Изучение слуховой памяти у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования:
1.Определение качественных особенностей формирования слуховой памяти у детей с ОНР на основе психолого- педагогического синдромного анализа.
2.Анализ межсистемной взаимосвязи между памятью и речью у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучение особенностей слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи.
2.Психолого-педагогическое обследование детей без речевых нарушений (контрольная группа) и детей с ОНР (экспериментальная группа).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3
Глава 1. Изучение особенностей слуховой памяти у дошкольников с ОНР, как психолого-педагогическая проблема _________________________6
1.1 Психический анализ структуры нарушения речи у дошкольников с ОНР________________________________________________________6
1.2 Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР________________________________________________________10
1.3 Коррекция нарушений слуховой памяти у дошкольников с ОНР________________________________________________________15
Глава 2. Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР___________________________________________________________19
2.1 Методика и организация экспериментального изучения слуховой памяти у дошкольников с ОНР_____________________________________________19
2.2 Результаты изучения слуховой памяти____________________________22
Глава 3. Методические рекомендации по развитию слуховой памяти у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях в процессе игровой деятельности ____________________________________________________ 25
3.1 Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти___________________________________________________________25
3.2 Содержание дидактических игр, упражнений по развитию слуховой памяти___________________________________________________________27
Заключение______________________________________________________31
Список литературы_______________________________________________32

Вложенные файлы: 1 файл

Изучение слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи.docx

— 113.67 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. Райков Ярослав

Возраст: 6 лет 

слова

   Дом

  хлеб

  дождь

  боль

   окно

брат

гриб

мед

игла

сосна

1 повт.

-

+

+

-

-

-

+

-

+

-

2 повт.

+

+

-

-

+

-

+

-

-

-

3 повт.

-

+

+

-

+

-

+

+

-

-

4 повт.

+

+

-

-

-

+

+

-

-

+

5 повт.

+

+

-

-

-

+

+

+

-

+

ч/з

50-60

0

-

-

-

-

-

0

-

0

-




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма, отражающая средние показатели воспроизведения 10 слов к пятому повторению (1-ая категория) и воспроизведению  через 50 – 60 мин. (2-ая категория), соотношения уровня слуховой памяти детей контрольной группы (1-ый ряд) и детей с ОНР (2-ой ряд)

Приложение №2

 

Кривые запоминания  у детей контрольной группы.

 

Ряд 1- А.А.; ряд 2 – А.Е.; ряд 3 – Г.А.; ряд 4 – Д.В.; ряд 5 – К.Д. (ряд – Ф.И. ребенка). Вертикальный вектор координат – количество повторяемых слов, горизонтальный – количество повторений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривые запоминания  у детей с ОНР.

 

Ряд 1 – К.Н.; ряд 2 – М.А.; ряд 3 –  П.В.; ряд 4 – П.А.; ряд 5 – Р.Я.(ряд – Ф.И ребенка). Вертикальный вектор координат – количество повторяемых слов, горизонтальный – количество повторений.

 

 

 

Приложение 3

 

Методика повторения фраз

 

Контрольная группа

 

 Ф.И.

ребенка

   6

слогов

 7

слогов

8

слогов

  9

слогов

  результат

1

А.А.

6

7

7

9

7,6

высокий уровень

2

 А.Е.

5

6

7

8

6,5 – высокий

3

Г.А.

6

6

8

9

7,6 – высокий

4

Д.В.

6

7

7

7

6,8 – высокий

5

К.Д.

5

6

7

9

6,8 - высокий


 

 

Дети с ОНР

 Ф.И.

ребенка

   6

слогов

 7

слогов

8

слогов

  9

слогов

  результат

1

К.Н.

3

3

4

4

3,5 - низкий

2

М.А.

4

4

5

6

4,8 – средний

3

П.В.

2

3

4

5

3,5 – низкий

4

П.А.

2

3

5

5

3,8 – низкий

5

Р.Я.

2

5

6

7

5,5 – средний


 

 

Приложение №4

 

Диаграмма по методике запоминания двух групп слов

На вертикальной оси координат  размещены средние показатели повторения слов в требуемой последовательности по условиям проведения методики, на горизонтальной – 1-ый и 2-ой этапы повторения. Ряд1 – дети из контрольной группы, ряд 2 – дети с ОНР.

 

 

 

 

Приложение №5

 

Воспроизведение рассказов

 

  1. Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.
  2. Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.
  3. Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
  4. Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка. 
    Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок. Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.
  5. Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. « Дети с ОНР » Филичева Т.Б., Туманова Т.Т., 1999г.
  2. « Дефектология » №1 1994г. Лубовский В.И. « Основные проблемы ранней диагностики и коррекции нарушений развития ».
  3. « Дефектология » 2000г. №1 Семаго Н.Я. « Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми ».
  4. « Дефектология » №5 2004г. Е.М. Мастюкова « О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи ».
  5. « Дефектология » №5 2004г. Е.М. Мастюкова « О расстройствах памяти у детей с ОНР ».
  6. « Игра в логопедической работе с детьми » В.И. Селивестров, 1979г.
  7. « Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с ОНР » Е.М. Мастюкова.
  8. « Лечащий врач » 2006г. №5
  9. « Логопсихология » О.К. Трошин, Е.В. Жулина, 2005г.
  10. «Методики исследования психических процессов».
  11. «Нарушение речи и письма у детей» Р.Е.Левина.
  12. «Основы теории и практики логопедии» Р.Е.Левина.
  13. «Особенности формирования памяти у детей с дошкольного возраста с ОНР» Чурсина Н.П., 2007г.
  14. «Память и ее развитие в детском возрасте» Л.С. Выготский 2000г.

      15.     Положение «Методические рекомендации по использованию психолого-педагогического диагностического инструментария в работе психолого – медико –педагогической комиссии» от 06.04. 2006г.

 

 


Информация о работе Изучение слуховой памяти у детей с ОНР