Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:22, курсовая работа
Цели исследования:
1.Определение качественных особенностей формирования слуховой памяти у детей с ОНР на основе психолого- педагогического синдромного анализа.
2.Анализ межсистемной взаимосвязи между памятью и речью у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучение особенностей слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи.
2.Психолого-педагогическое обследование детей без речевых нарушений (контрольная группа) и детей с ОНР (экспериментальная группа).
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3
Глава 1. Изучение особенностей слуховой памяти у дошкольников с ОНР, как психолого-педагогическая проблема _________________________6
1.1 Психический анализ структуры нарушения речи у дошкольников с ОНР________________________________________________________6
1.2 Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР________________________________________________________10
1.3 Коррекция нарушений слуховой памяти у дошкольников с ОНР________________________________________________________15
Глава 2. Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР___________________________________________________________19
2.1 Методика и организация экспериментального изучения слуховой памяти у дошкольников с ОНР_____________________________________________19
2.2 Результаты изучения слуховой памяти____________________________22
Глава 3. Методические рекомендации по развитию слуховой памяти у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях в процессе игровой деятельности ____________________________________________________ 25
3.1 Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти___________________________________________________________25
3.2 Содержание дидактических игр, упражнений по развитию слуховой памяти___________________________________________________________27
Заключение______________________________________________________31
Список литературы_______________________________________________32
1 этап – «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду называть тебе слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда я закончу, ты повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке».
2 этап – Сейчас я повторю эти же слова еще раз и ты опять должен повторить их – и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, – все вместе в любом порядке».
3-4 этапы – «Слушай еще раз».
5 этап – «Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты постараешься повторить все слова».
Для определения
объема и прочности долговременного
запоминания через 40—60 минут ребенку
предлагают воспроизвести все слова,
которые он запомнил, но уже без
прочтения слов экспериментатором.
При отсроченном
Обработка результатов: Результаты воспроизведения фиксируются в протокольном бланке с помощью знаков «+» и «–». По полученному протоколу составляется график. По «кривой запоминания» анализируют его особенности.
В норме хороший результатом при первом предъявлении считается воспроизведение пяти – шести слов, с каждым воспроизведением число правильно названных слов растет, и при пятом предъявлении испытуемый называет от восьми до десяти слов. При отсроченном воспроизведении хорошим результатом считается от семи до девяти названных правильно слов.
Если ребенок сразу воспроизвел 8–9 слов, а потом с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается), то это отражает повышенную утомляемость. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. При зигзагообразной кривой можно предположить наличие нарушений слухоречевого восприятия, неустойчивости внимания, нарушениях его концентрации и т.п.
Дети, имеющие интеллектуальное снижение, воспроизводят меньшее количество слов, могут демонстрировать застревание на отдельных словах или додумывание своих слов.
Шестилетнему испытуемому предлагается набор из 7 слов. Детям, старше 7 лет – 10 слов. Причем, с увеличением возраста испытуемого возрастает и смысловая сложность подбираемых слов в наборе
Методика “10 слов”
Контрольная группа.
Ф.И.О. Александров Антон
Возраст: 6 лет
слова |
дом |
хлеб |
дождь |
боль |
окно |
брат |
гриб |
мед |
игла |
сосна | ||
1 повт. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- | ||
2 повт. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- | ||
3 повт. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ | ||
4 повт. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ | ||
5 повт. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
ч/з 50-60 |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
0 |
Ф.И.О. Андрианова Екатерина
Возраст: 5 лет
слова |
дом |
хлеб |
дождь |
боль |
окно |
брат |
гриб |
мед |
игла |
сосна | ||
1 повт. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ | ||
2 повт. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ | ||
3 повт. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- | ||
4 повт. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ | ||
5 повт. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
ч/з 50-60 |
0 |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
Ф.И.О. Грохотов Александр
Возраст: 6 лет
слова |
дом |
хлеб |
дождь |
боль |
окно |
брат |
гриб |
мед |
игла |
сосна | ||
1 повт. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ | ||
2 повт. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ | ||
3 повт. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ | ||
4 повт. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ | ||
5 повт. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
ч/з 50-60 |
0 |
0 |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
Ф.И.О. Дмитриев Василий
Возраст: 6 лет
слова |
дом |
хлеб |
дождь |
боль |
окно |
брат |
гриб |
мед |
игла |
сосна | ||
1 повт. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ | ||
2 повт. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
3 повт. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
4 повт. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ | ||
5 повт. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
ч/з 50-60 |
0 |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
Ф.И.О. Клементьев Дмитрий
Возраст: 6 лет
слова |
дом |
хлеб |
дождь |
боль |
окно |
брат |
гриб |
мед |
игла |
сосна | ||
1 повт. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ | ||
2 повт. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
3 повт. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
4 повт. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ | ||
5 повт. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ | ||
ч/з 50-60 |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
0 |
Группа детей с ОНР:
Ф.И.О. Комиссаров Никита
Возраст: 6 лет
слова |
дом |
хлеб |
дождь |
боль |
окно |
брат |
гриб |
мед |
игла |
сосна | ||
1 повт. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- | ||
2 повт. |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ | ||
3 повт. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- | ||
4 повт. |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- | ||
5 повт. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ | ||
ч/з 50-60 |
0 |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
- |
- |
- |
Ф.И.О. Медведев Алексей
Возраст: 6 лет
слова |
дом |
хлеб |
дождь |
боль |
окно |
брат |
гриб |
мед |
игла |
сосна | ||
1 повт. |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ | ||
2 повт. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- | ||
3 повт. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- | ||
4 повт. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- | ||
5 повт. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ | ||
ч/з 50-60 |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
0 |
0 |
- |
0 |
Ф.И.О. Павлов Владислав
Возраст: 7 лет
слова |
Дом |
хлеб |
дождь |
боль |
окно |
брат |
гриб |
мед |
игла |
сосна | ||
1 повт. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ | ||
2 повт. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- | ||
3 повт. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- | ||
4 повт. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- | ||
5 повт. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ | ||
ч/з 50-60 |
- |
0 |
- |
0 |
- |
- |
- |
0 |
- |
- |
Ф.И.О. Печников Александр
Возраст: 6 лет
слова |
Дом |
хлеб |
дождь |
боль |
окно |
брат |
гриб |
мед |
игла |
сосна | ||
1 повт. |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
_- | ||
2 повт. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- | ||
3 повт. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- | ||
4 повт. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- | ||
5 повт. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- | ||
ч/з 50-60 |
- |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
- |
0 |
0 |