Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 05:20, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследовательской работы. Изменения в политической и социально-экономической ситуации в России, нестабильность материального состояния людей приводят к росту числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которые проявляются в асоциальных действиях: это алкоголизм, наркомания, нарушение социальных норм и правил поведения в обществе. Социальные явления остро проявились в молодежной среде: именно в ней преобладают разрушительные процессы над созиданием и позитивными переменами в нашем государстве. Все социальные проблемы вызывают и формируют у подрастающего поколения девиантное поведение в общественных местах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование девиантного поведения подростов.
Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………
Причины девиантного поведения подростков…………………………….
1.3. Основные категории девиантного поведения у подростков……………..
Вывод по первой главе……………………………………………………...
Глава 2. Разработка программы. Выявление и предотвращение девиантного поведения у подростков.
2.1. Основные методы и методики профилактики, коррекции отклоняющегося поведения подростков………………………………………….
2.2. Анализ основных методов профилактики, коррекции и эффективность применения…………………………………………………………………………
2.3. Комплекс мотодологических материалов для предотвращения девиантного поведения у подростков…………………………………………….
Вывод по второй главе……………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Ведищева Мария диплом.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

Суицид. Суицид – намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни. 
 
     Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцируемом суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение. 
 
     Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10-12-летние дети. Мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии. 
Суицидальное поведение - это само разрушительное поведение, к которому, кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.

Суицидальное поведение  у подростков часто объясняется  отсутствием жизненного опыта и  неумением определить жизненные  ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины. Распространены следующие причины:

- потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви;

- уязвленное чувство собственного достоинства;

- крайнее переутомление;

- разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств;

- токсикомания и наркомания;

- отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство;

- состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением [15, стр. 66].

Для установления причин суицидального  поведения важное значение имеют  их мотивы и поводы позволяющие судить о конкретных обстоятельствах, которые приводят к этому. Установить мотивы и причины не всегда удается из-за недостатка сведений.

Социальная среда определяется микроклиматом в семье, в трудовом или учебном коллективе, состоянием социальной сферы, соблюдением социальной справедливости, материальной обеспеченностью и другими объективными обстоятельствами, влияющими на поведение человека, которые он сам часто не в силах изменить. 
     Несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с пьянством. Судебной экспертизой установлено: 68 % мужчин и 31 % женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12 % совершивших самоубийство мужчин и 20,2 % всех, покушавшихся на свою жизнь.

     Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантные отклонения в молодёжной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям. Так, согласно общестатистическиим данным по стране среди молодёжи получили наибольшее распространение:

- пьянство и алкоголизм (в стадии зависимости) – 15-20%;

- наркомания (эпизодическое  и регулярное употребление) от 1/4 до 1/3 до 100% (по Липецкой области  процент наркоманов среди подростков  составляет 10,2);

- сексуальные отклонения  – высокая потентность (анонимные  вопросы показывают 10-15% подростков  имеют гомосексуальный опыт;

- бродяжничество (дромомания) – цифры варьируются от 3,2 до 5 млн. детей (по России «уличных»  детей, имеющих семью и кров, но живущих на улице – до 2 млн.);

- противоправное поведение  - преступное (уголовно наказуемое) – около 50% подростков и молодёжи.

 

     Вывод по первой главе

 

Глава 2. Организация  методов коррекции девиантного  поведения в условиях оздоровительно-образовательных  центров.

2.1.  Основные методы  и методики коррекции отклоняющегося  поведения подростков.

Коррекция отклоняющегося поведения подростков, как принято считать, является задачей и целевой функцией деятельности специализированных центров помощи семье и детям, коррекционная работа также является одним из направлений деятельности образовательных учреждений, которые посещает ребенок. В последние годы в практике организации работы с детьми и молодыми людьми в России, в поведении которых отмечаются те или иные отклонения, наметилось направление использования потенциала оздоровительно – образовательных центров с целью реализации коррекционной деятельности различным кругом специалистов. Организация коррекционной деятельности в условиях оздоровительно – образовательных центров имеет свои особенности по сравнению с другими институтами воспитания, реализующими данный вид деятельности.

Основной особенностью является направленность коррекционной работы на личность самого подростка и произошедшие в нем изменения, в связи со сложившимся опытом девиантного  поведения в основной среде жизнедеятельности.

С целью организации коррекционной  деятельности в досуговой сфере, а именно организации досуговой  деятельности детей, которая является основной в условиях оздоровительно – образовательных центров, авторы предлагают различные методы и методики.

Ю.А. Клейберг выделяет и  предлагает несколько методов и  методик коррекционно-воспитательной работы: метод, преследующий цель вызвать  заинтересованность и приобщить  к действию; метод репродуцирования; метод закрепления и обогащения; метод содействия и творчества и  др.

При помощи этих методов  воспитания, используемых последовательно  и параллельно, достигается непрерывность  в развитии личности подростка. В  каждом из них используются действия и приемы, специфические для данного  метода, но частично и некоторые  приемы, характерные для других методов  воспитания и коррекции. Это зависит  от личности подростка, от деятельности, которую он проводит, от социального  опыта и т.п. В этом как раз  и проявляется диалектическая зависимость  содержания развития личности и ее конкретной характеристики.

Дадим основную характеристику основным методам, названным выше:

1. Метод, направленный  на стимулирование интереса и  приобщение. Он применяется для того, чтобы вызвать у подростков установку и стремление к участию в определенной позитивной деятельности, а это можно считать началом реализации конкретной воспитательной цели, сформированной педагогом. При этом методе воспитание осуществляется на эмоционально-рациональном уровне. Заинтересованность вызывается педагогом при помощи таких приемов, как рассказ, беседа, показ, чтение, игра и пр. Она направляет внимание, эмоции, мысли подростков на цели и деятельность, которые будут способствовать формированию необходимых социальных качеств.

Главный результат этого  уровня воспитания – возникновение  у подростков установки на определенную социально ценную деятельность и  цели, связанные с такой деятельностью.

2. Метод репродуцирования обеспечивает практическое осуществление воспитательной и коррекционной деятельности, организованной педагогом на том же уровне. При помощи этого метода достигается практически воспроизводящий уровень процесса воспитания, нацеливание подростка на выполнение действия определенным образом и на установление определенных межличностных отношений. Направленность деятельности в этом случае достигается, прежде всего, специфическими приемами, имеющимися в арсенале педагога (упражнения, поручения, «взрыв», режим, традиция, поощрения, требования и др.). С их помощью конкретизируются действия подростков, определяется их последовательность, выясняются связь между всеми участниками, требования к деятельности, ее характер. Репродуцирование со стороны подростка действий, отношений происходит благодаря использованию применявшихся и раньше приемов (слушания, наблюдения, записывания). В социально-педагогической практике в сфере досуга посредством этого метода педагог помогает подростку приобретать минимум знаний и умений, накапливать личный социальный опыт для самостоятельной деятельности, в которой он сможет решать свои социальные проблемы.

3. Метод закрепления  и обогащения воздействует на дальнейшее формирование у подростков необходимых социальных качеств. При помощи этого метода активизируются самостоятельные усилия подростков, стимулируется их самоорганизация. Закрепление у подростков необходимых социальных качеств в целях усиления их самостоятельности осуществляется педагогом с помощью прежних приемов, но соотнесенных с новыми задачами и новым уровнем воспитания. Из новых приемов используются, прежде всего, такие, как личный пример, критика и самокритика, дискуссия, постановка перспективы, общественное мнение и др. Происходит закрепление личностных качеств, необходимых для жизни в социальных общностях разной ориентации (трудовой, учебной, семейной и т.п.).

Главный результат этого  метода – дальнейшее совершенствование  социальных качеств личности подростка.

4. Метод содействия и творчества доводит развитие воспитательного процесса до самого высокого уровня – осознанности и осуществления его подростками. Приемы педагога становятся здесь в большей степени приемами самих подростков. Воспитывающая деятельность приобретает характер самостоятельной деятельности. Его задача – помочь подросткам закрепить организаторские умения – осуществляется также и приемами, которые прежде им использовались. Но характерны для данного метода такие приемы педагогического воздействия, как авторитет, воспитывающая ситуация и др.

Во всех рассмотренных  выше методах воспитания и коррекции  один и тот же прием может применяться  и видоизменяться в зависимости  от рода деятельности, возраста, социального  опыта подростков.

Решение проблемы коррекции  девиантных отклонений становится сейчас главной задачей не только для  родителей и педагогов, но и для  государственных, муниципальных управлений и комитетов. В последнее время  этому способствует увеличение числа  детских и подростковых клубов в  России, а также едва налаживающееся сотрудничество образовательных учреждений с социально - психологическими центрами, другими реабилитационными центрами и фондами. Однако система взаимодействия таких центров и образовательных  учреждений не всегда достаточно эффективна по причине ограниченности программ, их однонаправленности: имеется в  виду тот факт, что работа с детьми ведется лишь в школьный период, в пределах школы. На каникулах (особенно это касается летнего отдыха) дети попадают в летние оздоровительные  учреждения, центры, лагеря, остальные - остаются либо на попечении родителей, либо во власти улицы. Проблему организации  своего досуга они решают легко: конечно  же, на улице в компании постоянных друзей, а содержательная и интересная деятельность, увлекательные занятия  во время отдыха отсутствуют. Именно в летний период, по данным правоохранительных органов, увеличивается количество правонарушений среди детей и  подростков, поэтому занять эту категорию  детей, не только организовать интересный отдых, но и провести коррекционную  работу с целью формирования установок  на социально-одобренные образцы поведения - задача не из легких. Большинство детей, попадающих в оздоровительно-образовательные  центры, состоят на учете в детской  комнате милиции за бродяжничество, мелкое хулиганство, склонность к поджогам, употребление психоактивных веществ  и пр. Сейчас все больше и больше появляется оздоровительно-образовательных  центров, которые несут не только функцию предоставления отдыха, но и коррекционную.

В связи с этим становится актуальным вопрос о планомерной  и системной организации летнего  отдыха детей, в частности, в детских  лагерях, оздоровительно-образовательных  центрах.

Летний оздоровительно-образовательный  центр является, с одной стороны, формой организации свободного времени  детей, а с другой стороны - учреждением  дополнительного образования, в  задачи которого входит обучение и  воспитание детей.

Сейчас летние центры являются частью социальной среды, в которой  дети открывают, реализуют свои возможности, приобретают опыт социального взаимодействия в отрыве от привычной семейной или  школьной атмосферы. Дополняя и расширяя влияние семьи и школы на ребенка, преследуется цель: содействие социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С учетом сегодняшнего характера развития нашего общества, ведущие задачи воспитания должны быть направлены на формирование у детей  умения ориентироваться в достаточно сложной ситуации, развитие навыков  саморегуляции, коммуникативной компетенции, навыков преодолевающего поведения.

Коррекционная работа в условиях оздоровительно-образовательного центра - это деятельность специалистов, направленная на разрушение сложившихся у ребенка  установок, представлений, ценностей, мотивов и стереотипов поведения  и формирование новых.

Задачи коррекционной  работы в условиях оздоровительно –  образовательного центра:

- формирование у детей  и подростков навыков определения  круга позитивных ценностей и  негативных факторов («Что хорошо, а что плохо»);

- формирование позитивной  самооценки («Я – особенный»), чувства  собственного достоинства, отношения  к себе как к независимой,  самостоятельной личности;

- формирование ценностного  и одновременно ответственного  отношения к себе;

- тренировка навыков принятия  ответственных решений, отстаивания  убеждений и позиций (ролевые  тренинги: правильные решения как  основа успеха);

- накопление знаний факторов  и ситуаций риска; правил безопасного  адаптивного, ответственного поведения  в ситуациях риска; приемов  ухода от риска, в том числе  при внешнем давлении (умение  сказать «нет»);

- закрепление навыков  конструктивного и позитивного  (содержательного и эффективного) общения между собой и с  взрослыми;

- формирование адекватных  представлений о чувствах, эмоциях,  настроении, их влиянии на поведение;  управление чувствами, преодоление  «стрессов»;

Информация о работе Девиантное поведение подростков