Изучение мотивации учебной деятельности у старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности мотивации учебной деятельности старших школьников.
Для того чтобы достигнуть цели исследования и подтвердить гипотезу, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
2. Рассмотреть в психологии, представления о мотивации учения
3. Подобрать методики, направленные на изучение особенностей мотивации старших школьников;
4. Изучить особенности мотивации старших школьников;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………..
1.1 Понятия «мотивация», «мотивы» в психологии..............................................................
1.2 Мотивация учебной деятельности ( классификация, сущность, источники)…………..
1.3 Особенности юношеского возраста( от 15 до 18 лет )........................................................
1.4 Мотивация учебной деятельности старших школьников………………………………..
Вывод по первой главе...................................................................................................................
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………………………..
2.2. Анализ результатов проведенной экспериментальной работы…………………………..
Выводы по второй главе………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсак.docx

— 122.06 Кб (Скачать файл)

Респондентам  были предложены методики:

  1. «Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников» (Лукьянова М.И.).

Респондентам предлагается внимательно прочитать вопросы методики, классифицированные по пяти блокам. Каждое предложение предполагает несколько вариантов ответов. Чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбирать два варианта ответов. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Обработка результатов происходит при помощи специального ключа.

Выделяются следующие  итоговые уровни мотивации школьников;

I-очень высокий уровень мотивации учения (72-85);

 

II-высокий уровень мотивации учения (55-71);

 

III-нормальный (средний) уровень мотивации учения (42-54);

IV- сниженный уровень мотивации учения (30-41);

 

V- низкий уровень мотивации учения (до 29).

    Данная методика  позволит с большой долей достоверности определить      сколько в классе или школе учащихся с высоким уровнем развития учебной мотивации, и сколько со средним и низким.

  1. Методика «Направленность на приобретение знаний». Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один ответ и рядом написать букву, или обвести. Эта методика позволит выявить уровень мотивации, и какие мотивы преобладают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

По результатом  диагностического исследования мотивации учения старших  школьников у 18%  обучающих присутствует средний уровень мотивации, у 81% обучающих высокий уровень мотивации. (Приложение 2).

 

У обучающих старших классов  преобладают  следующие мотивы учения, 9% учебный мотив, у 91% позиционный мотив.

Такие мотивы, как внешний, игровой, социальный, оценочный у 

старшеклассников отсутствуют.

 

 

 

Методика » Направленность на приобретение знаний». По результатом данной методики, делаем вывод, что большинство обучающихся направлены на приобретение знаний. 25%-ответили на 4 балла, 80%- на 5 баллов, 

 

Направленность на приобретение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В ходе исследования по проблеме нашей работы были получены результаты, подтвердившие наше предположение  о том, что у старших подростков преобладает высокий уровень мотивации. Так же было выявлено, что преобладает позиционная мотивация, а это значит, что большинство старшеклассников желают занять определенную позицию в глазах педагогов, родителей, сверстников (не быть хуже других).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная задача мотивации  учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Внутренняя мотивация-мотивация деятельности, основанная на побудительном характере процесса деятельности или его непосредственного результата цели.

Нужно ли продолжать обучение, для чего вообще учиться, каждый старшеклассник должен определить для себя, надо ему  это все, либо он не готов дальше постигать мудрости. Результат обучения будет завесить от мотивации, если ребенок продолжает учиться только потому, что так сказали его родители, скорей всего и результат будет соответствующий. Может быть и такое, что ребенок и продолжил обучение по родительским «хотениям», но начал втягиваться, и понял, что родители были правы, продолжение обучения это нужно, это здорово. Для того, чтобы мы получили желаемый результат, нужно четко разграничить цель и свои желания. Когда знаешь во имя чего ты, это делаешь, что для тебя это значит, ты достигаешь задуманного, как бы трудно это не было. Да, человек отличается от всех остальных существ на Земле именно способностью думать, осмысливать. И нет для человеческого разума ничего страшнее незнания. А следовательно, нет ничего страшнее лени. Ведь как можно обогатить свои знания, научиться мыслить, если не прилагать усилий, не заниматься, не работать над собой?

Разуму все время нужно  давать работу, тогда все более  широкие горизонты открываются  перед ним с каждым днем.

В интересах старшеклассников теперь лидирует компьютер, также осознается необходимость общения, небольшие  расхождение имеются в предпочитаемых кинофильмах и музыкальных направлениях. Но, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что современное молодое поколение мало читает, по сравнению со своими предшественниками,  вообще не интересуется научной литературой. А вот в области здорового образа жизни  современное поколение, в данном случае сельская молодежь, придерживается принципов ЗОЖ и негативно настроена против употребления наркотических веществ, а вот употребление алкогольных напитков относительно малозначимы.

Современное поколение более  приспособлено к жизни, у них  мало иллюзий, они более практичны. Разброс мнений и взглядов по предложенным вопросам достаточно велик, поэтому  есть возможность взрослым помочь старшеклассникам осознать и решить для себя важнейшие  социальные проблемы. В рядах молодежи, мы все же видим больше учащихся, чем не желающих учиться, больше работающих, чем наркоманов, больше богатых, чем бедных, больше придерживающихся нравственных норм, чем безнравственных, больше имеющих ориентиры в жизни, чем безразличных ко всему. И это не может не радовать. Пройдет время, и сегодняшние молодые люди будут решать проблемы молодежи двадцать первого столетия и, наверное, применят свой опыт, нелегко усвоенный ими на рубеже тысячелетий.

В ранней юности процесс  формирования личности ещё не завершен, он активно продолжается и дальше. Однако многое из того, что человек  как личность приобрел в школьные годы, останется с ним на всю  жизнь и в значительной степени  определяет его судьбу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНЫХ МОТИВОВ

В психологии известно, что  развитие мотивов учения идет двумя  путями:

1. Через усвоение учащимися  общественного смысла учения;

2. Через саму деятельность  учения школьника, которая должна  чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная  задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести  до сознания ребенка те мотивы, которые  общественно не значимы, но имеют  достаточно высокий уровень действительности.( Получение хороших отметок). Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.

В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности.

    1. Способ раскрытия учебного материала.

Обычно предмет предстает  перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных  явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку  ничего не остается, как запомнить  все это и действовать показанным способом. При таком раскрытие  предмета есть большая опасность  потери интереса к нему. Наоборот, когда  изучение предмета идет через раскрытие  ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное  отношение к изучение данного  предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В  последнем случае имеет место  мотивация процессом учения.

    1. Организация работы над предметом малыми группами.

Принцип набора учащихся при  комплектование малых групп имеет  большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес  к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

    1. Отношение между мотивом и целью.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для  превращения цели в мотивы-цели большое  значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение в  перед.

    1. Проблемность обучения.

На каждом из этапов урока  необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся  на достаточно высоком уровне. Важно  отметить, что по содержанию она  является познавательной, т.е. внутренней.

    1. Содержание обучения.

Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо установить причины снижения учебной мотивации. А после проводится коррекционная  работа. Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это не умение учиться, то коррекция  должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические  знания умения, то необходимо проверить  и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную разработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс  действий, заданий с занимательным  сюжетом. В процессе учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижении вперед. Делать это  надо очень осторожно. Если учитель  похвалит ученика за решение простой  задачи, которая никакого труда для  него не составила, то это может обидеть  его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителя его  возможностей. Наоборот если учитель  отметит успехи при решение сложной  задачи, - это вселит в него дух  уверенности.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Реана. А.А Психология подростка: Психологическая энциклопедия.- Санкт- Петербург, 2003-432 с.
  2. Белакова А.К Возрастная психология: Учебник для высших учебных заведений.-Ростов/ О: Феникс, 2012-591,[1] с.
  3. Занюк С. Психология мотивации: Серия <span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Изучение мотивации учебной деятельности у старших школьников