Подросткам были предложены
методики в следующей последовательности:
- тест Айзенка;
- характерологический опросник
К. Леонгарда;
- опросник Басса-Дарки;
- методика склонности
к отклоняющемуся поведению (СОП),
работа с которой проводилась
по группам: отдельно девочки,
отдельно мальчики, при этом каждый
ребенок имел свою тестовую
тетрадь и действовал самостоятельно.
Ограничения по времени не
было;
- опросник на выявление
особенностей эмпатии;
- метод социометрических
измерений (социометрия Я.Морено).
Вначале исследования каждому
подростку выдается социометрическая
карточка или социометрическая анкета.
В ней каждый член группы должен
указать свое отношение к другим
членам группы по выделенным критериям.
Критерии определяются в зависимости
от программы данного исследования.
В качестве критерия нами была выбрана
степень доверия сокровенной
для ребенка тайны. Каждый член группы
должен был выбрать того, кому можно
доверить тайну и того, кому он ни
при каких условиях не доверился
бы.
Простейшими способами количественной
обработки полученных результатов
являются табличный, графический и
индексологический.
Вначале следует построить
простейшую социоматрицу. Результаты
выборов разносятся по матрице с
помощью условных обозначений.
Анализ социоматрицы по каждому
критерию дает достаточно наглядную
картину взаимоотношений в группе
(см. Приложение 6, табл. 5).
Основное достоинство
социоматрицы – возможность представить
выборы в числовом виде, что, в свою
очередь, позволяет проранжировать
членов группы по числу полученных
и отданных выборов, установить порядок
влияния в той или иной конкретной
группе.
Е+ положительные выборы,
Е- отрицательные выборы.
Социометрический статус
(Сс) – это свойство личности как
элемента социометрической структуры
занимать определенную пространственную
позицию (локус) в ней, то есть определенным
образов соотноситься с другими
элементами. Такое свойство развито
у элементов групповой структуры
неравномерно и для сравнительных
целей может быть измерено числом
– индексом социометрического статуса.
Элементы социометрической структуры
– это личности, члены группы.
Каждый из них в той или иной
мере взаимодействует с каждым, общается,
непосредственно обменивается информацией.
В то же время, каждый член группы, являясь
частью целого группы, своим поведением
воздействует на свойства целого. Реализация
этого воздействия протекает
через различные социально-психологические
формы взаимовлияния. Субъективную
меру этого влияния подчеркивает
величина социометрического статуса,
но личность может влиять на других
двояко: либо положительно, либо отрицательно.
Поэтому принято говорить о положительном
и отрицательном статусе. Статус
может измерять потенциальную способность
человека к лидерству. Чтобы высчитать
социометрический статус, необходимо
воспользоваться данными социоматрицы.
2.3. Комплекс мотодологических
материалов для предотвращения
девиантного поведения у подростков
Заключение.
Современная ситуация развития
российского общества сопровождается
как положительными тенденциями
в экономической и социальной
сферах, так и тенденциями негативными.
Одной из таких негативных тенденций
является рост девиантных отклонений
в поведении различных категорий
населения. Наиболее остро проблема
девиантного (отклоняющегося) поведения
стоит в такой возрастной категории,
как подростковый и юношеский
этапы возрастного развития. Это
обусловлено тем, что для детей
данного возраста характерны такие
особенности:
– внутренние трудности
переходного периода, начиная с
психогормональных процессов и
кончая перестройкой «Я – концепции»;
– пограничность и неопределенность
социального положения;
– противоречия, обусловленные
изменением механизма социального
контроля: детские формы контроля,
основанные на соблюдении внешних норм,
предъявляемых взрослым обществом,
уже не действуют, а новые, взрослые,
предполагающие сознательный самоконтроль,
еще не сложились или не окрепли.
Это обусловило обращение
в ходе нашего исследования именно
к детям – подросткам, у которых
в поведении сложились те или
иные отклонения от принятых в обществе
социальных, нравственных, и культурных
норм взаимоотношений между людьми.
Анализ различных концептуальных
подходов к проблеме девиантного
поведения, сложившихся в психолого-педагогической
науке, позволил нам прийти к пониманию
девиантного поведения детей
и подростков как явления, под
которым мы в своем исследовании
понимаем целостное поведение, отдельные
действия и поступки подростков, которые
не соответствуют общепринятым социальным,
нравственным и культурным нормам в
поведении людей в том обществе,
в котором проходит жизнедеятельность
подростка, а также нормам, традициям
и образцам поведения ближайшего
окружения ребенка, если эти нормы
и традиции не вступают в противоречие
с общепринятыми.
Оценивая то или иное поведение
подростка как девиантное, необходимо
учитывать следующее:
- общепринятый образ жизни
в широком значении этого понятия,
как совокупность типичных для
данного общества форм жизнедеятельности
людей, способов удовлетворения
ими своих потребностей;
- часто повторяющиеся
ситуации, в которых находится
ребенок, и которые предъявляют
к его поведению определенные
требования;
- личностные особенности
самого ребенка, особенности развития
его личности на конкретном
возрастном этапе.
Причины, влияющие на проявление
девиантного поведения у подростков,
действуют не изолированно друг от
друга, а в тесном единстве и взаимодействии.
Как подтверждают многочисленные исследования,
психобиологические факторы, определяющие
развитие психики ребенка, его интеллектуальные
возможности, взаимосвязаны с индивидуально-психологическими
особенностями формирования характера,
его эмоционально-волевой и мотивационной
сфер. Вместе с тем психолого-педагогические
условия, в которых оказывается
ребенок (семья, классный коллектив, учителя
и воспитатели), могут повлиять на
специфику и особенности развития
личности ребенка, направленность его
поведения; индивидуально-типологические
характеристики ребенка, его внешние
данные или деформации поведения, речи
в различных социальных и социально-педагогических
условиях (внешкольная среда, ближайшее
окружение сверстников) могут значительно
сказаться на судьбе несовершеннолетнего,
характере его социализации.
Вышеобозначенные причины,
их взаимное влияние на ребенка вызывают
с его стороны проявление девиантного
поведения. Авторы выделяют различные
виды девиаций. Это выделение носит
условный характер и используется в
целях подробного изучения наиболее
распространенных в той или иной
группе или в данный период времени
отклонений в поведении несовершеннолетней
молодежи, а также с целью классификации
различных проявлений девиаций. В
реальных условиях жизнедеятельности
девиантное поведение носит множественный
характер, т.е. в поведении подростка
сочетаются различные виды девиаций,
при приоритетной выраженности того
или иного вида, причем эта выраженность
может быть очень динамичной и
зависеть от многих факторов.
Одной из задач нашего исследования
было обоснование сущности и содержания
коррекции девиантного поведения
подростков. Анализ взглядов на сущность
коррекционной работы, изложенный в
работах отечественных психологов
и педагогов, позволил нам прийти
к следующему пониманию сущности
коррекции девиантного поведения
подростков: это процесс помощи подростку
в преодолении сложившихся в
его поведении стереотипов и
образцов поведенческих реакций
в ответ на воздействие внешних
факторов и под влиянием индивидуально
– личностных и характерологических
особенностей, а также формирование
стратегий высокофункционального
поведения в различных жизненных
ситуациях, обеспечивающих реализацию
социально одобряемых форм поведения.
Организация коррекции девиантного
поведения подростков основывается
на реализации этиологического подхода.
Сущность данного подхода к анализу
девиантного поведения подростков
заключается в изучении причин, приводящих
к тем или иным отклонениям
в поведении подростков, на основе
диагностики личности подростка, его
индивидуально - психологических особенностей,
а также особенностей взаимодействия
ребенка с ближайшим окружением.
В своем исследовании коррекцию
девиантного поведения подростков
мы рассматриваем в условиях оздоровительно
– образовательных центров. Оздоровительно-образовательный
центр – временное объединение
детей и подростков, которое часто
называют временным коллективом. Особенности
временного детского объединения: ограниченный
срок существования; разнородность
состава детей; автономность существования;
четко обозначенное пространство жизнедеятельности.
Исходя из вышесказанного,
основными принципами организации
работы по коррекции отклоняющегося
поведения подростков являются следующие:
принцип субъектности включения
детей и подростков во все мероприятия,
проводимые в центре; принцип сменяемости
видов деятельности, который исключает
однообразие и естественно следующий
за ним процесс утомления; принцип
оптимальности, который представляет
собой выбор оптимального времени
работы с детьми и подростками
в ходе тех или иных мероприятий,
опирающийся на физические и психические
ресурсы конкретного контингента
детей.
Условиями эффективности
коррекции девиантного поведения
подростков в оздоровительно – образовательном
центре, по результатам нашего исследования
являются следующие: взаимосвязь программного
обеспечения коррекционной деятельности
с индивидуальной коррекционной
работой с конкретными детьми;
направленность коррекционного процесса
не только на изменение сложившихся
у подростка с девиантным поведением
установок, ценностей, мотивов и
стереотипов поведения, но и формирование
новых высокофункциональных поведенческих
стратегий; реализация этиологического
подхода в коррекционном процессе,
основой которого является диагностика
личностных изменений, происходящих в
ребенке, и изучение причин этих изменений,
а также особенностей его взаимоотношений
с ближайшим окружением.
Литература
- Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Междунар. пед. Академия, 1995. – 264 с.
- Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, - 1980. – 335 с.
- Аванесов, Г.А. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью [Текст]/ Г.А. Аванесов, С.Е. Вицин. – М.: Знание, - 1972. – 32 с.
- Аванесов, Г.А. Криминология и социальная профилактика [Текст] / Г.А. Аванесов. – М.: 1980. – 215 с.
- Аванесов, Г.А.Основы криминологического прогнозирования [Текст]: учебн. пособие для вузов / Г.А. Аванесов; под ред. Н.А. Стручкова. – М., 1970. – 53 с.
- Аванесов, Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования [Текст] / Г.А. Аванесов. – М.: Юрид. литература, 1972. – 334 с.
- Азаров, Ю.П. Педагогика любви и свободы [Текст] / Ю.П. Азаров. – М.: Фирма «Топикал», 1994. – 607 с.
- Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров. – М.: «Аргументы и факты», 1993. – 608 с.
- Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля [Текст] / Отв. ред. Я.И. Гилинский – М., 1992 г. – 180 с.
- Александров, А.А. Современная психотерапия [Текст]: курс лекций / А.А. Александров. – СПб.: Академия проект, 1997. – 335 с.
- Александров, А.А. Цели и задачи психотерапии при основных типах делинквентного поведения у подростков [Текст] / А.А. Александров // Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. – Л.: ЛГУ, 1988. – 123 с.
- Алексеева, Е.В. Наш проблемный подросток [Текст]: учебное пособие / Е.В. Алексеева, О.Е. Байтингер, О.Б. Долгинова. – СПб.: «Союз», 1999. – 144 с.
- Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками [Текст] / М.А. Алемаскин. – М., 1979. – 152 с.
- Алмазов, Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних [Текст] / Б.Н. Алмазов. – Свердловск: УрГУ, 1986. – 150 с.
- Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. – 384 с.
- Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи [Текст] / Л.Н. Анисимов. – М., 1989. – 214 с.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. [Текст] / С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – 363 с.
- Антология социальной работы [Текст]: в 2 т. / М.В. Фирсов. – М.,1994. – Т.1. История социальной помощи в России. – 308 с.
- Антология социальной работы Т.2. Феноменология социальной патологии / Сост. М.В. Фирсов. – М., 1995. – 316 с.
- Антонян, Ю.М. Неблагополучные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности [Текст] / Ю.М. Антонян, Е.Г. Самичев. – М., 1983. – 83 с.
- Арзуманян, С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков [Текст] / С.Д. Арзуманян. – Ереван: Луйс, 1980. – 112 с.
- Аромштам, М.С. Ребенок и взрослый в «педагогике переживания» [Текст] / М.С. Аромштам. – М.: Линка – Пресс, 1998. – 112 с.
- Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. – М.: Изд-во «Мысль», 1976. – 158 с.
- Асеев, В.Г. Нормативное управление социальным развитием [Текст] / В.Г. Асеев. – М.: Профиздат, 1998. – 127 с.
- Атоян, А.И. Маргинальность и право [Текст] / А.И. Атоян // Социально-политический журнал. – 1994. – №8. – С.52-58.
- Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст] / С.А. Бадмаев. – М.: Магистр, 1998. – 95 с.
- Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков [Текст] / В.Г.Баженов. – Киев, 1986. – 185 с.
- Барабанов, В.В. Знать трудности в развитии детей и учиться их преодолевать [Текст] / В.В. Барабанов // Материалы международной научно-практической конференции по проблеме воспитания детей в детских домах. – М., – 1995. – С.23-26.
- Башкатов, И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей [Текст] / И.П. Башкатов. – М.: Прометей, 1993. – 252 с.
- Башкатов, И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп [Текст] / И.П. Башкатов. – М.: Информпечать, 2000. – 334 с.
- Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. – М.: Редакционно-издат. Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 221 с.
- Беличева, С.А. Сложный мир подростка [Текст] / С.А. Беличева. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1984. – 129 с.
- Белкин, А.С. Внимание – ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников [Текст] / А.С. Белкин. – Свердловск: Сред. – Урал. кн. изд-во, 1981. – 126 с.
- Бестужев – Лада, И.В. Факторы риска [Текст] / Бестужев-Лада И.В. – М., 1989. – 146 с.
- Битикас, Б.П. Введение в диагностику воспитания [Текст] / Б.П. Битикас. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.
- Блонский, П.П. Трудные школьники [Текст] / П.П. Блонский. – М., 1930. – 205 с.
- Бобнева, М.И. Социальные корни и регуляция поведения [Текст] / М.И. Бобнева. – М.: Наука, 1978. – 79 с.
- Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
- Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. – 256 с.
- Божович, Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка [Текст] / Е.Д. Божович. – М.: Знание, – 1979. – 39 с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт формирования психологии», - 1995. – 349 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Божович Л.И. – М.: Просвещение, - 1968. – 464 с.
- Божович, Л.М. Этап формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.М. Божович // Вопросы психологии. – 1979. – № 1. – С.23-25.
- Большая российская педагогическая энциклопедия [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – 1998. – 320 с.
- Бочарова, В.Г. Личность, семья, община [Текст] / В.Г. Бочарова // Соц.работа. – 1992. – № 1. – С.22-26.
- Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы [Текст] / В.Г. Бочарова. – М.: SvR-Аргус, 1994. – 228 с.
- Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 304 с.
- Братусь, Б.С. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность [Текст] / Б.С. Братусь, Лишин О.В. // Вестник МГУ. – 1982. – №1. – Сер.14. Психология. – С.12-19.
- Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение [Текст] / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 1990. – 140 с.
- Брускова, Е.С. Семейный тип воспитания должен быть приоритетным [Текст] / Е.С. Брускова // Материалы международной научно-практической конференции по проблеме воспитания детей в детских домах. – М.: 1995. – С.71-74.
- Брускова, Е.С. Семья без родителей [Текст] / Е.С. Брускова. – М.: Знание, 1993. – 127 с.
- Брускова, Е.С. С миру по шиллингу… О модели детского дома с семейным воспитание [Текст] / Е.С. Брускова. – М.: Просвещение, 1992. – 94 с.
- Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П. Буева. – М., 1968. – 230 с.
- Буева, Л.П. Человек: Деятельность и общение [Текст] /Л.П.Буева. – М.: Мысль, 1978. – 216 с.
- Булатов, P.M. Подростково-молодежные группировки [Текст] / Р.М. Булатова // Советская юстиция. – 1991. – № 2. – С.32-37.
- Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование [Текст] / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 134 с.
- Буянов, М.И. Нервный ребенок [Текст] / М.И. Буянов. – М.: Знание, 1997. – 191 с.
- Буянов, М.И. Основы психотерапии детей и подростков [Текст] / М.И. Буянов. – Киев: Выща шк., 1990. - 189 с.
- Буянов, М.И. Размышления о наркомании [Текст]: кн. для учителя / М.И. Буянов. – М.: Просвещение, 1990. – 77 с.
- Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст] / М.И. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
- Буянов, М.И. Ребенку нужна родительская любовь [Текст] / М.И. Буянов. – М.: Знание, 1984. – 80 с.
- Быков, С.В. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения подростков [Текст]: монография / С.В. Быков; под общ. ред. В.А. Якушина; М-во образования Рос. Федерации. Волж. ун-т им. В.Н. Татищева. – Тольятти, 2003. – 170 с.
- Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К.Бютнер. – М.: Просвещение, 1991. – 141 с.
- Вавилова, Л.Н. Коррекция девиантного поведения у воспитанников детского дома [Текст]: дис. …канд. пед. наук : 13.00.01 . – М., 2003 . – 154 с.
- Вахромов, Е.Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением [Текст]: автореферат дис. …канд. психол. наук. – М., 2003. – 20 с.
- Ветров, Н.М. Профилактика правонарушений среди молодежи [Текст] / Н.М. Ветров. – М.: Юрид. лит., 1980. – 182 с.
- Вишневский, Ю.Р. Социология молодежи [Текст] / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. – Екатеринбург. – 1995. – 170 с.
- Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 176 с.
- Возрастная психология: Детство, отрочество, юность [Текст]: хрестоматия: учебн. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – 624 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Арагуновой. – М.: Просвещение, - 1967 г. – 330 с.
- Волков, Б.С. Методы изучения психики ребе<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Rom