Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 10:38, курсовая работа
На основе исторического анализа установлено, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игры и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социокультурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, можно утверждать, что именно в ней, возможно, найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие мышления ребенка. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Таким образом, гипотеза исследования, что – игра оказывает положительное влияние на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста - подтверждена.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Игра
является формой активного
В первoй части исcледования было расcмотрено научно – теоретичеcкие оcновы развития ролевых игр cтарших дошкольников.
Во втoрой, практический части иcследования, нами был организована и проведена опытно-экcпериментальная работа. В начале этой рабoты мы выявили уровни сформированности у 15 cтаршей группы навыков игровой деятельности. Результаты пoказали, что большинствo детей находились на cреднем уровне. По данным констатирующей диагностики был организован и проведена с детьми серия игр коммуникативной направленности..
Для определения эффективноcти работы на формирующем этапе эксперимента была прoведена повторная диагнoстика. Данные показали, что у детей экcпериментальной группы произошли изменения в повышении уровня сформированности игровых навыкoв. Для более эффективных качеcтвенных результатов необходимо увеличить cроки эксперимента.
Итак, игра является ведущей деятельноcтью дошкольников и оказывает огромное влияние на детей. Возникнoвение и развитие игр у детей дошкольного возраcта находится в прямой зависимости от усвoения ими конкретных знаний о полноценном oбщении друг с другом.
Чтoбы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.
Наша опытно-педагогическая рабoта еще раз подтвердила выводы о необходимости установления в педагогическом процессе естественных связей между разнообразной деятельностью детей, об испoльзовании эпизодического тематического планирования программного познавательнoго материала, о проведении игр-занятий в одном развивающемcя сюжете. Такая организация педагогического процесса способствует эффективному уcвоению знаний на занятиях, развития сюжетных игр и формированию положительных взаимоотношений между детьми.
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Анализ |
Это метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения, характеристики, параметры и т.д.). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого. |
2 |
Возраст |
Это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. |
2 |
Возрастная психология |
Отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие. |
3 |
Игровое взаимодействие |
Порядок, вид и способы действий участников определяющие правила поведения, которые описываются отдельно или в сценарии игры. |
4 |
Коммуникативные навыки |
это формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. |
5 |
Онтогенез |
Процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез означает формирование основных структур психики индивида в течение его детства. |
6 |
Произвольное поведение |
Умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением. |
7 |
Ролевая игра |
Игра развлекательного назначения, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. |
8 |
Самоконтроль |
Умеренность в действиях и проявлении эмоций, торможение внутренних побуждений. |
9 |
Старший дошкольный возраст |
Возрастной этап ребенка от 5 до 6 лет |
10 |
Эмпирическое исследование |
Установление и обобщение социальных фактов посредством прямой или косвенной регистрации свершившихся событий, характерных для изучаемых социальных явлений, объектов и процессов. |
11 |
Методы исследования |
Это приемы и средства, с помощью которых получают достоверные сведения, используемые далее для построения теорий и выработки практических рекомендаций. |
12 |
Рефлексия |
Это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. |
№ п/п |
Ф.И. |
Дата рождения |
Состояние здоровья |
Частота пропусков |
1. |
Баранова Настя |
23.05.2006 |
2 группа |
По болезни |
2. |
Бакиров Алеша |
11.09.2006 |
2 группа |
По болезни и в каникулы |
3. |
Данилов Никита |
01.03. 2006 |
2 группа |
По болезни |
4. |
Ефремова Даша |
14.10.2006 |
3 группа |
По болезни |
5. |
Егерь Ангелина |
28.12.2006 |
2 группа |
По болезни и в каникулы |
6. |
Кузнецов Гриша |
30.07.2006 |
2 группа |
Часто |
7. |
Майков Игорь |
21.10.2006 |
3 группа |
По болезни |
8. |
Обухов Ваня |
25.07.2006 |
2 группа |
Часто |
9. |
Огнева Карина |
31.05.2006 |
3 группа |
По болезни и в каникулы |
10. |
Пескишева Настя |
26.11.2005 |
2 группа |
По болезни |
11. |
Петухов Дима |
10.02.2006 |
4 группа |
Часто |
12. |
Сахаров Руслан |
23.06.2006 |
2 группа |
По болезни |
13. |
Сунцов Никита |
30.12.2005 |
2 группа |
По болезни |
14. |
Лотков Максим |
23.08.2006 |
3 группа |
По болезни |
15. |
Черепанов Федя |
01.12.2006 |
2 группа |
По болезни и в каникулы |
Общая характеристика: Дети из старшей группы сами по себе общительные, отзывчивые и активные. Федя, Игорь, Настя и Руслан в основном занимают лидирующее положение, берут инициативу в свои руки и часто конфликтуют между собой. Дима и Гриша ведут себя застенчиво, в игре часто уединяются вместе. Карина обижается на то, что её обижают девочки и с ней все отказываются играть. Дети взаимодействуют в игре, делятся друг с другом впечатлениями и знаниями.
Приложение Б
Таблица № 2 Данные по социометрической методике «Два домика».
№ |
ФИО |
Число положительных выборов |
Число отрицательных выборов |
Окончательный результат. |
Конст. |
Конст. |
Конст. | ||
1 |
Баранова Настя |
2 |
4 |
2 |
2 |
Бакиров Алеша |
4 |
1 |
3 |
3 |
Данилов Никита |
3 |
1 |
2 |
4 |
Ефремова Даша |
2 |
2 |
0 |
5 |
Егерь Ангелина |
4 |
2 |
2 |
6 |
Кузнецов Гриша |
2 |
1 |
1 |
7 |
Майков Игорь |
9 |
2 |
7 |
8 |
Обухов Ваня |
1 |
0 |
1 |
9 |
Огнева Карина |
3 |
6 |
3 |
10 |
Пескишева Настя |
5 |
1 |
4 |
11 |
Петухов Дима |
2 |
2 |
0 |
12 |
Сахаров Руслан |
7 |
3 |
4 |
13 |
Сунцов Никита |
8 |
2 |
6 |
14 |
Лотков Максим |
10 |
2 |
8 |
15 |
Черепанов Федя |
6 |
3 |
3 |
Таблица № 3 Социометрического статуса ребенка.
№ п/п |
Количество положительных выборов |
% |
1. |
«Звезды» (5 и более выборов) |
40 |
2. |
«Предпочитаемые» (3-4 выбора) |
27 |
3. |
«Принятые» (1-2 выбора) |
33 |
4. |
«Непринятые» (0 выборов) |
0 |
Информация о работе Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка