Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 05:20, дипломная работа
Актуальность исследовательской работы. Изменения в политической и социально-экономической ситуации в России, нестабильность материального состояния людей приводят к росту числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которые проявляются в асоциальных действиях: это алкоголизм, наркомания, нарушение социальных норм и правил поведения в обществе. Социальные явления остро проявились в молодежной среде: именно в ней преобладают разрушительные процессы над созиданием и позитивными переменами в нашем государстве. Все социальные проблемы вызывают и формируют у подрастающего поколения девиантное поведение в общественных местах.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование девиантного поведения подростов.
Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………
Причины девиантного поведения подростков…………………………….
1.3. Основные категории девиантного поведения у подростков……………..
Вывод по первой главе……………………………………………………...
Глава 2. Разработка программы. Выявление и предотвращение девиантного поведения у подростков.
2.1. Основные методы и методики профилактики, коррекции отклоняющегося поведения подростков………………………………………….
2.2. Анализ основных методов профилактики, коррекции и эффективность применения…………………………………………………………………………
2.3. Комплекс мотодологических материалов для предотвращения девиантного поведения у подростков…………………………………………….
Вывод по второй главе……………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………
С.А. Беличева утверждает, что асоциальное
поведение несовершеннолетних имеет
специфическую природу и
При неблагоприятном социальном развитии
и нарушениях социализации, по мнению
В.Н. Кудрявцева, могут возникнуть самые
различные формы социальной дезадаптации
и асоциального поведения, которые
связаны не только с правонарушениями
и преступлениями. Асоциальным, отклоняющимся
поведением называют поведение, в котором
устойчиво проявляются
Среди асоциальных проявлений выделяется
так называемый докриминальный уровень,
когда несовершеннолетний еще не
стал субъектом преступления, и его
социальные отклонения проявляются
на уровне мелких правопроступков, нарушений
норм морали, правил поведения в
общественных местах, уклонений от
общественно-полезной деятельности, в
употреблении алкогольных, наркотических,
токсических средств, разрушающих
психику, и других формах асоциального
поведения, выражающиеся в преступных,
уголовно-наказуемых действиях, когда
несовершеннолетний становится субъектом
преступления, которое рассматривается
следственными и судебными
В числе разнообразных, взаимосвязанных
факторов, обусловливающих генезис
асоциального поведения А.М. Яковлев
выделяет такие, как: индивидный фактор,
действующий на уровне психобиологических
предпосылок социального
Существует также и
Так, в частности, Г.А. Аванесов среди
таких предпосылок
1.Патология биологических
2.Состояние нервно-
3.Влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом, которой страдает до 40% умственно отсталых детей.
4.Влияние психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, изменений химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят как к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям, так и служат дополнительным криминальным фактором [1, с.226].
Г.М. Миньковский выделяет четыре типа несовершеннолетних правонарушений в зависимости от степени выраженности преступной направленности.
. Несовершеннолетние с
. Отрицательная направленность
личности (30-40%). Эта категория подростков
характеризуется привычкой к
бесцельному
. Неустойчивая личностная
. Положительная направленность. Преступления
такими подростками
Наиболее часто встречаемые среди подростков формы девиантного поведения - употребление алкоголя и наркотиков, агрессивное и противоправное поведение.
Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности, избавление от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы подростковой субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. Наконец, действует и пример родителей [23,с. 156].
Как и пьянство, подростковый наркотизм
связан с поиском новых, необычных
ощущений и переживаний. Вместе с
тем, это групповое явление, связанное
с подражанием старшим и
А.И. Захаров отмечает, что подростковая
агрессия - чаще всего результат
общей озлобленности и
По утверждению С.Н. Зинченко, большинство
девиантных подростков живет в неблагополучных
семьях, что часто связано и
с плохими жилищными и
Пьянство, наркотизм, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения в другой [20, с. 215].
Несмотря на большое разнообразие форм отклоняющегося поведения, девиантного или так называемого «трудного» подростка, по мнению С.А. Беличивой, определить легко. Его характерные черты - хроническая неуспеваемость, обособление от остального коллектива, плохие отношения с родителями и учителями, хотя эти черты могут проявляться и не все сразу: например, примерный ученик в школе может быть совершенно неуправляемый дома [8, с. 147].
Что же касается индивидуально-личностных
качеств, то постоянно присутствующими
являются низкие локус контроля и
уровень самоуважения. По мнению Г.
Кэплона, пониженное самоуважение наблюдается
у большинства подростков с девиантным
поведением, так как, участвуя в антисоциальных
действиях, подросток пытается найти
свой психологический статус у сверстников,
найти такие способы
Во-первых, он считает, что не имеет личностно-ценных качеств или он не может совершить положительные действия и, напротив, обладает отрицательными чертами.
Во-вторых, подростки считают, что значимые другие относятся к ним равнодушно и отрицательно.
В-третьих, они не умеют использовать
механизмы психологической
Г.Г. Архипов отмечает, что потребность
в самоуважении у таких подростков
особенно сильна, но поскольку она
не удовлетворяется социально
Девиантное поведение «
Девиантное поведение большей частью гипертрофирует черты, свойственные подросткам. Это в особенности касается акцентуаций характера.
Повышенная активность гипертимного
подростка сменяется
С.А. Беличева отмечает, что чаще всего среди девиантных подростков встречаются акцентуации по неустойчивому и гипертимному типу. Этих подростков отличает чрезмерная шумливость, подвижность, отсутствие «тормозов». Все это говорит о снижении функции самоконтроля.
Одной из характерных черт «трудных» подростков является неразвитость познавательных интересов. У них редко бывают любимые предметы, занятия - хобби, за исключением спортивных, поэтому малосодержательный досуг приводит их в группу таких же ищущих разнообразия и ярких, острых ощущений подростков, где наконец-то удовлетворяется потребность в общении [7, с. 189].
Важнейшим фактором девиантного поведения, по мнению Б.Н. Алмазова, является общение с девиантными сверстниками. Наличие девиантной группы: а) отмечает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые смогли бы затормозить проявление девиантных склонностей.
При этом образуется порочный круг. Девиантные
поступки увеличивают привлекательность
совершающего их подростка для других,
которые принимают такой же стиль
поведения, подросток привлекает к
себе внимание, интерес. Вместе с тем,
девиантные поступки усиливают потребность
подростка в социальном одобрении
группы, особенно если он вырос в
нормальной среде. Наконец, девиантные
действия вызывают отрицательное отношение
со стороны «нормальных», вплоть до
исключения девиантного подростка
из своей среды. Это социальное отчуждение
способствует активизации общения
подростка с девиантной средой и
уменьшает возможность
Как отмечает А.И. Кочетов, чаще всего группа «трудных» подростков объединяется по принципу общего места жительства. Другими, также важными признаками, объединявшими ребят, являются неудачи в учебе, конфликты в школе, в ПТУ, с родителями и пр. Места сбора таких групп обычно постоянны - подвалы, чердаки, новостройки и т.п. [25, с. 234].
Наиболее предпочтительные занятия
- игра в карты, песни под гитару
«блатных» песен, бесцельное хождение
по улицам, выпивки, неприличные разговоры
о женщинах, анекдоты. Совместно
обсуждаются конфликты с
С.Ф. Устименко утверждает, что обычно в группе избегают говорить о родителях, о семейных и личных осложнениях, жизненных планах, часто вспыхивают беспричинные конфликты, основной способ разрешения которых - драка. Не соблюдается элементарный речевой этикет, средство общения - вульгарный сленг.
В группах культивируются клички и
прозвища, которые могут отражать
или психофизиологические особенности.
Сам по себе факт широкой распространенности
кличек свидетельствует о
Изолированность от внешнего мира и внутригрупповой интеграции способствуют групповые моральные нормы и нравственные ценности, которые распространяются только на членов группы. Верность группе понимается как кризовая порука, смелость - как готовность к хулиганским выходкам, бессмысленному риску. Нарушение этого «кодекса чести» сурово карается.
Групповая интеграция поддерживается противопоставлением себя окружающим, как взрослым, так и другим подобным компаниям. Таким образом, общение «трудных» подростков в асоциальной группе - еще один шаг к криминалу [7,с.189].