Изучение мотивации учебной деятельности у старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности мотивации учебной деятельности старших школьников.
Для того чтобы достигнуть цели исследования и подтвердить гипотезу, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
2. Рассмотреть в психологии, представления о мотивации учения
3. Подобрать методики, направленные на изучение особенностей мотивации старших школьников;
4. Изучить особенности мотивации старших школьников;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………..
1.1 Понятия «мотивация», «мотивы» в психологии..............................................................
1.2 Мотивация учебной деятельности ( классификация, сущность, источники)…………..
1.3 Особенности юношеского возраста( от 15 до 18 лет )........................................................
1.4 Мотивация учебной деятельности старших школьников………………………………..
Вывод по первой главе...................................................................................................................
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………………………..
2.2. Анализ результатов проведенной экспериментальной работы…………………………..
Выводы по второй главе………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсак.docx

— 122.06 Кб (Скачать файл)

Социологические теории юности рассматривают ее прежде всего, как  этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной  и ответственной деятельности взрослого  при решающей детерминации со стороны  общества.

Психологические теории придают  важнейшее значение субъективной стороне, характерным чертам внутреннего  мира и самосознания взрослеющего индивида, его вкладу как активного творца собственного взросления. Разнообразие индивидуальных вариантов перехода к взрослости привело в тому, что в последние десятилетие исследователи все чаще используют понятия, задачи  развития.

В периодизации психического развития Д.Б. Эльконина ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Имея учебно-профессиональный характер, деятельность юношей, с одной стороны приобретает элементы исследования, с другой- получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск своего места в жизни. Не смотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться  школьником, учебная деятельность в старших классах уже приобретает новое содержание и новую направленность- она направлена в будущее. У старших уже проявляется избирательное отношение к некоторым учебным предметам, имеющим отношение к будущей профессиональной деятельности и необходимости поступления в вуз. Психологическими факторами, составляющими основу профессионального самоопределения в юношеском возрасте являются:

  • осознание, ценности, общественно полезного труда;
  • общая ориентировка в   социально- экономической ситуации в стране;
  • осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;
  • общая ориентировка в мире профессионального труда;
  • выделение дальней профессиональной цели( мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями( семейными, личностными, досуговыми);
  • знание о выбираемых целях;
  • знания о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели( развитая рефлексия, самопознание как важная основа самоопределения).

Главная цель профессионального  самоопределения- постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировки и самореализации перспектив своего развития( профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать  себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые  смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональное самопознание старших школьников противоречиво  и ограничено: оно отражает не столько  собственный опыт допрофессиональной  деятельности и общения.

Как в отечественной, так  и в зарубежной  психологии  существуют различные типологии  профессионализации субъекта. Э. Гинзберг утверждал, что процесс выбора профессии зависит, прежде всего, от онтогенетического этапа развития, и выделил следующие стадии:

  1. Стадия фантазии охватывает раннее детство и заканчивается примерно на середине детства, в 11 лет.
  2. Гипотетическая стадия длится с 11 лет до 17 лет и включает четыре периода:
        • Период интереса (11-12 лет)- дети делают свой выбор
        • Период способностей (13- 15 лет)- подростки узнают больше о требованиях, предъявляемых данной профессией
        • Период оценки (15- 16 лет)- молодые люди пытаются  применить те или иные профессии с собственным интересам и способностям
        • Переходный период (17 лет)- осуществляется выбор профессии под воздействием внешних факторов
  1. Реалистическая стадия охватывает возраст от 17 лет и старше- молодые люди стараются принять окончательное решение по выбору профессии.
          • Период исследования (17-18 лет)- прилагают активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания;
          • Период кристаллизации  (19-21 год)- определяется основное направление будущей деятельности;
          • Период специализации- общий выбор.

Таким образом, при анализе  мотивации подростка необходимо учитывать:

    • Биологические изменения (половое созревание);
    • Психологические  изменения ( саморазвитие, расширение сферы волевой активности);
    • Социальный контекст жизни подростка.

Профессиональное самоопределение  юношей и девушек за порогом школы  проверяется жизнью. Они начинают действовать, реализовывать свои первоначальные планы, утверждаются в выбранном  ими  образе жизни, осваивая  профессию и активно включаясь в профессиональную деятельность.

Именно в юношеском  возрасте, по словам Л.С. Выготского, на протяжении сравнительно небольшого срака  происходят интенсивные и глубокие изменения в движущих силах поведения. По своему строению мотивационная сфера начинает характеризоваться не расположенностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций.

1.4. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Важным элементом для  анализа мотивационной сферы  учения школьников является отношение  к нему самого школьника. Так, А. К. Маркова, определяя три типа отношения  к учению — отрицательное, нейтральное  и положительное, — приводит четкую дифференциацию последнего на основе включенности в учебный процесс . Очень важно, пишет она, для управления учебной деятельностью школьника: "а) положительное, неявное, активное означающее готовность школьника включиться в учение; б)положительное, активное, познавательное, в)положительное, активное, личностно-пристрастное, означающее включенность школьника как субъекта общения, как личности и члена общества". Другими словами, мотивационная сфера субъекта учебной деятельности, или его мотивация, не только многокомпонентна, но и разнородна и разноуровнева, что лишний раз убеждает в чрезвычайной сложности не только ее формирования, но и учета, и даже адекватного анализа.

Школьники наиболее высоко оценивают такие мотивы, как «хочу иметь знания, чтобы быть полезным обществу», «хочу быть культурным и развитым», «нравится узнавать новое», «хочу продолжить образование», «хочу подготовиться к избранной профессии», «хочу радостно преодолевать трудности». Престижные мотивы («привык быть в числе лучших», «не хочу быть худшим», «приятно получать одобрение», «привык все делать хорошо») получали меньшие оценки, но самые низкие оценки давались мотиву «стараюсь избегать неприятностей». В то же время первая группа мотивов скорее была «знаемой», чем реально действую­щей, побуждающей к учению. В качестве таковых в реальности оказались престижные мотивы.

Основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Неслучайно поэтому половина выпускников школы имеет сформированный профессиональный план, включающий  как основное, так и резервное профессиональное намерение. Следовательно, главной целью для выпускников школы становится получение знаний, что должно обеспечить прием в намеченные учебные заведения. Л. С. Выготский говорил, что выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе. Он предполагает  умение анализировать свои возможности, склонности, знания, способность принимать решения и действовать на основе сознательно принятого намерения (т. е. мотивационной установки), отнесенного к сравнительно далекому будущему. Мотивы учения у старших школьников существенно отличаются от таковых у подростков в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если подрост­ки выбирают профессию, соответствующую любимому предмету, то старшеклассники начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии. Если первые смотрят в будущее с позиций настоящего, то вторые смотрят на настоящее с позиций будущего (Л. И. Божович). Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план. Здесь уже отметка — это критерий знаний, она в значительной степени утрачивает свою побудительную силу; вместо нее роль побудителя к учению начинает играть стремление к знаниям.

По механизму действия мотивы становятся не непосредственно  действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и осознанно принятого намерения. Возникновение опосредованных потребностей делает возможным сознательное  управление подростком своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним  миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив.

Чем старше школьники, тем  меньшее количество мотиваторов они называют в качестве побудителей или основания своего поведения. Это может быть связано с тем, что под влиянием формирующегося у них мировоззрения возникает достаточно устойчивая структура мотивационной сферы, в которой главными становятся мотиваторы (личностные диспозиции, особенности личности), отражающие их взгляды и убеждения. Возникает у старшеклассников потребность выработать свои взгляды и на вопросы морали, а стремление самим разобраться во всех проблемах приводит к отказу от помощи взрослых.

Существуют разнообразные  условия развития учебной мотивации  современного школьника:

    1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо  большую ответственность за его результаты.
    2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

Эти два условия стимулируют  внутреннюю мотивацию только при  наличии интересного задания  с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания  нужны не для контроля, а для  информации ученика об успешности его  деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для  вынесения суждения о достижении или не достижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания  за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

 

    1. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости.

 

    1. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а сего же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами.

ВЫВОДЫ  ПО  ПЕРВОЙ  ГЛАВЕ.

 

Человек как существо социальное не может полноценно развиваться, не взаимодействуя с обществом. Значимость для человека мнений и оценок окружающих является одним из проявлений его  социальности. Быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения - эти жизненные ценности важны для любого. Без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаем мы или нет. Действуя тем или иным образом, мы не желаем, чтоб нас наказывали, а наоборот, рассчитываем на поддержку окружающих. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательное поведение и интерес к учебной деятельности.

Таким образом, учебная мотивация  современного школьника и процесс  ее развития неразрывно связан с факторами  успешности учения. Учение по своей  природе внутренне мотивированно  и предполагает внутренний контроль, когда для человека сам факт приобретения чего-то нового в себе выступает  как величайшая награда.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  РАБОТЫ  ПО  ИЗУЧЕНИЮ  МОТИВАЦИИ  УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СТАРШИХ  ШКОЛЬНИКОВ.

    1. Организация исследования.

Целью нашей исследовательской  работы стало изучение мотивации  старших школьников. В эксперименте приняла 11 учеников  11 класса Усть-Ярульской сош (8 девочек и 3мальча).  Исходя из цели нашего исследования, перед нами были поставлены следующие эмпирические задачи:

1.Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;

2. Рассмотреть в психологии  представления о мотивации учения;

3. Подобрать методики, направленные  на выявления уровня мотивации  и на приобретение знаний;

4. Изучить особенности  мотивации старших школьников.

Информация о работе Изучение мотивации учебной деятельности у старших школьников