Изучение особенностей творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимались и другие попытки выявить природу творчества. В ходе этих исследований были выявлены условия, способствующие проявлению творческого мышления. Например, при встрече с новой задачей человек стремится прежде всего использовать тот способ или метод, который в предшествующем опыте был наиболее успешным. Другим не менее существенным выводом, который был сделан в ходе исследований творческого мышления, является вывод о том, что чем больше усилий было потрачено на поиск нового способа решения задачи, тем выше вероятность того, что этот способ будет применен при решении другой, новой мыслительной задачи. В то же время данная закономерность может привести к возникновению стереотипа мышления, который мешает человеку использовать новые, более целесообразные способы решения задачи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............3
1. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
1.1. Исторический обзор психологических исследований мышления и творчества.................................................................................................................7
1.2 Мышление творчество………...………………………………….................11
1.3. Роль бессознательного в творческом процессе...........................................20
2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
2.1.Интеллект и творчество……………………………………..........................23
2.2. Отличительные особенности творческой личности………......................27
3. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
3.1. Методы стимулирования творческого мышления.......................................31
3.2. Анализ методов диагностики творческого мышления...............................39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….............…..........43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….............….....…45

Вложенные файлы: 1 файл

Изучение особенностей творческого мышленияWord.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

В ранние годы жизни на развитие способностей влияют преимущественно условия домашнего воспитания. Затем главенствующую роль приобретает система образования, т. е. средняя и высшая школа. Наконец, творческий потенциал находится под несомненным влиянием среды в более широком смысле, он зависит от господствующего в данной общественной системе отношения к новаторству и традиции, от взаимосвязи коллектива и личности, от той или иной ориентации общества на использование достижений творца. Авторитарные семьи с непререкаемой властью родителей (или одного из родителей) способствуют развитию у детей мышления, которое позволяет получать результаты лишь в рамках формальной логики. Напротив, эгалитарные семьи, поощряющие в детях независимость и самостоятельность, способствуют формированию и развитию также фантазии, воображения. По мнению многих психологов, сочетание логики и воображения в значительной мере обусловливает способность к творчеству.

Творческий климат в обществе создается  не только воспитанием любознательности, способности мыслить нетриви- ально, вкуса к нестандартным решениям. Необходимо еще воспитывать готовность к восприятию социально- прогрессивного, а также нового и необычного, стремление использовать и внедрять творческие достижения других людей, даже если эти люди не занимают признанного и прочного положения. До сих пор одним из самых узких мест в процессе творческих нововведений служит именно недостаточная готовность признать чужую заслугу и чужую идею, если она не подкреплена академическим или административным авторитетом.

Двенадцатилетний французский мальчик  Луи Брайль заин-тересовался  — почему книги для слепых так  громоздки. Позже он обнаружил, что  чтение «на ощупь» очень трудно и зачастую ошибочно. К 14 годам подросток практически закончил усовершенствование азбуки для слепых и создал то, что ныне называют «азбукой Брайля». В течение пяти лет азбука проходила испытания в специальном учреждении для слепых. Юноша убедительно показал, что чтению по его методике очень легко научиться и точность чтения значительно повышается. Но лишь спустя 43 года после смерти Брайля его азбука была принята во Франции и полу- чила повсеместное распространение.

Закончить эту главу о мышлении креативной личности хотелось бы словами Мак-Киннона, которые, как представляется, психологически точно и лаконично ее характеризуют: "Главное для творческой личности - это кураж, кураж разума и духа, психологический и духовный. Кураж быть разрушительным для созидания нового, кураж быть открытым восприятию изнутри и извне, кураж следовать интуиции, а не логике, кураж вообразить невозможное и попытаться реализовать его. Кураж думать так, как не думал никто. Кураж стоять в стороне от коллективности и конфликтовать с нею, если это необходимо, кураж становиться и быть самим собой"

Человек, овладевший творчеством, не одержим идеей, не смотрит на реальность в свете той или иной мысли, он легко может входить в состояние, когда его понятийно-логическое мышление становится «рецептивным», воспринимающим. Это входит в структуру перевода информации из подсознания в сознание, поэтому он легко, без предвзятости, деликатно, тактично, полно может воспринимать собеседника и его душевные порывы. «Восприятие» собеседника, восприятие аналитическое и при этом, что главное, синтетическое - становится более полным, чем при направлении на него анализирующего логического мышления, становится более адекватным. Это - путь к развитию эмпатии, путь развития способности постигать особенности человека рядом.

Развитие способностей полнее и  адекватнее воспринимать собеседника, а также приложение к общению  способностей перевода информации из подсознания в сознание может  достигать таких степеней, что  человек, владеющий творческим поведением, «делится»  своей  способностью  перевода  информации  из подсознания в сознание с человеком рядом, т. е. воспринимает его подсознательные движения и помогает ему осознавать их. О такой возможности на семинаре по психотерапии прямо говорила Клер Боскин. Иногда наблюдающуюся зависимость пациента от психоаналитика отмечал К. Юнг.

В этой связи можно также заметить, что творческая личность быстрее  и чаще выходит в общении с  другими на вопросы более значимые для них, глубинно-связанные с  подсознанием, с интеграцией личности, что делает такое общение более существенным, более важным для тех, кто находится рядом с творческой личностью.

Следует отметить, что указанные  черты личности прямо следуют  из особенностей процесса творчества и из его повторений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Методы стимулирования проявления творческих способностей.

3.1. Метод стимулирования  творческого мышления

  

Крупнейшим достижением психологии как науки стало открытие психологами – ассоцианистами в ХІХ веке законов ассоциаций. Благодаря основным положениям этих законов было разработано множество методов, позволяющих выявить механизм и последовательность развития творческой мысли и стимулировать процесс творческого мышления. Одним из таких методов стал изобретенный рижским инженером Бушем метод, названный методом гирлянд случайностей и ассоциаций.

Для изучения и понимания процессов, лежащих в основе психологии творческого  мышления, широко использовались психоаналитические методы. Специалисты этой области  исследований направили усилия на выявление основных факторов, способствующих возникновению мыслительной активности.

В каждом человеке обязательно заложена способность мыслить творчески. Каждый ребенок стремится через  свое, иногда примитивное, но своеобразное творчество выразить видение окружающего мира, используя присущее ему образное мышление. В связи с тем, что не каждый человек в течение жизни уделяет внимание развитию своего творческого мышления, многих людей более зрелого возраста вряд ли можно назвать творческими. Однако тем, у кого развита способность мыслить нестандартно, это помогает в решении вопросов в разнообразных областях и различных уровней сложности.

В связи с учением 3. Фрейда в отношении к творчеству чаще всего    вспоминается    представление    о    «сублимации» (преобразовании энергии полового влечения).

Энергия влечения может стать составляющей энергии творчества. Это верно  по аналогии с простым явлением: соловей в клетке запел. Пение - это  призыв. Но в связи с творчеством  обнаруживается и другое явление, на которое можно обратить внимание.

Для н творчества чрезвычайно важен ориентировочный рефлекс, на базе которого развивается любознательность. Весьма существенна роль рефлексов самовыражения и подражания. Не менее важна в мотивации творчества потребность в высокой самооценке и признании окружающими. Прав был Козьма Прутков, когда писал, что даже гений нуждается в поощрении. К числу «стимуляторов» творчества относится честолюбие. И.И. Мечников собирался написать исследование о роли любовных переживаний и полового инстинкта, в творчестве, но успел закончить лишь введение — «Этюды о половом вопросе». Наконец, самый «низменный» побуждающий стимул — зависть, а также корыстолюбие и стяжательство. Слово «низменный» содержит отрицательную этическую оценку, что не совсем справедливо с точки зрения психологии творчества. «Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду»,— писал А. С. Пушкин. Можно ривести сколько угодно примеров произведений искусства в высшем смысле этого слова, сработанных по заказу, радипропитания.

На последнем этапе творчества огромное значение приобретают рефлекс  цели и производные от него чувства, а также чувства, связанные с  восприятием промежуточных результатов  работы. Мысль, изложенная на бумаге, обретает самостоятельное существование, не зависимое от своего творца. Спустя некоторое время ее можно воспринять как чужую, и возникшие при этом чувства могут способствовать совершенствованию того, что сделано, а могут заставить вовсе отказаться от намеченного. У разных людей перечисленные мотивы творчества выражены неодинаково: одни проявляются более отчетливо, роль других сравнительно незаметна. Так формируется индивидуальный мотивационный профиль личности. Что касается «высоких побуждений» как непосредственного стимула научного творчества, то такой выдающийся венгерский ученый-биохимик, как А. Септ-Дьерди, отозвался о них скептически. Он считает, что ежели юноша стремится в науку с единственной установкой осчастливить и облагодетельствовать человечество, то такому юнцу лучше поступить на службу в благотворительное общество. Любознательность — вот главный движущий мотив ученого.

А также, А. Осборн в конце 30-х годов предложил брейнсторминг (мозговой штурм) как групповой метод решения проблем, активизирующий творческую мысль. Стимулирование творческой активности, по мнению А. Осборна, достигается благодаря соблюдению четырех правил:

  1. Исключается критика, можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой.
  2.      2.Поощряется самое необузданное ассоциирование: чем более «дикой» покажется идея — тем лучше.
  3. Количество предлагаемых идей должно быть как можно большим.
  4.    4. Высказанные идеи разрешается как угодно комбинировать, а также видоизменять, т. е. «улучшать» идеи, выдвинутые другими членами группы.

5.Первоначальный энтузиазм в отношении «брейнсторминга» мало-помалу сменился охлаждением: метод был хорош далеко не для всех научных коллективов. Сейчас пытаются установить, какие задачи лучше решаются таким способом, из каких людей подбирать группы, какими путями повысить их эффективность. В частности, обнаружена польза от соче- тания «мозгового штурма» с так называемым синектическим методом. Сущность синектики, предложенной американским психологом Гордоном 25 лет назад, состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное — чуждым. Превратить незнакомое в знакомое — значит просто изучить проблему и привыкнуть к ней. После этого нужно проделать обратную операцию — сделать привычное чуждым. Это достигается, по Гордону, с помощью четырех типов операций:

1. Личностное уподобление — отождествить самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, например с подвижной частью механизма, деталью машины, летящим электроном и т. д.

2. Прямая аналогия, или поиски  сходных процессов в других  областях знания. Например: инженер-электрик, решая техническую задачу, ищет аналогии в гидравлике, в термо- динамике и т. д. Использование метафор, по Гордону, зна- чительно облегчает поиски аналогий.

3. Символическая аналогия, или использование  поэтических образов и метафор  для формулирования задачи.

         4. Фантастическая  аналогия, при которой проблема  мыс- ленно решается «как в  волшебной сказке»: игнорируются  фундаментальные законы природы.  Можно произвольно выключать  земное тяготение, менять скорость  света и т. д. Наилучшие результаты  получаются, если «мозговой штурм» дополнить использованием личностной аналогии. Но в основе личностного уподобления лежит эмпатия, т. е. психическая способность, которая служит также одной из предпосылок чувства юмора. Поэтому следует ожидать значимой корреляции между чувством юмора и творческим потенциалом. Жизненные наблюдения показывают, что зависимость здесь несомненно имеется. Но показать ее в строгих условиях эксперимента пока не удалось, потому что трудно разработать надежные тесты на чувство юмора. Многие исследователи из личного опыта знают, какие усло- вия наиболее благоприятствуют их творческим усилиям. Здесь возможны большие индивидуальные различия. Например, некоторым очень важно высокоинтеллектуальное окружение, включающее общение не только с коллегами, но также и с людьми далеких профессий. Если обмен мыслями с ними по-настоящему интересен, не тривиален и требует умственного напряжения, он нередко стимулирует творческую активность и оказывается полезен для решения чисто профессиональных задач, содержание которых не имеет прямого касательства к тематике бесед.

Решению задачи иногда помогает необходимость  написать отчет или статью, потому, что процесс изложения способст- вует систематизации накопленного материала  и уяснению проблемы «для самого себя».

Карл Маркс, отвечая на вопросы  полушутливой анкеты, составленной  дочерьми, в графе «любимое занятие» проставил ответ: рыться в книгах. Это важный стимул творческого  мышления, причем К. Маркс нашел очень  точный термин. Речь идет не о плановом чтении, не о систематическом просмотре литературы по специальности, а о привычке заходить в библиотеки и книжные лавки и, целиком доверяясь «чутью», перелистывать книги и журналы, которые почему- либо привлекли внимание. Если это занятие регулярно, польза от него огромна. Оно помогает уловить будущие проблемы, знакомит с новыми подходами, необычными приемами мышления помогает понять, чего ищут другие авторы (не обязательно ученые-исследователи), сталкивает с неизвестными ранее темами и даже сферами деятельности. Важный фактор, стимулирующий мысль,— привычная рабочая обстановка и испытанные рабочие инструменты: лист ватмана и фломастер для архитектора, письменные принадлежности для писателя, иногда даже определенным образом очинённый карандаш, особый сорт бумаги. Композитору нужен свой, видавший виды музыкальный инстру- мент. Физиологу или психологу важно не только размышлять над протоколами опытов, проделанных учениками и сотрудниками, но самому, непременно своими руками проводить эксперименты — без этого плохо рождаются идеи. Мысль исследователя должна двигаться в круге понятий и идей, имеющих отношение к стоящей перед ним проблеме. Но иногда нужная аналогия приходит даже не из смежной, а из очень далекой области, казалось бы не имеющей точек соприкосновения с данной проблемой. Поэтому для творче- ской деятельности обязателен так называемый широкий кругозор, знакомство со многими областями знания и культуры. Тот, кто «по уши» погрузился в узкую научную область, лишает себя источника аналогий. Некоторое время он может продержаться на старом запасе, но потом запас оску- девает, и наступает творческое бесплодие. Статистика показала, что творческое долголетие сохраняют те ученые, которые по тем или иным причинам избежали слишком ранней специализации и в молодости занимались проблемами, от- носящимися к разным, достаточно далеким областям науки.   Американский психолог Дж. Менделл считает, что перенос идей из отдаленных областей знания осуществляется интуитивно, но может быть «подхлестнут» с помощью сознатель- но выработанных приемов:

1. Свежий взгляд в необычных  обстоятельствах — представить  данный объект в самой неожиданной  обстановке. Тогда легче обнаружить  не бросающиеся в глаза свойства  объекта и тем самым преодолеть  «инерционный эффект» мышления.

Информация о работе Изучение особенностей творческого мышления