Изучение слуховой памяти у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования:
1.Определение качественных особенностей формирования слуховой памяти у детей с ОНР на основе психолого- педагогического синдромного анализа.
2.Анализ межсистемной взаимосвязи между памятью и речью у детей с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучение особенностей слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи.
2.Психолого-педагогическое обследование детей без речевых нарушений (контрольная группа) и детей с ОНР (экспериментальная группа).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3
Глава 1. Изучение особенностей слуховой памяти у дошкольников с ОНР, как психолого-педагогическая проблема _________________________6
1.1 Психический анализ структуры нарушения речи у дошкольников с ОНР________________________________________________________6
1.2 Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР________________________________________________________10
1.3 Коррекция нарушений слуховой памяти у дошкольников с ОНР________________________________________________________15
Глава 2. Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР___________________________________________________________19
2.1 Методика и организация экспериментального изучения слуховой памяти у дошкольников с ОНР_____________________________________________19
2.2 Результаты изучения слуховой памяти____________________________22
Глава 3. Методические рекомендации по развитию слуховой памяти у дошкольников с ОНР на логопедических занятиях в процессе игровой деятельности ____________________________________________________ 25
3.1 Планирование логопедической работы по развитию слуховой памяти___________________________________________________________25
3.2 Содержание дидактических игр, упражнений по развитию слуховой памяти___________________________________________________________27
Заключение______________________________________________________31
Список литературы_______________________________________________32

Вложенные файлы: 1 файл

Изучение слуховой памяти у детей с общим недоразвитием речи.docx

— 113.67 Кб (Скачать файл)

Таким образом, коррекция достигается  посредством адаптации содержания обучения к особенностям познавательной деятельности учащихся, учета актуального  уровня и зоны ближайшего развития, использования наглядности, порой  доводимой до очевидности, замедленности  процесса обучения, повторения и тренировочных  упражнений, структурной простоты материала, индивидуального подхода.

Коррекция слуховой памяти основана на традиционных и  нетрадиционных методах  коррекции. Развитие слуховой памяти, ее основных показателей происходит с вовлечением  ребенка в специально разработанные  игры, которые создают мотив, побуждающий  запомнить и припомнить. В играх  могут использоваться сказки, которые  ребенок в начале читает, затем  пересказывает, другие дети, после прослушивания  могут дополнять пересказ. Также  могут использоваться специальные  упражнения, среди которых можно  выделить следующие:

- воссоздание  мысленных образов;

- «назови  слова»;

- «узнай  фигуры»;

- «установление  связи между элементами материала»;

- «повтори  движение»;

- «запомни  движение»;

- «запомни  порядок» и др. (описание игр  и упражнений предоставлено в главе 3). Данные упражнения, а также ряд других могут использоваться как самостоятельно, так и процессе осуществления какой-либо общественно-полезной деятельности.

В процессе коррекции слуховой памяти, помимо традиционных методов также могут  использоваться нетрадиционные методы.

 

Таким образом, подводя итоги по особенностям слуховой памяти у дошкольников с общим  недоразвитием речи, можно выделить следующие главные моменты.

По определению  Р.Е. Левиной общее недоразвитие речи – это форма аномалии у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Существует три уровня ОНР: 1-ый  уровень речевого развития характеризуется как «отсутствие общеупотребительной речи», «безречевые дети» - в самостоятельном общении используются вербальные средства; 2-ой уровень речевого развития определяется как «начатки общеупотребительной речи» - появление в речи детей двух-трех, иногда четырехсловной фразы; 3-ий уровень – развернутая фразовая речь с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Причинами ОНР могут быть - слабость акустико-гностических процессов; речедвигательные нарушения, связанные с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов ЦНС, а также с отклонениями в строении и функции артикуляционного аппарата; нарушения взаимодействия между слуховым и речедвигательным анализаторами, что ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова; отклонения зрительного восприятия.

Как показывают данные различных исследований, несформированность речевой функции  не проявляется изолированно, а сопровождается дефицитарностью других психических  функций, - памяти. Можно отметить такие  особенности как трудности в переработке зрительной информации, недоразвитие пространственного синтеза, снижение слухоречевой памяти. В объеме слуховой памяти существует большая вариабельность, а в целом наблюдается ее некоторое общее снижение. Уровень слуховой памяти находится в прямой зависимости от уровня речевого развития.

 

 

 

 

Глава 2. Особенности слуховой памяти у дошкольников с ОНР.

(экспериментальная  часть)

    1. Методика и организация экспериментального изучения слуховой памяти у дошкольников с ОНР.

Для изучения особенностей слуховой памяти у дошкольников с ОНР было проведено психодиагностическое исследование, которое проводилось в ГБДОУ детский сад №10 Красносельского района города Санкт - Петербурга, в исследовании приняли участие две группы испытуемых шести лет. Контрольную группу составили 5 детей без речевых нарушений, которые посещали детское дошкольное учреждение обычного типа. В экспериментальную группу вошли также пятеро детей с общим недоразвитием речи 3-го уровня,  посещавших коррекционную группу.

Дети с ОНР имели заключение психолого – медико - педагогической комиссии, согласно которым часть  детей имела негрубые задержки психического развития, как вторичные по этиологии.

В анамнестических данных у детей  экспериментальной группы, отмечались неврологические симптомы в раннем и младшем дошкольном возрасте. Эти  симптомы, имевшие место в перинатальном  и постнатальном периоде, компенсировались, как правило, к 2-м – 3-м годам. В  дальнейшем отмечаются в основном речевые  проблемы в виде задержки речевого или психоречевого развития, а  к 4 – 5 годам фиксируется синдром  общего недоразвития речи.

В исследовании были использованы методики «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия), запоминание  двух групп слов, повторения фраз.

Использование методики «Запоминания 10 слов» (по А.Р. Лурия) направлено на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения, особенности мнестической деятельности.

Перед началом обследования на каждого участника был заполнен протокол обследования, в котором отмечались фамилия и имя участника, его возраст, дата обследования. В протоколе в одну строку был записан ряд коротких односложных слов – простых, разных по значению и не имеющих между собой никакой связи. Слова произносились со строгой точностью и по неизменной инструкции: обследование проходило в следующей обстановке – в помещении стояла тишина, не было никаких отвлекающих звуков; обследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе зачитывалась доступно и внятно инструкция: « Сейчас я  прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу повтори  столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Порядок роли не играет. Понятно?».

Слова произносились медленно и  четко. Когда испытуемый ребенок  повторял слова, в протоколе отмечался  крестик напротив произнесенного слова.

 Затем начинался второй этап  – снова зачитывалась инструкция: Сейчас я снова прочту те  же слова, а ты должен повторить  их – и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз  пропустил, - все вместе в любом  порядке». По итогам повторения  ребенком слов снова ставились  крестики напротив слов, которые  воспроизводил испытуемый.

Затем опыт снова повторялся 3, 4 и 5 раз, но уже без какой-либо инструкции. Просто говорилось: «Повтори еще раз».

В случае, когда ребенок называл  лишнее слово, оно обязательно записывалось рядом с крестиками, а если эти  слова повторялись, ставились крестики напротив этих слов.

Когда ребенок в процессе опыта  пытался вставить какие-либо реплики, его останавливали, не допуская никаких  разговоров во время опыта.

Затем опыт повторялся через 50 – 60 минут  с просьбой к детям воспроизвести  ранее зачитываемые 10 слов, без предварительного их напоминания. Повторяемые испытуемым ребенком слова отмечались в протоколе  кружочками.

По результатам исследования имелся протокол (Приложение №1) и составлялся  график «Кривая запоминания» (Приложение №2).

Следующей методикой, по которой исследовалось слухоречевая память детей, была методика запоминания двух групп слов. Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания и возможности удержания порядка предъявляемого материала.

Для запоминания  использовались простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Перед ребенком в игровой форме ставилась  задача запоминания.

Исследование  проводилось в четыре этапа.

  1. Ребенку объяснялось: «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорила. Тебе понятно, что такое «порядок»? Как у меня стояли слова друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?»

      Далее с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносились 5 слов. Затем шло повторение их ребенком. Если не повторял ни одного слова, его ободряли и повторяли инструкцию еще раз. Если ребенок произносил слова в ином порядке, ему не делалось замечание, а просто обращали его внимание на то, в каком порядке произносились слова.

      Повторы для ребенка делались до тех пор, пока ребенок не повторял все слова (неважно в правильно или неправильном порядке). После того, как ребенок повторил все слова, требовалось, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно.

Регистрировались как порядок, так и количество необходимых  повторений для полного запоминания  первой группы слов. Также регистрировались правильность повторений и все привнесенные слова.

  1. На втором этапе ребенку предлагалась друга группа слов: «А теперь послушай и повтори другие слова».

Все процедура проводилась аналогично первому этапу.

  1. На третьем этапе ребенок должен повторить слова, которые он запоминал первыми.

Также регистрируются все слова, называемые ребенком.

  1. На четвертом этапе ребенок повторял слова, которые предъявлялись во второй группе.

Все произносимые ребенком слова регистрировались.

По окончании исследования были составлены протоколы на каждого  ребенка, в которых отмечались личные данные ребенка – его фамилия  и имя, возраст; были выписаны две  группы предъявляемых слов, отмечалось количество повторений и повторяемые  слова; затем фиксировались 3 и 4 этапы (протокол в Приложении 4).

Методикой повторения фраз определяется уровень слуховой памяти в зависимости от количества слогов в запоминаемой ребенком фразе.

Процесс проведения исследования происходил следующим образом – ребенку  предлагались фразы для запоминания:

6 слогов – Дети должны лечь  спать. Дети пошли гулять.

7 слогов – Часы висят на  стене. Чашка стоит на столе.

8 слогов – Лошадь бежит по  дороге. В лесу весной поют  птицы.

9 слогов – Кошка побежала  за мышкой. Зимой на улице холодно.

Ребенку объяснялось: «Я произнесу  предложение, а ты повтори его».

По результатам обследования составлялся  отчет по испытуемым детям, в котором  отмечалось количество повторяемых  слогов каждым ребенком. И по полученным итогам выводился уровень слуховой памяти по сопоставлению результатов  повторенных слогов со стандартной  нормой (отчет по исследованию в  Приложении №3).

 

    1. Результаты изучения слуховой памяти.

 Итак, в процессе исследования использовались три методики. На основании полученных протоколов и отчетов исследований был проведен  сравнительный анализ уровня слуховой памяти у детей с нормальным развитием и у детей общим недоразвитием речи. В соответствии, с чем отмечается, что уровень слуховой памяти у дошкольников с нормальным развитием выше, чем у детей с ОНР.

При проведении методики запоминания 10 слов можно  отметить, что к пятому разу воспроизведения  в группе с нормальным развитием  средний показатель – 9,4, а в группе  с ОНР– 6,2; при воспроизведении  через 50 – 60 мин. – в группе с нормой – 6,8; в группе с ОНР – 3,8. Анализируя методику запоминания 2-ух групп слов, можно сказать, что группа детей с нормальным развитием в среднем где-то к третьему повторению воспроизводит в необходимой последовательности всю предъявляемую группу слов, в группе с ОНР слова в требуемой последовательности воспроизводятся к 5 – 6 повторению, что отражено в диаграмме приложения №4, в которой вычислен средний показатель (соотношение номера повторения полной группы слов к числу участников). Получилось, что у детей с контрольной группы он составил 2,6 и 3,4, а у детей с ОНР – 4,8 и 5,2.

При проведении методики повторения фраз группа детей  с нормальным развитием получила показатели высокого уровня слуховой памяти, группа с ОНР – средний  и низкий уровень.

 

Анализируя  результаты, полученные при проведении всех выбранных методик, детей контрольной группы и детей с нарушением речи, их можно распределить по соответствующим уровням оценки, что представлено в таблице №1.

 

Таблица №1

 

0 - уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Очень высокий

Всего детей

Контрольная группа:

         

5

        Александров Антон

   

+

     

        Андрианова Екатерина

   

+

     

          Грохотов Александр

   

+

     

          Дмитриев Василий

   

+

     

          Клементьев Дмитрий

     

+

   

Дети с ОНР:

         

5

          Комиссаров Никита

 

+

       

          Медведев Алексей

   

+

     

          Павлов Владислав

   

+

     

          Печников Александр

 

+

       

          Райков Ярослав

 

+

       

Информация о работе Изучение слуховой памяти у детей с ОНР