Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:29, реферат
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему организаторских и коммуникативных качеств личности в психологической литературе.
2. Рассмотреть различные подходы к изучению данной проблемы в психологии.
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1 Теоретические исследования организаторских и коммуникативных качеств личности в профессиональной деятельности…………. ……............6
1.1. Изучение понятия «профессионально-важные качества личности» в отечественной и зарубежной психологической науке………………………………………………………….............................6
1.2 Характеристика организаторских и коммуникативных качеств личности…………………………………………………………………….…19
Глава 2 Эмпирическое исследование организаторских и коммуникативных качеств личности……………………………………………………………………….…30
2.1.Краткая характеристика предприятия ОАО «Тяжмаш»........................30
2.2 Исследование организаторских и коммуникативных качеств личности менеджеров…………………………………………….………………………..32
2.3 Анализ и интерпретация результатов……..………………………………35
Заключение ………………………………………………………………………46
Список литературы ……………………………………………………………..53
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические исследования организаторских и коммуникативных качеств личности в профессиональной деятельности…………. ……............6
1.1. Изучение понятия «
1.2 Характеристика организаторских
и коммуникативных качеств личности…………………………………………………………
Глава 2 Эмпирическое исследование
организаторских и коммуникативных качеств
личности…………………………………………………………
2.1.Краткая характеристика
предприятия ОАО «Тяжмаш»......
2.2 Исследование организаторских
и коммуникативных качеств личности менеджеров…………………………………………….……
2.3 Анализ и интерпретация результатов……..………………………………35
Заключение ………………………………………………………………………46
Список литературы ……………………………………………………………..53
Введение
Актуальность исследования. Проблема организаторских и коммуникативных качеств личности является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Человеческие способности - это величайший из даров природы. Этим даром награждён каждый человек. Но разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.
Способности образуются в
ходе жизни людей, изменяются с изменением
объективных условий, а следовательно
воспитуемы и преобразуемы. Способности
человека, разные их типы и степени
относятся к важнейшим
Цель исследования: организаторские и коммуникативные качества менеджеров предприятия в профессиональной деятельности
Объект исследования: менеджеры предприятия ОАО «Тяжмаш»
Предмет исследования: организаторские и коммуникативные качества менеджеров в профессиональной деятельности;
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между выраженностью организаторских и коммуникативных качеств личности и выбора профессии управленца
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему
организаторских и
2. Рассмотреть различные подходы к изучению данной проблемы в психологии.
3. Провести эмпирическое исследование организаторских и коммуникативны качеств личности менеджеров, выявить взаимосвязь между уровнем развития организаторских и коммуникативных качеств личности и выбора профессии управленца.
4. Представить анализ и интерпретацию результатов.
Методологическую основу исследования составили принципы отечественной и зарубежной психологии, принцип деятельности, а так же, ведущие принципы психологии менеджмента и этики делового общения.
Методы исследования:
В работе представлено эмпирическое исследование организаторских и коммуникативных качеств менеджеров. Использованы: метод наблюдения, анкетирования, методики определения организаторских и коммуникативных качеств по Л. П. Калининскому; методика проявление организаторских и коммуникативных качеств в межличностных отношениях (тест Т. Лири); тестовая методика, определяющая развитость у испытуемого организаторских качеств; методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей, методика по определению умения вести деловое обсуждение (В.Н. Лаврененко) [41], тест на определение эффективности работы руководителя.
Научная новизна исследования заключается в том, что описано исследование организаторских и коммуникативных способностей личности, проведённое на примере конкретного предприятия, в конкретных условиях в профессиональной деятельности руководителей предприятия.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить представление о роли профессиональной деятельности в развитии способностей зрелой личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены практическими психологами в консультативной работе с людьми зрелого возраста.
Объем и структура дипломной работы .
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 58 источников, и приложения.
Глава 1 Теоретические исследования организаторских и коммуникативных качеств личности в профессиональной деятельности.
1.1 Изучение понятия качеств личности в отечественной и зарубежной психологической науке.
Проблема организаторских
и коммуникативных качеств личности
в научно-психологической
В отечественной и зарубежной психологии проблема организаторских способностей изучалась с позиций четырех основных подходов: биологизаторского, собственно психологического, функционально-ситуационного и системного. Согласно основным положениям того или иного подхода определялась структура этих способностей. В большинстве научных подходов, за исключением системного, прослеживается тенденция абсолютизировать отдельные факторы, обусловливающие эффективность организаторской деятельности. Так, представители биологизаторских теорий рассматривали организаторские способности как врожденную привилегию, которой в человеческом обществе, как и в животном мире, обладают лишь единицы. С точки зрения зарубежных (Э. Гоуин, Э. Партридж, А. Ару и Ж. Прэ) и отечественных (Ю.М. Плюснин, В.Р. Дольник) представителей данных теорий, лидерское предназначение индивида определяется генетическими программами и наследственной принадлежностью к элитным социальным слоям. Тем самым они изначально ставили индивида в положение лидера или подчиненного, отрицая возможность развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания.
Научная несостоятельность
биологизаторской точки зрения явилась
предпосылкой появления нового (собственно
психологического) подхода к проблеме
организаторских способностей, известного
также как «теория лидерских
черт». В его основе лежала абсолютизация
субъективного психологического фактора.
Большинство представителей данного
подхода ассоциировали
Попытки преодолеть общий
абстрактный подход к исследованию
проблемы предпринимаются в рамках
третьего (функционально-ситуационного)
направления бихевиористского толка.
Так, Э. Гизелли и Э. Браун, Ж. Фрезер,
Дж. Хемфилл, Дж. Э. Йоркл, К. Н. Уиксли, А.
Филей и Р. Хаус, Б.Б. Коссов, Т.Ю. Базаров,
Н.В. Бахарова и другие рассматривают
организаторские способности
Стремление отдельных авторов (Л. Картер, С. Джибб, В.В. Давыдов) совместить ситуационно-групповой аспект с личностным дало толчок к формированию системного направления. В его основе - рассмотрение изучаемого феномена в качестве динамической системы, формирование и функционирование которой происходит в деятельности и зависит от характера взаимодействия субъективных и объективных факторов. В зарубежной психологии это направление особенно ярко проявилось в разработке концепции «системы воздействий», сторонникам которой удалось проследить взаимосвязь трех переменных -личности организатора, ситуации и группы ведомых (Ф. Лутенс), а также определить место организаторских способностей в системе общих и профессиональных свойств лидера (Ф. Дракер, У.Г. Ньюмен). Научные изыскания в рамках «системы воздействий» имели преимущественно прикладной характер и нашли реальное применение в практике подготовки организаторов для различных сфер профессиональной деятельности. Однако, будучи ограниченной утилитарными целями, системная концепция не получила достаточно глубокого теоретического обоснования.
Более обстоятельное теоретическое развитие системный подход получил в отечественной психологии. Руководствуясь основными положениями теории деятельности, отечественные ученые выстроили системно-деятельностную концепцию организаторских способностей. В работах сторонников этой концепции (В.М. Шепель, А.Д. Карнышев, В.Ф. Рубахин, А.В. Филиппов и др.) системность реализуется за счет установления закономерностей развития и взаимодействия различных компонентов структуры организаторских способностей: психофизиологических, морально-политических, профессиональных; ряда специфических свойств (организаторского чутья, психологического такта, умения влиять на подчиненных и др.). Многие ученые выделяют в этой структуре средства интеграции социальных и личностных сторон организаторской деятельности: «организаторский потенциал» (Е.С. Кузьмин, Ю.Н. Емельянов, И.П. Волков, А.Л. Свенцинский), «управленческую концепцию», «управленческое самосознание» (Ю.Д. Красовский) и т.д.
Исследование организаторских
способностей в русле системно-
Среди отечественных исследований,
посвященных проблеме организаторских
способностей, особое место принадлежит
работам Л.С. Уманского, а также
А.Г. Ковалева и В.Н. Мясишева. Этим ученым
удалось избежать поверхностного рассмотрения
проблемы, подвергнув углубленному анализу
психологические особенности
Обзор и критический анализ
литературных источников позволил составить
общее представление о
Организаторские и
коммуникативные качества