Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:46, курсовая работа
Очевидно, что проблема восприятия личности других об¬ретает особую сложность в силу необходимости понимания различного поведения людей в разных ситуациях. Однако, из¬вестен феномен «проективной атрибуции»: когда человек при описании поведения других исходит из собственных особенно¬стей поведения (черты характера), так как стремится к общест¬ву людей, чьи убеждения и поведение схожи с его собственны¬ми. Эта проблема имеет большое значение для прогнозирования социального поведения личности, особенности в сфере общения и для психодиагностики и коррекции. Именно поэтому необхо¬димо изучить личностные особенности и характеристики восприятия других людей в зависимости от личных диспозиций. Исходя из этого, актуальность темы состоит в изучении диспозиционных мотивов как основного фактора, влияющего на индивидуальные различия в поведении. Так как известно, что индивид активно ищет стимулы, которые сделают дей¬ствие диспозиций соответствующим ситуации.
Цель работы – определить зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов.
Введение………………………………………………………………
Глава 1. Проблема взаимосвязи и диспозиционных мотивов
1.1. Особенности восприятия человека человеком. Я – концепция
1.2. Диспозиции как предопределяющие индивидуальные различия в поведении…………………………………………………………………
1.3. Представления о диспозиционных сексуальных мотивах...........
Выводы…………………………………………………………………
Глава 2. Исследование зависимости восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов
2.1 Методика и организация эмпирического исследования……………
2.2. Особенности восприятия образа противоположного пола у мужчин и женщин………………………………………………………..
2.3 Сравнительный анализ оценок между образами…………….
2.4. Зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов
Заключение………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………….
4) воспроизведение рода;
5) ощущение собственной власти над партнером;
6) собственная значимость для партнера;
7) выражение заботы, с целью улучшения психологического состояния партнера;
8) получение удовольствия.[27]
А. Хилл и К. Престон делают акцент на важности внешнего ситуационного фактора, который бы явился причиной мотивированного поведения, т.е. актуализировал мотив.
Х. Хекхаузен отмечает, что диспозиционные мотивы определяют природу реакции индивидуума на побудителей мотива, которые существуют в окружающем мире. Данное понятие не является просто описательным, оно служит как объяснительная конструкция.
Диспозиционные мотивы также организовывают восприятие и эмоции вокруг мотивированно – значимой цели, связывая вместе, кажущиеся различными, поступки по отношению к цели.
Так как диспозиционные мотивы влияют на поведение в ситуациях, относящихся к данным побудительным мотивам – их влияние приводит к структуре похожего поведения в похожих ситуациях или того же поведения в будущем в подобных ситуациях. Некоторые личности с сильным интересом в имеющейся сексуальной мотивации гипотетически проявляют более высокое мотивированное состояние в одной ситуации по отношению к индивидуумам, и личности, проявляющие слабый интерес в той же ситуации мотивации для достижения побудительных мотивов. [21]
На основании вышеизложенной положений и результатов исследования, проведенного А. Хиллом и К. Престоном, предполагаем, что диспозиционные сексуальные мотивы влияют на особенности восприятия образа. В целом, предполагаемую зависимость восприятия образа от диспозиционной сексуальной мотивации можно отобразить следующей схемой:
Рис. 1.1 Восприятие образа противоположного пола.
Опишу схему, основываясь на бихевиоральном подходе: в данной схеме образ противоположного пола выступает в качестве объективного внешнего стимула, а восприятие образа – как внешняя реакция. Диспозиционные сексуальные мотивы выступают как опосредствующие и предопределяющие конструкции между объективным стимулом и внешней реакцией.
Таким образом, мотивы рассматриваются как устойчивые во времени диспозиции. Каждый отдельный мотив охватывает определенный содержательный класс целей действия. Диспозиционные мотивы – это гипотетические конструкции или промежуточные переменные, которые фактически недоступны для внешнего наблюдения и одновременно являются реакцией на наблюдаемый стимул и стимулом для наблюдаемой реакции.
Выводы
1. В наблюдаемом образе доступны как физические признаки, среди которых наиболее информативными является внешний облик и оформление внешности, так и социальные признаки.
2. Важнейшими элементами в физическом облике являются лицо, а также функциональные признаки. К ним относятся мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, а также речь.
3. Мотивы рассматриваются как устойчивые во времени диспозиции. Каждый отдельный мотив охватывает определенный содержательный класс целей действия.
4. Диспозиционные мотивы – это гипотетические конструкции или промежуточные переменные, которые фактически недоступны для внешнего наблюдения и одновременно являются реакцией на наблюдаемый стимул и стимулом для наблюдаемой реакции
5. У каждого человека должно быть столько мотивационных черт (комплексов свойств или мотивационных диспозиций), сколько классов эквивалентных ситуаций для него существует.
6. Диспозициональные мотивы определяют природу реакции индивидуума на побудителей мотива, которые существуют в окружающем мире.
ГЛАВА 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО ОБРАЗА ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА ОТ ДИСПОЗИЦИОННЫХ СЕКСУАЛЬНЫХ МОТИОВ
2.1 Методика и организация эмпирического исследования
Целью данного исследования является установление зависимости восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов и определение особенностей восприятия реального и идеального образа противоположного пола в зависимости от диспозиционных сексуальных мотивов.
В основу методологического основания исследования положены следующие принципы:
диспозиции выступают как гипотетические конструкции или промежуточная переменная между объективным стимулом и внешней реакцией;
диспозиционные мотивы определяют природу реакции человека на стимулы и организовывают восприятие вокруг мотивированно – значимой цели;
влияние диспозиционных мотивов приводит к возникновению подобного поведения в ответ на подобную ситуацию.
В исследовании использовался опросный метод и метод семантического дифференциала.
В качестве опросного метода выступает «Опросник аффективных мотивационных ориентаций в сексуальной жизни» - «AMORE»; Hill, C. A. Preston, L. K (Приложение 2).
Данная методика состоит из 62 вопросов, направленных на выявление диспозиционных сексуальных мотивов:
1. ощущение властвования партнера;
2. выражение значимости своего партнера;
3. выход из неблагоприятного психологического состояния;
4. воспроизведение рода;
5. ощущение собственной власти над партнером;
6. собственная значимость для партнера;
7. выражение заботы, с целью улучшения психологического состояния партнера;
8. получение удовольствия.
Вопросы составлены таким образом, что представляют собой независимые утверждения, не затрагивающие каких-либо особенностей интимной жизни испытуемых. Оценка утверждений испытуемым производилась в соответствии со степенью своего согласия по пятибалльной шкале:
1 – полностью не согласен;
2 – скорее не согласен, чем согласен;
3 – затрудняюсь ответить;
4 – скорее согласен, чем не согласен;
5 – полностью согласен.
Для оценки представленных испытуемым образов, использовалась методика личностного дифференциала Н.П. Фетискина, В.В.Козлова. Данный выбор определен тем, что эта методика позволяет степень проявления качества в образе поместить в определенную точку n-мерного семантического пространства и проводить семантический анализ этих значений, выносить суждения об их сходстве и различии путем вычисления расстояний между соответствующими значениям координатными точками в пространстве.
Данная методика является комбинацией метода контролируемых ассоциаций, которые возникают при восприятии некоторого символа. Смысл имеет психологическую природу, субъективен; как правило, личностный смысл не имеет аналога в языковых единицах. Человек подбирает лишь значения, то есть то, что включено в культурные языковые схемы. Семантический дифференциал позволяет фиксировать так называемые «коннотативные значения» – личностные смыслы оцениваемых объектов, вычленяя их из социально нормированного когнитивного уровня.
Респонденту предлагалось оценить образы, в соответствии с предложенной шкалой от 1 до 7, полюса которой заданы при помощи антонимов. Семантический дифференциал состоял из 21 пары антонимов. (Приложение 1).
Процедура выбора образов заключалась в следующем:
образы для исследования подбирались исходя из существующих представлений о маскулинности и фемининности.
было отобрано несколько вариантов на каждую экспозицию. Из поло-ролевой опросника Сандры Бем были взяты 8 прилагательных по шкале мужественности и 8 прилагательных по шкале женственности для оценки образов мужского и женского пола соответственно.
7 - х парней и 7 - х девушек просили оценить представленные им варианты образов по 10 – бальной шкале соответствия выраженности определенного качества.
в результате были отобраны образы, максимально соответствующие представлениям мужественности и женственности. Образы представлены в 3 – х экспозициях, различными по степени обнаженности (Приложение 3).
Выборка.
Общую выборку составили 80 респондентов, из которых 40 – мужского пола и 40 – женского пола в возрасте от 25 до 35 лет.
2.2. Особенности восприятия образа противоположного пола у мужчин и женщин
В результате подсчета средних показателей по оценкам образов, были выделены наиболее приоритетные качества в представлениях идеального образа женщины у мужчин (рис. 1):
- обаятельный (6,35), честный (6,35), справедливый (6,33), дружелюбный (6,28), добрый (6,05), отзывчивый (6,05), уверенный (6,00).
Кроме того, в бланк семантического дифференциала было включено одинаковое количество характеристик, относящихся к факторам «оценка», «сила», «активность». Основываясь на данном разделении, можно говорить о следующих особенностях восприятия у мужчин:
- в представлениях об идеальном образе 87,6 % максимальных баллов отмечалось за характеристики, относящиеся к первому фактору семантического дифференциала – «оценка»;
- 70,3 % максимальных баллов приписывалось характеристикам, относящимся ко второму фактору - «сила»;
- 68,5 % максимальных баллов отмечалось за характеристики, соответствующие третьему фактору - «активность».
В результате анализа данных по оценкам образов противоположного пола мужчинами, были получены следующие результаты:
- при оценке образа в экспозиции 1 на первый план выступили такие характеристики как решительный (5,43), уверенный (5,30), упрямый (5,25), энергичный (5,10);
- при восприятии образа в экспозиции 2 в большей степени были отмечены следующие качества: дружелюбный (5,30), отзывчивый (5,20), добросовестный (5,10), обаятельный (4,98);
- при восприятии образа в экспозиции 3 в большей степени были выделены следующие качества: обаятельный (5,38), уверенный (5,15), решительный (5,13), самостоятельный (4,98).
Рис 2.1. Сравнение оценок образов у мужчин
У женщин, в представлениях идеального образа мужчины, были выделены следующие приоритетные качества (рис. 2):
- Уверенный (6,43), честный (6,20), деятельный (6,18), самостоятельный (6,18), добросовестный (6,15), решительный (6,13), справедливый (6,13).
В представлениях об идеальном образе мужчины, у женщин наблюдается несколько иная тенденция в восприятии:
- 85,5 % максимальных баллов отмечалось за характеристики, относящиеся к фактору «оценка»;
- 77,2 % максимальных балов приписывалось характеристикам, относящимся к фактору «сила»;
- 68,5 % максимальных баллов отмечалось за характеристики, соответствующие фактору «активность».
В результате анализа данных по женской выборке были получены следующие результаты:
- при оценке образа в экспозиции 1 на первый план выступили такие характеристики как самостоятельный (5,23), решительный (5,03), независимый (5,03), уверенный (4,95);
- при восприятии образа в экспозиции 2 в большей степени были выделены следующие качества: дружелюбный (5,53), общительный (5,30), разговорчивый (5,28), открытый (5,13);
- при восприятии образа в экспозиции 3 в большей степени были отмечены следующие качества: уверенный (6,15), сильный (5,98), энергичный (5,88), независимый (5,70).
Рис 2.2. Сравнение оценок образов у женщин
Таким образом, в представлениях идеального образа женщины у мужчин на первый план выступают характеристики, относящиеся к первому фактору семантического дифференциала «оценке», и одно качество, которое находится в конце списка приоритетных, относится к фактору «сила» (уверенный). В то время как у женщин, в представлении идеального образа мужчины, наблюдается склонность к выделению качеств, которые относятся к фактору «сила» (уверенный, самостоятельный, решительный) и фактору «активность» (деятельный).
2.3 Сравнительный анализ оценок между образами
Для определения характера различий в восприятии представленных образов было проведено парное сравнение.
На первом этапе проводилось парное сравнение оценок идеального образа с оценками образов в экспозициях 1, 2 и 3. Получили следующие результаты по мужской выборке (таблица 2.1):
образ в экспозиции 1 оценивается в сравнении с идеальным образом как менее обаятельный, разговорчивый, добросовестный, открытый, добрый, отзывчивый, справедливый, дружелюбный, общительный, честный, самостоятельный и как более упрямый и раздражительный. Далее этот образ воспринимается менее энергичным и уверенным, но в большей степени, чем образы в остальных экспозициях приближен к представлениям об идеальном образе;
образ в экспозиции 2 оценивается в сравнении с идеальным образом как менее обаятельный, сильный, добрый, деятельный, независимый, решительный, энергичный, справедливый, уверенный, общительный, честный, самостоятельный. Далее этот образ воспринимается как менее отзывчивый, дружелюбный и как более раздражительный, но в большей степени приближен по этим качествам к представлениям об идеальном образе;