Изучение слуховой памяти у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования:
1.Определение качественных особенностей формирования слуховой памяти у детей с ОНР на основе психолого- педагогического синдромного анализа.
2.Анализ межсистемной взаимосвязи между памятью и речью у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучение особенностей слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи.
2.Психолого-педагогическое обследование детей без речевых нарушений (контрольная группа) и детей с ОНР (экспериментальная группа).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3
Глава 1. Изучение особенностей слуховой памяти у дошкольников с ОНР, как психолого-педагогическая проблема _________________________6
1.1 Психический анализ структуры нарушения речи у дошкольников с ОНР________________________________________________________6
1.2 Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР________________________________________________________10
1.3 Коррекция нарушений слуховой памяти у дошкольников с ОНР________________________________________________________15
Глава 2. Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР___________________________________________________________19
2.1 Методика и организация экспериментального изучения слуховой памяти у дошкольников с ОНР_____________________________________________19
2.2 Результаты изучения слуховой памяти____________________________22
Глава 3. Методические рекомендации по развитию слуховой памяти у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях в процессе игровой деятельности ____________________________________________________ 25
3.1 Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти___________________________________________________________25
3.2 Содержание дидактических игр, упражнений по развитию слуховой памяти___________________________________________________________27
Заключение______________________________________________________31
Список литературы_______________________________________________32

Вложенные файлы: 1 файл

Изучение слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи.docx

— 113.67 Кб (Скачать файл)

1 этап – «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду называть тебе слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда я закончу, ты повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке».

2 этап – Сейчас я повторю эти же слова еще раз и ты опять должен повторить их – и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, – все вместе в любом порядке».

3-4 этапы – «Слушай еще раз».

5 этап – «Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты постараешься повторить все слова».

Для определения  объема и прочности долговременного  запоминания через 40—60 минут ребенку  предлагают воспроизвести все слова, которые он запомнил, но уже без  прочтения слов экспериментатором. При отсроченном воспроизведении  в тех случаях, когда ребенок  вначале не может вспомнить ни одного слова, можно напомнить ему  первое слово из предъявленного набора. В среднем эксперимент должен занимать 5–7 минут.

Обработка результатов: Результаты воспроизведения фиксируются в протокольном бланке с помощью знаков «+» и «–». По полученному протоколу составляется график. По «кривой запоминания» анализируют его особенности.

В норме  хороший результатом при первом предъявлении считается воспроизведение  пяти – шести  слов, с каждым воспроизведением  число правильно названных слов растет, и при пятом предъявлении испытуемый называет от восьми до десяти слов. При отсроченном воспроизведении хорошим результатом считается от семи до девяти названных правильно слов.

Если  ребенок сразу воспроизвел 8–9 слов, а потом с каждым разом все  меньше и меньше (кривая на графике  не возрастает, а снижается), то это  отражает повышенную утомляемость. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует  об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. При зигзагообразной кривой можно  предположить наличие нарушений  слухоречевого восприятия, неустойчивости внимания, нарушениях  его концентрации и т.п.

Дети, имеющие  интеллектуальное снижение, воспроизводят  меньшее количество слов, могут демонстрировать  застревание на отдельных словах или додумывание своих слов.

Шестилетнему  испытуемому предлагается набор  из 7 слов. Детям, старше 7 лет – 10 слов. Причем, с увеличением возраста испытуемого  возрастает и смысловая сложность  подбираемых слов в наборе

 

Методика  “10 слов” 

 

Контрольная группа.

 

Ф.И.О.  Александров Антон

Возраст: 6 лет 

слова

   дом

  хлеб

  дождь

  боль

   окно

брат

гриб

мед

игла

сосна

1 повт.

+

+

-

+

-

-

+

-

+

-

2 повт.

+

+

+

-

+

+

+

+

-

-

3 повт.

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

4 повт.

+

+

+

+

+

-

+

+

-

+

5 повт.

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

ч/з

50-60

0

0

0

-

-

0

0

0

-

0




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. Андрианова Екатерина

Возраст: 5 лет 

слова

   дом

  хлеб

  дождь

  боль

   окно

брат

гриб

мед

игла

сосна

1 повт.

+

-

+

+

+

-

-

-

+

+

2 повт.

-

+

+

-

-

+

+

-

+

+

3 повт.

+

-

+

+

-

+

-

+

+

-

4 повт.

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

5 повт.

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

ч/з

50-60

0

-

0

0

0

-

0

0

-

0




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О.  Грохотов Александр

Возраст: 6 лет 

слова

   дом

  хлеб

  дождь

  боль

   окно

брат

гриб

мед

игла

сосна

1 повт.

+

+

-

+

+

-

-

-

+

+

2 повт.

+

-

+

+

+

-

+

-

+

+

3 повт.

+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

4 повт.

+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

5 повт.

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

ч/з

50-60

0

0

0

-

0

-

0

-

0

-




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. Дмитриев Василий

Возраст: 6 лет 

слова

   дом

  хлеб

  дождь

  боль

   окно

брат

гриб

мед

игла

сосна

1 повт.

-

+

+

-

-

-

+

+

-

+

2 повт.

+

-

-

+

-

-

+

+

+

+

3 повт.

+

-

+

+

-

+

+

+

+

-

4 повт.

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

5 повт.

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

ч/з

50-60

0

-

0

0

0

-

0

0

-

0




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. Клементьев Дмитрий

Возраст: 6 лет 

слова

   дом

  хлеб

  дождь

  боль

   окно

брат

гриб

мед

игла

сосна

1 повт.

-

-

+

+

-

-

+

+

-

+

2 повт.

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

3 повт.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

4 повт.

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

5 повт.

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

ч/з

50-60

-

0

-

-

0

0

0

0

-

0




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа детей с ОНР:

 

Ф.И.О. Комиссаров Никита

Возраст: 6 лет 

слова

   дом

  хлеб

  дождь

  боль

   окно

брат

гриб

мед

игла

сосна

1 повт.

-

+

-

-

-

-

+

-

+

-

2 повт.

-

+

-

-

-

+

-

+

-

+

3 повт.

+

+

-

+

+

-

-

+

-

-

4 повт.

+

-

-

-

+

+

-

+

+

-

5 повт.

-

+

-

-

+

+

-

-

+

+

ч/з

50-60

0

-

0

-

-

0

0

-

-

-




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. Медведев Алексей

Возраст: 6 лет 

слова

   дом

  хлеб

  дождь

  боль

   окно

брат

гриб

мед

игла

сосна

1 повт.

-

+

-

-

-

+

+

-

-

+

2 повт.

+

+

-

-

+

-

-

-

+

-

3 повт.

+

+

-

-

+

-

-

+

+

-

4 повт.

+

+

+

-

-

+

-

+

+

-

5 повт.

-

+

+

-

+

+

-

+

+

+

ч/з

50-60

-

0

-

-

0

-

0

0

-

0




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. Павлов Владислав

Возраст: 7 лет 

слова

   Дом

  хлеб

  дождь

  боль

   окно

брат

гриб

мед

игла

сосна

1 повт.

+

-

-

+

-

-

+

-

-

+

2 повт.

-

+

-

-

+

-

-

+

+

-

3 повт.

+

-

+

+

-

-

+

-

+

-

4 повт.

+

+

-

+

-

+

-

+

+

-

5 повт.

-

+

+

-

+

+

-

+

+

+

ч/з

50-60

-

0

-

0

-

-

-

0

-

-




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. Печников Александр

Возраст: 6 лет 

слова

   Дом

  хлеб

  дождь

  боль

   окно

брат

гриб

мед

игла

сосна

1 повт.

+

-

-

-

+

-

-

+

-

_-

2 повт.

-

+

+

-

-

-

+

-

+

-

3 повт.

-

+

+

-

+

-

-

+

-

-

4 повт.

+

+

+

-

-

-

+

-

+

-

5 повт.

+

-

+

-

-

+

-

+

+

-

ч/з

50-60

-

-

-

0

-

-

0

-

0

0

Информация о работе Изучение слуховой памяти у детей с ОНР