Диагностика профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 01:15, реферат

Краткое описание

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика профессионального самоопределения..docx

— 104.38 Кб (Скачать файл)

6. Рефлексивность - способность долго удерживать одну и ту же информацию в памяти, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий. Сумма плюсов 6-го ряда: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55.

7. Ручные навыки - способность  мастерить, ремонтировать, осуществлять  точные ручные манипуляции с  предметами, технические навыки. Суммы  плюсов 7-го ряда: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56.

Результаты диагностики  можно изобразить в виде графика, на лучах которого откладывается  количество баллов, полученных по соответствующей  шкале, затем точки на шкалах соединяются (см. рис.).

В результате на графике хорошо видна степень выраженности и  преобладание тех или иных функциональных способностей.

По результатам диагностики  выдаются рекомендации о том, какой  вид трудовой деятельности более  всего подходит испытуемому.

Уточнение сферы профессиональной деятельности, подбор профессий осуществляются в процессе дальнейшей профориентационной работы и профессиональной диагностики.

 

  1. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) (автор Кабардова Л.Н.) 

 

    Описание методики. В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.     

Инструкция: «Внимательно прочтите вопрос. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2).

1. Насколько хорошо Вы  умеете делать то, что написано  в вопросе: 
- делаю, как правило, хорошо – 2 
- делаю средне – 1 
- делаю плохо – 0

2. Какие ощущения возникли у Вас, когда Вы это делали: 
- положительные (приятно, интересно, легко) – 2 
- нейтральные (все равно) – 1 
- отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) – 0

3. Хотели бы Вы, чтобы  описанное в вопросе действие  было включено в Вашу будущую  работу: 
- да – 2 
- все равно – 1 
- нет – 0   

 Свои оценки в баллах  Вы заносите в таблицу ответов  (номер клетки в таблице соответствует  номеру вопроса). В каждую клетку  таблицы ответов Вы должны  поставить баллы, соответствующие  Вашим ответам на все 3 вопроса.  В каждом вопросе Вы оцениваете  сначала Ваше «умение» (1), затем  – «отношение» (2) и затем –  «желание» (3). В этой же последовательности  Вы и проставляете оценочные  баллы в клетку таблицы.   

 Если Вы никогда  не делали того, что написано  в вопросе, то вместо баллов  поставьте в клетку прочерки  в первых двух вопросах (1 и  2) и попробуйте ответить только  на третий вопрос.   

 Работайте внимательно,  не спешите!»

Опросник

1. Делать выписки, вырезки  из различных текстов, группировать  их по определенному признаку. 
2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике. 
3. Длительное время самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений. 
4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания. 
5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение. 
6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст. 
7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике. 
8. Вести регулярные наблюдения за развивающимися растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник 
9. Мастерить красивые изделия своими руками из дерева, материала , металла, засушенных растений, ниток. 
10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз. 
11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки. 
12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии. 
13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений. 
14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры. 
15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого. 
16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывая тексты и составленные рассказы на заданные темы. 
17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник). 
18. Свое свободное время тратить преимущественно на уход и наблюдение за каким-нибудь животным. 
19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых. 
20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей. 
21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами. 
22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор). 
23. Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить, лечить, обучать. 
24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу. 
25. Увлекать делом, игрой, рассказов детей младшего возраста. 
26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы. 
27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки. 
28. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки. 
29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно. 
30. Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия. 
31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул и законов и умения их правильно применять в решении. 
32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей. 
33. Сразу замечать малейшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения. 
34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера. 
35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей. 
36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия. 
37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий конструировать новые, придуманные самостоятельно. 
38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады. 
39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструировать новинки. 
40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры. 
41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи. 
42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве. 
43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках. 
44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное. 
45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь. 
46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную работу»: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять. 
47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технический, логический, математический. 
48. При работе с растениями или животными переносить ручной труд (физический труд), неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных. 
49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества). 
50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух. 

Образец бланка ответов ОПГ

Фамилия ___________________________ Имя _______________________________

Отчество ___________________________ Школа _____________________________

Класс ______________________________ Дата _______________________________

1 2 3

1 2 3

1 2 3

1 2 3

1 2 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50


 

  
Обработка результатов опросника. 

Верхние клетки пяти столбцов обозначить в соответствии с типами профессий слева направо: 1 – «Ч-3», 2 – «Ч-Т», 3 – «Ч-П», 4 – «Ч-Х.О.», 5 – «Ч-Ч».

Приступая к обработке  результатов, найти в таблице  ответов те номера вопросов, которые  оценены 0 баллов или прочерком. При  подобной оценке умений следующие две  оценки на этот вопрос (2-я и 3-я) при  подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (условно их можно  в таблице вычеркнуть).

Затем подсчитывается общая  сумма баллов, набранная в каждой профессиональной сфере: отдельно –  «умения», отдельно – «профессиональные  пожелания». В результате этого подсчета имеется наглядная картина соотношений  оценок по 3 шкалам: умений, его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий, предпочтений в каждой профессиональной сфере и по каждому конкретному  вопросу (виду деятельности).

Оценка результатов.   

 Сравнение и выбор  наиболее предпочтительной для  данного ученика профессиональной  сферы (или несколько сфер) делается  на основе сопоставления, во-первых, сумм баллов, набранных разными  профессиональными сферами отдельно  по шкалам «умения», «эмоциональное  отношение», «профессиональное предпочтение».  Обращается внимание на ту  или те профессиональные сферы,  в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой  сфере суммы баллов, набранные  по данным трем шкалам между  собой. Положительно оценивается  такое сочетание, в котором  оценки по 2-3 шкалам сочетаются  количественно с реальными умениями  ученика, т.е. с первой оценкой.  Например, соотношение трех оценок  типа «10 – 12 – 11» благоприятнее,  чем соотношение «3 – 18 –  12». Предпочтение в первом примере  более обосновано наличием соответствующих  умений.   

 Обязательно анализируются  во всех сферах вопросы, на  которые дана наибольшая оценка  в баллах, т.е. «2- 2 – 2» (в  первую очередь), а также вопросы,  в которых две наивысшие оценки  сочетаются со средней («2 – 2 – 1» или «1 – 2 – 2»). Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области «Ч – З» может осуществляться с «буквами, словами, текстом» - программист, математик, экономист и др. Во-вторых, для того чтобы «выйти» за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики («Ч – Ч» и «Ч – З»), модельер («Ч – Х – О», «Ч – Т») и т.д

  1. Активизирующий опросник профессионального и личностного самоопределения  «Кем быть?» Н.С. Пряжникова

Опросник «Кем быть?» применяется для повышения у подростков степени осознанности своих профессиональных предпочтений. По времени процедура занимает около 40 минут.

Общая схема использования  активизирующего опросника следующая:

1. Психолог на доске  показывает, как подготовить (нарисовать) бланк для работы с методикой,  а подростки самостоятельно его  рисуют на отдельных листочках  (см. приложение 4).

2. Дается инструкция: «Вам будут предлагаться вопросы - различные трудовые действия, а Вы должны будете оценить, насколько Вам хотелось бы выполнять подобные действия в своей будущей профессии, используя 10-балльную шкалу, от 0 до 10 баллов (фактически, 11-балльная шкала). Например, если действие Вас привлекает, то в соответствующую данному вопросу клеточку ставится высокой балл, если нет - невысокий... Далее мы попробуем соотнести эти действия с различными группами профессий».

3. Психолог зачитывает  вопросы, а воспитанники проставляют  баллы-ответы в своих листочках.  Данная методика допускает ненавязчивые  комментарии и даже небольшие  «лирические отступления» по  отношению к некоторым вопросам.

4. Для подведения итогов  учащиеся перед всеми своими  баллами-ответами во второй и  четвертой колонках бланка (перед  ответами на вопросы 21 - 40 и 61 - 80) проставляют знак «минус».

5. По каждой из 20 строчек  бланка подсчитывается алгебраическая  сумма баллов-ответов (с учетом  исправленных знаков) и результаты  выписываются справа от бланка.

6. При подведении общих  итогов психолог зачитывает нормы,  которые учащиеся должны соотнести  со своими ответами-результатами (по каждой из 20 строчек). Если  полученный результат оказался  ниже зачитываемой нормы, то  справа ставится знак «минус»,  если выше -«плюс», если результат совпал с нормой (включая крайние значения интервала), то ставится «ноль».

7. Сразу же после каждого  соотнесения результатов с нормами  психолог зачитывает соответствующую  каждой из 20 строчек группу профессий  (Кодификатор профессиональных групп). Все эти профессии выписываются  на листочке, напротив соответствующих  результатов. Если у кого-то  по данной группе получается  «минус», то скорее всего эти профессии его мало интересуют, если «ноль», то уже можно говорить о некотором интересе, а если «плюс», то интерес может быть даже повышенным. На этом этапе психолог обязательно должен обратить внимание воспитанников на очень приблизительный характер всех этих результатов, со многими из которых можно просто не соглашаться, но все-таки спросив себя, а почему же так получилось?.. Желающих обсудить некоторые результаты подробнее психолог может пригласить в определенное время на индивидуальную профконсультацию.

Заметим, что в данной методике имеются некоторые виды трудовой деятельности (очень нетрадиционные для подобных опросников), например, «преступления», «бродяжничество» и  др., по которым у кого-то могут  получиться «плюсы». Конечно, психолог не должен поощрять (положительно подкреплять) такие ориентации подростков. Лучше  сказать, что это «чистая случайность», что у данного подростка «просто  плохое настроение» и что «вообще  методика неудачная». Кроме того, именно по таким группам трудовой деятельности нормы сознательно были завышены. И все-таки иногда плюсы кто-то умудряется получить. Психолог не должен отказываться вообще от обсуждения с подростками  подобных видов деятельности.

Перечень вопросов для методики «Кем быть?»

«Оцените по 10-балльной шкале (от 0 до 10 баллов), насколько Вы хотели бы в своей будущей работе?»

1. Много разъезжать, встречаться  с новыми людьми, видеть мир  собственными глазами.

2. Многократно повторять  одни и те же эксперименты  ради стремления к истине, к  новому знанию.

3. Выслушивать жалобы больных  и старых людей, помогать им  добрым словом и делом.

4. Стараться продавать  товары (оказывать услуги) как можно  дороже

5. Отдавать все силы  служению Богу.

6. Работать с самой современной  техникой, знать ее устройство  и эксплуатацию.

7. Рисковать собственной  жизнью ради жизни других людей.

8. Выступать перед аудиториями,  на сцене, на экране, по радио.

9. Обрабатывать детали  и материалы, стремиться к высокой  точности и качеству.

10. Больше думать не  о себе, а о благе других  людей и всего народа.

11. Сооружать наземные  и подземные объекты (строения, коммуникации...), получая за это  очень приличные деньги.

12. Стараться покупать  все подешевле, а продавать подороже.

Информация о работе Диагностика профессионального самоопределения