Диагностика акцентуации характера у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной классификации подобных расстройств в психиатрии, отражая, тем не менее и свойство характера психически здорового человека, в связи с тем, что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту и нередко наиболее ярко проявляется и именно в нем, целесообразно рассмотреть классификацию акцентуацией на примере подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика акцентуации характера у детей.docx

— 123.99 Кб (Скачать файл)

Если кривая не выходит за пределы, ограниченные числами ±10 то это означает что психотип находится в рамках обычного рисунка личности (эти иочки приняты специалистами как нормативы).

Если же кривая выходит зы пределы +10, это означает,что  соответствующий психотип у тестируемого проявляется наиболее ярко.

Если же одна или несколько точек -10, то  из этого следует, что у тестируемого проявляется антитип, т.е. черты, свойственные человеку с противоположным характером.

 

Вопросы теста

 

  1. Я никогда не доверяю незнакомым людям и не раз убеждался в том, что я прав.
  2. Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды.
  3. Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил, как правило настроение у меня хорошее.
  4. Мое самочувствие сильно зависит от того, как относятся ко мне окружающие.
  5. Мое настроение улучшается когда меня оставляют одного.
  6. Я не могу спокойно спать если утром необходимо встать в определенный час; я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем.
  7. Малейшие неприятности огорчают меня, после огорчений и беспокойств у меня возникает плохое самочувствие.
  8. У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительные сновидения; утро для меня - самое тяжелое время суток.
  9. Мое настроение обычно такое же, как и у окружающих меня людей.
  10. О друзьях,  с кем пришлось расстаться, долго не скучаю, быстро нахожу новых.
  11. Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем, часто бываю раздражителен.
  12. Мое настроение легко меняется от незначительных причин.
  13. Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда самочувствие у меня плохое.
  14. Я считаю, что у человека должна быть серьезная цель, ради которой стоит жить.
  15. У меня случаются приступы плохого настроения с раздражительностью и чувством тоски.
  16. Я сплю мало, но утром встаю бодрым и энергичным.
  17. Мое настроение сильно зависит от общества в котором я нахожусь.
  18. Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось.
  19. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожиданий неприятности.
  20. Нередко я стесняюсь при посторонних людях, я чрезмерно чувствителен.
  21. Всегда боюсь что мне не хватит денег и очень не люблю брать в долг.
  22. Я считаю, что самому не следует выделяться из окружающих.
  23. Я легко завожу новые знакомства.
  24. О своей одежде я мало думаю.
  25. В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие - без всякой причины с утра угнетен и уныл.
  26. Периодами у меня бывает “волчий” аппетит, а периодами ничего не хочется есть.
  27. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями.
  28. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения.
  29. Я люблю лакомства и деликатесы и ненавижу заранее рассчитывать расходы.
  30. Мой сон богат яркими сновидениями.
  31. Я не могу найти себе друга по душе и страдаю от того, что меня не понимают; от окружающих стремлюсь держаться подальше.
  32. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей. от неуверенности в себе, от беспокойства за близких.
  33. Если у меня взяли в долг, я не стесняюсь об этом напомнить.
  34. Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока.
  35. Прежде чем познакомиться, я хочу узнать, что это за человек, что говорят о нем люди.
  36. Я стремлюсь быть с людьми, трудно переношу одиночество.

 

  1. В будущем меня больше всего беспокоит мое здоровье, упрекаю родителей в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью.
  2. Я люблю одеться так, что бы было к лицу.
  3. Периодами я люблю дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества.
  4. У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев.
  5. Измены я никогда бы не простил.
  6. Я легко схожусь с людьми в любой обстановке, охотно завожу новые знакомства, люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним.
  7. Я люблю яркие и броские костюмы и одежду.
  8. Я люблю одиночество, свои неудачи  я переживаю сам.
  9. Я много раз взвешиваю все”за2 и “против2 ,ни все никак не решаюсь рискнуть; могу быть впереди других в рассуждениях, но не в действиях.
  10. Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем хотелось бы.
  11. Я избегаю новых знакомств, мне не хватает решительности во всем.
  12. Стараюсь жить так, что бы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого.
  13. Не люблю много раздумывать о своем будущем и тем более заранее рассчитывать свои расходы.
  14. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей.
  15. Периодами я отношусь к деньгам легко и трачу их не задумываясь; периодами все пугаюсь остаться без денег.
  16. В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие - они меня тяготят.
  17. Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам.
  18. Для меня главное, что бы одежда была удобной аккуратной и чистой.
  19. Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы.
  20. Я предпочитаю тех друзей, которые внимательны ко мне.
  21. Я люблю придумывать новое, все переиначивать и делать по своему, не так, как все.
  22. Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке.
  23. Я боюсь одиночества, но тем не менее, часто оказывается, что я остаюсь в одиночестве.
  24. В одиночестве я чувствую себя спокойно.
  25. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива.
  26. Люблю разнообразие и перемены в жизни.
  27. Людское общество меня часто утомляет и раздражает.
  28. Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила чередуются у меня с периодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность.
  29. Временами я доволен собой, временами упрекаю за нерешительность и вялость.
  30. Я не боюсь одиночества, свои неудачи переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи.
  31. Я очень аккуратен в денежных делах и очень огорчаюсь и расстраиваюсь когда не хватает денег.
  32. Я люблю перемены в жизни - новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг.
  33. Я не переношу одиночества, стремлюсь быть среди людей, больше всего со стороны окружающих ценю внимание ко мне.
  34. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром.
  35. Я часто подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-либо сказал или сделал в отношении к окружающих.
  36. Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя закона.
  37. Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным, неудачи угнетают меня и прежде всего я виню себя самого.
  38. Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим.
  39. При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться.
  40. Незнакомые люди меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык.
  41. Я легко ссорюсь, но быстро и мирюсь.
  42. Периодами я люблю “задавать тон”, бать первым, но периодами мне это надоедает.
  43. Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту.
  44. Предпочитаю раз и навсегда установить порядок, мне нравиться учить людей правилам и порядку.
  45. Я люблю всякие приключения, даже опасные, часто иду на риск.
  46. Приключения и риск привлекают меня если в них мне достается первая роль.
  47. Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне нравиться.
  48. В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником, невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем.
  49. Новое привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит, неудачи приводят меня в отчаяние.
  50. Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает.
  51. Я охотно следую за авторитетными людьми.
  52. Одним людям я подчиняюсь, другими командую сам.
  53. Я охотно слушаю те советы которые касаются моего здоровья.
  54. Бывает, что совершенно незнакомый человек внушает во мне доверие и симпатию.
  55. Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами - мрачным.
  56. Всегда находятся люди, которые слушают меня и признают мой авторитет.
  57. Если в моих неудачах кто-то виноват то я не оставляю его безнаказанным.
  58. Я считаю что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти.
  59. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной следили другие.
  60. Я не слушаю возражений и критики, всегда думаю и делаю по-своему.
  61. Если случается неудача, я всегда ищу, что же я сделал неправильно.
  62. В детстве я был обидчивым и чувствительным ребенком.
  63. Я не люблю командовать людьми, ответственность меня пугает.
  64. Считаю, что ничем не отличаюсь от большинства людей.
  65. Мне не хватает усидчивости и терпения.
  66. Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает, мне не до приключений.
  67. В хорошие минуты я доволен собой, в минуты дурного настроения мне кажется, что мне не хватает положительных качеств.
  68. Периодами я легко переношу перемены в своей жизни, но временами начинаю их бояться и избегать.

 

 

Список учеников 8Б класса средней школы №1 г. Молодечно  учавствовавших в тестировании

 

  1. Иодко Юл.
  2. Косяк С.
  3. Алешкевич Ал.
  4. Ключник А.
  5. Абанович А.
  6. Пивченко Е.
  7. Чернышевич Юл.
  8. Крыпшов Е.
  9. Глод А.
  10. Шитик П.
  11. Павлович И.
  12. Мисюль М.
  13. Свечко Н.
  14. Шило Н.
  15. Антонович Е.
  16. Шафалович Е.
  17. Скадорва А.
  18. Иванчик Н.
  19. Липницкая А.
  20. Дунец Р.
  21. Гвоздович М.
  22. Статкевич В.
  23. Ложечник А.

 

 

Результаты теста и  педагогические рекомендации

 

Обработав результаты тестирования согласно описанной выше методики получаем следующее  распределение для психотипов личности в тестируемом классе.

Прежде всего отметим, что у 9 участников из 23 (т.е. около 39%) имеют  обычный рисунок личности – выражение  какого-либо конкретного психотипа  не проявляется (Гвоздович М., Статкевич  В., Иванчик Н., Шафалович Е., Глод А., Пивченко Е., Чернышевич Юл., Алешкевич  Ал., Косяк С.).

Фамилии участников тестирования, у  которых наблюдаются проявления одного или нескольких психотипов размещены  в таблице.

 

Тип характера

Фамилия ,имя

Сумма баллов

I (параноик)

Дунец Р.

12

 

Шило Н.

-14

III (гипертим)

Липницкая А.

11

 

Иодко Ю.

16

 

Шитик П.

18

IV (истероид)

Скадорва А.

-13

VI (психастеноид)

Ложечник А.

13

VII (сензитив)

Шитик П.

-18

VIII (гипотим)

Ключник А.

-16

 

Иодко Ю.

-14

IX (конформный тип)

Ключник А.

12

 

Шитик П.

-12

XI (астеник)

Мисюль М.

-11.

 

Шитик П.

-12

XII (лабильный тип)

Свечко Н.

11

XIII (циклоид)

Шитик П.

12

 

Крыпшов Е.

11


 

Результаты показывают, что проявление одного из психотипов проявляется у 11 участников ( Дунец Р., Шило Н. ( I ); Липницкая А. ( III ); Скадорва А. ( IV ); Ложечник А. ( VI ); Мисюль М. ( XI ); Свечко Н. ( XII ); Крыпшов Е. ( XIII ); Павлович И, Абанович А., Антонович Е. ( X ) ), 2-х психотипов у Иодко Ю. ( III, VIII ) и Ключник А. ( VIII, IX ), и 5-ти у Шитика П. ( III, VII, IX, XI, XIII ).

Шитик П. – явно выраженный гипертим ( III :18 б.) на фоне черт синзитива (VIII : -18), конформности ( IX : -12) и астеника ( XI : -12); поскольку сумма баллов в трех последних типах взята со знаком “ - “, т.е. “черты наоборот”, то это, несомненно, подтверждает вышеизложенное утверждение. Сумма баллов в случае психотипа циклоида ( XIII : 12 ) меньше 18 (гипертим), и поэтому последний психотип явно превалирует.

Психотип гипертим т.ж. превалирует  у Иодко Ю.( III : 16 ) на фоне отрицательной суммы, соответствующей гипотиму ( VIII : -14).

Основные педагогические рекомендации для этих учащихся заключаются  в  создании условий, в которых требуется  проявится их инициатива и энергия, предприимчивость и лидерство, в  которых возможно интересное и свободное  общение [6].

У Ключник А. Проявляется конформный психотип ( VIII : 12) на фоне явно выраженном отсутствии присущего гипотиму ( IX : - 16).

В этом случае желательно создание условий, при которых подростку приходится проявлять самостоятельность, упорство в отстаивании своих позиций. Во время дискуссий следует давать ему возможность высказаться  одним из первых, поскольку в противном  случае он скорее всего повторит точку  зрения лидера данной группы [7].

Неустойчивый психотип выражен, хотя и не так явно у Павлович И. ( X :11 ), Абановича А. ( X : 12 ), и Антонович Е.( X : -11)

Для преодаления присущих данному  психотипу сложносте желательно не оставлять их без внимания, оказывать  им помощь систематически, с большим  терпением и тактом. На них положительно подействует хорошо организованный физический труд, который будет дисциплинировать и в некотором смысле ”разряжать”  их [8]. Такая помощь необходима первым двум учащимся, поскольку у Антонович Е. Сумма баллов взята со знаком  “ - “, что свидетельствует о подавлении вышеназванного психотипа.

Психотип психоастеноида выражен  у Ложечнтка А. ( VI : 13 ) и ему желательно помочь в преодолении нерешительности и закомплексованности. Помочь освободиться от необоснованных сомнений и опасений, которые осложняют жизнь [9].

Подавление психотип истероида  подавлен у Скадорва А. ( IV : -13 ), что свидетельствует о подавлении у него черт вышеназванного психотипа. В этом случае применимы педагогические рекомендации для данного психотипа но с точностью “до наоборот”. Желательно создание условий при которых подросток сможет самовыразиться , проявить упорство и инициативу [10].

Такой же “инверсный подход” и  необходим и к Шило Н. психотип параноика “наоборот” ( I :-14 ). Целеустремленность, разносторонность, способность работать не только в коллективе, но и самостоятельно. Проявлять упорство в достижении и выполнении поставленной цели – приобретение таких черт несомненно желательно для данного подростка [11].

В заключении следует отметить, что  для более точного тестирования принадлежности личности к определенному  психотипу необходимо проведения нескольких различных тестов, однако, результаты, полученные уже в этом случае помогут  сделать необходимые как в  психологическом, так и в педагогическом смысле, выводы. Проведя подобное исследование педагог может более находить более рациональное и правильное решение в учебном и воспитательном процессах.

 

Литература

 

  1. Гамезо М.В. Курс психологии. Москва, -- Просвещение, -- 1967 г.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, в 2-х томах. Москва, -- Педагогика, -- 1985 г., -- т.2, -- стр. 102.
  3. Юнг К.Г. Психологические типы. Минск, -- Попури, -- 19898 г., -- стр. 367
  4. Леонгард К. Акцентуирование личности. Киев, -- Головное издательство объединения “Выща школв”, -- 1989 г., -- стр. 40 – 100.
  5. Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй ты, параноик !!! Москва, -- Новая школа, -- 1994 г.
  6. Там же, стр 24.
  7. Там же, стр 44.
  8. Там же, стр 47.
  9. Там же, стр 34.
  10. Там же, стр 25.
  11. Там же, стр 17.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение..........................................................................................................1
  2. Классификация характеров...........................................................................3
  3. Акцентуации характера у подростков..........................................................4
  4. Методика проведения тестирования акцентуации характера“ Чертова Дюжина”..........................................................................................................8
  5. Результаты теста и педагогические рекомендации...................................14
  6. Приложение...................................................................................................16
  7. Список литературы.......................................................................................29

 

Обработка результатов  теста

 

После поведения теста результаты обрабатываются следующим образом:

 

Подсчитывается сумма баллов в  каждой вертикальной колонке, например в клеточках № 1,14,27,40,53,66.79,92 с учетом знаков “+” и “-”. Сумма баллов в любой колонке находится  в диапазоне от +16 (все восемь утверждений  оценены тестируемым оценкой  “+2”, т.е. “совершенно верно”) до -16 (если все утверждения оценены  “-2”, т.е. “совершенно неверно”).

Информация о работе Диагностика акцентуации характера у детей