Изучение уровня самооценки у младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать изучение уровня самооценки у младших дошкольников и определить основные проблемы изучения уровня самооценки у младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: самооценка младшего дошкольника.
Предмет исследования: условия изучения уровня самооценки у младшего дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы изучения уровня самооценки младших дошкольников ………………………………………………………….7
Понятие «самооценка» как психологическая категория ………………..7
Особенности развития самооценки у младших дошкольников ……….12
Условия изучения уровня самооценки у младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении……………………………………19
Выводы по главе I ……………………………………………………………….22
Глава II. Исследовательская работа по изучению уровня самооценки младших дошкольников в условиях детский сад №25» ……………………………………………………………….23
2.1. Анализ деятельности педагога-психолога в условиях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №25» …………………………………………………...23
2.2. Цель, задачи, содержание исследовательской работы …………………...29
Выводы по главе II ……………………………………………………………...40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы ……

Вложенные файлы: 1 файл

Недолужко Э.Э (1).docx

— 384.61 Кб (Скачать файл)

2. Самоуважение (ощущение личного  достоинства). Уверенность в своей  ценности; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к личному  праву жить и быть счастливым. Комфорт при умственном утверждении мыслей, желаний, потребностей [7, 83].

Проанализировав вышеизложенные точки зрения, можно сделать вывод, что самооценка есть возможность ощущать себя способным справиться с жизненными задачами и иметь право на счастье.

На основе вышеперечисленных определений понятия «самооценки» можно выделить несколько ее видов:

- общая - оценка себя в целом как хорошего или плохого;

- парциальная - оценка достижений в отдельных видах деятельности;

- актуальная - то, что уже достигнуто личностью;

- потенциальная - то, на что способна личность. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.

- адекватная/неадекватная, то есть соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида.

Вывод: мы считаем, что самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Кроме того, самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека.

В зависимости от направленности самооценка может быть прогностической, процессуальной, ретроспективной.

Таким образом, можно говорить о том, что самооценка - это важная психологическая категория, которая является объектом такого важного и сложного образования в психике человека как самосознание.

 

    1. Особенности развития самооценки у младших дошкольников

 

Дошкольный возраст – это период развития ребенка от 3 до 6-7 лет. В эти годы происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Всех дошкольников можно разделить на три категории: младшие (3-4 года), средние (4-5 лет) и старшие дошкольники (6-7 лет). При этом четких границ перехода ребенка из одной категории в другую не выделяется, так как это напрямую связано с индивидуальными особенностями развития ребенка. Хотя психологи, наблюдая за детьми данного возраста, выделили ряд общих особенностей развития самооценки, соответствующих каждой категории.

Так, взаимоотношения между детьми-дошкольниками возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. Под влиянием этих действий происходит и обучение, и воспитание, и интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

- сенсорное развитие: снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов [13, 129].

- мышление младшего дошкольника развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением.

- речь сопровождает практические действия ребенка, но она еще не выполняет планирующей функции. Так, в 4 года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести [24, 59].

- память все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще заметную роль в развитии памяти играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению. Продолжается интенсивное развитие образной памяти (запоминание предметов и их изображений). Для развития памяти ребенка данного возраста характерно движение от образной к словесно-логической памяти [24, 62].

- воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно.

От успешности протекания развития данных процессов напрямую зависит успешность формирования самосознания ребенка, и, соответственно, его адекватная самооценка.

Так, в работах Л.И. Галиновой говорится о том, что дошкольник имеет определенный образ себя, у него есть уже и известное отношение к себе, которое является транслированным и усвоенным отношением к ребенку других, главным образом, окружающих его взрослых. При этом                       Л.И. Галинова утверждает, что ребенок дошкольного возраста не способен выполнить функцию самооценки, в лучшем случае он актуализирует оценочную позицию окружающих по отношению к себе [5, 78].

В своих работах В.С. Мухина пишет о том, что «в процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения. И это развитие в дошкольном возрасте тесно связано с тем социальным пространством, в котором находится ребенок. Это пространство ребенком-дошкольником осваивается через стремление ребенка реализовать свою потребность в любви и эмоциональной поддержке, через стремление реализовать свои притязания на признание. Конкретно это выражается через ожидание получить одобрение и быть оцененным как «хороший» [15, 127].

Повышение осознанности мотивов, отчет в побудительных силах поступков и их последствий становиться возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание – понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Как уже было сказано выше, наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

С точки зрения ведущих психологов, предпосылка развития самосознания заключается в отделении себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще по-настоящему он ничего не знает о себе, о своих качествах. «Стремясь быть как взрослый, ребенок трех-четырех лет не учитывает свои возможности, он просто приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются» [19].

Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А такой процесс происходит не сразу. В период младшего дошкольного возраста, оценивая своих сверстников, ребенок просто повторяет мнение взрослого. То же самое происходит и при формировании самооценки («Я хороший, потому что мама так говорит») [1, 56].

В связи с данным фактом, дети-дошкольники все чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и личных достижений. Это явление связано с реализацией потребности на признание. При этом потребность в признании в этом возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах, ребенок пытается предвидеть реакцию других людей на свои поступки, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки [12, 52].

Отсюда, движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них:

- потребность в общении, с помощью которой усваивается  социальный опыт;

- потребность во внешних  впечатлениях, в результате чего  происходит развитие познавательных  способностей, а также потребность  в движениях, приводящая к овладению  целой системой разнообразных  навыков и умений [23].

Анализ литературных источников, посвященных проблеме развития самооценки личности, позволяет выделить ряд специфических для дошкольного возраста, закономерностей:

1. Самооценка дошкольника - явление  неустойчивое, ситуативное.

2. Динамика формирования самооценки  в дошкольном возрасте идет  по трем основным направлениям:

- возрастание числа качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком;

- переход от общей самооценки к частной, дифференцированной;

- возникновение оценки себя во времени, которая проявляется как в элементарном самоанализе своих прежних деяний, так и в прогнозировании своего будущего.

З. Механизм формирования самооценки у младшего дошкольника разворачивается следующим образом:

- через конкретные виды оценок к обобщенным;

- через оценки значимых взрослых (родителей, прародителей, педагогов), затем сверстников, к развитию самооценки на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач.

4. Наиболее адекватной частной  самооценкой в дошкольном возрасте, по сравнению с реалистической  самооценкой, свойственной взрослому  человеку, признается, как правило, завышенная.

5. Самооценка дошкольника характеризуется:

- целостностью (ребенок не различает  себя как субъект деятельности  и себя как личность);

- недостаточной объективностью и обоснованностью;

- малой рефлексивностью и слабо выраженной дифференциацией;

- наличием завышенного уровня  притязаний.

Итак, становление самосознания, без которого невозможно формирование личности - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. «Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка с взрослыми. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий [16, 127]. Сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе.

Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:

- выражает свое отношение к  окружающему и оценочный подход;

- организует деятельность малыша, обеспечивая накопление опыта  индивидуальной деятельности, ставя  задачу, показывая способы ее  решения и оценивая исполнение;

- представляет образцы деятельности  и тем самым дает ребенку  критерии правильности ее выполнения;

- организует совместную со сверстниками  деятельность, которая помогает  ребенку видеть в ровеснике  личность, учитывать его желания, считаться с его интересами, а  также переносить в ситуации  общения со сверстниками образцы  деятельности и поведения взрослых [14, 135].

Таким образом, оценочная деятельность требует от взрослого умения выражать доброжелательность в обращениях к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной. При выполнении указанных условий положительные оценки усиливают одобряемые формы поведения, расширяют инициативу малыша. А отрицательные - перестраивают деятельность и поведение, ориентируют на достижение требуемого результата. Положительная оценка как выражение одобрения со стороны окружающих при отсутствии отрицательной теряет свою воспитательную силу, поскольку ребенок не ощущает ценности первой. Избыток отрицательных оценок при недостатке положительных рождает неуверенность, боязнь нового, создает напряженность в отношениях с взрослым. Только уравновешенное сочетание положительной и отрицательной оценок создает благоприятные условия для формирования оценочных и самооценочных действий дошкольника [17, 205].

Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.

Итак, к особенностям развития самооценки в младшем дошкольном возрасте относятся:

- сохранение общей положительной  самооценки;

- возникновение критического отношения  к оценке себя взрослым и  
сверстником;

- формируется осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психических процессов;

Вывод: проанализировав особенности развития самооценки у младших дошкольников, считаем, что в дошкольном возрасте ребенок становиться не только субъектом деятельности, но и осознает себя как субъект. Формируется его самосознание, способность к самооценке своих действий, поступков, переживаний. При этом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношений человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие, и формируется данный компонент именно в младшем дошкольном возрасте на основе развития всех познавательных психических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Условия изучения уровня самооценки у младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

 

Связующим звеном между ребенком и взрослыми в дошкольном образовательном учреждении выступает психолог. Психолог в детском саду - это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей [22, 8].

Информация о работе Изучение уровня самооценки у младших дошкольников