Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 13:48, дипломная работа
Цель исследования явилось определение возможностей психологического развития детей и подростков с девиантным поведением.
Объектом исследования: психологическое развитие подростков, состоящих на учете по делам несовершеннолетних РОВД Ичалковского района РМ.
Предмет исследования: уровни психологического развития подростков с девиантным поведением.
Введение 3
Глава 1. Общие психологические характеристики девиантных подростков 6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2 Понятие «девиантность» и психологические особенности поведения девиантных подростков
Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема 28
2.1 Роль биологических и социальных факторов в формировании девиантного поведения
2.2. Исследование особенностей в формировании характера у подростков с девиантным поведением.
2.3 Практические рекомендации по проведению социальной работы с девиантными подростками
Заключение 53
Список использованных источников 55
выявлены страхи и опасения, выражающиеся в боязни "плохих" ребят;
выявлена аффективность в детстве;
Возникла трудность при обследовании по ПДО, вероятно вследствие слабой тяги к самопознанию. В первый день после 4-ой шкалы последовал резкий отказ от работы, на другой день резкий отказ последовал после 3-ей шкалы.
Шкала 6. Выявлена психологическая склонность к алкоголизации (+6).
Шкала 8. Выявлена тревожность в форме беспокойства, что одежда не в порядке.
Шкала 11. Важен не один друг, а дружный, хороший коллектив - реакция группирования со сверстниками, выявлена потребность в уважении.
Шкала 12. В отношении к окружающим выделена особенность легко сориться, но быстро мириться.
Шкала 18. Не любит риск, а приключения только весёлые (проявляет сензитивность).
Шкала 19. Любит быть первым там, где его любят, бороться за лидерство не любит и не умеет.
Шкала 25. Самооценка достаточно адекватна: не хватает устойчивости и терпения, решительности, раздражителен, чувствителен и обидчив, страдает оттого, что его не понимают.
На основе собранной информации выявлены следующие отклонения развития и поведения:
аффективная взрывчатость, раздражительность;
конфликты с педагогами;
непоседливость;
потеря интереса к учебе;
чувствительность и обидчивость;
начинающаяся алкоголизация;
информационно-коммуникативные увлечения;
претензии на лидерство;
половое созревание;
страх перед хулиганами, отсюда попадание под влияние старших. Аффективная взрывчатость и раздражительность являются проявлениями особенностей подросткового возраста. Из-за этих качеств, а также из-за неумения учителями понять, что он чувствует себя взрослым, возникают конфликты с педагогами. Причины потери интереса к учебе могут быть социальными, возникающими из ошибок учебно-воспитательного процесса, вытекать из особенностей подросткового возраста. Начинающаяся алкоголизация происходит в компании старших подростков и под влиянием желания заглушить плохое настроение. Информационно-коммуникативные увлечения обусловлены реакцией группирования со сверстниками. Социальная незащищенность ведёт к попаданию под влияние старших.
Можно наметить следующие направления коррекции:
Провести беседу с подростком с целью объяснить причины аффектов и помочь подростку овладеть способами преодоления взрывчатости.
Провести профконсультационную беседу с целью формирования стремления к самопознанию и осознанного отношения к будущему.
Провести беседу с педагогами, предложить им особо организовывать деятельность подростка для ликвидации пробелов в знаниях. Повышать популярность подростка в классе путем подчеркивания его положительных черт, но ни в коем случае не хвалить как маленького, так как это вызовет аффективную реакцию.
После проведенных методик я пришла к выводу о том, что в развитии девиантности у подростков является низкий уровень культуры родителей родители, так же оказывают негативное влияние на своих детей. При проведении исследования было выявлено, что родители испытуемых имеют алкогольную зависимость, в семье часто случаются конфликты и родители имеют низкую социально значимою направленность, как в сфере труда, так и в сфере организации досуга. Дети испытывают в этих семьях острый дефицит любви, ласки и внимания.
2.3 Практические рекомендации по проведению социальной работы с девиантными подростками
Начиная работать с девиантными подростками, психолог, как правило, борется не с причинами, а со следствием. Психологи получают подростка тогда, когда они уже совершили правонарушение, или преступление, и зачастую они работают действительно впустую.
Проблемы могут быть различного свойства. Они могут проявляться в семье, школе. Колеблются от незначительных до видимых отклонений, обычно связываемых с подростковой беспризорностью и плохим обращением, так и с девиантными подростками. В подростковом возрасте стычки, столкновения и драки вновь становятся обычными явлениями, но в подавляющем большинстве случаев они не имеют той эгоистической сущности, которая свойственна асивности подростков. Чаще всего они связаны с ложно пониманием героизма, мужественности, самостоятельности. В самом общей форме наказуемая агрессивность подростков ориентирована в трех направлениях: на детей, на взрослых, на сверстников.
В то время как общество имеет тенденцию воспринимать это как проблему подростков, содержащих проблемы для общества, в действительности эти подростки имеют проблемы с обществом.
Психологическая работа с девиантными подростками как деятельность, направленная на сознание индивидуальной помощи несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, ориентирует нуждающегося в помощи на собственную активность по ее разрешению и помогает им в этом.
А функции психолога оказание помощи в конкретных частных случаях: здесь нужна не только профилактика, но и помощь в возникшей проблеме. Первоначально деятельность психолога сориентирована на профилактических задач; он как бы ставит социальный диагноз, изучает психологию подростка, его способности, вникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни и т.п. А затем психолог сосредотачивает усилия на выявление и устранение негативных явлений.
К сожалению практика, показывает, что чаще приходится бороться с последствиями, а не заниматься предупреждением негативных явлений.
Поддержка и помощь девиантным подросткам в реализации их интересов, и потребностей и разрешения проблем могут осуществляться через социальные услуги, оказываемые соответствующими службами.
В нынешних условиях необходимо создание системы социальных служб, оперативно реализующих на запросы подростков и оказывающих им соответствующие услуги, помощь и поддержку.
Самостоятельная работа с девиантыми подростками может развиваться по следующим направлениям:
- создание центров реабилитации для подростков с девиантном поведении;
- служба социальной поддержки;
- организация работы телефона доверия, кабинета доверия, семейных консультаций;
- изучение среды адаптации подростка;
- проведение работы по охране прав ребенка через взаимодействие и ПДН, органами опеки и попечительства;
- служба социальной защиты подростка;
- служба реабилитации и адаптации подростков подверженных наркомании и токсикомании, табакокурению и алкоголизму;
- созданию кризисных стационаров для подростков - суицидентов;
- забота об укреплении семьи, всемирная охрана интересов, защита их имущественных, жилищных и других прав.
Многие отметили, что в последние время широко распространенные прежде формы работы с подростками - клубы, кружки, подростковые спортивные и творческие школы - практически прекратили свою деятельность, так как из-за введения платы большинство подростков лишены возможности посещать секции и клубы, оздоровительные учреждения. В то же время нарастает число оказавшихся без надзора подростков, увеличивается число правонарушений.
Поэтому психолог должен роль посредника между девиантными подростками и его социальным окружением. И не секрет, что большинство подростков, попадающих в милицию, попадают именно за вымогательство. Ведь не многие семьи могут позволить давать подростку карманные деньги. Для этого необходимо создание своеобразной биржи труда для подростков. После уроков подросток спокойно может, например, расклеить объявления, разнести почту, при школах возможно создание теплиц, где подростки занимались бы выращиванием овощных культур, и за это смогли бы получать небольшие деньги.
Психолог совместно с ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних) на периоды каникул выезжали бы с девиантными подростками за пределы города тем самым, образуя мини лагеря.
Подростки учились бы основам труизма, правилам оказания первой медицинской помощи, умением держаться на воде и многое другое.
В нашем селе немного служб, в обязанность которых входит работа с подростками. Но необходимо создать как можно больше организаций: отдел народного образования, комитет защиты, отдел по работе с материнством, федерация молодежных организаций. Создание приютов, гостиниц временного проживания, центров социальной реабилитации с отделениями диагностики, психокорекции, медико-психолого-
Кроме того, одной из основных задач психолога является защита интересов подростков. Работа не будет успешной, если психологи в конечном итоге не смогут побудить подростка к действию, к самовыражению, реализации своих творческих способностей, к проявлению инициативы.
Заключение
Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной
проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. У подростков нередко долго еще сохраняются почти детские интересы, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податливость случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость. И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других.
Статистические данные, относительно табакокурения, наркомании,
злоупотребления и просто употребления алкоголя в подростковом возрасте пугают своими цифрами. Каждый второй подросток регулярно курит.
Более 3 млн. россиян регулярно употребляют наркотики. За последние два года было совершено более 80 тыс. преступлений связанных с наркотиками.
Целью данной дипломной работы являлось определение возможностей психологического развития детей и подростков с девиантным поведением.
В процессе работы, в рамках решения поставленных задач были проанализированы структуры и типы девиантного поведения, рассмотрены подходы к пониманию нормы и девиантного поведения. Дано определение девиантного поведения. Рассмотрены психосоциальные особенности развития в подростковом возрасте.
Было проведено исследование. При помощи методик «Неоконченные предложения», подросткового психологического опросника (ПДО) были выявлены причины девиантного поведения для данных детей.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что в развитии девиантности у подростков является низкий уровень культуры родителей, родители так же оказывают негативное влияние на своих детей. Так как родители испытуемых имеют алкогольную зависимость, в семье часто случаются конфликты и родители имеют низкую социально значимою направленность, как в сфере труда, так и в сфере организации досуга. Дети испытывают в этих семьях острый дефицит любви, ласки и внимания
Полученные данные в ходе исследования могут иметь практическую
значимость, использоваться при работе с детьми девиантного поведения, педагогами, психологами.
Список использованных источников
1. А н д р е е в а Г.М. Социальная психология. МГУ.: Наука. 2000
2. Б а д м а е в С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося повеления школьников. - М.: Наука. 2000
3. Б а и в е ч В.Л., Б у р о в а С.Н. Профилактика отклоняющегося поведения. - М.: Наука. 2001
4. Б а й с е р д Р.Т. Ваш беспокойный подросток.- М.: Просвещение. 2001
5. Б а т к у И.Г., М а р т ы н ч и к Е.Г. Социально-правовые факторы преодоления антиобщественного поведения подростков. Киев: Штиинца. 2004
6. Б е л и ч е в а С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Просвещение. 2003
7. Б о ж о в и ч Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: 1968
8. Б р ы л е в О.Н. Взаимодействие психолога и трудного подростка//Народное образование. – 2001 - № 7
9. Б у к н о в М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение. 2003
10. В а й д м а н Н.П. Реабилитационная педагогика.- М.: Наука. 2000