Коммуникативные личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:29, реферат

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему организаторских и коммуникативных качеств личности в психологической литературе.
2. Рассмотреть различные подходы к изучению данной проблемы в психологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1 Теоретические исследования организаторских и коммуникативных качеств личности в профессиональной деятельности…………. ……............6
1.1. Изучение понятия «профессионально-важные качества личности» в отечественной и зарубежной психологической науке………………………………………………………….............................6
1.2 Характеристика организаторских и коммуникативных качеств личности…………………………………………………………………….…19
Глава 2 Эмпирическое исследование организаторских и коммуникативных качеств личности……………………………………………………………………….…30
2.1.Краткая характеристика предприятия ОАО «Тяжмаш»........................30
2.2 Исследование организаторских и коммуникативных качеств личности менеджеров…………………………………………….………………………..32
2.3 Анализ и интерпретация результатов……..………………………………35
Заключение ………………………………………………………………………46
Список литературы ……………………………………………………………..53

Вложенные файлы: 1 файл

Костромитина ВКР.docx

— 108.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..……3

Глава 1 Теоретические  исследования организаторских и коммуникативных качеств личности в профессиональной деятельности…………. ……............6

1.1. Изучение понятия «профессионально-важные качества личности» в отечественной и зарубежной психологической науке………………………………………………………….............................6

1.2 Характеристика организаторских и коммуникативных качеств личности…………………………………………………………………….…19

Глава 2 Эмпирическое исследование организаторских и коммуникативных качеств личности……………………………………………………………………….…30

2.1.Краткая характеристика  предприятия ОАО «Тяжмаш»........................30

2.2 Исследование организаторских и коммуникативных качеств личности менеджеров…………………………………………….………………………..32

2.3 Анализ и интерпретация результатов……..………………………………35

Заключение ………………………………………………………………………46

Список литературы ……………………………………………………………..53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Проблема организаторских и коммуникативных качеств личности является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Человеческие способности - это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек. Но разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

Способности образуются в  ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно  воспитуемы и преобразуемы. Способности  человека, разные их типы и степени  относятся к важнейшим проблемам  психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна.

Цель исследования: организаторские и коммуникативные качества менеджеров предприятия в профессиональной деятельности

Объект исследования: менеджеры предприятия ОАО «Тяжмаш»

Предмет исследования: организаторские и коммуникативные качества менеджеров в профессиональной деятельности;

  Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между выраженностью организаторских и коммуникативных качеств личности и выбора профессии управленца

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему  организаторских и коммуникативных  качеств личности в психологической   литературе.

2. Рассмотреть различные  подходы к изучению данной проблемы в психологии.

3. Провести эмпирическое  исследование организаторских и коммуникативны качеств личности менеджеров, выявить взаимосвязь между уровнем развития организаторских и коммуникативных качеств личности и выбора профессии управленца.

4. Представить анализ и интерпретацию результатов.

Методологическую  основу исследования составили принципы отечественной и зарубежной психологии, принцип деятельности, а так же, ведущие принципы психологии менеджмента и этики делового общения.

Методы исследования:

В работе представлено эмпирическое исследование организаторских и коммуникативных качеств менеджеров. Использованы: метод наблюдения, анкетирования, методики определения организаторских и коммуникативных качеств по Л. П. Калининскому; методика проявление организаторских и коммуникативных качеств в межличностных отношениях (тест Т. Лири); тестовая методика, определяющая развитость у испытуемого организаторских качеств; методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей, методика по определению умения вести деловое обсуждение (В.Н. Лаврененко) [41], тест на  определение эффективности работы руководителя.

Научная новизна  исследования заключается в том, что описано исследование организаторских и коммуникативных способностей личности, проведённое на примере конкретного предприятия, в конкретных условиях в профессиональной деятельности руководителей предприятия.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить представление о роли профессиональной деятельности в развитии способностей зрелой личности.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены практическими психологами в консультативной работе с людьми зрелого возраста.

Объем и структура  дипломной работы .

 Работа  состоит из  введения, двух глав, заключения, библиографического  списка, включающего 58 источников, и  приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические  исследования организаторских и  коммуникативных качеств  личности в профессиональной деятельности.

1.1 Изучение понятия качеств личности в отечественной и зарубежной психологической науке.

Проблема организаторских  и коммуникативных качеств  личности в научно-психологической литературе»  предлагается аналитический обзор  отечественных и зарубежных исследований по рассматриваемой проблеме. Анализ научной литературы показал, что  на сегодняшний день в психологической  науке имеется достаточно обширный опыт изучения способностей организатора (в зарубежной науке - лидера). Организаторские  способности исследуются в контексте  психологических проблем управления, деятельности руководителя в системе  промышленного или коммерческого  предприятия, в сфере политической, военной, педагогической, спортивной деятельности.

В отечественной и зарубежной психологии проблема организаторских  способностей изучалась с позиций  четырех основных подходов: биологизаторского, собственно психологического, функционально-ситуационного  и системного. Согласно основным положениям того или иного подхода определялась структура этих способностей. В большинстве  научных подходов, за исключением  системного, прослеживается тенденция  абсолютизировать отдельные факторы, обусловливающие эффективность  организаторской деятельности. Так, представители биологизаторских теорий рассматривали организаторские  способности как врожденную привилегию, которой в человеческом обществе, как и в животном мире, обладают лишь единицы. С точки зрения зарубежных (Э. Гоуин, Э. Партридж, А. Ару и Ж. Прэ) и отечественных (Ю.М. Плюснин, В.Р. Дольник) представителей данных теорий, лидерское  предназначение индивида определяется генетическими программами и  наследственной принадлежностью к  элитным социальным слоям. Тем самым они изначально ставили индивида в положение лидера или подчиненного, отрицая возможность развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания.

Научная несостоятельность  биологизаторской точки зрения явилась  предпосылкой появления нового (собственно психологического) подхода к проблеме организаторских способностей, известного также как «теория лидерских  черт». В его основе лежала абсолютизация  субъективного психологического фактора. Большинство представителей данного  подхода ассоциировали организаторские  способности с наличием у индивида ограниченной группы положительных  свойств: интеллектуальных (Р. Кэтелл, Л. Наттинг), волевых (Дж. Льюис, Г. Ричардсон  и Н. Ханавелт, С. Хенкли), эмоциональных (У. Уайт, Е. Куртине). Многие зарубежные (Ч. Хенди, Р. Стогдилл) и российские (Р.Л. Криневский, А.Г. Шмелев, А.У. Хараш) исследователи определяют организаторские  способности как сумму разнообразных  позитивных личностных черт (морально-нравственных, познавательных, эмоционально-волевых, нервно-психических, коммуникативных  и др.), не уточняя соотносимость  этих качеств друг с другом. Указывая на ряд значимых для организатора свойств, представители психологического подхода игнорируют связь между  чертами организатора и конкретными  социальными условиями его деятельности, что приводит к субъективно-идеалистическому и умозрительному толкованию изучаемой  проблемы.

Попытки преодолеть общий  абстрактный подход к исследованию проблемы предпринимаются в рамках третьего (функционально-ситуационного) направления бихевиористского толка. Так, Э. Гизелли и Э. Браун, Ж. Фрезер, Дж. Хемфилл, Дж. Э. Йоркл, К. Н. Уиксли, А. Филей и Р. Хаус, Б.Б. Коссов, Т.Ю. Базаров, Н.В. Бахарова и другие рассматривают  организаторские способности как  переменную величину, получающую реальное психологическое наполнение под  воздействием конкретной ситуации, характера  организуемой группы, функций организатора и организуемых. Ряд зарубежных психологов (А. Кар-рар, Б. Уолмен, Д. Пелз, Л. Картер, У. Гэйторн, Д. Креч и Б. Кречфилд) считают особенности организуемой группы (ее сплоченность, величину, возраст и устойчивость, качественный состав, особенности выявления в ней лидера) главным условием проявления организаторских способностей. Этим ученым удалось преодолеть абстрактное рассмотрение проблемы и представить организаторские способности как подвижную систему, которая постоянно изменяется вследствие взаимовлияния объективных факторов. Но, к сожалению, недооценка ими субъективной стороны изучаемого предмета привела к утрате психологического смысла проблемы.

Стремление отдельных  авторов (Л. Картер, С. Джибб, В.В. Давыдов) совместить ситуационно-групповой  аспект с личностным дало толчок к  формированию системного направления. В его основе - рассмотрение изучаемого феномена в качестве динамической системы, формирование и функционирование которой  происходит в деятельности и зависит  от характера взаимодействия субъективных и объективных факторов. В зарубежной психологии это направление особенно ярко проявилось в разработке концепции  «системы воздействий», сторонникам  которой удалось проследить взаимосвязь  трех переменных -личности организатора, ситуации и группы ведомых (Ф. Лутенс), а также определить место организаторских  способностей в системе общих  и профессиональных свойств лидера (Ф. Дракер, У.Г. Ньюмен). Научные изыскания  в рамках «системы воздействий» имели  преимущественно прикладной характер и нашли реальное применение в  практике подготовки организаторов  для различных сфер профессиональной деятельности. Однако, будучи ограниченной утилитарными целями, системная концепция  не получила достаточно глубокого теоретического обоснования.

Более обстоятельное теоретическое  развитие системный подход получил  в отечественной психологии. Руководствуясь основными положениями теории деятельности, отечественные ученые выстроили  системно-деятельностную концепцию организаторских способностей. В работах сторонников этой концепции (В.М. Шепель, А.Д. Карнышев, В.Ф. Рубахин, А.В. Филиппов и др.) системность реализуется за счет установления закономерностей развития и взаимодействия различных компонентов структуры организаторских способностей: психофизиологических, морально-политических, профессиональных; ряда специфических свойств (организаторского чутья, психологического такта, умения влиять на подчиненных и др.). Многие ученые выделяют в этой структуре средства интеграции социальных и личностных сторон организаторской деятельности: «организаторский потенциал» (Е.С. Кузьмин, Ю.Н. Емельянов, И.П. Волков, А.Л. Свенцинский), «управленческую концепцию», «управленческое самосознание» (Ю.Д. Красовский) и т.д.

Исследование организаторских  способностей в русле системно-деятельностного  подхода характеризуются полнотой, четкой структурой, широким спектром изучаемых вопросов. Вместе с тем, пытаясь в должной мере учитывать  значение объективного и субъективного  факторов, ряд ученых допускает определенный эклектизм в решении проблемы, выражающийся в нечеткости представления  диалектической связи между этими  факторами. В результате, как это  ни парадоксально, многие работы, авторы которых претендуют на внедрение  системного подхода в построение научной теории организаторских  способностей, характеризуются отсутствием  системности.

Среди отечественных исследований, посвященных проблеме организаторских  способностей, особое место принадлежит  работам Л.С. Уманского, а также  А.Г. Ковалева и В.Н. Мясишева. Этим ученым удалось избежать поверхностного рассмотрения проблемы, подвергнув углубленному анализу  психологические особенности организаторской  деятельности и личные качества осуществляющих ее людей. Глубокое изучение эмпирического  и теоретического материала позволило  Л.И. Уманскому выделить среди многочисленных свойств личности способного организатора так называемые «специфические свойства»: организаторское чутье; способность к эмоционально-волевому воздействию; склонность к организаторской деятельности и определить их как главные составляющие организаторских способностей. А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев предложили двухъярусную модель организаторских способностей, помещая в нее ведущий (гибкость ума в сочетании с волей) и опорный (специфическую наблюдательность) компоненты.

Обзор и критический анализ литературных источников позволил составить  общее представление о состоянии  проблемы организаторских способностей и увидеть возможные перспективы  ее дальнейшего изучения. Накопленный  в данной научной области теоретический  и практический материал обширен  и разнообразен, он содержит ряд  важных подходов к классификации  организаторских способностей и  позволяет уточнить понятийный аппарат  по изучаемой проблеме. В то же время  попытки некоторых авторов дать структуру организаторских способностей были не вполне успешными. Кроме того, исследователи, как правило, обходили вниманием задачу изучения и развития организаторских способностей у  представителей различных профессиональных сфер, включая, в частности, представителей правоохранительной системы.

 Организаторские и  коммуникативные качества являются  важнейшими составляющими эффективности  предпринимательской деятельности. И. В. Ромазаном проведено психологическое  исследование по определению  индивидуально-психологических особенностей  людей, работающих в предпринимательских  сферах [57, с. 226–227]. Выявлено, что предприниматель,  менеджер – обладатели следующих  качеств личности:

Информация о работе Коммуникативные личности