Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 05:20, дипломная работа
Актуальность исследовательской работы. Изменения в политической и социально-экономической ситуации в России, нестабильность материального состояния людей приводят к росту числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которые проявляются в асоциальных действиях: это алкоголизм, наркомания, нарушение социальных норм и правил поведения в обществе. Социальные явления остро проявились в молодежной среде: именно в ней преобладают разрушительные процессы над созиданием и позитивными переменами в нашем государстве. Все социальные проблемы вызывают и формируют у подрастающего поколения девиантное поведение в общественных местах.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование девиантного поведения подростов.
Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………
Причины девиантного поведения подростков…………………………….
1.3. Основные категории девиантного поведения у подростков……………..
Вывод по первой главе……………………………………………………...
Глава 2. Разработка программы. Выявление и предотвращение девиантного поведения у подростков.
2.1. Основные методы и методики профилактики, коррекции отклоняющегося поведения подростков………………………………………….
2.2. Анализ основных методов профилактики, коррекции и эффективность применения…………………………………………………………………………
2.3. Комплекс мотодологических материалов для предотвращения девиантного поведения у подростков…………………………………………….
Вывод по второй главе……………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое
обоснование девиантного
1.3. Основные категории девиантного поведения у подростков……………..
Вывод по первой главе………………………
Глава 2. Разработка программы. Выявление и предотвращение девиантного поведения у подростков.
2.1. Основные методы и
методики профилактики, коррекции
отклоняющегося поведения
2.2. Анализ основных
методов профилактики, коррекции
и эффективность применения…………
2.3. Комплекс мотодологических
материалов для предотвращения
девиантного поведения у
Вывод по второй главе………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………….
Дополнительная литература и источники………………………………………..
Приложения……………………………………………………
Введение.
Актуальность
Проблема аддиктивного поведения имеет давнюю историю: многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, определили, что проблема сложна и многогранна, так как в её основе лежат самые различные социальные и психологические аномалии. Все причины сводятся к одному результату: «уход в наркотики» из-за социальной неустроенности, неблагополучия в семье, отчуждения в обществе и принуждения.
Зависимость от наркотических веществ формируется в подростковом возрасте: этот возраст характерен неустойчивостью сформированности нравственных норм и ценностей. Ещё несколько лет назад наркотики воспринимались как некий соблазн, противостоять которому мог человек сам. Сегодня же ситуация кардинально изменилась: все мировые общественные силы осознали опасность наркомании. Наше государство увидело, как взаимосвязаны между собой индивидуальные и макроструктурные факторы.
Рост отклоняющегося поведения различных возрастных категорий населения несовершеннолетней молодежи обозначил актуальность проблемы организации профилактической работы с детьми и подростками, но в связи с тем, что реализация профилактических технологий осуществляется с детьми, имеющими опыт тех или иных девиантных отклонений в поведении, целесообразно в качестве одного из направлений данного вида деятельности рассматривать работу коррекционно-профелактическую.
С целью исправления девиантного
поведения детей и подростков
используются возможности различных
видов образовательных и
Цель исследования: выявить и обосновать совокупность педагогических и психологических условий эффективной профелактики и предупреждения девиантного поведения подростков.
Объект исследования: отклоняющееся поведение современной молодежи.
Предмет исследования: разработка программы для выявления профилактики и коррекции девиантного поведения у подростков.
Общая гипотеза исследования состоит в том, что коррекция и профилактика девиантного поведения подростков – это процесс помощи подросткам в преодолении сложившихся в их поведении стереотипов и образцов поведенческих реакций, которые не соответствуют общепринятым нормам, ценностям и установкам на поведение и взаимоотношения между людьми, основой которого является этиологический подход, сущность которого заключается в изучении причин, приводящих к тем или иным отклонениям в поведении подростков, на основе диагностики личности подростка, его индивидуально-психологических особенностей, а также особенностей взаимодействия ребенка с ближайшим окружением.
Цель и гипотеза исследования обусловили ряд задач:
1. Уточнить основу понятия «коррекция и профилактика девиантного поведения подростков».
2. Выявить и проверить в ходе исследовательской работы совокупность условий эффективной коррекционно-профелактической работы девиантного поведения молодежи.
3. Выявить особенности
4.Разработать программу выявления профилактики девиантного поведения у подростков.
Научная новизна исследования:
- уточнена сущность понятия « девиантного поведения подростков»;
- выявлен комплекс условий эффективной профилактики коррекции девиантного поведения подростков;
Глава 1. Теоретическое
обоснование девиантного
1.1.Проблема девиантного
поведения в психолого-
По мнению В.В. Воронова, проблемное поведение часто называется отклоняющимся, девиантным, делинкветным, асоциальным. Девиантное, или отклоняющееся поведение - система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам [13, с.31].
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.
Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии.
Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные или культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении [7, с.25].
Отклоняющееся (девиантное) поведение, по мнению И.А. Невского, называется социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам [34, с. 114].
И.С. Кон уточняет определение девиантное поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали [26, с. 231].
Как отмечает Р.В. Овчарова в соответствии с компетенцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).
Проявления отклонения в поведении подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными, в зависимости от индивидуальных особенностей личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Эти обстоятельства Р.В. Овчарова сводит в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.
Поведенческие реакции вызываются
неблагоприятными обстоятельствами и
условиями жизни, действующими однократно
или систематически. В последнем
случае изменения поведении, приводящие
к той или иной реакции закрепляются,
возникают устойчивые психологические
образования (комплексы), приводящие к
развитию того или иного типа поведения.
Так формируется активно-
Имеются две крайние точки зрения
на обусловленность девиантного
поведения: натурально-биологическая
и социологически-
Как отмечает венгерский психолог Ф.
Патаки, девиантное поведение - это
системное или
На формирование девиантного поведения влияют как внешние (в том числе социально-экономические), так и внутренние (в частности, психологические) факторы. О первых много говорить не приходиться - это и безработица, и низкий уровень жизни, и голод, и определенная субкультура тех или иных слоев общества [35, с. 236].
Как отмечает В.Н. Кудрявцев, в русле
же рассматриваемой проблемы можно
назвать две основные психологические
(внутренние) причины отклоняющегося
поведения: неудовлетворенные
Несовершеннолетние
И.Ю. Кулагина цитируя С. Холла, отмечает, что он назвал подростковый возраст периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами. Главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты и стремления борются друг с другом, определяя противоречивость характера поведения подростка [28, с. 190].
К.С. Лебединская отмечает, что психическое
созревание подростка включает две
следующие друг за другом фазы психических
изменений: негативную и позитивную.
Негативная фаза характеризуется внешне
отрицательными характерологическими
сдвигами, большой дисгармонией, особенно
в сфере эмоций. Наблюдается сочетание
повышенной чувствительности и ранимости
в отношении собственных
Повышенный интерес к своей
внешности обусловливает
По мнению автора, в этой фазе подросток отличается повышенной внушаемостью к стилю поведения внешне эффективных, нередко случайных авторитетов и резко противостоит авторитету родителей, учителя и других взрослых. Свойственная негативной фазе импульсивность поступков, нетерпеливость в достижении цели при неблагоприятных средовых условиях приводят к легкому возникновению реакций оппозиции и отказа.
При конфликтных ситуациях в
семье и школе главным