Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 13:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования явилось определение возможностей психологического развития детей и подростков с девиантным поведением.
Объектом исследования: психологическое развитие подростков, состоящих на учете по делам несовершеннолетних РОВД Ичалковского района РМ.
Предмет исследования: уровни психологического развития подростков с девиантным поведением.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общие психологические характеристики девиантных подростков 6

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2 Понятие «девиантность» и психологические особенности поведения девиантных подростков

Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема 28

2.1 Роль биологических и социальных факторов в формировании девиантного поведения
2.2. Исследование особенностей в формировании характера у подростков с девиантным поведением.
2.3 Практические рекомендации по проведению социальной работы с девиантными подростками

Заключение 53

Список использованных источников 55

Вложенные файлы: 1 файл

ленина.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

     Психологами разработаны типы детей с различными отклонениями, которые требуют самого разного подхода.

    Л.С. Высотский определил периоды неустойчивости в жизни ребенка. Это 7 лет, 8 лет, 12, 13,14 -17 лет. В семнадцать лет характер возраста критически стабильный. Он определил характер «кризиса» 13 лет, когда происходит физиологическая перестройка организма, которая проявляется в реакции на внешнее воздействия. Реакция на события, в этом возрасте отличаются от реакции взрослых. У подростков занижена способность самореализовать, организовать себя на какое-либо дело.

     В период кризиса у подростка обязательно возникает конфликт с окружающими его людьми.

     Внутренняя напряженность жизни подростка требует и от него, и от учителя   мужества   и терпения. Нерешённая вовремя конфликтная ситуация, невнимание       к переживаниям  подростка обязательно проявиться и в нарушениях поведения и в негативных привычках, отрицательных характера.

     Выход из кризисно состояния выражается и в углублении взаимоотношений со сверстниками своей группе.

     В зависимости от господствующих в группе норм усиливаются социально полезны или социально опасные ориентации и формы деятельности. Направленность групповой активности во многом зависит и от личных качеств неформального лидера.

     Процесс заражения  и  подражания  наиболее  интенсивно  идет в так называемых стихийных группах,  возникающих самопроизвольно, спонтанно и большей частью через эмоциональное притяжение.   В   них  очень   развит   конформизм.   Именно   в  таких   группах  возникают  нормы  поведения, не совпадающие с общественными требованиями или противоречащие им.

     Стихийные   группы   особенно   распространены   среди   подростков.   По  данным С.И.Плаксия, 82 % опрошенных школьников 8-11-х классов и учащихся ПТУ считали себя членами компаний, в основе которых лежат, совместное проведение свободного времени, общение.

     Эти стихийные группы мало поддаются контролю. Лидерами их становятся чаще всего подростки,  молодые  люди,   не   нашедшие   применения   своим   способностям   в   школе,   ПТУ,   трудовом коллективе. Принадлежность к таким компаниям повышает уверенность подростка в себе, дает ему дополнительные возможности к самоутверждению, нерегламентированному общению.

     В отличие от коллективов и иных социальных общностей такие группы наиболее подвержены восприятию деформированных черт сознания и поведения. Это объясняется, прежде всего тем, что группа зачастую не имеет общественно полезных целей,  положительного организующего начала, единых и прочных принципов деятельности. Лидером группы нередко становится лицо, которое имеет более твердый характер, сильную волю, богатый опыт. Оно не обладает достаточно высокими нравственными и иными положительными качествами.

     Свойственные   отдельным   личностям   отрицательные   черты   уродливо  трансформируются   в психологию группы. То, в правильности чего не уверена отдельная личность, будучи принято группой,   начинает  восприниматься   как  норма,   не  подвергающаяся  сомнению.   Не  случайно существующие в некоторых микрогруппах молодежи хулиганско-анархические установки сами по себе, без индивидуального осознания тем или иным членом группы могут стать мотивом его отклоняющегося поведения. Так, специалистами установлено, что у несовершеннолетних в силу их группового конформизма «неопределенные», «плохо осознаваемые мотивы» в 20-40% случаев становятся   непосредственной   причиной их   участия   в   групповом   хулиганстве,   групповых ситуативных кражах и т.д.

     В целом исследования показывают, что значительная часть аморальных поступков, совершаемых подростками и молодыми людьми, связана с их ориентацией на «групповые» нормы, которые вступают в противоречие с общественными. Налицо психологическая зависимость от группы и подражание, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. При этом личная ответственность «снимается» с сознанием молодого человека тем, что «так принято», «это вызывает одобрение». Так складывается определенный защитный механизм самооправдания отклоняющегося поведения.

     Конечно, далеко не все стихийные группы и компании имеют антиобщественную направленность. Однако наряду с просоциальными (социально положительными) существуют и асоциальные (стоящие в стороне от основных общественных проблем), а также антисоциальные (социально отрицательные) стихийные неформальные группы. На практике правонарушения молодежи, как правило, являются групповыми, а истоки их лежат именно в уличных компаниях с асоциальной или антисоциальной направленностью интересов. «Здоровая юношеская тяга к коллективности вырождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и ее лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев.

     Возможность существования групп с антисоциальной направленностью связана с неэффективным влиянием на индивидов коллективов, для которых характерны низкая сплоченность и слабая эмоциональная связь между их членами, формальные взаимоотношения, отсутствие взаимопонимания. Именно в этих случаях стремление к объединению, товариществу Уважению, романтике и т.д. реализуется в группах с деформированными ориентациями. От подростка же требуется, чтобы он научился сознательно и целеустремленно делать жизненный выбор.

 

 

2.2. Исследование особенностей в формировании характера у подростков с девиантным поведением

 

 

  Подростковый возраст – период онтогенеза, являющимся переходным между детством и взрослостью. Подростковому возрасту отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет относится к числу кризисных возрастов.

Этот возраст характеризуется резкими качественными изменениями ,затрагивающие все стороны развития .

В подростковом возрасте подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социаль­ные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нор­мальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается самосознании и толкает на поиск в других направлениях

Нередко в подростковом возрасте  возникает девиантное поведение.

В литературе мы находим такое описание  девиантного поведения.

Девиантное поведение – действия, не соответствующие официально установленным ими фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданием и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основными видами девиантного поведения являются аморальное поведение, распущенность, алкоголизм, наркомания, правонарушения, криминализация субъекта, самоубийства, проституция.

Наше экспериментальное исследование ставило себе цель выявить особенности формирования отдельных базовых идентификаций у подростков с девиантным поведением.

 

 

 

Организация исследования

 

     Наше исследование проводилось в течение 2007-2008 года в Ичалковской средней школе Республике Мордовии с учащимися, состоящими на учете по делам несовершеннолетних.

    Всего было обследовано  два подростка 11-13 лет.

      Для исследования психологического развития испытуемых подростков с девиантным поведением были использованы следующие методики: методика «Незаконченные предложения», подростковый диагностический опросник (ПДО)

Методика «Незаконченных предложений» состоит,из 41 вопроса и позволила выявить отношения подростка к различным сторонам его жизни.

     Подростковый психодиагностический опросник (ПДО)  использовался с целью выявить:

наличие акцентуаций характера;
наличие конфликтов в некоторых отношениях (согласно шкалам);
степень алкоголизации;
склонность к девиантности;
степень эмансипации;
степень конформности;

Опросник содержит 25 шкал, в соответствии с выделенными типами акцентуированных личностей  и состоит из 88 вопросов, на которые надо было ответить «да» или «нет».

С проведением данного опросника возникали трудности, так как

ПДО является слишком громоздким и испытуемые, со слабой тенденцией к самопознанию и самоанализу, как правило, испытывая трудности с ответами, не выдерживают, и отказываются от опроса. Я попробовала проводить тестирование в несколько приёмов, однако это не очень улучшает работу.

 

 

 

Результаты проведения психодиагностических диагностик.

Саша А .,11 лет. Успеваемость неудовлетворительная (2), поведение неудовлетворительное, значительные прогулы уроков, обучается в 5 классе.. Из беседы с классным руководителем выявлены следующие особенности и проблемы развития:
     слабое умственное развитие;
     нежелание учиться;
     пропуски уроков без причин;
     лживость;
     побеги из дома;
     легко поддаётся под влияние других (добрый);
     Особенности семьи: родители в разводе, есть отчим, который не установил эмоциональный контакт с подростком, отец занимается воспитанием. Мать находиться в алкогольной зависимости. При проведении беседы с подростком выявлены следующие моменты:
     неудовлетворенность отношениями с одноклассниками;
     неудовлетворённость отношениями с учителями;
     выделяет у себя такие личностные особенности, как, интерес к своему здоровью, к            самопознанию, любовь к животным.
При тестировании по методике неоконченных предложений выявлена способность к самопознанию. При анализе выявлены следующие дополнительные особенности и проблемы:
     хорошее отношение к матери, но "не всегда";

к отчиму относится с неприязнью;
     конфликтные отношения в семье (считает, что его семья не может обеспечить его)

считает, что учителя его понимают;
     выявлены страхи, в том числе собак, стремление "спрятаться" от них;
     присутствуют мотивы вины за пропущенные уроки;
     стремление к дружному коллективу.

С интересом относится к процессу тестирования по ПДО. Получены следующие результаты:
Шкала 10. Отношение к родителям негативное.

Шкала 11. Выявляет наличие отсутствия друга по душе.
Шкала 12. Отмечено умение сходиться с людьми в любой обстановке.
Шкала 14. Выявлено спокойное отношение к одиночеству ("не трагедия").
Шкала 15. Выявлена тревожность по отношению к своему здоровью.
Шкала 17. В отношении к неудачам проявляет эпилептоидные черты.
Шкала 18. Выявлена любовь к приключениям и риску.
Шкала 20. В отношении к критике и возражениям проявляет шизоидные качества. Говорит, что все делает "по-своему".
Шкала 25. Видит в себе  недостатки, считает, что отличается от большинства людей по своему материальному положению.


     На основе собранной информации выявлены следующие отклонения развития и поведения:
     слабая учеба, которая дает возможность предположить низкий уровень умственного развития, сочетается со стремление к самопознанию;
     прогулы уроков приобрели патологический характер;
     побеги из дома;
     лживость;
     нарушение отношений с одноклассниками

конфликтные отношения в семье;
конфликтные отношения с учителями.
     В результате обследования по 16 шкалам ПДО акцентуация характера не выявлена. Причинами нарушения поведения можно считать нарушение семейных отношений (холодные отношения с отчимом, отвердение со стороны матери, физические наказания, которые являются причиной побегов из дома, лживости), нарушение отношений со сверстниками и учителями, что ведёт к нежеланию посещать школу.
     Можно наметить следующие направления коррекции:
     Провести профконсультационную беседу с целью формирования правильной самооценки и осознанного отношения к будущему, а также для переориентации на реальную профессию (в настоящее время подросток мечтает стать гипнотизером). 

Попытаться включить подростка в работу, в каком- либо кружке или секции.

После проведенной методики с испытуемым была проведена беседа и проведен классный час с приглашением инспектора по делам несовершеннолетних, Крыловой Светланой Александровной.

Алеша Ч.,13 лет. Успеваемость неудовлетворительная. Поведение неудовлетворительное. Есть пропуски уроков. Учиться в 7 классе.

Из беседы с классным руководителем выявились следующие особенности и проблемы развития:
     не учится, хотя развит;
     пропуски уроков без причин;
     плохое поведение на уроках;
     лжив;
     любит быть в центре внимания, эгоистичен;
     может посмеяться над одноклассником, но не драчлив;
     переменчив в настроении, большей частью веселый;
     агрессивен при предъявлении обвинения, аффективен;
     вульгарный язык, курит, выпивает.
     При проведении беседы с подростком выявлены следующие моменты:
      потерян интерес к учёбе;
     отношения к учебным предметам определяется отношением к учителям;
     средняя удовлетворенность отношениями с одноклассниками;
     неудовлетворённость отношениями с девочками класса;
     неудовлетворение семейными отношениями;
     при семейных конфликтах аффективные вспышки и детская поведенческая реакция отказа;
     выявлено наличие страха перед более сильными сверстниками, поиск покровителя,              желание иметь старших друзей;
     кoммуникативно - инфoрмaционный тип увлечения ("болтается" по улице, слушает музыку);
     выделяет у себя такие личностные особенности, как хорошая память, аффективные вспышки;
     пьет;
     отношение к будущему выражается в надежде на хорошее;
     При тестировании по методике «Неоконченные предложения» выявлены следующие дополнительные особенности и проблемы:
     при анализе отношения к семье проявляется негативизм и часто возникают конфликты в семье.

Информация о работе Девиантное поведение