Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

На основе исторического анализа установлено, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социокультурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, можно утверждать, что именно в ней, возможно, найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие мышления ребенка. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 123.96 Кб (Скачать файл)

Таким образом, гипотеза исследования, что  – игра оказывает положительное влияние на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста - подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Заключение

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

 Игра  является формой активного творческого  отражения ребенком окружающей  действительности, ее предметов  и явлений. Но это не простое  копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются  реальность и вымысел.

  В первoй части исcледования было расcмотрено научно – теоретичеcкие оcновы развития ролевых игр cтарших дошкольников.

 Во втoрой, практический части иcследования, нами был организована и проведена опытно-экcпериментальная работа. В начале этой рабoты мы выявили уровни сформированности у 15 cтаршей группы навыков игровой деятельности. Результаты пoказали, что большинствo детей находились на cреднем уровне. По данным констатирующей диагностики был организован и проведена с детьми серия игр коммуникативной направленности..

 Для определения  эффективноcти работы на формирующем этапе эксперимента была прoведена повторная диагнoстика. Данные показали, что у детей экcпериментальной группы произошли изменения в повышении уровня сформированности игровых навыкoв. Для более эффективных качеcтвенных результатов необходимо увеличить cроки эксперимента.

 Итак, игра является ведущей деятельноcтью дошкольников и оказывает огромное влияние на детей. Возникнoвение и развитие игр у детей дошкольного возраcта находится в прямой зависимости от усвoения ими конкретных знаний о полноценном oбщении друг с другом.

  Чтoбы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.

 Наша  опытно-педагогическая рабoта еще раз подтвердила выводы о необходимости установления в педагогическом процессе естественных связей между разнообразной деятельностью детей, об испoльзовании эпизодического тематического планирования программного познавательнoго материала, о проведении игр-занятий в одном развивающемcя сюжете. Такая организация педагогического процесса способствует эффективному уcвоению знаний на занятиях, развития сюжетных игр и формированию положительных взаимоотношений между детьми.

      Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сформулировать следующие выводы:

  • Игра, как  ведущий вид деятельности детей  старшего дошкольного возраста  должна найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе  в режиме дня ДОУ и в жизни детей в домашних условиях. Различные виды игр, которые имеются в достаточном количестве в детском саду, направлены в основном на обучение и получение интеллектуальных знаний.
  • Одним из наиболее эффективных путей развития игровой деятельности является использование прoблемных ситуаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста.  Так как проблемные и кoнфликтные ситуации доступны и понятны детям шестого года жизни. Их  использование  в педагогических, дидактических и воcпитательных целях стимулирует игровую деятельность детей, их интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение.
  • В старшем дошкольном возрасте важно обогащать представления детей о межличностных отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глоссарий

 

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Анализ

Это метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения, характеристики, параметры и т.д.). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого.

2

Возраст

Это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

2

Возрастная психология

Отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

3

Игровое взаимодействие

Порядок, вид и способы действий участников определяющие правила поведения, которые описываются отдельно или в сценарии игры.

4

Коммуникативные навыки

это формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

5

Онтогенез

Процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез означает формирование основных структур психики индивида в течение его детства.

6

Произвольное поведение

Умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением.

7

Ролевая игра

Игра развлекательного назначения, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.

8

Самоконтроль

Умеренность в действиях и проявлении эмоций, торможение внутренних побуждений.

9

Старший дошкольный возраст

Возрастной этап ребенка от 5 до 6 лет

10

Эмпирическое исследование

Установление и обобщение социальных фактов посредством прямой или косвенной регистрации свершившихся событий, характерных для изучаемых социальных явлений, объектов и процессов.

11

Методы исследования

Это приемы и средства, с помощью которых  получают достоверные сведения, используемые далее для построения теорий и выработки практических рекомендаций.

12

Рефлексия

Это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Использованная литература

  1. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М.: Просвещение, 1963
  2. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры.// дошкольное воспитание. – 1965. - № 10
  3. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М.: Педагогика, 1966

 

  1. Галаузова Л.М. Ступени общения: от года до семи лет// Л.М. Галаузова, Е.О. Смирнова. – М.: Педагогика, 1992
  2. Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. // Пер. с гол. Д. В. Сильвестрова — М.: Прогресс — Традиция, 1997.«Человек играющий»
  3. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики // А.Н. Леонтьев. – М.: Наука, 1981 
  4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений // В. М. Минаева. - М.: АРКТИ, 2001 
  5. Кравцова Е. Ребенок внутри общения // Е. Кравцова, Е. Бережковская. Дошкольное образование. – 2005. - № 3. 
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди // Э. Берн. Психология человеческих взаимоотношений. - М., Просвещение, 1992
  7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка // М.И. Лисина. М.: Воронеж, 1997 
  8. Панферов В.Н. Психология общения. // Панферов В.Н. Вопросы философии, 1972. - №7.
  9. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Н.Н. Авдеева. Воспитание,  обучение и психическое развитие. – М.: Педагогика, 1977
  10. Эльконин Д.Б. Психологические игры. – М.: Педагогика, 1978
  11. Микляева Н.В. Работа педагога – психолога в ДОУ: методическое пособие // Н.В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2005
  12. Анастази А. К. Психологическое тестирование // под редакцией К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982
  13. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка // Практическая психология. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001
  14. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология // Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 1997
  15. Гессен С.И. Основы педагогики введения в прикладную филологию. – М.: «Школа - пресс», 1955, глава 3
  16. Захаров А. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // А. И.Захаров.  Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1982 
  17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество // Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр  «Академия», 1999
  18. Эльконин Д. Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // под редакцией Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. – М.: Издательский центр «Академия», 1966
  19. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития // Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1989
  20. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.: Прогресс, 1994
  21. Максимова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М.: Просвещение, 1983
  22. Коломанский Я. Л., Панько Е. А. Игра – как вид деятельности у детей дошкольного возраста. -  М.: Просвещение, 1988
  23. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2005 
  24. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей // М.А. Панфилова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000
  25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001
  26. Князева, О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / О.Л. Князева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003
  27. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения // М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986 
  28. Зворыгина Е.Ю. первые сюжетные игры малышей. – М.: Прсвещение, 1988
  29. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов // Н. В.Клюева, Ю. В. Касаткина - Ярославль: Академия развития, 1997 
  30. Кандибур Г.Р. Развитие интеллектуальных способностей у детей 4 – 12 лет. – Днепропетровск, 1997
  31. Галаузова, Л.М. Ступени общения: от года до семи лет / / Л.М. Галаузова, Е.О Смирнова. - М.: Педагогика, 1992
  32. Выготский Л.С. Сборник сочинений в 6 Т. – М.: Просвещение, 1982 – 1984. Т. 4 
  33. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М.: Прогресс, 1976
  34. Марциновская Т.Д. Психиатрия – психология // Детская практическая психология. 2004 – [Текст] : учебник -  http://www.booksmed.com
  35. Эльконин Д.Б. Десткая психология. 2006 – [Текст]: учебник -  http://forum.myword.ru/i
  36. Урунтаква Г.А, Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М.: Просвещение, 1995
  37. Колодяжная Т.П. Управление современными дошкольными образовательным учреждением Ч. 2 // Практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов вузов. – М.: Издательство «Центр гуманитарной литературы», 2004
  38. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология от рождения до школы// 4-е издание, переработанное. – Санкт – Петербург: «Ленинградское издательство», 2009
  39. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М.: «Домодедовская типография», 2006
  40. Прохорова Т.В., Фатихова О.Н. Я в мире людей // Социально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. – Ижевск: Издательство ИПК, 2009
  41. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1986.

 

  1. Загвязинский В.И., Атаханов С.Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001

 

  1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка // С.И. Ожегов // под. ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус.яз, 1986  
  2. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании // Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1996 
  3. Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования. // Русское и финское коммуникативное поведение. - Воронеж : Издательство ВГТУ, 2000
  4. Степанова Г.В. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада // Г.В. Степанова // Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 1999. - №10
  5. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция // Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Владос, 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Таблица № 1      Список детей старшего дошкольного возраста.

№ п/п

Ф.И.

Дата рождения

Состояние здоровья

Частота пропусков

1.

Баранова Настя

23.05.2006

2 группа

По болезни

2.

Бакиров Алеша

11.09.2006

2 группа

По болезни и в каникулы

3.

Данилов Никита

01.03. 2006

2 группа

По болезни

4.

Ефремова Даша

14.10.2006

3 группа

По болезни

5.

Егерь Ангелина

28.12.2006

2 группа

По болезни и в каникулы

6.

Кузнецов Гриша

30.07.2006

2 группа

Часто

7.

Майков Игорь

21.10.2006

3 группа

По болезни

8.

Обухов Ваня

25.07.2006

2 группа

Часто

9.

Огнева Карина

31.05.2006

3 группа

По болезни и в каникулы

10.

Пескишева Настя

26.11.2005

2 группа

По болезни

11.

Петухов Дима

10.02.2006

4 группа

Часто

12.

Сахаров Руслан

23.06.2006

2 группа

По болезни

13.

Сунцов Никита

30.12.2005

2 группа

По болезни

14.

Лотков Максим

23.08.2006

3 группа

По болезни

15.

Черепанов Федя

01.12.2006

2 группа

По болезни и в каникулы


 

Общая характеристика: Дети из старшей группы сами по себе общительные, отзывчивые и активные.   Федя, Игорь, Настя и Руслан в основном занимают лидирующее положение, берут инициативу в свои руки и часто конфликтуют между собой.  Дима и Гриша ведут себя застенчиво, в игре часто уединяются вместе.   Карина обижается на то, что её обижают девочки  и с ней все отказываются играть. Дети взаимодействуют в игре, делятся друг  с  другом впечатлениями и знаниями.

Приложение Б

Таблица № 2       Данные по социометрической методике «Два домика».

№ 
 

ФИО

Число положительных выборов

Число отрицательных выборов

Окончательный результат.

Конст.

Конст.

Конст.

1

Баранова Настя

2

4

2

2

Бакиров Алеша

4

1

3

3

Данилов Никита

3

1

2

4

Ефремова Даша

2

2

0

5

Егерь Ангелина

4

2

2

6

Кузнецов Гриша

2

1

1

7

Майков Игорь

9

2

7

8

Обухов Ваня

1

0

1

9

Огнева Карина

3

6

3

10

Пескишева Настя

5

1

4

11

Петухов Дима

2

2

0

12

Сахаров Руслан

7

3

4

13

Сунцов Никита

8

2

6

14

Лотков Максим

10

2

8

15

Черепанов Федя

6

3

3


 

Таблица № 3      Социометрического статуса ребенка.

№ п/п

Количество положительных выборов

%

1.

«Звезды» (5 и более выборов)

40

2.

«Предпочитаемые» (3-4 выбора)

27

3.

«Принятые» (1-2 выбора) 

33

4.

«Непринятые» (0 выборов)

0

Информация о работе Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка