Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 13:48, дипломная работа
Цель исследования явилось определение возможностей психологического развития детей и подростков с девиантным поведением.
Объектом исследования: психологическое развитие подростков, состоящих на учете по делам несовершеннолетних РОВД Ичалковского района РМ.
Предмет исследования: уровни психологического развития подростков с девиантным поведением.
Введение 3
Глава 1. Общие психологические характеристики девиантных подростков 6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2 Понятие «девиантность» и психологические особенности поведения девиантных подростков
Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема 28
2.1 Роль биологических и социальных факторов в формировании девиантного поведения
2.2. Исследование особенностей в формировании характера у подростков с девиантным поведением.
2.3 Практические рекомендации по проведению социальной работы с девиантными подростками
Заключение 53
Список использованных источников 55
Психологами разработаны типы детей с различными отклонениями, которые требуют самого разного подхода.
Л.С. Высотский определил периоды неустойчивости в жизни ребенка. Это 7 лет, 8 лет, 12, 13,14 -17 лет. В семнадцать лет характер возраста критически стабильный. Он определил характер «кризиса» 13 лет, когда происходит физиологическая перестройка организма, которая проявляется в реакции на внешнее воздействия. Реакция на события, в этом возрасте отличаются от реакции взрослых. У подростков занижена способность самореализовать, организовать себя на какое-либо дело.
В период кризиса у подростка обязательно возникает конфликт с окружающими его людьми.
Внутренняя напряженность жизни подростка требует и от него, и от учителя мужества и терпения. Нерешённая вовремя конфликтная ситуация, невнимание к переживаниям подростка обязательно проявиться и в нарушениях поведения и в негативных привычках, отрицательных характера.
Выход из кризисно состояния выражается и в углублении взаимоотношений со сверстниками своей группе.
В зависимости от господствующих в группе норм усиливаются социально полезны или социально опасные ориентации и формы деятельности. Направленность групповой активности во многом зависит и от личных качеств неформального лидера.
Процесс заражения и подражания наиболее интенсивно идет в так называемых стихийных группах, возникающих самопроизвольно, спонтанно и большей частью через эмоциональное притяжение. В них очень развит конформизм. Именно в таких группах возникают нормы поведения, не совпадающие с общественными требованиями или противоречащие им.
Стихийные группы особенно распространены среди подростков. По данным С.И.Плаксия, 82 % опрошенных школьников 8-11-х классов и учащихся ПТУ считали себя членами компаний, в основе которых лежат, совместное проведение свободного времени, общение.
Эти стихийные группы мало поддаются контролю. Лидерами их становятся чаще всего подростки, молодые люди, не нашедшие применения своим способностям в школе, ПТУ, трудовом коллективе. Принадлежность к таким компаниям повышает уверенность подростка в себе, дает ему дополнительные возможности к самоутверждению, нерегламентированному общению.
В отличие от коллективов и иных социальных общностей такие группы наиболее подвержены восприятию деформированных черт сознания и поведения. Это объясняется, прежде всего тем, что группа зачастую не имеет общественно полезных целей, положительного организующего начала, единых и прочных принципов деятельности. Лидером группы нередко становится лицо, которое имеет более твердый характер, сильную волю, богатый опыт. Оно не обладает достаточно высокими нравственными и иными положительными качествами.
Свойственные отдельным личностям отрицательные черты уродливо трансформируются в психологию группы. То, в правильности чего не уверена отдельная личность, будучи принято группой, начинает восприниматься как норма, не подвергающаяся сомнению. Не случайно существующие в некоторых микрогруппах молодежи хулиганско-анархические установки сами по себе, без индивидуального осознания тем или иным членом группы могут стать мотивом его отклоняющегося поведения. Так, специалистами установлено, что у несовершеннолетних в силу их группового конформизма «неопределенные», «плохо осознаваемые мотивы» в 20-40% случаев становятся непосредственной причиной их участия в групповом хулиганстве, групповых ситуативных кражах и т.д.
В целом исследования показывают, что значительная часть аморальных поступков, совершаемых подростками и молодыми людьми, связана с их ориентацией на «групповые» нормы, которые вступают в противоречие с общественными. Налицо психологическая зависимость от группы и подражание, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. При этом личная ответственность «снимается» с сознанием молодого человека тем, что «так принято», «это вызывает одобрение». Так складывается определенный защитный механизм самооправдания отклоняющегося поведения.
Конечно, далеко не все стихийные группы и компании имеют антиобщественную направленность. Однако наряду с просоциальными (социально положительными) существуют и асоциальные (стоящие в стороне от основных общественных проблем), а также антисоциальные (социально отрицательные) стихийные неформальные группы. На практике правонарушения молодежи, как правило, являются групповыми, а истоки их лежат именно в уличных компаниях с асоциальной или антисоциальной направленностью интересов. «Здоровая юношеская тяга к коллективности вырождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и ее лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев.
Возможность существования групп с антисоциальной направленностью связана с неэффективным влиянием на индивидов коллективов, для которых характерны низкая сплоченность и слабая эмоциональная связь между их членами, формальные взаимоотношения, отсутствие взаимопонимания. Именно в этих случаях стремление к объединению, товариществу Уважению, романтике и т.д. реализуется в группах с деформированными ориентациями. От подростка же требуется, чтобы он научился сознательно и целеустремленно делать жизненный выбор.
2.2. Исследование особенностей в формировании характера у подростков с девиантным поведением
Подростковый возраст – период онтогенеза, являющимся переходным между детством и взрослостью. Подростковому возрасту отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет относится к числу кризисных возрастов.
Этот возраст характеризуется резкими качественными изменениями ,затрагивающие все стороны развития .
В подростковом возрасте подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается самосознании и толкает на поиск в других направлениях
Нередко в подростковом возрасте возникает девиантное поведение.
В литературе мы находим такое описание девиантного поведения.
Девиантное поведение – действия, не соответствующие официально установленным ими фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданием и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основными видами девиантного поведения являются аморальное поведение, распущенность, алкоголизм, наркомания, правонарушения, криминализация субъекта, самоубийства, проституция.
Наше экспериментальное исследование ставило себе цель выявить особенности формирования отдельных базовых идентификаций у подростков с девиантным поведением.
Организация исследования
Наше исследование проводилось в течение 2007-2008 года в Ичалковской средней школе Республике Мордовии с учащимися, состоящими на учете по делам несовершеннолетних.
Всего было обследовано два подростка 11-13 лет.
Для исследования психологического развития испытуемых подростков с девиантным поведением были использованы следующие методики: методика «Незаконченные предложения», подростковый диагностический опросник (ПДО)
Методика «Незаконченных предложений» состоит,из 41 вопроса и позволила выявить отношения подростка к различным сторонам его жизни.
Подростковый психодиагностический опросник (ПДО) использовался с целью выявить:
наличие акцентуаций характера;
наличие конфликтов в некоторых отношениях (согласно шкалам);
степень алкоголизации;
склонность к девиантности;
степень эмансипации;
степень конформности;
Опросник содержит 25 шкал, в соответствии с выделенными типами акцентуированных личностей и состоит из 88 вопросов, на которые надо было ответить «да» или «нет».
С проведением данного опросника возникали трудности, так как
ПДО является слишком громоздким и испытуемые, со слабой тенденцией к самопознанию и самоанализу, как правило, испытывая трудности с ответами, не выдерживают, и отказываются от опроса. Я попробовала проводить тестирование в несколько приёмов, однако это не очень улучшает работу.
Результаты проведения психодиагностических диагностик.
Саша А .,11 лет. Успеваемость неудовлетворительная (2), поведение неудовлетворительное, значительные прогулы уроков, обучается в 5 классе.. Из беседы с классным руководителем выявлены следующие особенности и проблемы развития:
слабое умственное развитие;
нежелание учиться;
пропуски уроков без причин;
лживость;
побеги из дома;
легко поддаётся под влияние других (добрый);
Особенности семьи: родители в разводе, есть отчим, который не установил эмоциональный контакт с подростком, отец занимается воспитанием. Мать находиться в алкогольной зависимости. При проведении беседы с подростком выявлены следующие моменты:
неудовлетворенность отношениями с одноклассниками;
неудовлетворённость отношениями с учителями;
выделяет у себя такие личностные особенности, как, интерес к своему здоровью, к самопознанию, любовь к животным.
При тестировании по методике неоконченных предложений выявлена способность к самопознанию. При анализе выявлены следующие дополнительные особенности и проблемы:
хорошее отношение к матери, но "не всегда";
к отчиму относится с неприязнью;
конфликтные отношения в семье (считает, что его семья не может обеспечить его)
считает, что учителя его понимают;
выявлены страхи, в том числе собак, стремление "спрятаться" от них;
присутствуют мотивы вины за пропущенные уроки;
стремление к дружному коллективу.
С интересом относится к процессу тестирования по ПДО. Получены следующие результаты:
Шкала 10. Отношение к родителям негативное.
Шкала 11. Выявляет наличие отсутствия друга по душе.
Шкала 12. Отмечено умение сходиться с людьми в любой обстановке.
Шкала 14. Выявлено спокойное отношение к одиночеству ("не трагедия").
Шкала 15. Выявлена тревожность по отношению к своему здоровью.
Шкала 17. В отношении к неудачам проявляет эпилептоидные черты.
Шкала 18. Выявлена любовь к приключениям и риску.
Шкала 20. В отношении к критике и возражениям проявляет шизоидные качества. Говорит, что все делает "по-своему".
Шкала 25. Видит в себе недостатки, считает, что отличается от большинства людей по своему материальному положению.
На основе собранной информации выявлены следующие отклонения развития и поведения:
слабая учеба, которая дает возможность предположить низкий уровень умственного развития, сочетается со стремление к самопознанию;
прогулы уроков приобрели патологический характер;
побеги из дома;
лживость;
нарушение отношений с одноклассниками
конфликтные отношения в семье;
конфликтные отношения с учителями.
В результате обследования по 16 шкалам ПДО акцентуация характера не выявлена. Причинами нарушения поведения можно считать нарушение семейных отношений (холодные отношения с отчимом, отвердение со стороны матери, физические наказания, которые являются причиной побегов из дома, лживости), нарушение отношений со сверстниками и учителями, что ведёт к нежеланию посещать школу.
Можно наметить следующие направления коррекции:
Провести профконсультационную беседу с целью формирования правильной самооценки и осознанного отношения к будущему, а также для переориентации на реальную профессию (в настоящее время подросток мечтает стать гипнотизером).
Попытаться включить подростка в работу, в каком- либо кружке или секции.
После проведенной методики с испытуемым была проведена беседа и проведен классный час с приглашением инспектора по делам несовершеннолетних, Крыловой Светланой Александровной.
Алеша Ч.,13 лет. Успеваемость неудовлетворительная. Поведение неудовлетворительное. Есть пропуски уроков. Учиться в 7 классе.
Из беседы с классным руководителем выявились следующие особенности и проблемы развития:
не учится, хотя развит;
пропуски уроков без причин;
плохое поведение на уроках;
лжив;
любит быть в центре внимания, эгоистичен;
может посмеяться над одноклассником, но не драчлив;
переменчив в настроении, большей частью веселый;
агрессивен при предъявлении обвинения, аффективен;
вульгарный язык, курит, выпивает.
При проведении беседы с подростком выявлены следующие моменты:
потерян интерес к учёбе;
отношения к учебным предметам определяется отношением к учителям;
средняя удовлетворенность отношениями с одноклассниками;
неудовлетворённость отношениями с девочками класса;
неудовлетворение семейными отношениями;
при семейных конфликтах аффективные вспышки и детская поведенческая реакция отказа;
выявлено наличие страха перед более сильными сверстниками, поиск покровителя, желание иметь старших друзей;
кoммуникативно - инфoрмaционный тип увлечения ("болтается" по улице, слушает музыку);
выделяет у себя такие личностные особенности, как хорошая память, аффективные вспышки;
пьет;
отношение к будущему выражается в надежде на хорошее;
При тестировании по методике «Неоконченные предложения» выявлены следующие дополнительные особенности и проблемы:
при анализе отношения к семье проявляется негативизм и часто возникают конфликты в семье.