Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:46, курсовая работа
Очевидно, что проблема восприятия личности других об¬ретает особую сложность в силу необходимости понимания различного поведения людей в разных ситуациях. Однако, из¬вестен феномен «проективной атрибуции»: когда человек при описании поведения других исходит из собственных особенно¬стей поведения (черты характера), так как стремится к общест¬ву людей, чьи убеждения и поведение схожи с его собственны¬ми. Эта проблема имеет большое значение для прогнозирования социального поведения личности, особенности в сфере общения и для психодиагностики и коррекции. Именно поэтому необхо¬димо изучить личностные особенности и характеристики восприятия других людей в зависимости от личных диспозиций. Исходя из этого, актуальность темы состоит в изучении диспозиционных мотивов как основного фактора, влияющего на индивидуальные различия в поведении. Так как известно, что индивид активно ищет стимулы, которые сделают дей¬ствие диспозиций соответствующим ситуации.
Цель работы – определить зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов.
Введение………………………………………………………………
Глава 1. Проблема взаимосвязи и диспозиционных мотивов
1.1. Особенности восприятия человека человеком. Я – концепция
1.2. Диспозиции как предопределяющие индивидуальные различия в поведении…………………………………………………………………
1.3. Представления о диспозиционных сексуальных мотивах...........
Выводы…………………………………………………………………
Глава 2. Исследование зависимости восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов
2.1 Методика и организация эмпирического исследования……………
2.2. Особенности восприятия образа противоположного пола у мужчин и женщин………………………………………………………..
2.3 Сравнительный анализ оценок между образами…………….
2.4. Зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов
Заключение………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………….
Диспозиционные мотивы | знак | качества | Значимые коэффициенты корреляции |
М 1 – ощущение властвования партнера | - + + - | Добрый Независимый Энергичный Дружелюбный | 0,40 0,32 0,35 0,36 |
М 2 – значимость партнера | + | Деятельный | 0,44 |
М 3 – выход из стрессового состояния | + + + | Добросовестный Дружелюбный Честный | 0,36 0,42 0,37 |
М 4 – воспроизведение рода | Корреляций не выявлено | ||
М 5 – собственная власть над партнером | - | Добрый | 0,35 |
М 6 – значимость для партнера | + - + | Добросовестный Суетливый Честный | 0,33 0,35 0,31 |
М 7 – забота над партнером | + + | Деятельный Честный | 0,41 0,41 |
М 8 – получение удовольствия | - - - - - | Сильный Решительный Суетливый Уверенный Раздражительный | 0,34 0,36 0,32 0,42 0,33
|
Таблица 2.10
Корреляции связи диспозиционных сексуальных мотивов с восприятием образа противоположного пола в экспозиции 2 у женщин
Диспозиционные мотивы | знак | качества | Значимые коэффициенты корреляции |
М 1 – ощущение властвования партнера | + | Справедливый | 0,37
|
М 2 – значимость партнера | - | Напряженный | 0,36
|
М 3 – выход из стрессового состояния | + + + + + + + | Сильный Деятельный Отзывчивый Справедливый Дружелюбный Общительный Самостоятельный | 0,34 0,47 0,34 0,39 0,47 0,38 0,43
|
М 4 – воспроизведение рода | Корреляций не выявлено | ||
М 5 – собственная власть над партнером | Корреляций не выявлено | ||
М 6 – значимость для партнера | Корреляций не выявлено | ||
М 7 – забота над партнером | Корреляций не выявлено | ||
М 8 – получение удовольствия | + | Общительный | 0,38
|
При восприятии образа в экспозиции 3 были выявлены следующие особенности:
чем выраженнее преобладание мотива «ощущение властвования партнера» у мужчин (Таблица 2.11), тем в большей мере выявлена склонность к оценке образа противоположного пола как более молчаливого, пассивного, нерешительного, вялого и несамостоятельного. В то время как у женщин (Таблица 2.12) корреляций по этому мотиву не выявлено;
чем выше сила мотива «выражение значимости партнера» у мужчин, тем в большей мере выражена склонность к оценке образа противоположного пола как более обаятельного, дружелюбного, расслабленного и спокойного. В то время как женщинам с той же выраженностью мотива характерна склонность к описанию образа противоположного пола как более эгоистичного;
при преобладании мотива «выход из стрессового состояния» у женщин выявлена склонность к описанию образа противоположного пола как более черствого. В то время как мужчинам с той же выраженностью мотива характерна склонность к описанию образа противоположного пола как более разговорчивого, деятельного и спокойного;
зависимости между мотивом «воспроизведение рода» и описанием образа противоположного пола, как у мужчин, так и у женщин выявлено не было;
чем выраженнее преобладание мотива «собственная власть над партнером» у мужчин, тем в большей степени выражена склонность к описанию образа противоположного пола как более молчаливого, в то время как у женщин корреляций по данному мотиву не выявлено;
зависимости между мотивом «собственная значимость для партнера» и описанием образа противоположного пола, как у мужчин, так и у женщин выявлено не было;
чем выше сила мотива «забота над партнером», тем в большей мере женщины склонны описывать образ противоположного пола как более эгоистичного, нерешительного и враждебного.
чем выраженнее преобладание мотива «получение удовольствия» у женщин, тем в большей степени выражена склонность к описанию образа противоположного пола как более эгоистичного и черствого.
В то время как у мужчин зависимости этих двух мотивов и восприятия образа выявлено не было.
Таблица 2.11
Корреляции связи диспозиционных сексуальных мотивов с восприятием образа противоположного пола в экспозиции 3 у мужчин
Диспозиционные мотивы | Знак | Качества | Значимые коэффициенты корреляции |
М 1 – ощущение властвования партнера | - - - - - | Разговорчивый Деятельный Решительный Энергичный Самостоятельный | 0,40 0,43 0,32 0,32 0,43
|
М 2 – значимость партнера | + - - + | Обаятельный Напряженный Суетливый Дружелюбный
| 0,40 0,41 0,45 0,52
|
М 3 – выход из стрессового состояния | + + - | Разговорчивый Деятельный Суетливый
| 0,33 0,38 0,33
|
М 4 – воспроизведение рода | Корреляций не выявлено | ||
М 5 – собственная власть над партнером | - | Разговорчивый
| 0,33
|
М 6 – значимость для партнера | Корреляций не выявлено | ||
М 7 – забота над партнером | Корреляций не выявлено | ||
М 8 – получение удовольствия | Корреляций не выявлено |
Таблица 2.12
Корреляции связи диспозиционных сексуальных мотивов с восприятием образа противоположного пола в экспозиции 3 у женщин
Диспозиционные мотивы | знак | качества | Значимые коэффициенты корреляции |
М 1 – ощущение властвования партнера | Корреляций не выявлено | ||
М 2 – значимость партнера | - | Добрый | 0,34
|
М 3 – выход из стрессового состояния | - | Отзывчивый | 0,33
|
М 4 – воспроизведение рода | Корреляций не выявлено | ||
М 5 – собственная власть над партнером | Корреляций не выявлено | ||
М 6 – значимость для партнера | Корреляций не выявлено | ||
М 7 – забота над партнером | - - - | Добрый Решительный Дружелюбный | 0,33 0,36 0,35
|
М 8 – получение удовольствия | - - | Добрый Отзывчивый | 0,34 0,34 |
По мужской выборке корреляционный анализ не дал результатов зависимости восприятия реального и идеального образа с мотивом «воспроизведение рода». Поэтому можно предположить, что сила выраженности данного мотива не предопределяет соответствующее восприятие. По женской выборке таких тенденций не выявлено.
ВЫВОДЫ
1. В представлениях идеального образа женщины у мужчин на первый план выступают характеристики, относящиеся к первому фактору семантического дифференциала «оценке».
2. У женщин, в представлении идеального образа мужчины, наблюдается склонность к выделению качеств, которые относятся к фактору «сила» и фактору «активность».
3. У мужчин образ в экспозиции 1 в наибольшей степени приближен к идеальному образу по таким характеристикам как сильный, независимый, решительный, напряженный и суетливый.
4. Образ в экспозиции 2, у мужчин, в наибольшей степени приближен к представлениям об идеальном образе по таким характеристикам как разговорчивый, добросовестный, упрямый, напряженный и суетливый.
5. У мужчин, образ в экспозиции 3 в наибольшей степени приближен к представлениям об идеальном образе по таким характеристикам как сильный, разговорчивый и напряженный.
6. У женщин, образ в экспозиции 1 приближен к идеальному образу только по характеристике суетливый.
7. Образ в экспозиции 2, у женщин, в наибольшей степени приближен к идеальному образу по таким характеристикам как упрямый, открытый, суетливый, дружелюбный и общительный.
8. У женщин, образ в экспозиции 3 в наибольшей степени приближен к идеальному образу по таким характеристикам как сильный, независимый, энергичный, напряженный, суетливый и уверенный.
9. Образ в экспозиции 2 в наибольшей степени соответствует представлениям идеального образа у мужчин, так как этот образ в большей мере обладает качествами, описывающих идеальный образ.
10. У женщин, образ в экспозиции 2 существенно отличается от представлений об идеальном образе мужчины, так как обладает в большей степени набором характеристик фемининного характера (более разговорчивый, отзывчивый, дружелюбный).
11. В зависимости от диспозиционных сексуальных мотивов, в представлениях об идеальном образе по мужской выборке преобладают характеристики со знаком «-», тем самым, уменьшая силу проявления выбранных качеств.
12. В зависимости от диспозиционных сексуальных мотивов, в представлениях об идеальном образе по женской выборке наблюдается обратная тенденция: выбираются характеристики со знаком «+», тем самым, увеличивая силу проявления качества.
13. Выявлена зависимость между восприятием реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов.