Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:21, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности мотивации учебной деятельности старших школьников.
Для того чтобы достигнуть цели исследования и подтвердить гипотезу, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
2. Рассмотреть в психологии, представления о мотивации учения
3. Подобрать методики, направленные на изучение особенностей мотивации старших школьников;
4. Изучить особенности мотивации старших школьников;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………..
1.1 Понятия «мотивация», «мотивы» в психологии..............................................................
1.2 Мотивация учебной деятельности ( классификация, сущность, источники)…………..
1.3 Особенности юношеского возраста( от 15 до 18 лет )........................................................
1.4 Мотивация учебной деятельности старших школьников………………………………..
Вывод по первой главе...................................................................................................................
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………………………..
2.2. Анализ результатов проведенной экспериментальной работы…………………………..
Выводы по второй главе………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….
Социологические теории юности рассматривают ее прежде всего, как этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации со стороны общества.
Психологические теории придают важнейшее значение субъективной стороне, характерным чертам внутреннего мира и самосознания взрослеющего индивида, его вкладу как активного творца собственного взросления. Разнообразие индивидуальных вариантов перехода к взрослости привело в тому, что в последние десятилетие исследователи все чаще используют понятия, задачи развития.
В периодизации психического развития Д.Б. Эльконина ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Имея учебно-профессиональный характер, деятельность юношей, с одной стороны приобретает элементы исследования, с другой- получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск своего места в жизни. Не смотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах уже приобретает новое содержание и новую направленность- она направлена в будущее. У старших уже проявляется избирательное отношение к некоторым учебным предметам, имеющим отношение к будущей профессиональной деятельности и необходимости поступления в вуз. Психологическими факторами, составляющими основу профессионального самоопределения в юношеском возрасте являются:
Главная цель профессионального
самоопределения- постепенное формирование
у школьников внутренней готовности
к осознанному и
Профессиональное самопознание старших школьников противоречиво и ограничено: оно отражает не столько собственный опыт допрофессиональной деятельности и общения.
Как в отечественной, так и в зарубежной психологии существуют различные типологии профессионализации субъекта. Э. Гинзберг утверждал, что процесс выбора профессии зависит, прежде всего, от онтогенетического этапа развития, и выделил следующие стадии:
Таким образом, при анализе мотивации подростка необходимо учитывать:
Профессиональное
Именно в юношеском возрасте, по словам Л.С. Выготского, на протяжении сравнительно небольшого срака происходят интенсивные и глубокие изменения в движущих силах поведения. По своему строению мотивационная сфера начинает характеризоваться не расположенностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций.
1.4. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Важным элементом для анализа мотивационной сферы учения школьников является отношение к нему самого школьника. Так, А. К. Маркова, определяя три типа отношения к учению — отрицательное, нейтральное и положительное, — приводит четкую дифференциацию последнего на основе включенности в учебный процесс . Очень важно, пишет она, для управления учебной деятельностью школьника: "а) положительное, неявное, активное означающее готовность школьника включиться в учение; б)положительное, активное, познавательное, в)положительное, активное, личностно-пристрастное, означающее включенность школьника как субъекта общения, как личности и члена общества". Другими словами, мотивационная сфера субъекта учебной деятельности, или его мотивация, не только многокомпонентна, но и разнородна и разноуровнева, что лишний раз убеждает в чрезвычайной сложности не только ее формирования, но и учета, и даже адекватного анализа.
Школьники наиболее высоко оценивают такие мотивы, как «хочу иметь знания, чтобы быть полезным обществу», «хочу быть культурным и развитым», «нравится узнавать новое», «хочу продолжить образование», «хочу подготовиться к избранной профессии», «хочу радостно преодолевать трудности». Престижные мотивы («привык быть в числе лучших», «не хочу быть худшим», «приятно получать одобрение», «привык все делать хорошо») получали меньшие оценки, но самые низкие оценки давались мотиву «стараюсь избегать неприятностей». В то же время первая группа мотивов скорее была «знаемой», чем реально действующей, побуждающей к учению. В качестве таковых в реальности оказались престижные мотивы.
Основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Неслучайно поэтому половина выпускников школы имеет сформированный профессиональный план, включающий как основное, так и резервное профессиональное намерение. Следовательно, главной целью для выпускников школы становится получение знаний, что должно обеспечить прием в намеченные учебные заведения. Л. С. Выготский говорил, что выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе. Он предполагает умение анализировать свои возможности, склонности, знания, способность принимать решения и действовать на основе сознательно принятого намерения (т. е. мотивационной установки), отнесенного к сравнительно далекому будущему. Мотивы учения у старших школьников существенно отличаются от таковых у подростков в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если подростки выбирают профессию, соответствующую любимому предмету, то старшеклассники начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии. Если первые смотрят в будущее с позиций настоящего, то вторые смотрят на настоящее с позиций будущего (Л. И. Божович). Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план. Здесь уже отметка — это критерий знаний, она в значительной степени утрачивает свою побудительную силу; вместо нее роль побудителя к учению начинает играть стремление к знаниям.
По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и осознанно принятого намерения. Возникновение опосредованных потребностей делает возможным сознательное управление подростком своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование долгосрочных жизненных планов и перспектив.
Чем старше школьники, тем меньшее количество мотиваторов они называют в качестве побудителей или основания своего поведения. Это может быть связано с тем, что под влиянием формирующегося у них мировоззрения возникает достаточно устойчивая структура мотивационной сферы, в которой главными становятся мотиваторы (личностные диспозиции, особенности личности), отражающие их взгляды и убеждения. Возникает у старшеклассников потребность выработать свои взгляды и на вопросы морали, а стремление самим разобраться во всех проблемах приводит к отказу от помощи взрослых.
Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника:
Эти два условия стимулируют
внутреннюю мотивацию только при
наличии интересного задания
с высоким мотивационным
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.
Человек как существо социальное не может полноценно развиваться, не взаимодействуя с обществом. Значимость для человека мнений и оценок окружающих является одним из проявлений его социальности. Быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения - эти жизненные ценности важны для любого. Без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаем мы или нет. Действуя тем или иным образом, мы не желаем, чтоб нас наказывали, а наоборот, рассчитываем на поддержку окружающих. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у человека формируется социально желательное поведение и интерес к учебной деятельности.
Таким образом, учебная мотивация
современного школьника и процесс
ее развития неразрывно связан с факторами
успешности учения. Учение по своей
природе внутренне
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Целью нашей исследовательской работы стало изучение мотивации старших школьников. В эксперименте приняла 11 учеников 11 класса Усть-Ярульской сош (8 девочек и 3мальча). Исходя из цели нашего исследования, перед нами были поставлены следующие эмпирические задачи:
1.Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
2. Рассмотреть в психологии
представления о мотивации
3. Подобрать методики, направленные на выявления уровня мотивации и на приобретение знаний;
4. Изучить особенности мотивации старших школьников.
Информация о работе Изучение мотивации учебной деятельности у старших школьников