Жизнь и концепции Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть концепцию психоанализа З.Фрейда, какие условия способствовали появлению психоанализа и как психоанализ открывал З.Фрейд.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………..3
1. Жизненный путь З.Фрейда. -------------------------------------------------------5
1.1.Эпоха Зигмунда Фрейда ------------------------------------------------------5
1.2. Биография Зигмунд Фрейда. ------------------------------------------------6
1.3. Зигмунд Фрейд и Жан Шарко ----------------------------------------------8
1.4. Дневник Зигмунда Фрейда…………………………………….…..9
1.5. Объект исследования……………………………………………...14
1.6. Три периода творческой деятельности З.Фрейда………….........15
1.7. Вклад в науку……………………………………………………....16
2. Концепция психоанализа..…………………………………………......18
2.1. История психоанализа………………………………………..........18
2.2 Условия, благоприятствующие появлению психоанализа……….18
2.3. Значение и задачи психоанализа…………………………………...19
2.4. Сознание и бессознательное………………………………….........20
2.5.Толкование сновидений З.Фрейда…………………………………..21
2.6. Три структуры психического развития…………………………….25
2.7. Бессознательные механизмы психики……………………………..26
2.8. Система психоанализа (три точки зрения)………………………...28
2.9. Психоанализ, как метод объяснения социокультурных поцессов.29
Заключение …………………………………………………………………. 31
Литература……………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по Фрейду.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

В июле-августе 1929 года в журнале «Die Psychoanalytische Bewegung» А. Цвейг опубликовал очерк «Фрейд как человек», в котором назвал основателя психоанализа «разрушителем иллюзий», «освободителем от религиозного и патологического террора». Писатель был хорошо знаком со многими специальными работами Зигмунда Фрейда и успешно проводил сеансы самоанализа. В свою очередь, сам Фрейд с неослабевающим интересом знакомился с каждым новым произведением А. Цвейга  «Жильбер».

Особую страницу в культурно-эстетической хронике Фрейда занимает запись от 19 июля 1938 года: «Сальвадор Дали». В этот день к нему пришел на поклон как к своему духовному наставнику ставший впоследствии всемирно знаменитым испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали. Зигмунд Фрейд оказал большое влияние на его жизнь и творчество.

Их встречу в Лондоне организовал Стефан Цвейг. Накануне он писал Фрейду: «Вы знаете, что я всегда избегал приводить к вам людей, но завтра это воистину важное исключение. Для меня Сальвадор Дали (сколь ни нелепыми кажутся мне иные из его поступков) – единственный современный гений живописи и единственный, кто переживет век, фанатик своих убеждений и ваш благодарнейший ученик среди художников. В течение долгих лет этот истинный гений мечтает познакомиться с вами (утверждает, что никому так не обязан в искусстве, как вам)».

Немало дневниковых записей связано со знаменитой коллекцией антиквариата, ее пополнением. Известно, что коллекция эта хранилась у Фрейда в кабинете, а некоторые ее экспонаты располагались прямо на его рабочем столе: контакт с антиквариатом создавал у него особый настрой, способствуя интенсивной научной работе, без преувеличения, вдохновлял.

Собранная коллекция весьма разнообразна и содержит как оригинальные работы, которые могли бы занять почетное место в самых престижных музеях мира, так и искусные копии и подделки. Кстати, делая те или иные покупки, ученый постоянно искал экспертов, чтобы посоветоваться, и был счастлив, если его близкие друзья оказывали ему помощь.

Школьный друг Зигмунда Фрейда Эмануэль Леви с 1889 по 1915 год был профессором археологии, жил в Риме. Каждый год он приезжал в Вену и, встречаясь с Фрейдом, давал ему советы, осматривал его новые приобретения. Одним из близких друзей Фрейда был историк, специалист по золоту Ренессанса, камеям и драгоценным камням Эрнст Крис (1900 – 1957). Нередко с его помощью Фрейд приобретал антиквариат. 6 ноября 1929 года создатель психоанализа делает запись: «Крис и камни». Упоминаемые в этой записи камни, по-видимому, находились в музеях Греции и Рима, где работал Э. Крис.

15 июня 1932 года Фрейд записал  в дневнике: «Психология любви  в Японии». Тогда вышел из печати японский перевод известной его работы «Исследования психологии любви», состоящей из трех опубликованных в разное время очерков: «Об особом типе выбора у мужчин» (1910), «Всеобщая тенденция унижения в сфере любви» (1912) и «Табу девственности» (1918). В библиотеке Лондонского музея Фрейда сохранился перевод этой работы, датированный 1933-м. В том же году стал издаваться японский журнал «Zeitschrift fur Psychoanalyse». А спустя два года Фрейд писал японскому переводчику Кенджай Осуки: «Я получаю ваш журнал регулярно. То, что вы пишете о сопротивлении в вашей стране, для меня неудивительно; мы его ожидали, но я должен сказать, что в Японии для психоанализа существует солидный фундамент, который, вероятно, не будет уничтожен».

Эмигрировав в Англию, Зигмунд Фрейд очень болезненно переживал свой вынужденный отрыв от немецкого языка и австрийской культуры, которые он считал родными. Несколько дней спустя после приезда в Лондон, 11 июня 1938 года, он писал французскому психоаналитику Раймонду де Соссюру: «...возможно, вы обратили внимание на мучительные переживания эмигранта. Можно сказать лишь одно: утрата языка, которым он жил и мыслил и который, несмотря на эмпатию и сопереживание, никогда не способен заменить другой. Я замечаю, как в английском языке обычные термины обманывают меня и как даже It [ Es ] оказывает сопротивление обычному готическому шрифту». Здесь под It [ Es ] Фрейд понимает свое собственное бессознательное, которое оказывает непроизвольное сопротивление латинскому шрифту в английском языке.

За двенадцать дней до начала своей «Краткой хроники» 19 октября 1929 года Фрейд писал Э. Джонсу о «растущем ухудшении изгиба его жизни». Фрейд имел в виду не только ухудшение здоровья, операции, которые он перенес по поводу рака челюсти, но и значительное усиление деструктивных сил в обществе. В дневнике он как бы составляет «график» своего собственного постепенного ухода из тех мрачных времен, в которых он жил. Все больше и больше его волновал вопрос, сможет ли человеческая цивилизация и культура обуздать насилие и агрессию, угрожающие жизни.

В «Краткой хронике» Фрейда выражена одна из центральных тем его философских воззрений, тема борьбы между жизнью и смертью, Эросом и Танатосом. Каждый юбилей, каждый день рождения, каждое событие, фиксируемые в этой хронике, можно рассматривать как своеобразный кредит, который он берет у жизни. Не случайно, именно в эти годы Фрейд работает над своей известной книгой «Неудовлетворенность культурой», отразившей его глубокие размышления над проблемами жизни и смерти.

В дневнике есть записи, касающиеся процесса работы Фрейда над этой книгой. 24 декабря 1929 года он сообщает М. Эйтингону, что хотел бы дать ей название «Несчастье в культуре». Но затем заменил слово «несчастье» на «неудовлетворенность». Книга была опубликована на языке оригинала в 1930 году. 26 декабря 1930 года Фрейд записывает в дневнике, что готовит ее второе издание на немецком – оно увидело свет в 1931 году. Первый английский перевод книги вышел в 1931-м в издательстве «Hogarth Press» Лондонского института психоанализа. О переводе работы на шведский язык 6 июня 1932 года Фрейд пишет в дневнике: «Шведский вариант неудовлетворенности».

Оказавшись в эмиграции, он стал обдумывать проблему соотношения бытия и обладания. Позже ее будет развивать в своих работах Эрих Фромм. В своей знаменитой книге «Иметь или быть» Фромм показал, что есть два основных способа существования человека в мире: обладание (ориентация на вещи) и бытие (способ существования, при котором человек не имеет ничего и не жаждет иметь что-либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывая в единении с миром).

В эмиграции Фрейд сравнивал свое мироощущение с радостью Ганса, который избавился от имущества, но зато обрел радость и счастье. Сказка братьев Гримм «Ганс в счастье» имела для него не только глубокое жизненное значение, он сравнивал ее поучительный смысл с практикой психоанализа. В анализе, утверждал ученый, пациент отказывается от своих аффективных чувств, эмоций, влечений и переносит их на врача-психоаналитика. «Наше терапевтическое лечение, – писал Фрейд Шандору Ференци, – есть обмен, как в сказке “Ганс в счастье”. Лишь со смертью все прошлое сбрасывается в колодец».

В дневнике Зигмунд Фрейд составляет своеобразную диаграмму своего собственного движения к смерти. На этом пути он, подобно Гансу, щедро раздает свои сокровища, материальные и духовные, приобретая взамен лишь небольшой «кусочек счастья». Когда 7 декабря 1938 года Фрейд выступал по радио на BBC, он указал на свое открытие психоанализа как на «кусочек хорошего счастья»...

 

 

1.5. Объект исследования.

   Главным объектом исследования  становится «бессознательное». Оно  понимается не как заторможенное, пассивное состояние мыслей и  чувств, но как «субстанциональная», активная часть «психического  пространства».

   Постепенно у Фрейда складывается  новое представление о человеке, отличное от того, которое сформировалось  в эпоху Просвещения и стало  в центр личности универсальный  общечеловеческий разум. Отказ от  образа человека, управляющего разумом, Фрейд называет «коперниканским переворотом» в психиатрии и философии. Возмущенную реакцию общественности он объясняет тем, что в основе поведения и сознательных установок лежит бессознательное ядро личности, связанное с природными инстинктами, респектабельный человек викторианской эпохи чувствует себя уязвленным и униженным. Ведь психоанализ трактует «культурную оболочку» личности – жесты, слова, мысли, поступки – как маскировку и защиту животных инстинктов и антикультурных влечений. Разуму предоставляются только роль слуги инстинктов, страстей.

   Психоанализ исходит оттого, что культурная оболочка личности, независимо от того, находится  ли она в нормальном или  невротическом состоянии, одновременно  скрывает и обнажает истинные  намерения. Предполагается, что разум врача, да и разум самого пациента в силах понять причины психических затруднений, всякого рода страхов, депрессий, навязчивых мыслей, и с помощью такого понимания освободиться от них.  В психоанализе соединяются характерные для нашей эпохи вера в разум и недоверие к нему. Поэтому Фрейда можно назвать и «сыном Просвещения», и человеком, стоящим одной ногой в эпохе модерна.

 

  1.6. Три периода творческой деятельности З.Фрейда

   Задумываясь над мотивами  человеческих действий – как  здоровых, нормальных, так и патологических – Фрейд, приходя к выводу, что они обусловлены сексуальностью. Сексуальный инстинкт – самый мощный среди других. Сексуальная этиология неврозов становится краеугольным камнем фрейдовской психотерапии. Именно тема сексуальности, которой Фрейд был увлечен в первый период своей деятельности в качестве психоаналитика (1900-1914) вызвала наибольшее возмущение в научных кругах среди общественности.

   Второй период творчества  Фрейда (1914-1926) отмечен шоком от  последствий мировой войны, которая развеяла миф о прогрессе, гуманизме и разумности европейской цивилизации. В массовых движениях и тоталитарных политических тенденциях явно стали проступать агрессивные, иррациональные черты европейского человека. В этот период Фрейд вводит в свою систему, наряду с сексуальностью «влечение к смерти» и обращаясь к истолкованию с психоаналитической точки зрения феноменов толпы, примитивной культуры, войн, массовых неврозов.

   Третий и последний период  – с 1927 по 1939 год отличается сложностью и противоречивостью исторических событий. Фрейд – уже старик. Прогрессирует его болезнь. После аншлюса Австрии Гитлером он становится узником еврейского гетто.

 

1.7. Вклад в  науку.

 

  Вклад Фрейда в науку можно  разделить на  четыре  этапа,  где  первые  два

наслаиваются друг на друга по времени:

1) его вклад в анатомию нервной  системы и в неврологию —  с 1883 по 1897г.;

2) изучение гипнотизма и истерии  — с 1886 по 1895 г.;

3) обнаружение и  изучение  подсознательных  явлений  и  разработка  метода  психоанализа как лечебного фактора—с 1895 по 1920г.;

4) систематическое изучение человеческой  личности и структуры общества  —  с 1920 по 1939 г.

 Что касается существа и  методов исследования,  то  ранние  работы Фрейда  в  области  анатомии  и  неврологии  резко  отличаются  от последующих научных изысканий. И тем не  менее  будет  ошибкой  разделить развитие Фрейда  как  ученого,  размежевав  две  сферы  его  интересов  —неврологию и психологию. Их связывают долгие, трудные, изнурительные и по большей  части  безуспешные  усилия   в   попытке   объяснить   отдельные психологические находки через понятия и  термины  физиологии  мозга.  Эти попытки Фрейда переложить новые открытия в  области  психологии  на  язык анатомии и физиологии отражают прежде всего влияние его учителей Брюкке и  Мейнерта. от которых он воспринял стремление к  непременному  предметному  обоснованию.

 Причины, побудившие Фрейда  выбрать медицинскую карьеру, не  совсем  ясны. Эта профессия никогда  его особенно не привлекала,  да  он  так  и  не  стал  традиционным врачом. Как считает Эрнст Джонс, Фрейд выбрал медицину методом исключения. Пытливость в познании природы человека всегда была основным его качеством, и он считал «триумфом своей жизни» то, что в конечном итоге  ему удалось найти именно тот путь, к которому он инстинктивно стремился.

  Параллельно с учебой и  научными достижениями в  области  неврологии  Фрейд занимался психологией. В последствии он  переходит  на  это  направление  и начинает  заниматься проблемами психических  заболеваний.  Исходя  из  теории Бернгейма, что вкушение есть  сущность  гипноза,  Фрейд  попытался  сначала применить внушение, побуждая своих пациентов, находясь в  полном  сознании, вспоминать травмирующие события жизни, связанные с симптомами  их  болезни. Фрейд вскоре понял, что, несмотря на всю  полезность  гипноза,  он  все  же имеет ограничения как лечебный метод. С одной стороны,  не  всякий  человек поддается гипнозу. С другой — Фрейд убедился,  что  терапевтический  эффект зачастую бывает преходящим:  на  месте  исчезнувшего симптома  появляется другой. Причина в том, что во время гипноза субъект временно теряет функции своего «Я», в особенности функции критического анализа, и полностью вверяет себя гипнотизеру. Таким образом он может вспоминать  травмирующие  события, которые в обычных условиях его «Я» вытесняет из памяти; но  подсознательные воспоминания  не  становятся  частью  его  сознательной  личности,  и   при пробуждении субъект обычно не  помнит,  что  произошло  во  время  гипноза. Следовательно, гипнотические воспоминания не устраняют  причины  забытия  — сопротивления сознательной личности невыносимым, подавляемым мыслям. Отсюда и  выплеск  под  гипнозом  подавленных  эмоций  —   обозначаемый   термином «отреагирование», — не приводящий к  излечению,  а  дающий  лишь  временный эффект облегчения от  накопившегося  напряжения.  После  недолгого  периода безуспешного экспериментирования с применением различных приемов в 1895  г. Фрейд открыл метод свободной ассоциации.

  Новая техника Фрейда состояла  в том, что  он  предлагал  своим  пациентам

отбросить сознательный контроль над своими мыслями и говорить  первое,  что придет  в  голову.  Свободная  ассоциация  способствует  невольному  выходу подсознательного материала,  который  ищет  этого  выхода,  но  подавляется репрессивным противодействием.  Когда  пациент  перестает  направлять  свои умственные процессы, спонтанными ассоциациями руководит скорее  подавляемый материал, нежели сознательные мотивации; неконтролируемый поток мысли таким образом  выявляет  взаимодействие  двух  противоборствующих   тенденций  - выразить или подавить подсознательное. Свободная  ассоциация,  как  выяснил Фрейд, через достаточно  длительное  время  подводила  пациента  к  забытым событиям, которые он не только вспоминал, но и вновь проживал эмоционально. Эмоциональное реагирование при свободной ассоциации,  в  сущности,  подобно тому состоянию, которое пациент испытывает во  время  гипноза,  но  оно  не столь внезапно и бурно выражено; и поскольку  реагирование  идет  порциями, при полном сознании,  сознательное  «Я»  способно  справиться  с  эмоциями, постепенно «прорубая путь» сквозь подсознательные конфликты.  В  1896  году Фрейд впервые употребил  термин  «психоанализ»,  под  которым  подразумевал метод исследования психических процессов, являющийся в то же время и  новым методом; лечения невроз.

Информация о работе Жизнь и концепции Фрейда