Изучение особенностей творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимались и другие попытки выявить природу творчества. В ходе этих исследований были выявлены условия, способствующие проявлению творческого мышления. Например, при встрече с новой задачей человек стремится прежде всего использовать тот способ или метод, который в предшествующем опыте был наиболее успешным. Другим не менее существенным выводом, который был сделан в ходе исследований творческого мышления, является вывод о том, что чем больше усилий было потрачено на поиск нового способа решения задачи, тем выше вероятность того, что этот способ будет применен при решении другой, новой мыслительной задачи. В то же время данная закономерность может привести к возникновению стереотипа мышления, который мешает человеку использовать новые, более целесообразные способы решения задачи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............3
1. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
1.1. Исторический обзор психологических исследований мышления и творчества.................................................................................................................7
1.2 Мышление творчество………...………………………………….................11
1.3. Роль бессознательного в творческом процессе...........................................20
2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
2.1.Интеллект и творчество……………………………………..........................23
2.2. Отличительные особенности творческой личности………......................27
3. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
3.1. Методы стимулирования творческого мышления.......................................31
3.2. Анализ методов диагностики творческого мышления...............................39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….............…..........43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….............….....…45

Вложенные файлы: 1 файл

Изучение особенностей творческого мышленияWord.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

2. Установление принудительных  взаимоотношений: попытаться установить  смысловую связь между данным  объектом и любым другим, взятым  наугад.

      3. Вопросы. Сущность  этого приема в том, чтобы  сформулировать как можно больше  вопросов, относящихся к данному объекту, и постараться найти ответы на них. Например: может ли объект быть больше, меньше, шире? Ниже, выше? Можно ли его сжать? Можно ли что-нибудь к нему добавить? Отнять? Заменить? Переместить? Совместить? Вопросы могут быть и другого типа: каким образом это получается? А что, если забраться внутрь? Для чего еще это годится? На что похоже? Из каких частей состоит? Для чего используется? Какие проблемы решает? Какие проблемы создает? В чем принцип? Кому это нужно?

     4. Отсрочка. Если задача не поддается решению, надо отложить ее и заняться чем-то другим. Спустя некоторое время, вернувшись к задаче, человек иногда сразу же видит решение. Полезно бывает возвращаться к трудной задаче каждый раз в новых условиях: в рабочем кабинете, на прогулке, в саду, в шумном месте, в тихом месте и т. д. Ведь человек не знает заранее, в каких условиях его мозг наиболее продуктивен, и может узнать это, лишь приобретая опыт.

       5.Фиксация. Очень важно всегда и везде иметь при себе средство для записи мелькнувшей мысли. Желательно фиксировать каждую идею, как только она придет в голову. К концу недели все эти записи Менделл рекомендует переносить в тетрадь. И когда тетрадь будет заполнена, интуиция подскажет, что делать с идеями, обилие которых оказывается поразительным.

Для научного творчества чрезвычайно важен ориентировочный рефлекс, на базе которого развивается любозна- тельность. Весьма существенна роль рефлексов самовыра- жения и подражания. Не менее важна в мотивации творче- ства потребность в высокой самооценке и признании окружающими. Прав был Козьма Прутков, когда писал, что даже гений нуждается в поощрении.

К числу «стимуляторов» творчества относится честолюбие. И. И. Мечников собирался написать исследование о  роли любовных переживаний и полового инстинкта, в творчестве, но успел закончить лишь введение — «Этюды о половом вопросе». Наконец, самый «низменный» побуждающий стимул — зависть, а также корыстолюбие и стяжательство. Слово «низменный» содержит отрицательную этическую оценку, что не совсем справедливо с точки зрения психологии творчества. «Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду»,— писал А. С. Пушкин. Можно привести сколько угодно примеров произведений искусства в высшем смысле этого слова, сработанных по заказу, ради пропитания.

На последнем этапе творчества огромное значение приобретают рефлекс  цели и производные от него чувства, а также чувства, связанные с  восприятием промежуточных результатов  работы. Мысль, изложенная на бумаге, обретает само- стоятельное существование, не зависимое от своего творца. Спустя некоторое время ее можно воспринять как чужую, и возникшие при этом чувства могут способствовать совершенствованию того, что сделано, а могут заставить вовсе отказаться от намеченного.

У разных людей перечисленные мотивы творчества выра-жены неодинаково: одни проявляются более отчетливо, роль других сравнительно незаметна. Так формируется индивидуальный мотивационный профиль личности.

Что касается «высоких побуждений» как непосредственного стимула  научного творчества, то такой выдающийся венгерский ученый-биохимик, как А. Септ-Дьерди, отозвался о них скептически. Он считает, что ежели юноша стремится в науку с единственной установкой осчастливить и облагодетельствовать человечество, то такому юнцу лучше поступить на службу в благотворительное общество. Любознательность — вот главный движущий мотив ученого.

Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества — страх. Особенно он проявляется у людей с жесткой установкой на успех. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.

Другой враг творчества — чрезмерная самокритичность.

Точные измерения в этой  области пока невозможны, но должна быть некоторая «сбалансированность» между одаренностью и самокритичностью, чтобы слишком придирчи- вая самооценка не привела к творческому параличу.

А. Осборн полагал, что способность генерировать идеи и способность к их самокритической оценке вполне могут сосуществовать. Но их не следует «включать» одновременно. В момент, когда рождаются идеи, способность к их оценке должна быть заторможена. «Отсроченная оценка» — главный принцип «мозгового штурма».

Третий враг творчества — лень. Впрочем, здесь возможно и такое рассуждение. Люди стремятся совершенствовать производство с целью повысить его продуктивность и снизить себестоимость. Ими движет желание при минимальной затрате усилий иметь максимальную выгоду, проще говоря, меньше работать — больше получать. Выходит, лень служит стимулом всех нововведений, облегчающих труд, и потому является «истинной матерью изобретений», по выражению Норберта Винера. В качестве примера обычно приводят английского мальчика Хемфри Поттера, который был приставлен к машине Ньюкомена, чтобы следить за давлением пара. Ему надоело скучное занятие, и однажды он прицепил веревочку от крана, выпускающего пар, к балансиру, создав тем самым первый автоматический клапан. Несмотря на всю соблазнительность подобных рассуждений, приходится все же признать, что лень вовсе не способствует творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Анализ методов диагностики  творческого мышления.

 

Первые тесты творческого мышления были созданы Дж.Гилфордом и его сотрудниками в 50-е гг. Эти методики, измеряли особенности одного из типов мышления, названно дивергентным. Было разработано 14 тес­тов. В первых 10-ти от испытуемого требовалось дать словесный ответ, а в последних 4-х составить ответ на основе изобразительного содержания.

Тесты Гилфорда ориентированы на взрослых и учащихся старших классов. Их стандартизация проводилась на небольших выборках, а данные о надежности и валидности заметно колеблются от теста к тесту и не являются удовлетворительными. По мнению психологов, причинами малой эффективности тестов Гилфорда в оценке творческих способностей являются установка на скорость выполнения заданий и не учет личностных характеристик.

Кроме того, задания в них не предполагают определенного числа  ответов, что мешает объективному подсчету их показателей. По этой причине, как считают некоторые психодиагносты, для тестов креативности необходимо устанавливать надежность специалистов, оценивающих их выполнение.

В настоящее время более известны и наиболее широко применяются тесты  креативности Е.П.Торренса. Несмотря на декларированную Торренсом задачу сконструировать тестовые задания как модель творческого процесса и отразить в них не результат, а процесс творчества, в действительности его тесты (особенно вербальные) по сути похожи на Южнокалифорнийские тесты Гилфорда, а иногда являются их адаптацией. Их формальные характеристики  немного лучше, чем у Гилфорда, но все же недостаточны.

Торренс разработал три типа методик  для диагностики креативности. Вербальный тест, разработанный в 1966 г., предназначен для детей, начиная с 5 лет и взрослых. Он состоит из 7 субтестов. Тест является групповым и имеет две параллельные формы А и Б. Основными показателями по тесту являются беглость, гибкость, оригинальность и тщательность разработки заданий.

Этот тест переведен на русский  язык, однако нет данных о его проверке на надежность и валидность, а также о стандартизации на отечественной выборке. Поэтому вербальный тест Торренса у нас в стране можно использовать только с исследовательскими целями.

Известный советский педагог Владимир Владимирович Литвинов, в книге воспоминаний рассказал об одном минском мальчике, своем однокласснике Юзике Антоновиче, который «не мог усвоить ни одной школьной истины, не мог пересказать самый простой рассказ, решить самую лег- кую задачу, выучить наизусть коротенькое стихотворение, написать без ошибки простую фразу».

Короче говоря, мальчик этот выделялся  необычайной «ту- постью» к  учению и не осилил школьную науку. Но в ужении рыбы он не имел равных и  легко перекрывал рекорды взрослых удильщиков, пользовавшихся первоклассной рыболовной снастью. Вот что пишет об этом его таланте В. В. Литвинов:

«Не думайте, что искусство удильщика  состоит в одной фи- зической  ловкости, в искусстве подсекания рыбы... Нет! От мастера удочки требуется, прежде всего, тонкая наблюдательность, без чего он не сможет изучить нравы и повадки рыб водоема, в котором он удит. Он должен быть немного экспериментатором, прекрасно знать природу, понимать капризы погоды и знать, как она влияет на поведение рыбы. Словом, чуточку быть ученым, натуралистом. Может быть, и художником. И умным быть тоже обязательно. Иначе не используешь все эти сложные, необходимые для мастера, каким был Антонович, знания.

Несмотря на стремление психологов противопоставить творческое мышление репродуктивному, на практике тесты креативности строились по тем же принципам, что и тесты интеллекта, т. е. были скоростными методиками с жестко заданным содержанием. Исследователи считают, что основной их недостаток – отсутствие учета мотивации и других личностных характеристик индивидов, качеств, яв­ляющихся существенными аспектами творческих способ­ностей. Многие психологи считают, что измерить креативность с помощью тестов невозможно. Творческие достижения в науке, технике, искусстве и других областях человеческой деятельности требуют сложного сочетания разнообразных способностей (в том числе интеллектуальных и специальных) и свойств личности. В имеющихся в настоящее время тестах креативности обращается внимание на отдельные элементы творческих способностей, но этого недостаточно для прогноза творческих достижений. Некоторые психологи считают, что измерить креативность можно лишь путем анализа отдельных актов творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Изучение творческого мышления — сфера чрезвычайно перспективная и открывающая самые широкие возможности для исследователей самых разных темпераментов, вкусов и складов ума.

Исследователи по-разному формулируют параметры и особенности творческого мышления, рассматривая данное явление всесторонне и многоаспектно (Ж.Годфруа, А.М.Матюшкин, Р.С.Немов и др.), но все они признают, что творческое мышление представляет собой синтез эмоций и логики. Многие авторы обосновывают вывод о важной роли эмоционально-чувственного компонента в творческом мышлении (И.А.Васильев, П.Л.Поплужный, О.К.Тихомиров и др.); о том, что уровень эмоционально-чувственного развития определяет стимуляцию или блокаду интеллектуальных возможностей человека, даёт импульс развитию интеллекта и мышления, самореализации творческих возможностей (Д.Б.Богоявленская, Е.Л.Яковлева и др.).

   На основе имеющихся исследовательских  работ, фиксируя внимание на вопросах формирования творческого мышления, в качестве исходных положений были выделены следующие выводы:

1) для формирования творческого  мышления важно обеспечить в  ходе образовательной деятельности  усвоение учащимися всех элементов  социального опыта - знаний, способов деятельности, способов творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру (по И.Я.Лернеру, М.Н.Скаткину);

2) творческое мышление функционирует  на основе сочетания рационально-логического  и эмоционально-образного компонентов стратегии мышления;

3) творческое мышление включает  в себя осознаваемый и неосознаваемый  компонент (интуицию), элементом  последнего являются определённые  эмоции и чувства; 

4) творческому мышлению присущи  такие черты, как: креативность, мобильность, дивергентность, а также социальная позитивность и стремление к самосовершенствованию, что предопределяет необходимость сосредоточить усилия на формировании у детей целостного мировоззрения, в основу которого положены общечеловеческие ценности и развитие стремления к самосовершенствованию и социально позитивной самоактуализации.

   В исследовании мы смогли  проанализировать научную литературу  по теме исследования, охарактеризовать  понятия исследования: мышление, виды  и функции мышления, его роль в психической деятельности личности.

 

 

                                   

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

     1. Амосов Н. М. Мысли и сердце. – Донецк: Сталкер, 1998. – 173 с. 

    2.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – СПб: Питер, 2001.

3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.Ростов, 1983.

4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная  активность как психологический  аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983.

  1. Гераимчук. И. М. Теория творческого процесса. Киев, Издательское предприятие  “Эдельвейс”, 2012.

6. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества //

Исследование проблем психологии творчества. под ред. Я.А. Пономарева. –

Информация о работе Изучение особенностей творческого мышления