Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:39, контрольная работа
Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной классификации подобных расстройств в психиатрии, отражая, тем не менее и свойство характера психически здорового человека, в связи с тем, что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту и нередко наиболее ярко проявляется и именно в нем, целесообразно рассмотреть классификацию акцентуацией на примере подростков.
Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они “способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач”. От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь.
Психастеноид. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. В детстве наряду с некоторой робостью порявляет склонность к рассуждению и не по возрасту “интеллектуальные интересы. В этом же возрасте возникают различные фобии: боязнь незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т.д. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи. Неуверенность и тревожная мнительность за будущее себя и своих близких является доминирующей чертой. Этот тип привлекателен с одной стороны своей аккуратностью, серьезностью, добросовестностью, надежностью, верностью данным обещаниям, однако отталкивающее в нем - нерешительность, безынициативность, определенный формализм, склонность к бесконечным рассуждениям, наличие навязчивых идей, “самокопание”.
Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также “комплекс неполноценности”. Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.
Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений - со скоропалительными действиями, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.
Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость, Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. “Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами”. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.
Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. “ Такие дети, - любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, “умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть... постами, дающими в руки... власть, установить диктат над другим”.
Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. “Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью”. Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.
Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.
Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - “быть, как все”. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.
Гипотим. Доминирующей чертой его является постоянно пониженное настроение, склонность к депрессивным аффектам. Настроение у гипотима так же постоянно меняется как и у гипертима, но только эти изменения со знаком минус. В детстве такой ребенок почти всегда вялый, живет без особых радостей, обижен на всех и прежде всего на своих родителей. Гипотим наделен совестливостью и критическим взглядом на мир, но вместе с тем склонен к обидчивости, раним, ищет у себя проявление недомоганий, различных заболеваний, проявляет почти полное отсутствие интересов и увлечений.
Параноик. Доминирующей чертой характера у этого типа является высокая степень целеустремленности. Такой подросток подчиняет свою жизнь достижению определенной цели( при чем достаточно большого масштаба), при этом он способен пренебрегать интьересами окружающих его людей, влкючая родителей. Для достижения своей цели способен отказаться от благополучия, развлечений, комфортаю. Наряду с высокой энергичностью, независимостью, самостоятельностью ему присущи агрессивность, раздражительность, гневливость, когда он встречает помеху на пути достижения своей цели.
Акцентуация
характера при воздействии
Психопатия (от греч. psyche - душа и pathos - “болезнь”) - патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный характер, проявляются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида. Реакция личности с заостренными особенностями характера по сравнению с реакциями психопата теснее связаны с писихотравматическими факторами, при этом сохраняется определенный самоконтроль. Для психопата ограничений не существует.
Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым указывают на известную однобокость его психической организации, известную дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия.
Нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между отдельными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью представляют собой искусственный продукт схематической обработки того, что наблюдается в действительности. В то же время поведение психопатов одного типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, другой - душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям, понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты. Вероятно, поэтому среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.
Методика проведения тестирования акцентуации характера
“ Чертова Дюжина”
Для проведения тестирования используется бланк следующего вида:
Фамилия, имя Дата
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
86 |
87 |
88 |
89 |
90 |
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
101 |
102 |
103 |
104 |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
XIII |
Тестирование
можно проводить как
При проведении индивидуального тестирования ребенку выдается текст теста, содержащий 104 утверждения, которые он должен оценить, исходя из своего согласия или несогласия и выставить балл в соответствующую номеру утверждения клеточку.
При групповом тестировании можно или раздать текст теста, либо зачитать утверждения вслух (обязательно дважды кажлое из них ). Если у тестируемых возникают вопросыпо содержанию утверждений теста, то педагог должен разъяснить непонятные слова или тект всего утверждения.
Время для проведения теста с разъяснением инструкции – примерно 35 -- 40 минут.
Степень согласия или несогласия оценивается следующим образом:
+2 – совершенно верно, я как правило так и делаю.
+1 – верно, но все же бывают заметные исключения.
0 -- трудно сказать.
-1 – не
верно, но все же иногда
-2 – совершенно
неверно,это не свойственно
Следует так же объяснить тестируемым, что следует стараться не отвечать: “Трудно сказать”, а “Как правило” – исходя из обычного образа жизни.
Обработка результатов теста
После поведения теста результаты обрабатываются следующим образом:
Подсчитывается сумма баллов в каждой вертикальной колонке, например в клеточках № 1,14,27,40,53,66.79,92 с учетом знаков “+” и “-”. Сумма баллов в любой колонке находится в диапазоне от +16 (все восемь утверждений оценены тестируемым оценкой “+2”, т.е. “совершенно верно”) до -16 (если все утверждения оценены “-2”, т.е. “совершенно неверно”).
Расшифровывается наименование зашифрованных типов акцентуации характера.
I. (1,14,27,40,53,66,79,92) - параноик.
II. (2,15,28,41,54,57,80,93) - эпилептоид.
III. (3,19,29,42,55,68,81,94) - гипертим.
IV. (4,17,30,43,56,69,82,95) - истероид.
V. (5,18,31,44,57,70,83,96) - шизоид.
VI. (6,19,32,45,58,71,84,97) - психастеноид.
VII. (7,20,33,46,59,72,85,98) - сензитив.
VIII. (8,21,34,47,60,73,86,99) - гипотим.
IX. (9,22,35,48,61,74,87,100) - конформный тип.
X. (10,23,36,49,62,75,88,101) - неустойчивый тип.
XI. (11,24,37,50,63,76,89,102) - астеник.
XII. (12,25,38,51,64,77,90,103) - лабильный тип.
XIII. (13,26,39,52,65,78,91,104) - циклоид.
Определяется
степень выраженности каждого из
психотипов путем построения графика
“Рисунок личности”, где по горизонтальной
оси откладывается номер
Информация о работе Диагностика акцентуации характера у детей