Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 10:38, курсовая работа
На основе исторического анализа установлено, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социокультурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, можно утверждать, что именно в ней, возможно, найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие мышления ребенка. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
По мнению Л.С. Выготского, игра не есть преобладающая форма деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте [35].
Игра как ведущая деятельноcть дошкольника (A. Н. Леонтьев), как практика развития (C. Л. Рубинштейн), как cоциальная по своей природе деятельноcть, возникшая из уcловий жизни ребенка в определенной cоциальной cреде (Д. Б. Эльконин), как средство обогащения пcихического развития ребенка (А. В. Запорожец), как детcкая традиция (В. С. Мухина), как практика воспитания (Е. В. Cубботский, Дж. Брунер), как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (И. С. Кон), признается и иcследуется мировым психологическим cообществом в качеcтве важнейшего компонента развития ролевого поведения ребенка.
Иcследование значения игры для пcихического развития и формирования личности очень затруднено. Здеcь невозможен чистый экcперимент проcто потому, что нельзя изъять игровую деятельноcть из жизни детей и поcмотреть, как при этом будет идти процесc развития. Приходится поэтому пользоваться, с одной стороны, чисто теоретическим анализом и, c другой стороны, cравнением поведения детей в игре c их поведением в других видах деятельноcти.
Основываясь на теоретические исследования, рассмотренные нами ранее можно утверждать, что игра в старшем дошкольном возрасте становится возможной, поскольку ребенок уже овладел знаковой функцией сознания и использует предметы – заместители. В игре дети сознательно подражают взрослым, познают свойства предметов и учатся ими действовать, устанавливают определенные взаимоотношения. Исполнение ребенком какой – либо роли в игре дает ему возможность согласовать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистические качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании, осуществляется самопознание. Игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника. Целенаправленное развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста происходит в игровой деятельности, а точнее в сюжетно – ролевой игре. Так как ролевая игра дает средства для передачи чувств и разрешения конфликтов; создает достаточно широкий простор для импровизации, у детей формирует творческое воображение; развивает у ребенка потребность в преобразовании окружающей действительности и способность к созданию нового.
Теория представительного отечественного психолога Д.Б. Эльконина гласит, что внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка.
Экспериментальное исследование проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида детский сад № 5 с. Селты, Селтинского района, Удмуртской Республики. В эксперименте участвовали, дети в возрасте 5 – 6 лет, в количестве 15 человек, составляющие контрольную и экспериментальную группу исследования. Список детей заносится в таблицу № 1 (Приложение А).
Данное исследование проводилось в 3 этапа. На 1 этапе необходимо было выявить у детей уровень игровой деятельности, который является синтезом двух собирающих: 1) уровень игрового взаимодействия детей, 2) показатель усвоения социальных норм и правил каждого ребенка, чтобы зафиксировать их «слабые» места, которые следует развивать и «сильные», на которые можно будет опереться в работе и тоже, затем развить. Для определения уровня развития сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного возраста использовались следующие объективные популярные методики: социометрическая методика «Два домика» (в модификации Т.Д. Марцинковской) [37], метод наблюдения по изучению уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников, основанная на концепции Д.Б. Эльконина [38], методика изучения у детей старшего дошкольного возраста игровых рпедпочтений (в модификации Г. А. Урунтаевой) [39].
Остановимся на описании этих методов подробнее.
Рассмотрим инструкцию выявления симпатий и антипатий у детей старшего дошкольного возраста на основании методики «Два домика». Для проведения методики необходимо приготовить два нарисованных домика. Один из них большой, красивый, красного цвета. Другой изображен маленьким, невзрачным и черного цвета. Во время индивидуальной беседы ребенку показываются оба рисунка: «Посмотри внимательно на эти домики. В красном домике много живут разные, красивые игрушки, книжки, а из черного домика игрушки убрали. Представь, что в красном домике живешь ты и тебе захотелось пригласить к себе в гости друзей. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил в гости, а кого поселил бы в черный домик». Все выборы заносятся в социометрическую таблицу № 2,3 (Приложение Б). После окончания беседы можно спросить, не хотят ли они кого – то поменять местами, может кого–нибудь они забыли.
Анализ результатов
Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.
+4 и более
баллов – «социометрические
от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
от -2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
0 баллов (выборы
со знаком «+» и «минус»
-1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.
Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.
Уровень сформированности игровых навыков у старших дошкольников определялся методом наблюдения, схема, которой базировалась в соответствии концепцией Д.Б. Эльконина. Данная схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ игровых навыков у дошкольников.
В процессе исследования выбирается ролевая игра, тему игры предлагает экспериментатор. Он в процесс игры не вмешивается, в случае необходимости оказывает минимальную помощь. Следует выбирать такую игру, чтобы в ней участвовали все 15 детей. Подходящими играми в нашей ситуации могут быть игры, как «Детский сад», «Семья» или «День рождение у Мишки». Перечисленные игры не имеют четко заданной ситуации, поэтому позволяют включать в сюжет игры разные роли. Например, в детском саду прорвало трубу, мальчики берут на себя роли слесарей. Или приехали с концертом артисты выступать перед сотрудниками детского сада.
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:
Выполнение правил.
Каждый критерий оценивается по 4 уровням.
1 уровень
— отсутствие распределения
2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль воспитателя? Кто хочет быть дворником?» и т. д.
3 уровень
— самостоятельное
4 уровень
— самостоятельное
1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).
2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.
3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).
4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».
1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.
2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.
3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.
1 уровень
— игра заключается в
2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.
3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.
4 уровень
— игровые действия имеют
1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.
2 уровень
— самостоятельное прямое
3 уровень
— широкое использование
4 уровень
— использование
1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
2 уровень
— наличие ролевого обращения:
обращение к играющим по
3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.
1 уровень — отсутствие правил.
2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.
3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.
4 уровень
— соблюдение заранее
Итоги наблюдения заносятся в таблицу № 4,5 (Приложение В).
Экспериментатор заучивает наизусть вопросы беседы, чтобы эффективнее провести изучение игровых предпочтений у детей. Исследование проходит в непринужденной обстановке, чтобы ребенок почувствовал себя свободно. Индивидуальная беседа проводится по вопросам:
Информация о работе Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка