Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:46, курсовая работа
Очевидно, что проблема восприятия личности других об¬ретает особую сложность в силу необходимости понимания различного поведения людей в разных ситуациях. Однако, из¬вестен феномен «проективной атрибуции»: когда человек при описании поведения других исходит из собственных особенно¬стей поведения (черты характера), так как стремится к общест¬ву людей, чьи убеждения и поведение схожи с его собственны¬ми. Эта проблема имеет большое значение для прогнозирования социального поведения личности, особенности в сфере общения и для психодиагностики и коррекции. Именно поэтому необхо¬димо изучить личностные особенности и характеристики восприятия других людей в зависимости от личных диспозиций. Исходя из этого, актуальность темы состоит в изучении диспозиционных мотивов как основного фактора, влияющего на индивидуальные различия в поведении. Так как известно, что индивид активно ищет стимулы, которые сделают дей¬ствие диспозиций соответствующим ситуации.
Цель работы – определить зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов.
Введение………………………………………………………………
Глава 1. Проблема взаимосвязи и диспозиционных мотивов
1.1. Особенности восприятия человека человеком. Я – концепция
1.2. Диспозиции как предопределяющие индивидуальные различия в поведении…………………………………………………………………
1.3. Представления о диспозиционных сексуальных мотивах...........
Выводы…………………………………………………………………
Глава 2. Исследование зависимости восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов
2.1 Методика и организация эмпирического исследования……………
2.2. Особенности восприятия образа противоположного пола у мужчин и женщин………………………………………………………..
2.3 Сравнительный анализ оценок между образами…………….
2.4. Зависимость восприятия реального и идеального образа противоположного пола от диспозиционных сексуальных мотивов
Заключение………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………….
46. секс, скорее всего, может нравиться только тем людям, которые стремятся доминировать и контролировать своего партнера;
47. считается, что, когда партнер берет дело в свои руки и становится авторитарным и властным в сексе или сексуальных фантазиях – это заводит;
48. чувство власти над партнером особенно возбуждает и усиливает сексуальную привлекательность;
49. возможность ощутить физическое возбуждение и доставить удовлетворение своему партнеру – основное, что побуждает людей к занятию сексом;
50. особенно возбуждающим является тот партнер, который проявляет требовательность и настойчивость во время сексуальной близости или фантазиях о ней;
51. партнер, которого возбуждает контроль и управление сексуальными действиями «заражает» этим возбуждением другого партнера;
52. желание сексуальной близости с партнером возрастает, когда человек знает, что это нравится партнеру и что это повышает его уверенность в себе;
53. сексуальное самовыражение обычно позволяет чувствовать человеку себя сильной личностью, держащей все под контролем;
54. считается, что во время сексуальной близости или сексуальных фантазий особенно возбуждает чувство доминирования и контроля со стороны партнера;
55. одна из самых привлекательных сторон сексуальной близости — это когда партнеру действительно нужна любовь и нежность другого партнера;
56. ощущение власти над партнером одна из важных сторон сексуальных отношений;
57. наиболее положительным моментом в сексуальных отношениях является возможность помочь партнеру пережить трудные времена, проявить заботу о нем;
58. проявлять власть и контроль во время сексуальной близости с партнером – это дополнительный способ получить сексуальное удовольствие;
59. сексуальные отношения играют очень важную роль в создании эмоциональной близости в отношениях с партнером;
60. взаимная привязанность и любовь в сексуальных отношениях—это один из наиболее эффективных способов выразить заботу о партнере;
61. переживание эмоциональной близости во время занятия сексом – это один из лучших путей ощутить собственную ценность;
62. одной из положительной стороной сексуальной близости является то, что она помогает повысить самооценку партнера.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика личностного дифференциала Н.П. Фетискина, В.В.Козлова
1 | + | Обаятельный | 7 6 5 4 3 2 1 | Непривлекательный | - |
2 | - | Слабый | 1 2 3 4 5 6 7 | Сильный | + |
3 | + | Разговорчивый | 7 6 5 4 3 2 1 | Молчаливый | - |
4 | - | Безответственный | 1 2 3 4 5 6 7 | Добросовестный | + |
5 | + | Упрямый | 7 6 5 4 3 2 1 | Уступчивый | - |
6 | - | Замкнутый | 1 2 3 4 5 6 7 | Открытый | + |
7 | + | Добрый | 7 6 5 4 3 2 1 | Эгоистичный | - |
8 | - | Зависимый | 1 2 3 4 5 6 7 | Независимый | + |
9 | + | Деятельный | 7 6 5 4 3 2 1 | Пассивный | - |
10 | - | Черствый | 1 2 3 4 5 6 7 | Отзывчивый | + |
11 | + | Решительный | 7 6 5 4 3 2 1 | Нерешительный | - |
12 | - | Вялый | 1 2 3 4 5 6 7 | Энергичный | + |
13 | + | Справедливый | 7 6 5 4 3 2 1 | Несправедливый | - |
14 | - | Расслабленный | 1 2 3 4 5 6 7 | Напряженный | + |
15 | + | Суетливый | 7 6 5 4 3 2 1 | Спокойный | - |
16 | - | Враждебный | 1 2 3 4 5 6 7 | Дружелюбный | + |
17 | + | Уверенный | 7 6 5 4 3 2 1 | Неуверенный | - |
18 | - | Нелюдимый | 1 2 3 4 5 6 7 | Общительный | + |
19 | + | Честный | 7 6 5 4 3 2 1 | Неискренний | - |
20 | - | Несамостоятельный | 1 2 3 4 5 6 7 | Самостоятельный | + |
21 | + | Раздражительный | 7 6 5 4 3 2 1 | Невозмутимый | - |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Образы противоположного пола для мужчин и женщин
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План – проспект лекции по теме «Особенности восприятия человека человеком»:
1. Структура межличностного восприятия.
Структура включает в себя: субъект межличностного восприятия, объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия. В наблюдаемом доступны как физические признаки, среди которых наиболее информативными является внешний облик и оформление внешности, так и социальные признаки. Важнейшими элементами в физическом облике являются лицо, а также функциональные признаки. К ним относятся мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, а также речь.
2. Формирование первого впечатления о другом человеке.
Три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает процесс формирования первого впечатления. Каждая “схема” запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.
3. Механизмы межличностного восприятия.
К механизмам межличностного восприятия относят механизмы:
познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия)
познания самого себя (рефлексия)
формирования эмоционального отношения к человеку (межличностная аттракция)
4. Эффекты межличностного восприятия.
Среди эффектов межличностного восприятия выделяют три: эффект ореола (галоэффект), эффект новизны и первичности а также эффект стереотипизации. Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств.
Эффекты первичности и новизны касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек преобладает эффект первичности. Противоположный эффекту первичности - эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.
Эффект проекции - когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека.
5. Факторы межличностной аттракции.
Понятие межличностной аттракции. К факторам относят: физическая привлекательность, пространственная близость или дистанция общения, знакомство, доступность, ожидание продолжения взаимодействия, взаимность, сходство.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Описать структуру межличностного восприятия. Что является важнейшими элементами в физическом облике.
2. Как происходит формирование первого впечатления о человека. Какие есть особенности.
3. Что относится к механизмам межличностного восприятия. Охарактеризовать каждый.
4. Описать эффекты межличностного восприятия. Привести примеры.
5. Раскрыть понятие межличностной аттракции.
Темы рефератов:
1. «Особенности формирования первого впечатления. Механизмы межличностного восприятия»;
2. «Особенности формирования первого впечатления. Структура межличностного восприятия».
Задание для самостоятельной работы: из газет или журналов, на свое усмотрение, выбрать три фотографии с изображениями людей различных профессий. Опросить 5 человек по каждому изображению, чтобы они составили психологический портрет по представленному облику. В итоге представить результаты, на какие моменты расставляются акценты при формировании первого впечатления.
Список литературы для подготовки к семинарскому занятию:
27. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком. – Л.: ЛГУ, 1965.
28. Бодалев, А.А. Личность и общение.- М.: Международная педагогическая акодемия, 1995. - 328с.
29. Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. – 135с.
30. Бодалев, А.А., Васина, Н.В. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этический и профессиональные аспекты) /под редакцией. А.А. Бодалева, Н.В. Восиной. – СПб.: Речь, 2005. – 324с.
31. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997.
32. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов/ М. Хьюстон, В. Штребе. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 594с.
Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. Пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005. -768с.