Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 05:20, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследовательской работы. Изменения в политической и социально-экономической ситуации в России, нестабильность материального состояния людей приводят к росту числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которые проявляются в асоциальных действиях: это алкоголизм, наркомания, нарушение социальных норм и правил поведения в обществе. Социальные явления остро проявились в молодежной среде: именно в ней преобладают разрушительные процессы над созиданием и позитивными переменами в нашем государстве. Все социальные проблемы вызывают и формируют у подрастающего поколения девиантное поведение в общественных местах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование девиантного поведения подростов.
Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………
Причины девиантного поведения подростков…………………………….
1.3. Основные категории девиантного поведения у подростков……………..
Вывод по первой главе……………………………………………………...
Глава 2. Разработка программы. Выявление и предотвращение девиантного поведения у подростков.
2.1. Основные методы и методики профилактики, коррекции отклоняющегося поведения подростков………………………………………….
2.2. Анализ основных методов профилактики, коррекции и эффективность применения…………………………………………………………………………
2.3. Комплекс мотодологических материалов для предотвращения девиантного поведения у подростков…………………………………………….
Вывод по второй главе……………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Ведищева Мария диплом.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретическое  обоснование девиантного поведения  подростов.

    1. Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………
    2. Причины девиантного поведения подростков…………………………….

1.3.   Основные категории девиантного поведения у подростков……………..

          Вывод по первой главе……………………………………………………...

Глава 2. Разработка программы. Выявление и предотвращение девиантного поведения у подростков.

2.1. Основные методы и  методики профилактики, коррекции  отклоняющегося поведения подростков………………………………………….

2.2.     Анализ основных  методов профилактики, коррекции  и эффективность применения…………………………………………………………………………

2.3. Комплекс мотодологических  материалов для предотвращения  девиантного поведения у подростков…………………………………………….

           Вывод по второй главе……………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………………….

Дополнительная литература и источники………………………………………..

Приложения………………………………………………………………………..

 

 

Введение.

Актуальность исследовательской  работы. Изменения в политической и социально-экономической ситуации в России, нестабильность материального состояния людей приводят к росту числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которые проявляются в асоциальных действиях: это алкоголизм, наркомания, нарушение социальных норм и правил поведения в обществе. Социальные явления остро проявились в молодежной среде: именно в ней преобладают разрушительные процессы над созиданием и позитивными переменами в нашем государстве. Все социальные проблемы вызывают и формируют у подрастающего поколения девиантное поведение в общественных местах.

Проблема аддиктивного поведения имеет давнюю историю: многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, определили, что проблема сложна и многогранна, так как в её основе лежат самые различные социальные и психологические аномалии. Все причины сводятся к одному результату: «уход в наркотики» из-за социальной неустроенности, неблагополучия в семье, отчуждения в обществе и принуждения.

Зависимость от наркотических веществ  формируется в подростковом возрасте: этот возраст характерен неустойчивостью  сформированности нравственных норм и  ценностей. Ещё несколько лет  назад наркотики воспринимались как некий соблазн, противостоять  которому мог человек сам. Сегодня  же ситуация кардинально изменилась: все мировые общественные силы осознали опасность наркомании. Наше государство  увидело, как взаимосвязаны между  собой индивидуальные и макроструктурные факторы.

 Рост отклоняющегося поведения различных возрастных категорий населения несовершеннолетней молодежи обозначил актуальность проблемы организации профилактической работы с детьми и подростками, но в связи с тем, что реализация профилактических технологий осуществляется с детьми, имеющими опыт тех или иных девиантных отклонений в поведении, целесообразно в качестве одного из направлений данного вида деятельности рассматривать работу коррекционно-профелактическую.

С целью исправления девиантного  поведения детей и подростков используются возможности различных  видов образовательных и оздоровительных  учреждений. При этом существует целый  ряд противоречий, которые характерны для теории педагогической науки, а  также проявляются между теоретическими исследованиями и практической организацией работы с несовершеннолетней молодежью.

Цель исследования: выявить и обосновать совокупность педагогических и психологических условий эффективной профелактики и предупреждения девиантного поведения подростков.

Объект исследования:  отклоняющееся поведение современной молодежи.

Предмет исследования: разработка программы для выявления профилактики и коррекции девиантного поведения у подростков.

Общая гипотеза исследования состоит в том, что коррекция и профилактика девиантного поведения подростков – это процесс помощи подросткам в преодолении сложившихся в их поведении стереотипов и образцов поведенческих реакций, которые не соответствуют общепринятым нормам, ценностям и установкам на поведение и взаимоотношения между людьми, основой которого является этиологический подход, сущность которого заключается в изучении причин, приводящих к тем или иным отклонениям в поведении подростков, на основе диагностики личности подростка, его индивидуально-психологических особенностей, а также особенностей взаимодействия ребенка с ближайшим окружением.

            Цель и  гипотеза исследования обусловили ряд  задач:

1. Уточнить основу понятия «коррекция и профилактика девиантного поведения подростков».

2. Выявить и проверить в ходе  исследовательской работы совокупность условий эффективной коррекционно-профелактической работы девиантного поведения молодежи.

3. Выявить особенности организации  коррекции и профилактики девиантного поведения подростков.

4.Разработать программу выявления профилактики девиантного поведения у подростков.

Научная новизна исследования:

- уточнена сущность понятия « девиантного поведения подростков»;

- выявлен комплекс условий эффективной профилактики коррекции девиантного поведения подростков;

 

Глава 1. Теоретическое  обоснование девиантного поведения  подростов.

1.1.Проблема девиантного  поведения в психолого-педагогической  литературе.

      По мнению В.В. Воронова, проблемное поведение часто называется отклоняющимся, девиантным, делинкветным, асоциальным. Девиантное, или отклоняющееся поведение - система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам [13, с.31].

      Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

   Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии.

       Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные или культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении [7, с.25].

Отклоняющееся (девиантное) поведение, по мнению И.А. Невского, называется социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам [34, с. 114].

И.С. Кон уточняет определение девиантное поведения, рассматривая его как  систему поступков, отклоняющихся  от общепринятой или подразумеваемой  нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали [26, с. 231].

Как отмечает Р.В. Овчарова в соответствии с компетенцией адаптивного поведения  любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).

Проявления отклонения в поведении  подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными, в зависимости от индивидуальных особенностей личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств  жизни и деятельности. Эти обстоятельства Р.В. Овчарова сводит в следующие  группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в  поведении, развивающиеся по тому или  иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами и  условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем  случае изменения поведении, приводящие к той или иной реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические  образования (комплексы), приводящие к  развитию того или иного типа поведения. Так формируется активно-приспособительное  или пассивно-приспособительное  поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменения деятельности группы и  своего собственного поведения в  ней; деструктивно-компенсаторное, когда  перестройка деятельности группы и  своего поведения сопровождается крупной  уступкой ее требованиям. Особое место  занимает компенсаторно-иллюзорная форма  поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка  находят выход в искусственном  возбуждении, опьянении, одурманивании  себя, расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, наркотиками, алкоголем, токсическими и лекарственными веществами. В этом проявляется компенсаторное поведение, которое выражается в  крайних формах конформизма или  нонконформизма [34, с. 42].

Имеются две крайние точки зрения на обусловленность девиантного  поведения: натурально-биологическая  и социологически-редукционистская. Первая пытается объяснить причины  девиантного поведения исключительно  свойственными личности природно-биологическими факторами. Вторая прибегает к социолого-экономическим  объяснениям, исключая роль любых внутренних факторов (личностных диспозиций) [32, с. 134].

Как отмечает венгерский психолог Ф. Патаки, девиантное поведение - это  системное или полидерминированное  явление, в формировании которого принимают  участие исторические, макросоциологические, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы [35, с. 156].

На формирование девиантного поведения  влияют как внешние (в том числе  социально-экономические), так и  внутренние (в частности, психологические) факторы. О первых много говорить не приходиться - это и безработица, и низкий уровень жизни, и голод, и определенная субкультура тех  или иных слоев общества [35, с. 236].

Как отмечает В.Н. Кудрявцев, в русле  же рассматриваемой проблемы можно  назвать две основные психологические (внутренние) причины отклоняющегося поведения: неудовлетворенные просоциальные  потребности, создающие внутренний конфликт личности и ведущие к  формированию деформированных и  аномальных потребностей и наличия  асоциальных личностных диспозиций (мотиваторов), приводящих к выбору асоциальных средств и путей  удовлетворения потребностей или избавления от них (например, путем самоубийства) [27, с. 345].

Несовершеннолетние оказываются  самыми социально неустойчивыми, нравственно  неподготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточно жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении  негативные тенденции общественного  развития [41, с. 167].

И.Ю. Кулагина цитируя С. Холла, отмечает, что он назвал подростковый возраст  периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами. Главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные  черты и стремления борются друг с другом, определяя противоречивость характера поведения подростка [28, с. 190].

К.С. Лебединская отмечает, что психическое  созревание подростка включает две  следующие друг за другом фазы психических  изменений: негативную и позитивную. Негативная фаза характеризуется внешне отрицательными характерологическими сдвигами, большой дисгармонией, особенно в сфере эмоций. Наблюдается сочетание  повышенной чувствительности и ранимости  в отношении собственных переживаний  и интересов с определенной черствостью  к другим, застенчивости и тормозимости с развязностью и самоуверенностью. Критицизм, оппозиционная готовность во взаимоотношениях с окружающими, в первую очередь с родителями, невыносимость опеки, гипертрофированное стремление к самостоятельности  иногда приобретает характер реакции.

Повышенный интерес к своей  внешности обусловливает сенситивную  реакцию на ее оценку другими. Возникают  переживания, нередко более или  менее конфликтные, связанные с  пробуждением сексуального влечения. Типичны эмоциональная неустойчивость, лабильность аффекта.

По мнению автора, в этой фазе подросток  отличается повышенной внушаемостью к  стилю поведения внешне эффективных, нередко случайных авторитетов  и резко противостоит авторитету родителей, учителя и других взрослых. Свойственная негативной фазе импульсивность поступков, нетерпеливость в достижении цели при неблагоприятных средовых условиях приводят к легкому возникновению  реакций оппозиции и отказа.

При конфликтных ситуациях в  семье и школе главным диктатором поведения подростка нередко  становится асоциальная группа. Желание  самоутверждения в данной группе - частая причина вовлечения подростка  в асоциальные действия. Поэтому  вершина кривой, выражающей детскую  трудновоспитуемость и склонность к криминальным поступкам, совпадает  с негативной фазой пубертата [29, с. 139].

Информация о работе Девиантное поведение подростков