Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:22, курсовая работа
Цели исследования:
1.Определение качественных особенностей формирования слуховой памяти у детей с ОНР на основе психолого- педагогического синдромного анализа.
2.Анализ межсистемной взаимосвязи между памятью и речью у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучение особенностей слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи.
2.Психолого-педагогическое обследование детей без речевых нарушений (контрольная группа) и детей с ОНР (экспериментальная группа).
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3
Глава 1. Изучение особенностей слуховой памяти у дошкольников с ОНР, как психолого-педагогическая проблема _________________________6
1.1 Психический анализ структуры нарушения речи у дошкольников с ОНР________________________________________________________6
1.2 Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР________________________________________________________10
1.3 Коррекция нарушений слуховой памяти у дошкольников с ОНР________________________________________________________15
Глава 2. Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР___________________________________________________________19
2.1 Методика и организация экспериментального изучения слуховой памяти у дошкольников с ОНР_____________________________________________19
2.2 Результаты изучения слуховой памяти____________________________22
Глава 3. Методические рекомендации по развитию слуховой памяти у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях в процессе игровой деятельности ____________________________________________________ 25
3.1 Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти___________________________________________________________25
3.2 Содержание дидактических игр, упражнений по развитию слуховой памяти___________________________________________________________27
Заключение______________________________________________________31
Список литературы_______________________________________________32
Таким образом, коррекция достигается
посредством адаптации
Коррекция слуховой памяти основана на традиционных и нетрадиционных методах коррекции. Развитие слуховой памяти, ее основных показателей происходит с вовлечением ребенка в специально разработанные игры, которые создают мотив, побуждающий запомнить и припомнить. В играх могут использоваться сказки, которые ребенок в начале читает, затем пересказывает, другие дети, после прослушивания могут дополнять пересказ. Также могут использоваться специальные упражнения, среди которых можно выделить следующие:
- воссоздание мысленных образов;
- «назови слова»;
- «узнай фигуры»;
- «установление
связи между элементами
- «повтори движение»;
- «запомни движение»;
- «запомни порядок» и др. (описание игр и упражнений предоставлено в главе 3). Данные упражнения, а также ряд других могут использоваться как самостоятельно, так и процессе осуществления какой-либо общественно-полезной деятельности.
В процессе коррекции слуховой памяти, помимо традиционных методов также могут использоваться нетрадиционные методы.
Таким образом, подводя итоги по особенностям слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи, можно выделить следующие главные моменты.
По определению Р.Е. Левиной общее недоразвитие речи – это форма аномалии у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Существует три уровня ОНР: 1-ый уровень речевого развития характеризуется как «отсутствие общеупотребительной речи», «безречевые дети» - в самостоятельном общении используются вербальные средства; 2-ой уровень речевого развития определяется как «начатки общеупотребительной речи» - появление в речи детей двух-трех, иногда четырехсловной фразы; 3-ий уровень – развернутая фразовая речь с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Причинами ОНР могут быть - слабость акустико-гностических процессов; речедвигательные нарушения, связанные с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов ЦНС, а также с отклонениями в строении и функции артикуляционного аппарата; нарушения взаимодействия между слуховым и речедвигательным анализаторами, что ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова; отклонения зрительного восприятия.
Как показывают данные различных исследований, несформированность речевой функции не проявляется изолированно, а сопровождается дефицитарностью других психических функций, - памяти. Можно отметить такие особенности как трудности в переработке зрительной информации, недоразвитие пространственного синтеза, снижение слухоречевой памяти. В объеме слуховой памяти существует большая вариабельность, а в целом наблюдается ее некоторое общее снижение. Уровень слуховой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития.
Глава 2. Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР.
(экспериментальная часть)
Для изучения особенностей слуховой памяти у дошкольников с ОНР было проведено психодиагностическое исследование, которое проводилось в ГБДОУ детский сад №10 Красносельского района города Санкт - Петербурга, в исследовании приняли участие две группы испытуемых шести лет. Контрольную группу составили 5 детей без речевых нарушений, которые посещали детское дошкольное учреждение обычного типа. В экспериментальную группу вошли также пятеро детей с общим недоразвитием речи 3-го уровня, посещавших коррекционную группу.
Дети с ОНР имели заключение психолого – медико - педагогической комиссии, согласно которым часть детей имела негрубые задержки психического развития, как вторичные по этиологии.
В анамнестических данных у детей экспериментальной группы, отмечались неврологические симптомы в раннем и младшем дошкольном возрасте. Эти симптомы, имевшие место в перинатальном и постнатальном периоде, компенсировались, как правило, к 2-м – 3-м годам. В дальнейшем отмечаются в основном речевые проблемы в виде задержки речевого или психоречевого развития, а к 4 – 5 годам фиксируется синдром общего недоразвития речи.
В исследовании были использованы методики «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия), запоминание двух групп слов, повторения фраз.
Использование методики «Запоминания 10 слов» (по А.Р. Лурия) направлено на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения, особенности мнестической деятельности.
Перед началом обследования на каждого участника был заполнен протокол обследования, в котором отмечались фамилия и имя участника, его возраст, дата обследования. В протоколе в одну строку был записан ряд коротких односложных слов – простых, разных по значению и не имеющих между собой никакой связи. Слова произносились со строгой точностью и по неизменной инструкции: обследование проходило в следующей обстановке – в помещении стояла тишина, не было никаких отвлекающих звуков; обследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе зачитывалась доступно
и внятно инструкция: « Сейчас я
прочту 10 слов. Слушать надо внимательно.
Когда кончу читать, сразу повтори
столько слов, сколько запомнишь.
Повторять можно в любом
Слова произносились медленно и четко. Когда испытуемый ребенок повторял слова, в протоколе отмечался крестик напротив произнесенного слова.
Затем начинался второй этап
– снова зачитывалась
Затем опыт снова повторялся 3, 4 и 5 раз, но уже без какой-либо инструкции. Просто говорилось: «Повтори еще раз».
В случае, когда ребенок называл лишнее слово, оно обязательно записывалось рядом с крестиками, а если эти слова повторялись, ставились крестики напротив этих слов.
Когда ребенок в процессе опыта пытался вставить какие-либо реплики, его останавливали, не допуская никаких разговоров во время опыта.
Затем опыт повторялся через 50 – 60 минут с просьбой к детям воспроизвести ранее зачитываемые 10 слов, без предварительного их напоминания. Повторяемые испытуемым ребенком слова отмечались в протоколе кружочками.
По результатам исследования имелся протокол (Приложение №1) и составлялся график «Кривая запоминания» (Приложение №2).
Следующей методикой,
по которой исследовалось
Для запоминания использовались простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.
Перед ребенком в игровой форме ставилась задача запоминания.
Исследование проводилось в четыре этапа.
Далее с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносились 5 слов. Затем шло повторение их ребенком. Если не повторял ни одного слова, его ободряли и повторяли инструкцию еще раз. Если ребенок произносил слова в ином порядке, ему не делалось замечание, а просто обращали его внимание на то, в каком порядке произносились слова.
Повторы для ребенка делались до тех пор, пока ребенок не повторял все слова (неважно в правильно или неправильном порядке). После того, как ребенок повторил все слова, требовалось, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно.
Регистрировались как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания первой группы слов. Также регистрировались правильность повторений и все привнесенные слова.
Все процедура проводилась
Также регистрируются все слова, называемые ребенком.
Все произносимые ребенком слова регистрировались.
По окончании исследования были составлены протоколы на каждого ребенка, в которых отмечались личные данные ребенка – его фамилия и имя, возраст; были выписаны две группы предъявляемых слов, отмечалось количество повторений и повторяемые слова; затем фиксировались 3 и 4 этапы (протокол в Приложении 4).
Методикой повторения фраз определяется уровень слуховой памяти в зависимости от количества слогов в запоминаемой ребенком фразе.
Процесс проведения исследования происходил следующим образом – ребенку предлагались фразы для запоминания:
6 слогов – Дети должны лечь спать. Дети пошли гулять.
7 слогов – Часы висят на стене. Чашка стоит на столе.
8 слогов – Лошадь бежит по дороге. В лесу весной поют птицы.
9 слогов – Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.
Ребенку объяснялось: «Я произнесу предложение, а ты повтори его».
По результатам обследования составлялся отчет по испытуемым детям, в котором отмечалось количество повторяемых слогов каждым ребенком. И по полученным итогам выводился уровень слуховой памяти по сопоставлению результатов повторенных слогов со стандартной нормой (отчет по исследованию в Приложении №3).
Итак, в процессе исследования использовались три методики. На основании полученных протоколов и отчетов исследований был проведен сравнительный анализ уровня слуховой памяти у детей с нормальным развитием и у детей общим недоразвитием речи. В соответствии, с чем отмечается, что уровень слуховой памяти у дошкольников с нормальным развитием выше, чем у детей с ОНР.
При проведении методики запоминания 10 слов можно отметить, что к пятому разу воспроизведения в группе с нормальным развитием средний показатель – 9,4, а в группе с ОНР– 6,2; при воспроизведении через 50 – 60 мин. – в группе с нормой – 6,8; в группе с ОНР – 3,8. Анализируя методику запоминания 2-ух групп слов, можно сказать, что группа детей с нормальным развитием в среднем где-то к третьему повторению воспроизводит в необходимой последовательности всю предъявляемую группу слов, в группе с ОНР слова в требуемой последовательности воспроизводятся к 5 – 6 повторению, что отражено в диаграмме приложения №4, в которой вычислен средний показатель (соотношение номера повторения полной группы слов к числу участников). Получилось, что у детей с контрольной группы он составил 2,6 и 3,4, а у детей с ОНР – 4,8 и 5,2.
При проведении методики повторения фраз группа детей с нормальным развитием получила показатели высокого уровня слуховой памяти, группа с ОНР – средний и низкий уровень.
Анализируя результаты, полученные при проведении всех выбранных методик, детей контрольной группы и детей с нарушением речи, их можно распределить по соответствующим уровням оценки, что представлено в таблице №1.
Таблица №1
0 - уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Очень высокий |
Всего детей | |
Контрольная группа: |
5 | |||||
Александров Антон |
+ |
|||||
Андрианова Екатерина |
+ |
|||||
Грохотов Александр |
+ |
|||||
Дмитриев Василий |
+ |
|||||
Клементьев Дмитрий |
+ |
|||||
Дети с ОНР: |
5 | |||||
Комиссаров Никита |
+ |
|||||
Медведев Алексей |
+ |
|||||
Павлов Владислав |
+ |
|||||
Печников Александр |
+ |
|||||
Райков Ярослав |
+ |