Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:22, курсовая работа
Цели исследования:
1.Определение качественных особенностей формирования слуховой памяти у детей с ОНР на основе психолого- педагогического синдромного анализа.
2.Анализ межсистемной взаимосвязи между памятью и речью у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучение особенностей слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи.
2.Психолого-педагогическое обследование детей без речевых нарушений (контрольная группа) и детей с ОНР (экспериментальная группа).
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3
Глава 1. Изучение особенностей слуховой памяти у дошкольников с ОНР, как психолого-педагогическая проблема _________________________6
1.1 Психический анализ структуры нарушения речи у дошкольников с ОНР________________________________________________________6
1.2 Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР________________________________________________________10
1.3 Коррекция нарушений слуховой памяти у дошкольников с ОНР________________________________________________________15
Глава 2. Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР___________________________________________________________19
2.1 Методика и организация экспериментального изучения слуховой памяти у дошкольников с ОНР_____________________________________________19
2.2 Результаты изучения слуховой памяти____________________________22
Глава 3. Методические рекомендации по развитию слуховой памяти у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях в процессе игровой деятельности ____________________________________________________ 25
3.1 Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти___________________________________________________________25
3.2 Содержание дидактических игр, упражнений по развитию слуховой памяти___________________________________________________________27
Заключение______________________________________________________31
Список литературы_______________________________________________32
В активном словаре детей преобладают
существительные и глаголы. Мало
слов, характеризующих качества, признаки,
состояния предметов и
Причиной общего недоразвития речи могут быть:
Причины ОНР не могут быть правильно поняты вне анализа возникновения дефекта.
Проблема памяти, в целом, и ее формирования, в частности, традиционно является одной из наиболее разрабатываемых тем. Память становилась предметом исследования у многих авторов, которые по-разному объяснили ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями (Аткинсон Р., 1980г; Выготский Л.С.,1956; Жане П., 1998; Истомина З.М.,1987; Корсакова Н.К., 1979; Крутецкий В.А., 1994; Леонтьев А.Н., Лурия А.Р. и др.).
Память описывается как
Структура памяти обсуждается в терминах функциональных, операциональных и регулирующих механизмов. А.Р.Лурия писал о памяти как о системе механизмов запечатления, обработки запоминаемой информации и регуляции этих процессов.
В отечественной психологии память рассматривается, как сложная форма психической деятельности, формирующаяся в онтогенезе и опирающаяся на иерархическую систему саморегулирующихся актов, включающих в себя, как нейрофизиологические, так и психические процессы (А.Р.Лурия,1974).
Память в раннем детском возрасте – одна из центральных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции.
В процессах созревания различных
мозговых структур, обеспечивающих формирование
психических функций в
Морфо - и функциогенез мозга ребенка,
обеспечивающий биологическую основу
формирования психических функций,
подчиняется ряду закономерностей,
таких как неравномерность, гетерохронность
развития и формирования различных
мозговых систем, наличие сензитивных
периодов в их формировании. Подчеркивается
важность совместного функционирования
различных зон мозга, формирующего
его интегративную активность, значение
морфологической и
Психолого-педагогический подход к
изучению памяти заключается в выявлении
позвеньевого состава психических
функциональных систем памяти, в правильной
постановке отношений с детьми, в
разработке системы изложения учебно-
Исследования становления
Постепенное гетерохронное созревание мозга и формирование различных систем памяти в ходе онтогенеза отражается на возможности ребенка решать все более сложные адаптационные задачи. Нарушения в созревании мозга приводят к дисбалансу внутри - и межфункциональных координаций, обеспечивающих формирование этих систем.
С раннего детства процесс
Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание чего-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.
Процесс развития памяти у детей индивидуален, непрерывно изменяется и в значительной степени может быть подвержен влиянию различных факторов. Наблюдается нарушение развития памяти, ее снижение у детей, имеющих отдаленные последствия перинатального поражения центральной нервной системы, а также у детей с общим недоразвитием речи. Особенности памяти у детей с речевыми нарушениями изучены менее полно в сравнении с взрослыми.
Первое такое исследование в отечественной литературе было представлено В.А.Гиляровским в 1912 году (А.В. Гиляровский «О расстройствах памяти при некоторых фокусных поражениях мозга» «Современная психиатрия», 1912, №2). Изучение особенностей памяти при афазии позволило подойти к вопросу о ее структурно-функциональной организации и роли различных мозговых структур в осуществлении мнестических процессов.
Также исследованиями памяти детей с общими нарушениями речи занимались такие ученые, как Г.С. Гуменная, Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л.Фигередо.
Изучение особенностей памяти у детей с недоразвитием речи представляет не только теоретический интерес, но и имеет большое практическое значение. Оно помогает выяснить, в какой мере недоразвитие различных речевых зон может сказаться на формировании таких системных процессов, каким является память, способствует более правильному пониманию патогенеза интеллектуальных нарушений, а также выработке адекватных методов обучения и лечения.
В процессе обследования старших дошкольников,
имеющих речевые проблемы, выявились
такие особенности как
Как показывают данные литературных источников, несформированность речевой функции не проявляется изолированно, а сопровождается дефицитарностью других психических функций, - памяти. Это позволяет предположить, что характер взаимосвязи между функциональными системами памяти и речи у детей с ОНР также отличается от аналогичного при нормальном развитии.
Исследования памяти разной
модальности у дошкольников
В объеме слуховой памяти существует большая вариабельность, а в целом наблюдается ее некоторое общее снижение.
При этом уровень слуховой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития. Так, у детей с его задержкой нет выраженных различий в объемах слуховой памяти. При исследовании преднамеренного запоминания у детей с тяжелыми нарушениями речи выявлены некоторые особенности: они медленнее ориентируются в условиях задачи, их результаты ниже по сравнению с нормой.
Дети с моторной алалией после первого предъявления (на слух) точно воспроизводят лишь незначительное количество слов, при этом они могут повторять одно слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия). Словесные парамнезии отражают специфическую для данной категории детей неустойчивость речемыслительной системы. У детей с дизартрией парамнезии не наблюдаются.
Допущенные при
Особенно отчетливо модально - специфические нарушения слуховой памяти выступают в условиях интерферирующей деятельности, заполняющей короткий интервал времени между запоминанием и воспроизведением.
В основе слуховой памяти лежат изменения нейродинамических параметров работы анализатора в виде патологического ретро - и проактивного торможения и уравнивания возбудимости.
Тормозимость слуховых следов проявляется
не только в связи с введением
специальной интерферирующей
Степень выраженности расстройств слуховой памяти зависит от характера запоминаемого материала. Вербальный материал, объединенный внутренними смысловыми связями (фразы, рассказы), запоминается больными легче, чем серии слов, не связанных между собой. Но и внутри смысловой информации играет роль фактор ее объема: фразы воспроизводятся лучше, чем рассказы.
Дефицит слуховой памяти, может приводить к нарушению понимания больным обращенной к нему речи, словесных инструкций, к резкому ограничению возможности оперировать со слуховым материалом «на следах». При возрастании вербальной нагрузки в виде увеличения объема слухового материала могут возникать симптомы, характерные для сенсорной афазии: отчуждение смысла слова и ошибки в дифференциации фонем.
1.3Коррекция нарушений слуховой памяти у дошкольников с ОНР.
Ведущим принципом работы в специальных
учреждениях и в работе с детьми,
имеющими разного рода нарушения, является
коррекционно-реабилитационная направленность
учебно-воспитательного
В словаре по дефектологии коррекция (от лат. correction – улучшение, исправление) определяется как система психолого-педагогических мероприятий в сочетании с медицинской помощью, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического или физического развития человека (минимизация дефекта – сведение последствий нарушений к минимуму).
Биологическим обоснованием возможности
коррекции являются процессы компенсации.
Сущность процесса компенсации заключается
в возмещении в той или иной
мере нарушенных функций и состояний:
в мозг поступают сигналы с
поврежденных участков, в ответ на
которые он мобилизует защитные механизмы
и противодействует патологическому
процессу. Одновременно с этим в
высший отдел центральной нервной
системы непрерывно идут доклады
о достигнутых результатах и
на основе этого вносятся определенные
коррективы в процесс компенсации:
мобилизуются новые и демобилизуются
прежние, оказавшиеся малоэффективными
механизмы и приспособления. По достижении
оптимальных результатов
Коррекция высших психических функций
возможна лишь в результате специально
организованного обучения. В последнее
время сложился принцип коррекционно-
Существующие средства