Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:21, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности мотивации учебной деятельности старших школьников.
Для того чтобы достигнуть цели исследования и подтвердить гипотезу, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению данной проблемы;
2. Рассмотреть в психологии, представления о мотивации учения
3. Подобрать методики, направленные на изучение особенностей мотивации старших школьников;
4. Изучить особенности мотивации старших школьников;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………..
1.1 Понятия «мотивация», «мотивы» в психологии..............................................................
1.2 Мотивация учебной деятельности ( классификация, сущность, источники)…………..
1.3 Особенности юношеского возраста( от 15 до 18 лет )........................................................
1.4 Мотивация учебной деятельности старших школьников………………………………..
Вывод по первой главе...................................................................................................................
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования…………………………………………………………………..
2.2. Анализ результатов проведенной экспериментальной работы…………………………..
Выводы по второй главе………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….
Респондентам были предложены методики:
Респондентам предлагается внимательно прочитать вопросы методики, классифицированные по пяти блокам. Каждое предложение предполагает несколько вариантов ответов. Чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбирать два варианта ответов. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Обработка результатов происходит при помощи специального ключа.
Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников;
I-очень высокий уровень мотивации учения (72-85);
II-высокий уровень мотивации учения (55-71);
III-нормальный (средний) уровень мотивации учения (42-54);
IV- сниженный уровень мотивации учения (30-41);
V- низкий уровень мотивации учения (до 29).
Данная методика позволит с большой долей достоверности определить сколько в классе или школе учащихся с высоким уровнем развития учебной мотивации, и сколько со средним и низким.
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
По результатом диагностического исследования мотивации учения старших школьников у 18% обучающих присутствует средний уровень мотивации, у 81% обучающих высокий уровень мотивации. (Приложение 2).
У обучающих старших классов преобладают следующие мотивы учения, 9% учебный мотив, у 91% позиционный мотив.
Такие мотивы, как внешний, игровой, социальный, оценочный у
старшеклассников отсутствуют.
Методика » Направленность на приобретение знаний». По результатом данной методики, делаем вывод, что большинство обучающихся направлены на приобретение знаний. 25%-ответили на 4 балла, 80%- на 5 баллов,
Направленность на приобретение знаний.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
В ходе исследования по проблеме нашей работы были получены результаты, подтвердившие наше предположение о том, что у старших подростков преобладает высокий уровень мотивации. Так же было выявлено, что преобладает позиционная мотивация, а это значит, что большинство старшеклассников желают занять определенную позицию в глазах педагогов, родителей, сверстников (не быть хуже других).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная задача мотивации
учения - организация учебной
Нужно ли продолжать обучение, для чего вообще учиться, каждый старшеклассник должен определить для себя, надо ему это все, либо он не готов дальше постигать мудрости. Результат обучения будет завесить от мотивации, если ребенок продолжает учиться только потому, что так сказали его родители, скорей всего и результат будет соответствующий. Может быть и такое, что ребенок и продолжил обучение по родительским «хотениям», но начал втягиваться, и понял, что родители были правы, продолжение обучения это нужно, это здорово. Для того, чтобы мы получили желаемый результат, нужно четко разграничить цель и свои желания. Когда знаешь во имя чего ты, это делаешь, что для тебя это значит, ты достигаешь задуманного, как бы трудно это не было. Да, человек отличается от всех остальных существ на Земле именно способностью думать, осмысливать. И нет для человеческого разума ничего страшнее незнания. А следовательно, нет ничего страшнее лени. Ведь как можно обогатить свои знания, научиться мыслить, если не прилагать усилий, не заниматься, не работать над собой?
Разуму все время нужно давать работу, тогда все более широкие горизонты открываются перед ним с каждым днем.
В интересах старшеклассников
теперь лидирует компьютер, также осознается
необходимость общения, небольшие
расхождение имеются в
Современное поколение более приспособлено к жизни, у них мало иллюзий, они более практичны. Разброс мнений и взглядов по предложенным вопросам достаточно велик, поэтому есть возможность взрослым помочь старшеклассникам осознать и решить для себя важнейшие социальные проблемы. В рядах молодежи, мы все же видим больше учащихся, чем не желающих учиться, больше работающих, чем наркоманов, больше богатых, чем бедных, больше придерживающихся нравственных норм, чем безнравственных, больше имеющих ориентиры в жизни, чем безразличных ко всему. И это не может не радовать. Пройдет время, и сегодняшние молодые люди будут решать проблемы молодежи двадцать первого столетия и, наверное, применят свой опыт, нелегко усвоенный ими на рубеже тысячелетий.
В ранней юности процесс формирования личности ещё не завершен, он активно продолжается и дальше. Однако многое из того, что человек как личность приобрел в школьные годы, останется с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНЫХ МОТИВОВ
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность
учения школьника, которая
На первом пути главная
задача учителя состоит в том,
чтобы, с одной стороны, донести
до сознания ребенка те мотивы, которые
общественно не значимы, но имеют
достаточно высокий уровень
В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности.
Обычно предмет предстает
перед учеником как последовательность
частных явлений. Каждое из известных
явлений учитель объясняет, дает
готовый способ действия с ним. Ребенку
ничего не остается, как запомнить
все это и действовать
Принцип набора учащихся при
комплектование малых групп имеет
большое мотивационное
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение в перед.
На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо установить причины снижения учебной мотивации. А после проводится коррекционная работа. Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это не умение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную разработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижении вперед. Делать это надо очень осторожно. Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителя его возможностей. Наоборот если учитель отметит успехи при решение сложной задачи, - это вселит в него дух уверенности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Информация о работе Изучение мотивации учебной деятельности у старших школьников