детей и подростков с девиантным поведением.
Объектом исследования: психологическое развитие подростков, состоящих на учете по делам несовершеннолетних РОВД Ичалковского района РМ.
Предмет исследования: уровни психологического развития подростков с девиантным поведением.
Рабочая гипотеза: повышение уровня психологического (нормального) развития подростков с девиантным поведением будет обеспечена если:
- разработать проект модели по новым современным технологиям по работе с детьми девиантного и делинквентного поведения в Ичалковском районе;
- определить способы и приемы коррекции поведения подростков при обучении и воспитании в школе;
- внедрить в практику работы по делам несовершеннолетних современные методы психокоррекции и психотерапии в работе с детьми девиантного поведения.
Задачи:
- провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
-определить взаимосвязь биологического и социального в формировании характера детей с девиантным поведением;
- разработать практические рекомендации по коррекции девиантного поведения подростков.
Методы:
- метод наблюдения;
- метод интервью;
- метод тестирования;
-метод эксперимента;
-метод статистической обработки результатов исследования.
Глава 1. Общие психологические характеристики девиантных подростков
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст - период онтогенеза, являющимся переходным между детством и взрослостью. Подростковому возрасту отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет относится к числу кризисных возрастов. Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития [19]. Биологически он относится к пубертатному периоду. Поиск биологического смысла пубертатного периода представлен в работах Ш.Бюлер. Подростковый возраст делится ею на основе понятия пубертатности.
Пубертатный период – это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш.Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода - юностью. Фаза пубертатности, созревания, обнаруживается у человека в особых психических явлениях. Именно в этом жизненном явлении и лежат корни тех переживаний, которые характерны для подросткового возраста. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам. Подростки становятся необузданными, драчливыми, игры более старших по возрасту им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Проникнуться личным самолюбием и высоким идеалами они еще не могут, и в тоже время у них нет детского подчинения авторитету. Эта фаза является, по Ш.Бюлер, прелюдией к периоду психической пубертатности [2]. Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности, особенности и ценностные ориентации. Л.С.Выготский отмечает, что в подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он написал: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей часть непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком».[1]
Л.С.Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» - интерес подростка к собственной личности, «доминанта дали» - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние, «доминанта усилия» - тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениями, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях, «доминанта романтики» - стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму [12]. Особое внимание стоит обратить на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. В подростковом возрасте продолжается когнитивное развитие личности.
Оно характеризуется тем, что подростки легче, быстрее и успешнее справляются с интеллектуальными заданиями, чем в более раннем возрасте. Происходят существенные качественные изменения в основных процессах мышления, направленных на постановку и решение задач. Помимо развития формального операционального мышления, у подростков появляется большая осознанность различия между восприятием явления и сохранением его в памяти. Кроме того, для лучшего запоминания подростки начинают пользоваться более сложными методами.
Изменения в когнитивном развитии существенно помогают подростку справиться с усложнившимися учебными требованиями, требованиями будущей профессии, серьезно влияют на взаимоотношения подростков с родителями, на появление новых черт характера, усиление интереса к политическим, социальным, и личным вопросам, на развитие самосознания.
Одно из наиболее важных свойств формального операционального мышления - способность строить теоретические предположения, основанные на только что увиденном. В противоположность детям, которые сосредоточены на том, что происходит «здесь и сейчас», подростки способны не только воспринять непосредственное состояние объекта, но и его возможное, предполагаемое состояние. Это когнитивное изменение может проявляться в межличностных отношениях. Например, подросток начинает подвергать сомнению ценности родителей, сравнивать их с другими, более понимающими или менее консервативными родителями, обвинять их в лицемерии - несоответствии их поведения провозглашаемым принципам. Осознание несоответствия между действительным и возможным толкает подростка к бунтарству. Подросток постоянно сравнивает действительное с возможным и нередко обнаруживает, что оно далеко от желаемого
Многие подростки начинают безжалостно критиковать существующие политическую, социальную и религиозную системы, пытаются строить собственные, часто тщательно разработанные системы, - явление, также связанное с развитием способности к формальному операциональному мышлению. Явная страстная озабоченность подростка недостатками родителей, существующими социальными порядками и созданием своих «плодотворных» теорий оборачивается не делами, а только рассуждениями. Возможно, это связано с тем, что данный этап когнитивного развития подростка еще не вошел органически в его поведение. Однако важно отметить, что в этой приобретенной способности понимать абстрактно, рассуждать о гипотетических явлениях, заложено много положительного. Взрослым может показаться, что это не более чем игра, но, тем не менее, игра эта необычайно важна и продуктивна [12].
По словам Л.С.Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятиях», - писал он.[2]
Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает странное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким. Он осознает, что также обладает правами. Виды взрослости выделены и изучены Т.В.Драгуновой, перечислим некоторые из них:
1. Подражание внешним признакам взрослости – курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений [23]. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни можно назвать «низкой культурой досуга», при этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.
2. Равнение подростков мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это - сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и так далее. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.
3. Социальна зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать и так далее), а девочки - готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста - очень благоприятное время для этого [9]. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.
4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы [7].
Подростковый возраст рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа со своими установками, специфическими нормами поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной ее группе, часто отличается не только интересами и формами поведения досуга, но и одеждой, языком и т.д. [13].