Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 01:15, реферат
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Далее, психолог зачитывает в качестве примера один-два анонимных бланка с ответами, сделанными подростками из других школ. Каждый ответ оценивается по условной 5-балльной шкале (при наличии времени можно предложить воспитанникам и более конкретную шкалу - см. Критерии оценок). Воспитанники вместе с психологом оценивают ответы своих сверстников и, таким образом, как бы учатся оценивать самих себя.
Наконец, психолог предлагает воспитанникам против каждого своего ответа на листочках также проставить оценки по 5-балльной шкале.
Листочки собираются и анализируются психологом. Имеются разные варианты использования результатов опросника:
1) Например, психолог может сам оценить по 5-балльной шкале ответы воспитанников и сравнить свои оценки с самооценками учащихся.
2) Можно также подсчитать,
какой средний балл для
3) Наконец, можно использовать
опросник в индивидуальной
Перечень вопросов для опросника по построению Личной
профессиональной перспективы -
1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?
3. Когда в России жизнь станет лучше?
4. Хорошо ли Вы знаете
мир профессий? Сейчас я
5. Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем Вы видите ее смысл)?
6. Кем Вы мечтаете стать по профессии через 20 - 30 лет? Как согласуется Ваша профессиональная мечта с другими, непрофессиональными, но важными для Вас пожеланиями (досуговыми, личными, семейными), нет ли противоречия мечты с этими желаниями?
7. Выделите основные 5 - 7 этапов на пути к Вашей профессиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т.д.).
8. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заведение, где вы собираетесь приобрести эту профессию. Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента, связанных с работой по данной профессии и с учебой в соответствующем заведении. Покажите, что Вы хорошо представляете то, что собираетесь выбирать.
9. Какие Ваши собственные недостатки могут помешать Вам на пути к профессиональной цели? Если можно, напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.
10. Как Вы собираетесь
работать над собой и
11. Кто и что могут помешать Вам в реализации Ваших профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?
12. Как Вы собираетесь
преодолевать эти внешние
13. Есть ли у Вас резервные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту?
14. Что Вы уже сейчас
делаете для подготовки к
Критерии оценок (и самооценок) для опросника
по схеме построения ЛПП
1 балл - отказ отвечать на данный вопрос;
2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;
3 балла - минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой);
4 балла - конкретный ответ с попыткой обоснования;
5 баллов - конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.
По самооценкам самих учащихся наибольшие трудности вызывают вопросы, связанные с пониманием смысла жизни, с осознанием внешних и внутренних препятствий на пути к целям, с представлением о путях преодоления этих препятствий, а также с выделением резервных вариантов выбора (самооценки на уровне 2 -3 баллов).
Информация о работе Диагностика профессионального самоопределения