Деятельность учителя начальных классов по развитию волевых качеств характера у детей младшего школьного возраста в образовательном проц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что развитие воли в наше время имеет важное значение, но начало этому процессу закладывается еще в дошкольном возрасте, а учитель начальных классов продолжает формировать волевые качества. В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. В своем научном труде Л. И. Божович, подчеркивает, что волевые качества не являются врожденными, а формируются на протяжении всей жизни человека, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы развития характера и волевых качеств детей младшего школьного возраста……………………………………………………7
История учений о характере………………………………………………..7
Личность и характер человека…………………………..…………………13
Черты характера……………………………………………………………15
Физиологическая основа характера………………………………………17
Формирование характера………………………………………………….18
Структура характера……………………………………………………….22
Классификация характеров…………………………..……………………23
Типология характера по Э. Кречмеру ……………………………………23
Классификация характеров Э. Фромма ………………………………….24
Классификация характеров Юнга ………………………………………..26
Типология характеров К. Леонгарда……………………………………..27
1.3.5. Акцентуация характера А. Е. Личко. …………………………………….30
1.4. Пути воспитания характера у ребенка…………………………………...34
1.4.1. Влияние физических упражнений и игр на характер и поведение детей и подростков………………………………………………………………………...36
1.5. Эмоционально-волевая сфера…………………………………………….42
1.5.1. Возрастные особенности волевой сферы младших школьников………43
1.5.2. Волевые качества личности……………………………………………….46
Условия развития воли…………………………………………………….48
1.6. Деятельность учителя начальных классов по развитию воли у детей младшего школьного возраста…………………………………………………..50
1.6.1. Роль игровой деятельности в формировании волевых качеств личности младшего школьника………………………………………………………………56
Выводы по главе 1…………………………………………………………………60
Глава 2. Сборник занятий и упражнений, направленных на развитие волевых качеств детей младшего школьного возраста.……………..…………………...64
Выводы по главе 2…………………………………………………………………84
Заключение…………………………………………………………………………85
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

психология(характер) курсовая.docx

— 221.48 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Ирбитский гуманитарный колледж»

 

 

 

 

Деятельность учителя начальных классов по развитию волевых качеств характера у детей младшего школьного возраста в образовательном

процессе

Курсовая работа

Специальность 050709 «Преподавание в начальных классах»

 

 

 

 

 

Велижанина Светлана Сергеевна

     Курс 2

    Группа 2-Н

      Руководитель:

Мальгина Т. В.

 

 

 

 

 

Ирбит

2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4

Глава 1. Теоретические основы развития характера и волевых качеств детей младшего школьного возраста……………………………………………………7

    1. История учений о характере………………………………………………..7
    2. Личность и характер человека…………………………..…………………13
      1. Черты характера……………………………………………………………15
      2. Физиологическая основа характера………………………………………17
      3. Формирование характера………………………………………………….18
      4. Структура характера……………………………………………………….22
    3. Классификация характеров…………………………..……………………23
      1. Типология характера по Э. Кречмеру ……………………………………23
      2. Классификация характеров Э. Фромма ………………………………….24
      3. Классификация характеров Юнга ………………………………………..26
      4. Типология характеров К. Леонгарда……………………………………..27

1.3.5.  Акцентуация характера А. Е. Личко. …………………………………….30

1.4.    Пути воспитания характера у ребенка…………………………………...34

1.4.1.  Влияние физических упражнений и игр на характер и поведение детей и подростков………………………………………………………………………...36

1.5.     Эмоционально-волевая сфера…………………………………………….42

1.5.1.  Возрастные особенности волевой сферы младших школьников………43

1.5.2.  Волевые качества личности……………………………………………….46

      1. Условия развития воли…………………………………………………….48

1.6. Деятельность учителя начальных классов по развитию воли у детей младшего школьного возраста…………………………………………………..50

1.6.1. Роль игровой деятельности в формировании волевых качеств личности младшего школьника………………………………………………………………56

Выводы по главе 1…………………………………………………………………60

Глава 2. Сборник занятий и упражнений, направленных на развитие волевых качеств детей младшего школьного возраста.……………..…………………...64

Выводы по главе 2…………………………………………………………………84

Заключение…………………………………………………………………………85

Список литературы………………………………………………………………..86

Приложение 1. Структура характера…………………………………………….88

Приложение 2. Структура волевого акта……………………………………….89

Приложение 3. Словарь понятий….……………………………………………..90

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – все это важные моменты в воспитании воли у детей младшего школьного возраста.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что развитие воли в наше время имеет важное значение, но начало этому процессу закладывается еще в дошкольном возрасте, а учитель начальных классов продолжает формировать волевые качества. В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. В своем научном труде Л. И. Божович, подчеркивает, что волевые качества не являются врожденными, а формируются на протяжении всей жизни человека, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания.

Нужно знать, что на пути развития волевых качеств можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому от учителей и родителей требуются чуткость, терпеливость и педагогическая мудрость. Необходимо создавать благоприятные условия для преодоления трудностей и для развития воли ребенка.

 Проблема развития воли вот уже на протяжении не одного десятилетия была и остается одной из актуальных проблем практически всего спектра наук о человеке.

Поскольку различные волевые качества связаны с моральным компонентом воли, это открывает большие перспективы в воспитании человека и развитии у него мотивационно-волевой сферы.

Проблема данной курсовой работы, представлена двумя направлениями:

  1. Потребность в изучении основных направлений и путей в развитии воли ребенка.
  2. Участие воли в разных этапах осуществления деятельности.

Изучение теоретических концептуальных положений по предложенной проблеме, позволяет выдвинуть следующую гипотезу: развитие волевых черт характера у детей будет более эффективным если:

- учитывать возрастные  и индивидуальные особенности  детей;

- создавать и своевременно  изменять условия развивающей  среды (включение разнообразных упражнений, игр, этюдов, соответствующих целям занятия);

- организатор будет понимать  значимость проводимых занятий, проводить детальный анализ сложившейся ситуации после очередного упражнения или этюда, давая возможность всем желающим высказывать свою точку зрения.

  Теоретическая значимость заключается в уточнении понятий, обобщение их характеристик, выявление факторов, обуславливающих развитие волевых качеств личности.

  Практическая значимость заключается в составлении и разработке игр и занятий по развитию волевых качеств личности ребенка.

Объект исследования: процесс развития волевых качеств характера детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: содержание деятельности педагога по развитию волевых качеств характера детей младшего школьного возраста.

Цель теоретической части работы: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития волевых качеств характера детей младшего школьного возраста.

Цель практической части работы: составить содержание деятельности учителя начальных классов по развитию волевых качеств характера детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития волевых качеств характера у детей младшего школьного возраста.
  2. Изучить эмоционально-волевую сферу личности.
  3. Изучить возрастные особенности волевой сферы личности.
  4. Изучить волевые качества личности.
  5. Ознакомиться с условиями развития воли.
  6. Ознакомиться с содержанием деятельности учителя начальных классов по развитию воли у детей младшего школьного возраста.
  7. Определить роль игровой деятельности в формировании волевых качеств личности младших школьников.

Методом исследования является наблюдение за проявлением волевых качеств во время внеклассных занятий и игр с детьми младшего школьного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития характера и волевых качеств детей младшего школьного возраста

    1. История учений о характере

Характерология – отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет которой характер.

Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название - гороскопов. Практически, все гороскопы составляются одинаково: общепринятый временной период разбивается на определенные интервалы, каждому из которых присваивается определенный знак, символ. Описание характера человека дается через призму различных свойств этого символа. Однако характеры людей, родившихся в одно и то же время, по разным гороскопам оказываются различными. Так, например, в соответствии с гороскопом друидов, проводящих связь человеческих характеров с деревьями, человек, родившийся в интервале с 22 декабря по 1 января, является яблоней. Согласно гороскопу яблоня редко бывает высокой, много в ней симпатичного, много обаяния, сердечности. Внушает мысль о любви, даже когда сама о ней и не думает. По астрологическим знакам Зодиака человек, родившийся в период с 22 декабря по 20 января — Козерог. По данному гороскопу это предполагает упрямый характер, наиболее стойкий,

выносливый, скрытый, тайно самолюбивый. Живет реальной действительностью, преодолевая неприятности и препятствия. Восточные гороскопы устанавливают 12-годичные циклы, каждый из которых проходит под знаком какого-нибудь животного. Человек, рожденный в определенном году, получает ряд врожденных свойств, в соответствии с которыми и складывается его характер. Однако сравнение характеристик аналогичных животных в японском или, скажем, китайском гороскопах также существенно различается.

Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития. Теоретики данного направления считают, что определяющее влияние имени человека на его характер вызвано следующими факторами. С одной стороны, максимальная скорость роста мышечной ткани у ребенка наблюдается в первые месяцы жизни, с другой - в это же время самой гаммой звуков, которую наблюдает ребенок, является его собственное имя. Младенец не подражает услышанным звукам, а подражает озвученной мимике. В результате у ребенка рефлекторно возбуждаются нервные импульсы именно в тех  группах мышц - мимических, артикуляционных и дыхательных, которые участвуют в произнесение имени. Обмен веществ в мышцах, где возникает импульс,  ускоряется на фоне и без того  стремительного роста. В конце концов, эти маленькие, но заметные в своем влиянии на строение мышц лица мимические мышцы окажутся акцентировано развитыми. Именно поэтому люди с одинаковыми именами похожи друг на друга. Подобным образом формируется и характер.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый как у быка нос, означал лень, широкий нос с большими ноздрями как у свиньи, - глупость, нос как у льва, - важность. Волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, робость, волосы жесткие как у львов и кабанов, - храбрость. Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д. Так, о гениальности Гете, по мнению Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует его нос, который «знаменует продуктивность, вкус и любовь - словом поэзию». При определении характера человека физиономисты использовали в качестве определяющих самые различные признаки. Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека. А. Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера; расслабленные губы - признак обладания «женскими» чертами характера (мягкость, любезность), и чем больше – тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт). Это объяснялось тем, что даже когда человек смеется, на его лице рефлекторно возникает определенная маска, соответствующим образом связанная с характером. Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, светлой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр.

Информация о работе Деятельность учителя начальных классов по развитию волевых качеств характера у детей младшего школьного возраста в образовательном проц