Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 10:38, курсовая работа
На основе исторического анализа установлено, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социокультурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, можно утверждать, что именно в ней, возможно, найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие мышления ребенка. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Приложение В
Таблица № 4 Уровень сформированности игровых навыков.
№ п/п |
Ф.И. |
Критерии сформированности игровых навыков |
Средний уровень | ||||||
Распределение ролей |
Основное содержание игры |
Ролевое поведение |
Игровые действия |
Использование атрибутики и предметов заместителей |
Использование ролевой речи |
Выполнение правил | |||
1. |
Настя Б. |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2. |
Алеша Б. |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3. |
Никита Д. |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4. |
Даша Е. |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
5. |
Ангелина Е. |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
6. |
Гриша К. |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
7. |
Игорь М. |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
8. |
Ваня О. |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9. |
Карина О. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
10 |
Настя П. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
11 |
Дима П. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
12 |
Руслан С. |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
13 |
Никита С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
14 |
Максим Л. |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
15 |
Федя Ч. |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Приложение Г
Таблица № 5 Изучение игровых предпочтений у дошкольников.
Имена детей |
Номера вопросов |
Общий бал |
Уровень развития | |||||
№ 1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 | |||
Настя Б. |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
4 |
средний |
Алеша |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
высокий |
Никита |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
высокий |
Даша |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
4 |
средний |
Ангелина |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
4 |
средний |
Гриша |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
низкий |
Игорь |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
4 |
средний |
Ваня |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
3 |
низкий |
Карина |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
4 |
средний |
Настя П. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
высокий |
Дима |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
низкий |
Руслан |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
высокий |
Никита |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
5 |
высокий |
Максим |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
4 |
средний |
Федя |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
высокий |
Приложение Д
Серия игр и упражнений на развитие коммуникативных
навыков старших дошкольников. [42,43]
Серия игр направлена на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Игры организуются в течение 2-х месяцев в спортивном зале дошкольного учреждения. При проведении игр и упражнений необходимо:
Рассказ по кругу.
Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.
Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.
Волшебные водоросли.
Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.
Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.
Диалог-шутки.
Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.
Воспитатель предлагает поиграть в диалог: читает все вопросы (строгая интонация), а дети хором повторяют слово “забыл” (плаксивая интонация).
- Где жил?
- Забыл.
- Где был?
- Забыл
- Что ел?
- Забыл
- Что пил?
- Забыл.
Игру можно варьировать.
1. Девочки задают вопросы, а мальчики
отвечают и наоборот. Интонации
при этом предлагаются
2. Вопросы задаются хором детьми, а один ребёнок отвечает.
Игры-ситуации.
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
Пресс-конференция.
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.
На балу у короля.
Цель: развить умения выражать приветствия, просьбы, приглашения; учить соотносить средства вербального и невербального общения.
Дети “приезжают” в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они должны придумать себе маскарадные костюмы и рассказать о них. Остальные гости должны отгадать придуманный ребёнком костюм.
Самый лучший
Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.
Детям предлагается соревнование на лучшего клоуна, лучшего друга, короля (королевы) вежливости, защитника животных. Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций:
рассмеши царевну;
попроси игрушку у ребят;
помирись с товарищем;
попроси ребят принять тебя в игру;
посмеши ребят;
расскажи о щенке, живущем на улице так, чтобы хотелось его забрать домой.
Колдун
Цель: развить умения использовать невербальные средства общения.
“Колдун” заколдовывает детей так, что они “теряют” способность говорить. На все вопросы ребёнок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты их характеризующие, показывает настроение волшебника и своё настроение в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.
Управляем роботом.
Цель: развить умение подбирать соответствующие вербальные средства (этические формулы) к различным ситуациям общения.
Вызывается ребёнок – “робот”. Дети по очереди дают ему задания. “Робот” выполняет инструкцию. Например: “Робот, попроси разрешения поиграть”, “Робот, извинись перед другом”, “Робот, узнай, как найти дорогу”. Предлагаются различные ситуации: обещание, совет, извинения, предложение, согласие, просьба, благодарность, уступка.
Пойми меня
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).
Приложение Е Результаты повторного психологического обследования детей.
Таблица № 6 Данные по социометрической методике «Два домика».
№ |
ФИО |
Число положительных выборов |
Число отрицательных выборов |
Окончательный результат. |
Конст. |
Конст. |
Конст. | ||
1 |
Баранова Настя |
4 |
2 |
2 |
2 |
Бакиров Алеша |
5 |
1 |
4 |
3 |
Данилов Никита |
5 |
1 |
4 |
4 |
Ефремова Даша |
4 |
1 |
3 |
5 |
Егерь Ангелина |
6 |
0 |
6 |
6 |
Кузнецов Гриша |
3 |
1 |
2 |
7 |
Майков Игорь |
9 |
1 |
8 |
8 |
Обухов Ваня |
3 |
0 |
2 |
9 |
Огнева Карина |
5 |
4 |
1 |
10 |
Пескишева Настя |
7 |
1 |
6 |
11 |
Петухов Дима |
3 |
1 |
2 |
12 |
Сахаров Руслан |
9 |
3 |
6 |
13 |
Сунцов Никита |
9 |
2 |
7 |
14 |
Лотков Максим |
11 |
1 |
10 |
15 |
Черепанов Федя |
8 |
2 |
6 |
Информация о работе Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка