Жизнь и концепции Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть концепцию психоанализа З.Фрейда, какие условия способствовали появлению психоанализа и как психоанализ открывал З.Фрейд.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………..3
1. Жизненный путь З.Фрейда. -------------------------------------------------------5
1.1.Эпоха Зигмунда Фрейда ------------------------------------------------------5
1.2. Биография Зигмунд Фрейда. ------------------------------------------------6
1.3. Зигмунд Фрейд и Жан Шарко ----------------------------------------------8
1.4. Дневник Зигмунда Фрейда…………………………………….…..9
1.5. Объект исследования……………………………………………...14
1.6. Три периода творческой деятельности З.Фрейда………….........15
1.7. Вклад в науку……………………………………………………....16
2. Концепция психоанализа..…………………………………………......18
2.1. История психоанализа………………………………………..........18
2.2 Условия, благоприятствующие появлению психоанализа……….18
2.3. Значение и задачи психоанализа…………………………………...19
2.4. Сознание и бессознательное………………………………….........20
2.5.Толкование сновидений З.Фрейда…………………………………..21
2.6. Три структуры психического развития…………………………….25
2.7. Бессознательные механизмы психики……………………………..26
2.8. Система психоанализа (три точки зрения)………………………...28
2.9. Психоанализ, как метод объяснения социокультурных поцессов.29
Заключение …………………………………………………………………. 31
Литература……………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по Фрейду.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

   Сопротивление бывает обусловлено  «удаленностью» воспоминаний от  той ситуации, в которой ощущает  себя человек. Подобно регрессии, сопротивление может быть массовым. Не только личность, но также нация, сословие, политическая партия часто настаивает на своей непогрешимости и сопротивляются любой попытке усомниться в правильности их мыслей и действий. Когда-то интеллигенция сопротивлялась теории Дарвина, а церковь – теории Коперника.

 

   Вытеснение.

   Вытеснением называется  механизм, посредством которого  субъект старается устранить  из сознания или удержать в  бессознательном мысли, образы и  желания, сознание которых обнажает  внутренний конфликт и приносит  чувство неудовлетворенности. Частично вытеснение совпадает с сопротивлением, с «защитой», но оно более универсально, потому что мы сначала «вытисняем» нечто, а потом «сопротивляемся» его сознанию.

   Вытеснение у Фрейда не  сводится к защите от неприятного. Это – фундаментальный психический механизм. Фрейд говорит о трех стадиях вытеснения. Первая – случайное, непроизвольное «ускользание» из сознательной сферы знаков и символов отвергаемого содержания. «Первовытеснение» формирует бессознательное ядро личности, как полюс притяжения разнообразных психических содержаний. Вторая стадия – «вытаскивание» из сознания все новых желаний, смыслов, которые ассоциативно связаны с вытесненным материалом и не имеют опоры в сознании. И третья стадия – сопротивление воспоминанию вытесненного, а также его самопроизвольный возврат в виде компенсаторных симптомов – сновидений, ошибочных действий. Судьба вытесненных элементов различна. Некоторые из них разрастаются, оставаясь в бессознательном, другие вырываются в сознание в виде невротических симптомов или становясь постоянным источником  творческих озарений.

 

   Трансфер.

    В процессе психоаналитического  лечения был открыт механизм  «переноса», называемого также «трансфером». Трансфер – это процесс, посредством  которого бессознательные влечения  и установки переносятся с одного объекта на другой. Особенно важен перенос установившихся в детстве привязанностей, отношений с родителями, родительских образов на лиц, имеющих власть и занимающих высокое  социальное положение.

   Перенос, как и другие  механизмы, действует как в норме, так и в патологии.                                                

 

 2.8. Система психоанализа (три точки зрения).

      Психоанализ рассматривает  душевную жизнь с трех точек  зрения:         

    • динамической;
    • топической  (учение о структуре душевной жизни);
    • экономической.

       С топической  точки зрения Фрейд различает  три сферы психики:

    • сознательное;
    • предсознательное;
    • бессознательное.

   

 Сознательное - имеет свойство переживания.

 Предсознательное – это скрытое (латентное) бессознательное, потенциально сознательное: может проникнуть в сознание, т.е. имеет способность сознания.

 Бессознательное – это вытесненная бессознательная психика, не обладает способностью проникнуть в сознание: это может только представитель вытесненной бессознательной психики.

  Бессознательное – это место сосредоточения влечений, все вытесненное из сознания как недопустимое по своей природе. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Ее процессы находятся вне времени, они подчинены принципу наслаждения, для них не имеет значения критерий реальности. В этой системе отсутствует противоречие, она существует в форме представлений, не облекается в речь.

   Экономическая точка зрения  на деятельности психического  аппарата принимает во внимание количественную сторону, подход к душевной жизни с точки зрения траты энергии. Психоанализ предполагает, что влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Под влиянием биологических тенденций к снижению возбуждения организм стремится освободится от страдания, снизить напряжение (различными путями – путем освобождения от идущих извне раздражений, удовлетворения идущих изнутри), чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и испытать чувство удовольствия. Таким образом, течение душевных процессов автоматически регулируется принципом удовольствия – страдания (принцип удовольствия), причем страдание соотносится с ростом напряжения, возбуждения, а удовольствие с его спадом. Задача душевного аппарата с экономической точки зрения заключается в том, чтобы справиться с действующим в душевном аппарате количеством возбуждения и не допустить его до полного застоя.

     В описании структуры  душевной жизни как состоящей из сознания и двух систем бессознательного – предсознательного и собственно бессознательного и цензурой между ними – необходимо ввести изменения, если применить динамическую точку зрения. Если в описательном смысле существует двоякое бессознательное, то в динамическом – только одно: то, что вытеснено и не может быть сознательным. В дальнейшем эта топография душевного аппарата была преобразована. В окончательном варианте психическая сфера разделялась на три образования: «Я», «Сверх – Я», «Оно».  Индивидуум представляется как бессознательное «Оно», которое поверхностно охвачено «Я». Здесь собираются все влечения. Понимание Фрейдом влечений менялось. В окончательном варианте психоанализа различаются:

    • сексуальные влечения – подчиняются принципу удовольствия;
    • инстинкт самосохранения – влечения «Я» - подчиняется принципу реальности.

Те и другие объединяются в группу влечений  к жизни (эрос). Другим влечением является влечение к смерти, к разрушению. «Оно» - область бессознательного, играет самую важную роль в структуре личности. «Оно» - движущая сила поведения: источник энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это поверхностный слой душевного аппарата. Называется сознанием. Соизмеряет деятельность «Оно» с принципом реальности.  «Сверх-Я» направлено против «Оно», выражает систему требований «Я». Имеет «двойное лицо»: включает систему идеалов (идеальное «Я») и запреты. Это критическая инстанция, посредник между «Оно» и «Я». В целом совокупность моральных, этических тенденций Фрейд называет «Сверх-Я», идеалом и совестью. «Сверх-Я» является представителем морального ограничения и стремления к совершенству. Это надзиратель, критик, продолжает в личности ту функцию, которую выполнял родитель и воспитатель в первом периоде жизни индивида. Эта часть в структуре личности относится к бессознательному.

 

2.9. Психоанализ, как метод объяснения и понимания   социокультурных  процессов.

   Каждый крупный социальный  мыслитель мыслит в своей особой  тональности, глубоко разрабатывая  лишь одну точку зрения. Точка  зрения Фрейда представляет общество как невидимую, бессознательную реальность, дающую о себе знать через «Симптомы» - индивидуальные и коллективные. В этой живой реальности ежедневно и ежечасно сталкиваются и сочетаются психические силы инстинктов, влечений, структурных элементов личности, различных проективных образований.

   Общий объяснительный принцип  психоанализа состоит в том, чтобы  показать, каким образом комбинации  и столкновения психических  сил  рождают социо - культурные явления. Психика как бы проецируется  на  «социальный экран». Влечения, чувства, образы – персонифицируются в различных социальных учреждениях и личностях выдающихся людей. Здесь кроется одна из загадок психоанализа: механицизм, физикализм, которые господствуют у Фрейда, когда он исследует психические механизмы, сменяются символизмом и мифологией, через эти механизмы старается объяснить явления и процессы в культуре.

   Фрейд, принимая близко к  сердцу заботы, тревоги своей  эпохи, пытался осмыслить их на  языке психоанализа и, таким образом, выходил на самый высокий уровень социальных обобщений, высказываясь о природе социальной реальности, социальных связей, структуре и эволюции общества, функциях культуры, роли иррациональных механизмов в поддержании социального порядка, соотношении личных и общественных интересов и многом другом.

 

 

 Заключение.

 

     Психоанализ является  учением о бессознательном, об  огромной и важной области  человеческого духа, в которую  у нас нет до сих пор путей  помимо учения Фрейда. Фрейд смотрит  на свой метод как на один  из научных методов, позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного.

    Психоанализ учит нас  рассеивать мрак нашего незнания  и овладевать этими управляющими  нами грубыми силами. Однако, чтобы  ими овладеть, их покорить, нужно  научиться понимать их язык, понимать значение, смысл того, что они обнаруживают и показывают.

   Таким образом, выясняется, что наше бессознательное, как  примитивное, архаическое мышление, согласно биогенетическому закону, представляющее собой первоначальный  стадий мироотношений человека, находится в непримиримом противоречии и во вражде с теми культурными ограничениями личности, которые делают ее социальной единицей, участником в культурном строительстве человека.

   Отсюда следует, что те, у  кого преобладает такое архаическое мышление, именно окажутся людьми наиболее анти или асоциальными.

   Действительно, Фрейду удалось  доказать, что мышление душевнобольных  и невротиков, в большей или  меньшей степени в необщественных, отличается как раз такими  чертами, которые сближают их с примитивными людьми.

   Фрейду удалось доказать, что сумеречным состояниям (припадки  у истериков) соответствуют те  процессы, которые наблюдаются у  здоровых людей в их сновидениях, и старое предположение, высказанное  целым рядом выдающихся психопатологов в родстве состояний сна с болезненными явлениями в области психики, нашло свое научное подтверждение.

   Ближайшее ознакомление  с процессами сновидений обнаружило, во-первых, что мышление во сне  отличается особенностями так  называемого примитивного мышления, символического мышления, к которому нормальный человек обращается в жизни в исключительно редких случаях.

   Если практическое повседневное  отношение к снам и к истерии  может успокоиться на таком  распознавании, не делающем ему  чести, то наука, для которой нет ничего глупого или умного, должна все обратить в предмет своего исследования, тщательно наблюдать то, что для ненаучного, некритического ума так ясно и так просто разрешимо.

   Наука, пользуясь психоанализом, стала изучать эти «глупости»  и обнаружила в них много ценного и важного, такого, что проливает свет на очень многие явления, остававшиеся до сих пор загадочными или малозначительными.

   Поскольку психоанализ исходит  из этого примитивного, символического  мышления, - он оперирует с такими  явлениями, от которых точные науки и естествознание отклонялись, не удостаивая их внимания. Ведь, действительно, явления, выражающиеся в форме символического мышления, требуют перевода своего на обычный язык понятий, причем они теряют в этом процессе перевода столько, сколько, например, теряет художественное литературное произведение в простой безыскусственной передаче; при этом в сущности от первоначального произведения не остается ничего, кроме весьма незначительного содержания, вызывающего удивление перед тем, как такая фабула или сюжет могли вызвать в нас какое-либо переживание, таким оно представляется бледным и незначительным в передаче.

 Учение З. Фрейда с момента его возникновения и  до  настоящего  времени

вызывает неослабевающий интерес, но получает при этом неоднозначную  оценку.

В «Автобиографии»  Фрейд  с  уверенностью  утверждал:  «Уже  не  может  быть сомнений  в  том,  что  психоанализ  будет   продолжать   существовать,   он доказывает свою способность выступать и развиваться и как отрасль знания,  и как  терапевтическая   методика».   Интерес   к   психоанализу   объясняется реальностью его центральной проблемы - бессознательного, исследуемой к  тому же не в лаборатории, а в конкретных жизненных ситуациях.

    В  психоанализе  происходит  биологизация   и   натурализация   психики

человека. Сущность человека составляет темное Оно.  Человек  рассматривается как природное существо, наполненное  влечениями.  Влечения  лежат  в  основе поведения человека, неврозы также  объясняются  из  влечений.  Духовный  мир рассматривается   как   форма    сублимированного    либидо.    Одновременно общественные явления  психологизируются.  Фрейд  заменил  реальные  движущие силы исторического процесса и войн идеей  природной  склонности  человека  к

агрессии  и  деструкции.  Именно  противоречия,   научно   не   обоснованные

утверждения, граничащие с  вымыслом,  встретили  критику  даже  приверженцев Фрейда - Юнга, Адлера, Хорни, Фромма, выступивших с модификациями  учения  о бессознательном в психоанализе.

 

В заключение хочу привести одно из высказываний З. Фрейда. Так, в «Лекциях по введению в психоанализ» он заметил, что вследствие своих глубоких предпосылок и обширных связей психоанализ «заслуживает того, чтобы привлечь внимание любого образованного человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

                                             Литература.

Информация о работе Жизнь и концепции Фрейда