Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:21, курсовая работа
Предпринимались и другие попытки выявить природу творчества. В ходе этих исследований были выявлены условия, способствующие проявлению творческого мышления. Например, при встрече с новой задачей человек стремится прежде всего использовать тот способ или метод, который в предшествующем опыте был наиболее успешным. Другим не менее существенным выводом, который был сделан в ходе исследований творческого мышления, является вывод о том, что чем больше усилий было потрачено на поиск нового способа решения задачи, тем выше вероятность того, что этот способ будет применен при решении другой, новой мыслительной задачи. В то же время данная закономерность может привести к возникновению стереотипа мышления, который мешает человеку использовать новые, более целесообразные способы решения задачи.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............3
1. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
1.1. Исторический обзор психологических исследований мышления и творчества.................................................................................................................7
1.2 Мышление творчество………...………………………………….................11
1.3. Роль бессознательного в творческом процессе...........................................20
2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
2.1.Интеллект и творчество……………………………………..........................23
2.2. Отличительные особенности творческой личности………......................27
3. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
3.1. Методы стимулирования творческого мышления.......................................31
3.2. Анализ методов диагностики творческого мышления...............................39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….............…..........43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….............….....…45
В ранние годы жизни на развитие способностей влияют преимущественно условия домашн
Творческий климат в обществе создается
не только воспитанием любознательности,
способности мыслить нетриви- ально,
вкуса к нестандартным
Двенадцатилетний французский мальчик Луи Брайль заин-тересовался — почему книги для слепых так громоздки. Позже он обнаружил, что чтение «на ощупь» очень трудно и зачастую ошибочно. К 14 годам подросток практически закончил усовершенствование азбуки для слепых и создал то, что ныне называют «азбукой Брайля». В течение пяти лет азбука проходила испытания в специальном учреждении для слепых. Юноша убедительно показал, что чтению по его методике очень легко научиться и точность чтения значительно повышается. Но лишь спустя 43 года после смерти Брайля его азбука была принята во Франции и полу- чила повсеместное распространение.
Закончить эту главу о мышлении креативной личности хотелось бы словами Мак-Киннона, которые, как представляется, психологически точно и лаконично ее характеризуют: "Главное для творческой личности - это кураж, кураж разума и духа, психологический и духовный. Кураж быть разрушительным для созидания нового, кураж быть открытым восприятию изнутри и извне, кураж следовать интуиции, а не логике, кураж вообразить невозможное и попытаться реализовать его. Кураж думать так, как не думал никто. Кураж стоять в стороне от коллективности и конфликтовать с нею, если это необходимо, кураж становиться и быть самим собой"
Человек, овладевший творчеством, не одержим идеей, не смотрит на реальность в свете той или иной мысли, он легко может входить в состояни
Развитие способностей полнее и адекватнее воспринимать собеседника, а также приложение к общению способностей перевода информации из подсознания в сознание может достигать таких степеней, что человек, владеющий творческим поведением, «делится» своей способностью перевода информации из подсознания в сознание с человеком рядом, т. е. воспринимает его подсознательные движения и помогает ему осознавать их. О такой возможности на семинаре по психотерапии прямо говорила Клер Боскин. Иногда наблюдающуюся зависимость пациента от психоаналитика отмечал К. Юнг.
В этой связи можно также заметить, что творческая личность быстрее и чаще выходит в общении с другими на вопросы более значимые для них, глубинно-связанные с подсознанием, с интеграцией личности, что делает такое общение более существенным, более важным для тех, кто находится рядом с творческой личностью.
Следует отметить, что указанные черты личности прямо следуют из особенностей процесса творчества и из его повторений.
3. Методы стимулирования проявлен
3.1. Метод стимулирования творческого мышления
Крупнейшим достижением психоло
Для изучения и понимания процессов, лежащих в основе психологии творческого мышления, широко использовались психоаналитические методы. Специалисты этой области исследований направили усилия на выявление основных факторов, способствующих возникновению мыслительной активности.
В каждом человеке обязательно заложена способность мыслить творчески. Каждый ребенок стремится через свое, иногда примитивное, но своеобразное творчество выразить видение окружающего мира, используя присущее ему образное мышление. В связи с тем, что не каждый человек в течение жизни уделяет внимание развитию своего творческого мышления, многих людей более зрелого возраста вряд ли можно назвать творческими. Однако тем, у кого развита способность мыслить нестандартно, это помогает в решении вопросов в разнообразных областях и различных уровней сложности.
В связи с учением 3. Фрейда в отношении к творчеству чаще всего вспоминается представление о «сублимации» (преобразовании энергии полового влечения).
Энергия влечения может стать составляющей энергии творчества. Это верно по аналогии с простым явлением: соловей в клетке запел. Пение - это призыв. Но в связи с творчеством обнаруживается и другое явление, на которое можно обратить внимание.
Для н творчества чрезвычайно важен ориентировоч
На последнем этапе творчества
огромное значение приобретают рефлекс
цели и производные от него чувства,
а также чувства, связанные с
восприятием промежуточных
А также, А. Осборн в конце 30-х годов предложил брейнсто
5.Первоначальный энтузиазм в
1. Личностное уподобление — отождествить самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, например с подвижной частью механизма, деталью машины, летящим электроном и т. д.
2. Прямая аналогия, или поиски сходных процессов в других областях знания. Например: инженер-электрик, решая техническую задачу, ищет аналогии в гидравлике, в термо- динамике и т. д. Использование метафор, по Гордону, зна- чительно облегчает поиски аналогий.
3. Символическая аналогия, или использование поэтических образов и метафор для формулирования задачи.
4. Фантастическая
аналогия, при которой проблема
мыс- ленно решается «как в
волшебной сказке»:
Решению задачи иногда помогает необходимость
написать отчет или статью, потому,
что процесс изложения
Карл Маркс, отвечая на вопросы полушутливой анкеты, составленной дочерьми, в графе «любимое занятие» проставил ответ: рыться в книгах. Это важный стимул творческого мышления, причем К. Маркс нашел очень точный термин. Речь идет не о плановом чтении, не о систематическом просмотре литературы по специальности, а о привычке заходить в библиотеки и книжные лавки и, целиком доверяясь «чутью», перелистывать книги и журналы, которые почему- либо привлекли внимание. Если это занятие регулярно, польза от него огромна. Оно помогает уловить будущие проблемы, знакомит с новыми подходами, необычными приемами мышления помогает понять, чего ищут другие авторы (не обязательно ученые-исследователи), сталкивает с неизвестными ранее темами и даже сферами деятельности. Важный фактор, стимулирующий мысль,— привычная рабочая обстановка и испытанные рабочие инструменты: лист ватмана и фломастер для архитектора, письменные принадлежности для писателя, иногда даже определенным образом очинённый карандаш, особый сорт бумаги. Композитору нужен свой, видавший виды музыкальный инстру- мент. Физиологу или психологу важно не только размышлять над протоколами опытов, проделанных учениками и сотрудниками, но самому, непременно своими руками проводить эксперименты — без этого плохо рождаются идеи. Мысль исследователя должна двигаться в круге понятий и идей, имеющих отношение к стоящей перед ним проблеме. Но иногда нужная аналогия приходит даже не из смежной, а из очень далекой области, казалось бы не имеющей точек соприкосновения с данной проблемой. Поэтому для творче- ской деятельности обязателен так называемый широкий кругозор, знакомство со многими областями знания и культуры. Тот, кто «по уши» погрузился в узкую научную область, лишает себя источника аналогий. Некоторое время он может продержаться на старом запасе, но потом запас оску- девает, и наступает творческое бесплодие. Статистика показала, что творческое долголетие сохраняют те ученые, которые по тем или иным причинам избежали слишком ранней специализации и в молодости занимались проблемами, от- носящимися к разным, достаточно далеким областям науки. Американский психолог Дж. Менделл считает, что перенос идей из отдаленных областей знания осуществляется интуитивно, но может быть «подхлестнут» с помощью сознатель- но выработанных приемов:
1. Свежий взгляд в необычных
обстоятельствах — представить
данный объект в самой
Информация о работе Изучение особенностей творческого мышления