Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

На основе исторического анализа установлено, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социокультурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, можно утверждать, что именно в ней, возможно, найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие мышления ребенка. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 123.96 Кб (Скачать файл)

 

Приложение В

Таблица № 4           Уровень сформированности игровых навыков.

№ п/п

Ф.И.

Критерии сформированности игровых навыков

Средний уровень

Распределение ролей

Основное содержание игры

Ролевое поведение

Игровые действия

Использование атрибутики и предметов заместителей

Использование ролевой речи

Выполнение правил

1.

Настя Б.

2

3

2

3

3

2

3

3

2.

Алеша Б.

2

2

2

3

2

3

2

2

3.

Никита Д.

2

2

3

2

3

3

3

3

4.

Даша Е.

2

3

2

3

3

2

3

3

5.

Ангелина Е.

3

3

4

3

3

3

4

3

6.

Гриша К.

2

1

2

3

3

2

2

2

7.

Игорь М.

2

3

3

3

4

3

3

3

8.

Ваня О.

1

1

2

2

2

1

2

2

9.

Карина О.

2

3

2

3

2

3

2

2

10

Настя П.

3

3

2

3

3

2

3

3

11

Дима П.

1

2

1

2

2

1

2

2

12

Руслан С.

3

3

3

4

4

3

3

3

13

Никита С.

3

3

3

3

4

3

3

3

14

Максим Л.

3

3

4

3

3

4

3

3

15

Федя Ч.

3

3

3

3

4

4

3

3


 

   

 

Приложение Г

Таблица № 5 Изучение игровых предпочтений у дошкольников.

 

Имена детей

Номера вопросов

Общий бал

Уровень развития

№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

Настя Б.

1

0

1

1

1

0

4

средний

Алеша

0

1

1

1

1

1

5

высокий

Никита

1

1

1

1

1

1

6

высокий

Даша

1

1

0

1

0

1

4

средний

Ангелина

1

0

1

0

1

1

4

средний

Гриша

0

1

0

1

1

0

3

низкий

Игорь

1

0

1

1

0

1

4

средний

Ваня

0

0

0

1

1

1

3

низкий

Карина

1

1

0

1

0

1

4

средний

Настя П.

1

1

1

1

1

1

6

высокий

Дима

0

0

0

1

0

1

2

низкий

Руслан

1

1

1

1

1

1

6

высокий

Никита

1

1

1

1

0

1

5

высокий

Максим

1

1

0

0

1

1

4

средний

Федя

1

1

1

1

1

1

6

высокий


 

 

   
   
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д

 

Серия игр и упражнений на развитие коммуникативных

  навыков старших дошкольников. [42,43]

Серия игр направлена на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.  Игры организуются в течение 2-х месяцев в спортивном зале дошкольного учреждения. При проведении игр и упражнений необходимо:

  • Учитывать режимный момент

Рассказ по кругу.

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Волшебные водоросли.

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Диалог-шутки.

Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.

Воспитатель предлагает поиграть в диалог: читает все вопросы (строгая интонация), а дети хором повторяют слово “забыл” (плаксивая интонация).

- Где жил?

- Забыл.

- Где был?

- Забыл

- Что ел?

- Забыл

- Что пил?

- Забыл.

Игру можно варьировать.

1. Девочки задают вопросы, а мальчики  отвечают и наоборот. Интонации  при этом предлагаются различные.

2. Вопросы задаются хором детьми, а один ребёнок отвечает.

Игры-ситуации.

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились –  помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть  в ту же игрушку, что и у  одного из ребят твоей группы  – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей  его.

4. Ты очень обидел своего друга  – попробуй попросить у него  прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу  – познакомься с детьми и  расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку  – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку –  попроси интересующеюся тебя  книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную  игру – попроси, чтобы ребята  тебя приняли. Что ты будешь  делать, если они тебя не захотят  принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка  нет игрушки – поделись с  ним.

10. Ребёнок плачет – успокой  его.

11. У тебя не получается завязать  шнурок на ботинке – попроси  товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости –  познакомь их с родителями, покажи  свою комнату и свои игрушки.

 

Пресс-конференция.

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

На балу у короля.

Цель: развить умения выражать приветствия, просьбы, приглашения; учить соотносить средства вербального и невербального общения.

Дети “приезжают” в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они должны придумать себе маскарадные костюмы и рассказать о них. Остальные гости должны отгадать придуманный ребёнком костюм.

Самый лучший

Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

Детям предлагается соревнование на лучшего клоуна, лучшего друга, короля (королевы) вежливости, защитника животных. Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций:

рассмеши царевну;

попроси игрушку у ребят;

помирись с товарищем;

попроси ребят принять тебя в игру;

посмеши ребят;

расскажи о щенке, живущем на улице так, чтобы хотелось его забрать домой.

Колдун

Цель: развить умения использовать невербальные средства общения.

“Колдун” заколдовывает детей так, что они “теряют” способность говорить. На все вопросы ребёнок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты их характеризующие, показывает настроение волшебника и своё настроение в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.

Управляем роботом.

Цель: развить умение подбирать соответствующие вербальные средства (этические формулы) к различным ситуациям общения.

Вызывается ребёнок – “робот”. Дети по очереди дают ему задания. “Робот” выполняет инструкцию. Например: “Робот, попроси разрешения поиграть”, “Робот, извинись перед другом”, “Робот, узнай, как найти дорогу”. Предлагаются различные ситуации: обещание, совет, извинения, предложение, согласие, просьба, благодарность, уступка.

Пойми меня

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

 

 

 

 

 

Приложение Е      Результаты повторного психологического обследования детей.

Таблица № 6       Данные по социометрической методике «Два домика».

№ 
 

ФИО

Число положительных выборов

Число отрицательных выборов

Окончательный результат.

Конст.

Конст.

Конст.

1

Баранова Настя

4

2

2

2

Бакиров Алеша

5

1

4

3

Данилов Никита

5

1

4

4

Ефремова Даша

4

1

3

5

Егерь Ангелина

6

0

6

6

Кузнецов Гриша

3

1

2

7

Майков Игорь

9

1

8

8

Обухов Ваня

3

0

2

9

Огнева Карина

5

4

1

10

Пескишева Настя

7

1

6

11

Петухов Дима

3

1

2

12

Сахаров Руслан

9

3

6

13

Сунцов Никита

9

2

7

14

Лотков Максим

11

1

10

15

Черепанов Федя

8

2

6

Информация о работе Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка