Диагностика профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 01:15, реферат

Краткое описание

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Вложенные файлы: 1 файл

Диагностика профессионального самоопределения..docx

— 104.38 Кб (Скачать файл)

Далее, психолог зачитывает в качестве примера один-два анонимных  бланка с ответами, сделанными подростками  из других школ. Каждый ответ оценивается  по условной 5-балльной шкале (при наличии  времени можно предложить воспитанникам  и более конкретную шкалу - см. Критерии оценок). Воспитанники вместе с психологом оценивают ответы своих сверстников и, таким образом, как бы учатся оценивать самих себя.

Наконец, психолог предлагает воспитанникам против каждого своего ответа на листочках также проставить оценки по 5-балльной шкале.

Листочки собираются и  анализируются психологом. Имеются  разные варианты использования результатов  опросника:

1)    Например, психолог может сам оценить по 5-балльной шкале ответы воспитанников и сравнить свои оценки с самооценками учащихся.

2) Можно также подсчитать, какой средний балл для данного  класса по каждому из ответов  (по каждой из позиций профессионального  самоопределения), что позволит психологу  более обоснованно планировать  свою работу с классом, уже  с учетом того, где у большинства  школьников имеются проблемы (невысокие  средние баллы), а где этих проблем  поменьше (средние баллы высокие). При этом можно даже сравнить средние баллы по данному классу в начале работы с ним и в конце проведения психологического (профориентационного) курса, как бы оценив, по каким позициям ЛПП произошло улучшение, а по каким - все осталось без изменений, а может даже и ухудшилось. Таким образом, результаты опросника могут быть использованы как одно из средств оценки (самооценки) эффективности профориентационной работы.

3) Наконец, можно использовать  опросник в индивидуальной работе  с учащимися. В ходе такой  работы можно сопоставить оценки  психолога и самооценки школьника.  При обсуждении несоответствия  между этими оценками может  оказаться так, что сам психолог  по-настоящему не понял данного  подростка (например, недооценил  его…). Ответы учащегося на конкретные  вопросы могут стать прекрасной  основой для построения профконсультации или разговора о построении жизненных перспектив и личностного развития данного воспитанника. 

 

Перечень вопросов для опросника  по построению Личной

профессиональной перспективы - ЛПП

1.   Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?

2.        Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?

3.   Когда в России жизнь станет лучше?

4. Хорошо ли Вы знаете  мир профессий? Сейчас я назову  букву, а вы за 1 минуту должны  будете написать как можно  больше профессий, начинающихся  с этой буквы. Далее я назову  еще две буквы и также засеку  время (по 1 минуте на букву). После  этого необходимо сосчитать, сколько  всего получилось профессий (по  трем буквам за три минуты). Можно даже устроить небольшой  конкурс - у кого таких профессий окажется больше (по опыту использования опросника, больше 17 профессий - это совсем неплохо!).

5. Ради чего Вы собираетесь  прожить свою жизнь (в чем  Вы видите ее смысл)?

6. Кем Вы мечтаете стать  по профессии через 20 - 30 лет? Как согласуется Ваша профессиональная мечта с другими, непрофессиональными, но важными для Вас пожеланиями (досуговыми, личными, семейными), нет ли противоречия мечты с этими желаниями?

7. Выделите основные 5 - 7 этапов на пути к Вашей профессиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т.д.).

8. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заведение, где вы собираетесь приобрести эту профессию. Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента, связанных с работой по данной профессии и с учебой в соответствующем заведении. Покажите, что Вы хорошо представляете то, что собираетесь выбирать.

9.  Какие Ваши собственные недостатки могут помешать Вам на пути к профессиональной цели? Если можно, напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.

10. Как Вы собираетесь  работать над собой и готовиться  к профессии?

11. Кто и что могут  помешать Вам в реализации  Ваших профессиональных планов (какие  люди и обстоятельства)?

12. Как Вы собираетесь  преодолевать эти внешние препятствия?

13. Есть ли у Вас резервные  варианты выбора на случай  неудачи по основному варианту?

14. Что Вы уже сейчас  делаете для подготовки к избранной  профессии и для поступления  в соответствующее учебное заведение?  Напишите, что вы делаете, кроме  хорошей учебы в школе.

Критерии оценок (и самооценок) для опросника

по схеме построения ЛПП

1 балл - отказ отвечать на данный вопрос;

2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;

3 балла - минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой);

4 балла - конкретный ответ с попыткой обоснования;

5 баллов - конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.

По самооценкам самих  учащихся наибольшие трудности вызывают вопросы, связанные с пониманием смысла жизни, с осознанием внешних  и внутренних препятствий на пути к целям, с представлением о путях  преодоления этих препятствий, а  также с выделением резервных  вариантов выбора (самооценки на уровне 2 -3 баллов).


Информация о работе Диагностика профессионального самоопределения