17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
86 |
87 |
104 |
105 |
106 |
107 |
108 |
109 |
100 |
111 |
112 |
113 |
114 |
115 |
116 |
133 |
134 |
135 |
136 |
137 |
138 |
139 |
140 |
141 |
142 |
143 |
144 |
145 |
162 |
163 |
164 |
165 |
166 |
167 |
168 |
169 |
170 |
171 |
172 |
173 |
174 |
å |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
å |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы по результатам
исследования______________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
ОПРОСНИК
Любите ли вы? Нравится ли вам? Хотели бы
вы?
- Знакомиться
с жизнью растений и животных.
- Уроки по
географии, чтение учебника географии.
- Читать
художественную или научно-популярную
литературу о геологических экспедициях.
- Уроки и
учебник анатомии и физиологии человека.
- Уроки домоводства
или домашние занятия домоводством.
- Читать
научно-популярную литературу о физических
открытиях, о жизни и деятельности выдающихся
физиков.
- Читать
об открытиях в химии или о жизни и деятельности
выдающихся химиков.
- Читать
технические журналы (например, “Техника
молодежи”, “Юный техник”).
- Читать
статьи в научно-популярных журналах о
достижениях в области электроники и радиотехники.
- Знакомиться
с разными металлами и их свойствами.
- Узнавать
о разных породах древесины и об их практическом
применении.
- Узнавать
о достижениях в области строительства.
- Читать
книги, смотреть фильмы о водителях различных
видов транспорта (автомобильного, железнодорожного
и т. д.).
- Читать
книги, смотреть фильмы о летчиках и космонавтах.
- Знакомиться
с военной техникой.
- Читать
книги об исторических событиях и исторических
деятелях.
- Читать
классиков отечественной и зарубежной
литературы.
- Читать
и обсуждать газетно-журнальные статьи
и очерки.
- Обсуждать
текущие дела и события в классе и школе.
- Читать
книги о жизни школы (о работе воспитателя,
учителя, вожатого).
- Читать
книги, смотреть фильмы о работе милиции.
- Заботиться
о порядке в вещах, красивом виде помещения,
в котором учитесь, живете, работаете.
- Читать
книги типа “Занимательная математика”,
“Математический досуг”.
- Изучать
экономическую географию.
- Заниматься
иностранным языком.
- Знакомиться
с жизнью выдающихся художников, с историей
развития изобразительного искусства.
- Знакомиться
с жизнью выдающихся мастеров сцены и
кино, встречаться с артистами, коллекционировать
их фотографии.
- Знакомиться
с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов,
с вопросами теории музыкального искусства.
- Читать
спортивные журналы, газеты, книги о спорте,
о выдающихся спортсменах.
- Изучить
биологию, ботанику, зоологию.
- Знакомиться
с различными странами по описаниям и
географическим открытиям.
- Читать
о жизни и деятельности знаменитых геологов.
- Читать
о том, как люди научились бороться с болезнями,
о врачах и достижениях в области медицины.
- Посещать
с экскурсией предприятия легкой промышленности.
- Читать
книги типа “Занимательная физика”, “Физики
шутят”.
- Находить
химические явления в природе, производить
опыты по химии, следить за ходом химических
реакций.
- Знакомиться
с новейшими достижениями современной
техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи,
читать статьи в газетах).
- Посещать
радиотехнические кружки или знакомиться
с работой электрика.
- Знакомиться
с различными измерительными инструментами
для металлообработки и работать с ними.
- Наблюдать
за изготовлением изделий из дерева, рассматривать
новые образцы мебели.
- Встречаться
со строителями, наблюдать за их работой.
- Читать
популярную литературу о средствах передвижения.
- Читать
книги, смотреть фильмы о речниках, моряках.
- Читать
книги, смотреть фильмы на военные темы,
знакомиться с историей войн, крупных
сражений.
- Обсуждать
текущие политические события в России
и за рубежом.
- Читать
литературно-критические статьи.
- Слушать
радио и смотреть теленовости и тематические
телепередачи.
- Узнавать
о событиях, происходящих в городе, республике,
стране.
- Давать
объяснение товарищам, как выполнить учебное
задание, если они не могут сделать его
сами.
- Справедливо
рассудить поступок друга, знакомого или
литературного героя.
- Обеспечивать
семью продуктами; организовывать питание
для всех во время похода.
- Читать
научно-популярную литературу об открытиях
в математике, о жизни и деятельности выдающихся
математиков.
- Интересоваться
выполнением плана народного хозяйства.
- Читать
художественную литературу на иностранном
языке.
- Быть членом
редколлегии, заниматься художественным
оформлением газет.
- Посещать
драматический театр или театр юного зрителя.
- Слушать
оперную или симфоническую музыку.
- Посещать
спортивные соревнования, слушать и смотреть
спортивные радио- и телепередачи.
- Посещать
биологический кружок.
- Заниматься
в географическом кружке.
- Составлять
и собирать описания и изображения геологических
объектов земли, минералов.
- Изучать
функции организма человека, причины возникновения
болезней и пути их лечения.
- Посещать
кружок кулинаров, готовить дома обед.
- Проводить
опыты по физике.
- Готовить
растворы, взвешивать реактивы.
- Разбирать
и ремонтировать различные механизмы
(например, часы, утюг).
- Пользоваться
точными измерительными приборами (осциллографом,
вольтметром, амперметром), производить
разнообразные расчеты.
- Мастерить
различные предметы и детали из металла.
- Мастерить
различные предметы и детали из древесины
или художественно обрабатывать дерево
(выпиливать, выжигать, вырезать).
- Делать
наброски строительного эскиза или выполнять
чертежи различных построек.
- Посещать
кружок юных железнодорожников и автолюбителей.
- Участвовать
в секции парашютистов и в кружке авиамоделистов
или в работе авиаклубов.
- Заниматься
в стрелковой секции.
- Изучать
историю возникновения различных народов
и государств.
- Писать
классные и домашние сочинения по литературе.
- Наблюдать
за поступками, поведением, жизнью других
людей.
- Выполнять
общественную работу, организовывать,
сплачивать товарищей на какое-нибудь
дело.
- Проводить
время с маленькими детьми, читать им книги,
что-либо им рассказывать, помогать в чем-либо.
- Устанавливать
дисциплину среди сверстников и младших.
- Наблюдать
за работой продавца, повара, официанта.
- Заниматься
в математическом кружке.
- Изучать
вопросы развития промышленности, узнавать
о новых достижениях в области планирования
и учета на промышленном предприятии.
- Работать
с иностранными словарями, разбираться
в оборотах речи малознакомого языка.
- Посещать
музеи, художественные выставки.
- Выступать
на сцене перед зрителями.
- Играть
на одном из музыкальных инструментов.
- Играть
в спортивные игры.
- Наблюдать
за ростом и развитием животных, растений,
вести записи наблюдений.
- Самостоятельно
составлять географические карты, собирать
различные географические материалы.
- Собирать
коллекции минералов, экспонаты для геологического
музея.
- Знакомиться
с работой врача, медсестры, фармацевта.
- Посещать
кружок по кройке и шитью, шить себе и членам
семьи.
- Заниматься
в физическом кружке или посещать факультативные
занятия по физике.
- Заниматься
в химическом кружке или посещать факультативы
по химии.
- Заниматься
в одном из технических кружков (моделировать
самолеты, корабли и др.).
- Знакомиться
с устройствами электроприборов, электроаппаратов,
электрических машин; собирать, контролировать
радиоприборы, приемники, проигрыватели
и пр.
- Посещать
уроки труда в школьных и слесарно-станочных
мастерских.
- Участвовать
в кружке “Умелые руки” или в столярном
кружке.
- Бывать
на стройке, наблюдать за ходом строительства,
за отделочными работами.
- Смотреть
за соблюдением правил передвижения пешеходов
и транспортных средств.
- Участвовать
в секции гребцов, парусников, аквалангистов,
в бригаде по спасению утопающих.
- Участвовать
в военизированных играх (например, в “Зарнице”).
- Посещать
исторические музеи, знакомиться с памятниками
культуры города.
- Заниматься
в литературном кружке, посещать факультативные
занятия по литературе или иностранному
языку.
- Вести
личный дневник.
- Выступать
в классе с сообщениями о международном
положении.
- Выполнять
работу вожатого.
- Выяснять
причины поведения и поступков людей,
которые они хотят скрыть.
- Помогать
покупателю выбрать в магазине покупку,
которая ему нужна.
- Решать
сложные задачи по математике.
- Точно
вести расчет своих денежных расходов
и доходов.
- Заниматься
в кружке иностранного языка или посещать
факультативные занятия.
- Заниматься
в художественном кружке.
- Участвовать
в смотре художественной самодеятельности.
- Заниматься
в хоре или в музыкальном кружке.
- Заниматься
в какой-либо спортивной секции.
- Участвовать
в биологических олимпиадах или готовить
выставки растений или животных.
- Участвовать
в географической экспедиции.
- Участвовать
в геологической экспедиции.
- Наблюдать
и ухаживать за больными, оказывать им
помощь, облегчать их состояние.
- Участвовать
в выставках кулинарных или кондитерских
работ или посещать их.
- Участвовать
в физических олимпиадах.
- Решать
сложные задачи по химии, участвовать
в химических олимпиадах.
- Разбираться
в технических чертежах и схемах, самому
чертить или составлять чертежи.
- Разбираться
в сложных радиосхемах.
- Посещать
с экскурсией промышленные предприятия,
знакомиться с новыми типами станков,
наблюдать за работой на них или за их
ремонтом.
- Мастерить
что-нибудь из дерева своими руками.
- Принимать
посильное участие в строительных работах.
- Принимать
посильное участие в обслуживании и ремонте
автомобиля, троллейбуса и т. п.
- Летать
на самолетах скорой помощи в любую погоду
или управлять сверхскоростными самолетами.
- Жить
по жестко установленному режиму, строго
выполнять распорядок дня.
- Заниматься
в историческом кружке, собирать материалы,
выступать с докладами на исторические
темы.
- Работать
с литературными источниками, вести дневник
впечатлений о прочитанном.
- Участвовать
в диспутах и читательских конференциях.
- Подготавливать
и проводить сборы или собрания учащихся.
- Шефствовать
над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо
вопросы воспитания детей и подростков.
- Помогать
в работе милиции, быть членом кружка “Юный
друг милиции”.
- Постоянно
общаться с различными людьми.
- Участвовать
в математических олимпиадах.
- Интересоваться
стоимостью товаров, пытаться понять вопросы
ценообразования, заработной платы, организации
труда.
- Беседовать
с друзьями на иностранном языке.
- Участвовать
в выставках изобразительного искусства.
- Посещать
театральный кружок.
- Участвовать
в театральных смотрах-конкурсах.
- Принимать
личное участие в спортивных соревнованиях.
- Выращивать
в саду или в огороде растения, воспитывать
животных, ухаживать за ними.
- Производить
топографические съемки местности.
- Совершать
длительные трудные походы, во время которых
приходится напряженно работать по заданной
программе.
- Работать
в больнице, поликлинике или аптеке.
- Работать
специалистом на предприятии пищевой
или легкой промышленности (швеей, закройщицей,
кондитером и т. д.).
- Решать
сложные задачи по физике.
- Работать
на химическом производстве.
- Участвовать
в выставках технического творчества.
- Работать
в области электроэнергетики или радиоэлектроники.
- Работать
у станка, изготавливать различные детали
и изделия.
- Выполнять
по чертежам столярные или модельные работы.
- Работать
в строительной бригаде.
- Возить
пассажиров или грузы, соблюдать правила
уличного движения.
- Работать
в штормовую погоду на большой реке или
в открытом море.
- Работать
военным инженером или командиром.
- Ходить
в походы по историческим местам родного
края.
- Писать
рассказы, сочинять стихи, басни и т. д.
- Писать
заметки или очерки в стенгазету или периодическую
печать.
- Руководить
бригадой во время трудового десанта.
- Организовывать
игры или праздники для детей, создавать
“тимуровские команды”.
- Работать
в юридическом учреждении (в суде, прокуратуре,
адвокатуре, юридической консультации).
- Оказывать
людям различные большие и малые услуги.
- Выполнять
работу, постоянно требующую применения
математических знаний.
- Работать
в области планирования, финансирования,
экономики, предприятий народного хозяйства.
- Участвовать
в олимпиадах, конкурсах, конференциях
на иностранном языке.
- Участвовать
в выставках изобразительного искусства.
- Играть
на сцене или сниматься в кино.
- Быть
музыкантом, музыкальным режиссером или
преподавателем музыки.
- Работать
преподавателем физкультуры или тренером.
Анализ результатов
В заполненном листе ответов
в каждом из столбцов подсчитывается
количество плюсов и минусов. Результаты
записываются в свободные клеточки под
каждым столбцом: в верхней – количество
плюсов, в нижней – количество минусов.
Каждый столбец листа ответов благодаря
специальной группировке вопросов соответствует
той или иной области интересов.
Анализируя полученные данные,
необходимо выделить столбцы, содержащие
наибольшее количество плюсов. Если среди
них окажется несколько столбцов
с одинаковым числом плюсов, то следует
считать, что более выраженным интересам
соответствуют те из них, которые
содержат наименьшее количество минусов.
При оценке направленности интересов
следует в первую очередь учитывать
столбцы с наибольшим количеством
плюсов, но необходимо обратить внимание
также на столбцы с наибольшим
количеством минусов, как на сферы
деятельности, отвергаемые оптантом.
Оценка степени выраженности интересов
имеет пять градаций:
- высшая
степень отрицания – от 12 до 6 минусов;
- интерес
отрицается – от 5 до 1 минуса;
- интерес
выражен слабо – от 1 до 4 плюсов;
- выраженный
интерес – от 5 до 7 плюсов;
- ярко выраженный
интерес – от 8 до 12 плюсов.
Дешифратор “Карты интересов”
Номер столбца |
Область интересов |
Номер столбца |
Область интересов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Биология |
8 |
Техника |
2 |
География |
9 |
Электро- и радиотехника |
3 |
Геология |
10 |
Металлообработка |
4 |
Медицина |
11 |
Деревообработка |
5 |
Легкая и пищевая промышленность |
12 |
Строительство |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Физика |
13 |
Транспорт |
7 |
Химия |
14 |
Авиация, морское дело |
15 |
Военные специальности |
23 |
Математика |
16 |
История |
24 |
Экономика |
17 |
Литература |
25 |
Иностранные языки |
18 |
Журналистика |
26 |
Изобразительное искусство |
19 |
Общественная деятельность |
27 |
Сценическое искусство |
20 |
Педагогика |
28 |
Музыка |
21 |
Право, юриспруденция |
29 |
Физкультура, спорт |
22 |
Сфера обслуживания |
|
|
- ориентировочное
планирование (рассматриваются важность,
осуществимость, посильность разных
целей, конкурирующих вариантов, возможности
овладения профессиями разных типов;
уточняется область приложения сил,
профессионального роста);
- организационное
планирование (обдумываются, перебираются,
обосновываются, оцениваются условия,
пути и средства достижения избранных
целей; в частности, оцениваются экономичность,
нравственная характеристика планов,
путей и средств);
- планирование
последовательности конкретных исполнительных
действий, поступков (что, когда, как будет
сделано для достижения целей);
- перепланирование
и допланирование (дополнение и даже перестройка
жизненных планов в соответствии с новыми
сведениями о профессиях, об учебых заведениях,
с изменяющейся социальной или биографической
обстановкой).
Чтобы строить профессиональные
планы, надо иметь подходящий “строительный
материал”, прежде всего – знания
о мире труда, мире профессий.
- Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова).
Впервые понятия «первая
сигнальная система» и «вторая сигнальная
система» были введены И.П. Павловым
для обозначения качественно
различных уровней эволюционного
развития высшей нервной деятельности.
У животных сигналами приспособительных
условно-рефлекторных реакций являются
непосредственные раздражители - зрительные,
слуховые, тактильные и т. д. Совокупность
непосредственных условных раздражителей,
вызываемых ими возбуждений в анализаторах
и условно-рефлекторных процессов И.П.
Павлов назвал первой сигнальной системой.
Совокупность словесных сигналов,
вызываемых ими нервных процессов и систему
возникающих на этой основе временных
нервных связей И.П. Павлов отнес ко второй
сигнальной системе, которая присуща только
человеку. Поскольку слово является орудием
отвлечения и обобщения, вторая сигнальная
система обеспечивает более высокий уровень
отражения.
Несмотря на принципиальные
отличия этих двух систем, в норме
всегда имеет место взаимодействие
первой и второй сигнальных систем.
На основе относительного
преобладания у человека первой или
второй сигнальной системы определяются
выделенные И.П. Павловым специфические
типы высшей нервной деятельности:
художественный (преобладание первой
сигнальной системы), мыслительный (преобладание
второй сигнальной системы) и средний
(относительно одинаковая роль обоих
систем).
Основные отличия художественного
типа от мыслительного проявляются
в сфере восприятия, где для
«художника» характерны целостное
восприятие, яркость образов, эмоциональность,
а для «мыслителя» дробление
его на отдельные части, поиске смысла.
В сфере воображения и мышления
у «художников» отмечается преобладание
образного мышления и воображения,
в то время как для «мыслителей»
характерно абстрактное, теоретическое
мышление; в эмоциональной сфере
лица художественного типа отличаются
повышенной эмоциональностью, аффективностью,
а для мыслительного типа более свойственны
рассудочные, интеллектуальные реакции
на события.
Таким образом, люди художественного
типа в большей степени склонны
к профессиональной деятельности, требующей
впечатлительности, образности и живости
фантазии. Люди мыслительного типа
лучше будут справляться с
деятельность, связанной с оперированием
абстрактным материалом, математическими
и логическими формулами, различными понятиями.
Представители среднего типа
сочетают в себе черты и художественного,
и мыслительного типов.
В целом И.П. Павлов считал,
что специфика высшей нервной
деятельности человека возникла в результате
нового способа взаимодействия с
внешним миром, который стал возможен
при трудовой деятельности людей
и выразился в речи. Речь возникла
как средство общения между людьми
в процессе труда. Ее развитие привело
к возникновению языка, и, следовательно,
у человека появилась новая система
раздражителей в виде слов.
На основе этих теоретических
положений был разработан опросник,
позволяющий выявить структуру
сигнальных систем личности.
Инструкция: Ответьте «да» (+) или
«нет» (-) на предложенные ниже вопросы.
- Чтобы понять
что-либо, Вы часто обращаетесь к образным
представлениям?
- У Вас есть
тяга к рисованию?
- Вам вполне
понятен язык знаков, формул, графиков?
- Доставляет
ли Вам удовольствие пересказывать увиденное
друзьям?
- Вы стараетесь
скорее обобщить имеющуюся информацию,
уйти от конкретики к обобщенным, абстрактным
формулам?
- У Вас обычно
много времени занимает переосмысление
того, что Вы видели, слышали, что происходит
вокруг?
- Вам проще
понять что-либо, повертев в своих руках,
собрав, разобрав?
- Вы стараетесь
обогатить свою речь метафорическими
выражениями?
- Являются
ли рисование, лепка, декоративно-прикладное
искусство Вашими любимыми занятиями?
- При объяснении
чего-либо Вы часто прибегаете к языку
знаков, символов, чертежей?
- Вы обладаете
литературными способностями?
- Вам нравится
абстрактная живопись?
- Вы легко
находите смысл в абстрактных изображениях?
- Вам удавалось
своими руками собрать или отремонтировать
какое-нибудь техническое устройство?
- Вы согласны,
что речь без эпитетов, метафор, образных
выражений суха и неинтересна?
- Читая
книгу, Вы живо представляете себе происходящее,
как будто Вы являетесь непосредственным
участником событий?
- У Вас хорошая
память на знаки, символы, цифры?
- Вас считают
хорошим рассказчиком?
- Вы легко
составляете для себя какую-нибудь абракадабру,
чтобы заменить большое словесное выражение?
- Вы ловите
себя на мысли, что каждый символ, знак
в художественном произведении несет
в себе большой смысл?
- Вас часто
тянет к рукоделию, ручной работе, поделкам?
- Вас радует
удачно употребленная метафора, иносказание,
притча или анекдот в речи говорящего?
- Вы стремитесь
собрать у себя коллекцию репродукций
живописи, книг по искусству?
- Вы свободно
владеете языком знаков, формул?
- Вы пишете
стихи?
- Ваши знакомые
говорят Вам, что Вы слишком часто прибегаете
к абстракциям?
- Случается,
что Вы смотрите один и тот же фильм по
нескольку раз, переосмысливая его по-новому?
- Вас называют
«мастер - золотые руки»?
- Вы любите
поэзию за оригинальность высказываний,
интересные ассоциации?
- Язык наглядных
образов Вам более понятен, чем язык знаков
и формул?
- Вы стараетесь
при письме использовать аббревиатуру,
сокращения слов до начальных букв?
- Вам нравится
выступать перед аудиторий?
- Хотели
бы Вы, чтобы Ваша деятельность была связана
со знаковыми системами, машинными языками
и т. д.?
- Ложась
спать, Вы часто перебираете в памяти прошедший
день, стремитесь привести в порядок впечатления?
- Работа
с техникой доставляет Вам удовольствие?
- Вы стараетесь
чаще обращаться к художественным произведениям
в поиске нужных Вам образов, метафор,
метких выражений, забавных высказываний?
- Вы обладаете
богатым воображением, яркой и буйной
фантазией?
- Вам легко
даются языки программирования на ЭВМ?
- Вы владеете
иностранными языками?
- Вас иногда
подмывает ввернуть в разговор фразу позаковыристей
и понепонятней?
- Вы стремитесь
тщательно обдумывать свои поступки, рассчитывая
свои шаги заранее?
- Вы обладаете
способностью к техническому изобретательству?
- Вам нравится
придумывать образные метафоры?
- Вас часто
можно застать за рисованием?
- Чтобы
упростить объяснения, Вы часто используете
графики, формулы?
- Вы много
времени уделяете стихосложению?
- Для запоминания
чего-либо Вы часто используете абстрактные
знаки и изображения, понятные только
Вам?
- Ваши друзья
и знакомые считают Вас чересчур глубокомысленным
человеком?
- Вам много
приходится заниматься ручной работой,
требующей терпения и аккуратности?
- Вы хорошо
владеете речью, языком метафор, оригинальных
образов?
- Вам часто
снятся яркие, интересные сны, полные захватывающих
событий?
- Вам не
составляет труда придумать свою систему
знаков, хотя бы для собственного употребления?
- Вам доставляет
удовольствие рассказывать о чем-либо
так, что слова сами льются из Ваших уст?
- Вы часто
используете в речи абстрактные понятия?
- Вам удается
обычно найти в тех или иных событиях свой,
весьма неординарный смысл?
- Вам легче
делать что-либо руками, чем решать теоретические
задачи?
Бланк ответов
|
сумма |
1 |
|
8 |
|
15 |
|
22 |
|
29 |
|
36 |
|
43 |
|
50 |
|
|
2 |
|
9 |
|
16 |
|
23 |
|
30 |
|
37 |
|
44 |
|
51 |
|
|
3 |
|
10 |
|
17 |
|
24 |
|
31 |
|
38 |
|
45 |
|
52 |
|
|
4 |
|
11 |
|
18 |
|
25 |
|
32 |
|
39 |
|
46 |
|
53 |
|
|
5 |
|
12 |
|
19 |
|
26 |
|
33 |
|
40 |
|
47 |
|
54 |
|
|
6 |
|
13 |
|
20 |
|
27 |
|
34 |
|
41 |
|
48 |
|
55 |
|
|
7 |
|
14 |
|
21 |
|
28 |
|
35 |
|
42 |
|
49 |
|
56 |
|
|
Обработка и интерпретация результатов
Анализ и обработка
результатов проводятся по семи шкалам.
Для получения общего количества
баллов по каждой шкале необходимо
подсчитать количество плюсов в горизонтальных
строках в бланке ответов. Максимальное
количество баллов, которое можно
набрать по каждой шкале - 8. Минимальное
количество - 2-3 балла.
Значение шкал:
1. Метафоризация - способность
замечать метафоры в речи, образах,
стихах, художественных произведениях,
использовать метафоры в речи,
умение придумывать метафорические
выражения (признак творческой
одаренности). Сумма плюсов (ответов
«да») 1-го ряда: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50.
2. Образность представлений
- способность к яркому образному
представлению, фантазированию, образному
мышлению, стремление выразить образы
в рисунках, художественные способности.
Сумма плюсов 2-го ряда: 2, 9, 16, 23, 30,
37, 44, 51.
3. Символизация - способность
к обозначению тех или иных
явлений знаками, оперирование
формулами, графиками, языковые
способности. Сумма плюсов 3-го
ряда: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52.
4. Вербализация - легкость
речи, способность рассказчика без
напряжения передавать словами
сведения о тех или иных
событиях. Сумма плюсов 4-го ряда:
4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53.
5. Абстрагирование - способность
успешно обобщать конкретное, выходить
в область абстракции, умение
опираться на абстрактные слова,
образы в процессе мышления, отсутствие
конкретных предметных представлений.
Сумма плюсов 5-го ряда: 5, 12, 19, 26, 33,
40, 47, 54.