Жизнь и концепции Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть концепцию психоанализа З.Фрейда, какие условия способствовали появлению психоанализа и как психоанализ открывал З.Фрейд.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………..3
1. Жизненный путь З.Фрейда. -------------------------------------------------------5
1.1.Эпоха Зигмунда Фрейда ------------------------------------------------------5
1.2. Биография Зигмунд Фрейда. ------------------------------------------------6
1.3. Зигмунд Фрейд и Жан Шарко ----------------------------------------------8
1.4. Дневник Зигмунда Фрейда…………………………………….…..9
1.5. Объект исследования……………………………………………...14
1.6. Три периода творческой деятельности З.Фрейда………….........15
1.7. Вклад в науку……………………………………………………....16
2. Концепция психоанализа..…………………………………………......18
2.1. История психоанализа………………………………………..........18
2.2 Условия, благоприятствующие появлению психоанализа……….18
2.3. Значение и задачи психоанализа…………………………………...19
2.4. Сознание и бессознательное………………………………….........20
2.5.Толкование сновидений З.Фрейда…………………………………..21
2.6. Три структуры психического развития…………………………….25
2.7. Бессознательные механизмы психики……………………………..26
2.8. Система психоанализа (три точки зрения)………………………...28
2.9. Психоанализ, как метод объяснения социокультурных поцессов.29
Заключение …………………………………………………………………. 31
Литература……………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по Фрейду.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Техника анализа сновидений идентична обычной технике психоанализа. Это свободные ассоциации, отправными пунктами которых служат элементы сновидения. При анализе выясняется, как элементы сновидения связаны с пережитым в бодрствующем состоянии; лишь при установлении этих связей удается восстановить связь элементов сновидения между собой. Один из самых важных принципов - нельзя анализировать сновидение, если неизвестны ассоциации видевшего сон.

Общий круг проблем, которые пациент сообщает в ходе анализа, достаточно широк. Частично информация привносится пациентом непосредственно в процессе психоанализа. Однако, по мнению Фрейда, большинство мыслей и впечатлений, выявленных при анализе, интимно участвуют в формировании образов сновидения. Ассоциативные ряды как бы расходятся от отправных точек - элементов сновидения, но затем, на определенном уровне, вновь конвергируют, сходясь к нескольким "точкам". Мысли, объединяющие ассоциативные ряды, чрезвычайно важны для личности, имеют эмоциональную значимость. Эти мысли неохотно сообщаются пациентом и в обычном состоянии редко осознаются им.

Эти бессознательные мысли и составляют "скрытый смысл сновидения". Явное содержание и скрытый смысл сновидения не совпадают. Эту мысль З. Фрейд также считает одной из главных в своей теории, но плохо осознанной его современниками. То, что сновидения имеют смысл, предопределяет и наличие определенной психологической функции сновидений.

Формирование сновидений - активная переработка информации. Эту переработку З. Фрейд называет работой сна (деятельность сновидения).

Переработка информации в сновидении сводится в основном к трем процессам.

Первый процесс - сгущение (концентрация) образов вплоть до их "контаминации" (наложения друг на друга). Литературоведческий термин "собирательный образ" показывает общность этого механизма с некоторыми особенностями художественного творчества. Сходный со "сгущением" процесс описан Зигмундом Фрейдом и при формировании "эффекта смешного". З. Фрейд писал, что "сгущение происходит благодаря тому, что: 1) определенные скрытые элементы вообще опускаются; 2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения; 3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое"

Второй процесс искажающей деятельности сновидения - смещение (передвигание). Скрытый элемент проявляется не какой-либо своей частью, а отдаленной ассоциацией, "намеком". То, что находится далеко на периферии реально значимого переживания, в сновидении является кульминацией, центром. Можно сказать, что "смещение" - дорога с односторонним движением, от центра к периферии. И этот механизм можно наблюдать в психогенезе остроумия, однако в остроте "намек" сохраняет связь с основным контекстом, в сновидении эта связь утрачивается. Возможно поэтому, сновидения часто бывают страшными, но почти никогда - смешными.

Сновидение - осуществление желания. Это главный смысл сновидения, определяющий и его психологическую функцию: освобождение от психологических конфликтов бодрствования. Неправильно считать, что в сновидении осуществляются лишь желания сексуального характера; спектр переживаний, проходящих через "круг сновидения", гораздо более разнообразен: здесь и семейные конфликты, и профессиональные, и личные проблемы. Даже если сновидение сопровождается страхом, его психологический смысл не меняется. В сновидении неосознаваемые желания и тенденции проявляются более открыто, чем в бодрствующем состоянии. Поэтому сновидение - "царская дорога" в бессознательное. Однако и в сновидении продолжает действовать система нравственных запретов - "цензура", которая не позволяет наиболее неприемлемым для личности желаниям проявиться прямо. Именно "цензура" является главной силой, определяющей искажающую деятельность сновидения.

Процесс формирования символов психоаналитическая теория считает первичной функцией, первичным процессом бессознательного бессознательного. Именно в этом и выражается так называемый постулат символики. Фрейд определял процесс символизации чрезвычайно просто: "превращение мысли в зрительные образы" ("мышление зрительными образами").

Фрейд никогда не призывал к непосредственной, прямой трактовке символов. Лишь свободные ассоциации могут указать на символическое значение того или иного элемента сновидения. Сама по себе "константность" символов делает их надличностными и транскультурными. Направленность же психоанализа - сугубо личностная. Непосредственная дешифровка сновидений по "Соннику Зигмунда Фрейда", равно как и немедленное разъяснение больному смысла его психопатологического симптома, соответствует так называемому дикому психоанализу. Термин этот предложил сам Фрейд, столкнувшись с тем, что неквалифицированные психоаналитики "с плеча" сообщают больному азы психоанализа, вместо того, чтобы помочь пациенту осознать свои проблемы.

   Сновидения трактуются Фрейдом  как форма ежесуточной психотерапией. С их помощью изживаются порождаемая  жизнью поражения и конфликты. Сон напоминает регрессию –  свободное течение ассоциаций – от последнего случайного впечатления – к ранним и стержневым психическим комплексам. Работа сна состоит, с одной стороны, в «обходе цензуры», снятия сопротивлений, а с другой, в выработке фантазий « на тему» вытесненного желания. Мысли во сне переводятся в образы, а реальные отношения выступают в виде символических. Истолкование сна состоит в расшифровке символов на основе того «языка», который выработался у данного конкретного человека. К «сонникам», раскрывающим якобы символику сновидений, Фрейд относился отрицательно. 

   Психоаналитик должен рассматривать  каждый элемент сновидения как  самостоятельный, пренебрегая до  известной степени их последовательностью. Любопытно, что и сознание, и бессознательное  во сне действует с удвоенной энергией, как бы наслаждаясь отсутствием обычно разделяющего их барьера. Во сне реалистические картины выглядят особенно богатыми: из глубины памяти всплывают эпизоды, казалось бы, давно забытые. Но в то же время сон поражает буйной фантазией, образами, которые ни в каком опыте не встречались.

   При тяжелом неврозе часто  повторяется один и тот же  сон. Течение образов развертывается  вплоть до ситуации, вызывающей  ужас. Но ресурса защитных.

сил не хватает, чтобы совладеть с впечатлением. Человек в страхе просыпается. Невроз прогрессирует, сметая остатки защитных механизмов, и человек уже боится самого сна. В таких случаях требуется специальное лечение.

   Нежелание ученых исследовать  сновидения Фрейда объясняет  нелепым аморальным их содержанием. Во сне свободное от эротических уз «Я» идет навстречу влечениям, беспрепятственно выбирает объекты любви и ненависти, не считаясь с нормами культуры.

   Следовательно, сновидения, по  Фрейду – вовсе не патологическое  и экзотическое, но вполне здоровое  и нормальное явление психической жизни. Оно восстанавливает психическое равновесие, перерабатывает болезнетворные «дневные остатки», поддерживает преемственность и само идентичность личности на протяжении всей жизни. При этом именно  сновидение в наиболее полной и отчетливой форме представляет бессознательное. Сновидение есть не только звено индивидуального психического процесса, но и коллективного исторического культуротворчества. Из признаний Гете, Гельмгольца, Пушкина, Менделеева и других высокоодаренных натур мы знаем, что многие идеи и образы приходили  к ним во сне или в минуты вдохновения почти в готовом виде. Сны играли важную роль в формировании религий и мифов. Конечно, сновидение всегда проистекает из прошлого. Но, рисуя осуществление желания, оно переносит нас в будущее, правдоподобно воспроизводя все те условия, при которых желание могло бы осуществляться.

 

2.6. Три структуры  психического развития:

  • «супер-эго» (я – идеал) в совокупности. (Например: совесть, нравственные понятия…, социопаты не имеют «супер-эго» (вор)); регулирует и «эго» и «ид»;
  • «эго» сознание. Удерживает импульсы «ид» и в тоже время контролирует «супер-эго». Основы функции «эго» - функция контроля и инстинкта т.е. функция контроля «ид». Способность различать все это у ребенка слаба. Наличие опыта зависит от воспитания, родителями…(например: это можно – это нельзя; это хорошо – это плохо – т.е. косвенная регуляция «о мире» идет от родителей). Все это переходит в «супер-эго» ;
  • «ид» - это бессознательное, инстинкт у ребенка. «Ид» - только удовольствие. (Если «эго» снял контроль над «ид» получается срыв, например, пьяный человек). У «ид» два инстинкта: главный инстинкт – предмет удовольствия; второй инстинкт – инстинкт смерти, разрушения, т.е. стремление к избежанию опасности, стремление избежать наказания.

   Невроз – менее тяжелое  психическое расстройство, чем психоз. Психоз различен. «Ид» захватывает  контроль, над личностью вырываясь  из «эго», т.е. человек становится  невменяемым.

   Пограничное состояние –  неустойчивое равновесие между  неврозом и психозом.

 

  2.7. Бессознательные механизмы психики

   Следующий шаг в изучении  бессознательного Фрейд сделал, обратив внимание на аномальные, но распространенные в повседневной  жизни случаи забываний, ошибок, описок, оговорок, непреднамеренных  действий и «самокалечения». Повторяемость, типичность этих явлений, говорят о том, что в них проявляются какие-то устойчивые намерения бессознательного.

   Забываются не только  неприятные образы, но также яркие, радостные события, если воспоминание  о них может вызвать чувство вины или конфликта с окружающей действительностью. Многие психологи до Фрейда рассматривали забывания как естественный процесс, не требующий специального объяснения, или удовлетворялись ссылками на «усталость», «слабую память», «рассеянность». Фрейд, исходя «Закона сохранения» и принципа психологического детерминизма стремится выяснить причину каждого конкретного забывания и обнаруживает, что в качестве таковой могут выступать чувства вины, угрызения совести, страх и т.п. Можно сказать, что забывание объясняется тайным желанием забыть. Мы забываем номер телефона, по которому не хочется звонить, имя человека, с которым связаны какие-то заботы и осложнения.

    Забывание или вытеснение  – есть механизм защиты, который  представлялся Фрейду главным  принципом работы психики. Однако ясно, что если бы забывалось все неприятное, тревожащее и помнилось только приятное, это бы нарушило контакт человека с миром и, в конечном итоге, привело бы к умственному расстройству и увеличению страданий. Поэтому должны существовать психические инстанции, препятствующие вытеснению и требующие принимать страдания, как должное. Это – «Я» («эго») и «Сверх-Я» («Супер-эго»). В отличие от «Оно» («Ид»), которое действует по принципу удовольствия (хочу – не хочу), «Я» и «Сверх-Я» должны удерживать в памяти материал, безотносительно к его «эмоциональной окраске».

  Предлагаемая Фрейдом модель  личности («Я» - «Оно» - «Сверх-Я») вместе  с теорией вытеснения объясняет  избирательность и направленность  запоминания. Легкость и прочность  запоминания зависят от значимости информации для человека. Память разрушается под влиянием регулярно испытываемых, постыдных, конфликтных переживаний.

   Анализ забываний и других  аномалий обыденной жизни –  несомненная заслуга Фрейда. Но  его концепция не бесспорна. Главное возражение против нее в том, что процессы концентрации и рассеивания информации, а, следовательно, процессы припоминания и забывания, синтез и распад продуктов психической жизни, по крайней мере, равновероятны, равновозможны. Способность помнить и способность забывать – необходимые компоненты душевного здоровья. Иногда усилия необходимы, чтобы вспомнить, а иногда - чтобы забыть.

   Анализируя оговорки, Фрейд  обнаруживает и здесь механизмы  смещения, сгущение, символизации, действующие  через посредство смысловых ассоциаций, игры слов.

   Несчастные случаи, связанные  с самокалечением и приводящие  иногда к гибели человека, Фрейд  рассматривает, как проявление карающей  функции «Сверх-Я», совести.

   Душевное здоровье состоит  в уравновешенности и сбалансированности психических процессов, и основных структурных элементов психики: сознание и бессознательного, «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Здоровый человек владеет своим психологическим аппаратом. Он способен удерживать механизмы защиты под контролем сознания. Важный компонент психического здоровья, по Фрейду, - способность к сознательной переработке впечатлений, то есть доминирование «Я» над «Оно».

   Из психоаналитического  метода следует признание известных  прав бессознательного и прав  «Оно», которые не должны ущемляться сознанием «Я» и «Сверх-Я». Человек должен стараться быть в хороших отношениях со своим бессознанием.

           

   Используя метод свободных  ассоциаций Фрейд открывает важнейшие  механизмы работы психики: вытеснение, регрессию, сопротивление, перенос, рационализацию, проекцию и другие. Преимущественная ориентация психики во времени зависит от возраста, культуры, ситуации и многих других вещей. Однако Фрейд считал психику изначально регрессивной.

 

Регрессия.

   Регрессия – одно из  самых употребительных в психоанализе понятий и смысл его – не однозначный. Это, во-первых, переход от «вторичных», сознательных форм психической активности к первичным, бессознательным, инстинктивным. Во-вторых, от сложных – к упрощенным, детским способам рассуждения или возращения к изжитым, пройденным стадиям развития. В-третьих, это оживленное, заинтересованное стремление выразить с помощью слов, образов, жестов скрытое не артикулированное содержание психики. В-четвертых, возврат либидо, сексуального инстинкта к первичным, самым ранним его объектам. (Н-р: Регрессия группового сознания проявляется в озверении толпы, охваченной паникой или жаждой мести. Причиной инд. регрессий, которые нередко становятся источником невроза, является война.) Благодаря регрессии психоаналитик имеет доступ к прошлому пациента.

 

 Сопротивление.

   Второй бессознательный  механизм – сопротивление. Оно  проявляется в словах, поступках, эмоциях, которые мешают пациенту  проникнуть в собственное бессознательное. Воспоминания располагаются «кругами» вокруг глубинного «ядра» личности. Чем ближе к ядру мы подходим, тем сильнее сопротивление. Постоянно наталкиваясь на сопротивление при подходе к определенной теме, можно догадаться, что скрывает пациент. Врач выстраивает гипотезу об истинном переживании, которое должно было иметь место, но было вытеснено «с порога» сознания.

Информация о работе Жизнь и концепции Фрейда