Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 15:55, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать изучение уровня самооценки у младших дошкольников и определить основные проблемы изучения уровня самооценки у младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: самооценка младшего дошкольника.
Предмет исследования: условия изучения уровня самооценки у младшего дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы изучения уровня самооценки младших дошкольников ………………………………………………………….7
Понятие «самооценка» как психологическая категория ………………..7
Особенности развития самооценки у младших дошкольников ……….12
Условия изучения уровня самооценки у младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении……………………………………19
Выводы по главе I ……………………………………………………………….22
Глава II. Исследовательская работа по изучению уровня самооценки младших дошкольников в условиях детский сад №25» ……………………………………………………………….23
2.1. Анализ деятельности педагога-психолога в условиях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №25» …………………………………………………...23
2.2. Цель, задачи, содержание исследовательской работы …………………...29
Выводы по главе II ……………………………………………………………...40
Заключение ………………………………………………………………………42
Список использованной литературы ……
2. Самоуважение (ощущение личного
достоинства). Уверенность в своей
ценности; позитивный (утвердительный)
принцип по отношению к
Проанализировав вышеизложенные точки зрения, можно сделать вывод, что самооценка есть возможность ощущать себя способным справиться с жизненными задачами и иметь право на счастье.
На основе вышеперечисленных определений понятия «самооценки» можно выделить несколько ее видов:
- общая - оценка себя в целом как хорошего или плохого;
- парциальная - оценка достижений в отдельных видах деятельности;
- актуальная - то, что уже достигнуто личностью;
- потенциальная - то, на что способна личность. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.
- адекватная/неадекватная, то есть соответствующую/
Вывод: мы считаем, что самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Кроме того, самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека.
В зависимости от направленности самооценка может быть прогностической, процессуальной, ретроспективной.
Таким образом, можно говорить о том, что самооценка - это важная психологическая категория, которая является объектом такого важного и сложного образования в психике человека как самосознание.
1. Самооценка дошкольника - явление неустойчивое, ситуативное.
2. Динамика формирования
- возрастание числа качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком;
- переход от общей самооценки к частной, дифференцированной;
- возникновение оценки себя во времени, которая проявляется как в элементарном самоанализе своих прежних деяний, так и в прогнозировании своего будущего.
З. Механизм формирования самооценки у младшего дошкольника разворачивается следующим образом:
- через конкретные виды оценок к обобщенным;
- через оценки значимых взрослых (родителей, прародителей, педагогов), затем сверстников, к развитию самооценки на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач.
4. Наиболее адекватной частной
самооценкой в дошкольном
5. Самооценка дошкольника
- целостностью (ребенок не различает себя как субъект деятельности и себя как личность);
- недостаточной объективностью и обоснованностью;
- малой рефлексивностью и слабо выраженной дифференциацией;
- наличием завышенного уровня притязаний.
Итак, становление самосознания, без которого невозможно формирование личности - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. «Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка с взрослыми. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий [16, 127]. Сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе.
Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:
- выражает свое отношение к
окружающему и оценочный
- организует деятельность
- представляет образцы
- организует совместную со
Таким образом, оценочная деятельность требует от взрослого умения выражать доброжелательность в обращениях к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной. При выполнении указанных условий положительные оценки усиливают одобряемые формы поведения, расширяют инициативу малыша. А отрицательные - перестраивают деятельность и поведение, ориентируют на достижение требуемого результата. Положительная оценка как выражение одобрения со стороны окружающих при отсутствии отрицательной теряет свою воспитательную силу, поскольку ребенок не ощущает ценности первой. Избыток отрицательных оценок при недостатке положительных рождает неуверенность, боязнь нового, создает напряженность в отношениях с взрослым. Только уравновешенное сочетание положительной и отрицательной оценок создает благоприятные условия для формирования оценочных и самооценочных действий дошкольника [17, 205].
Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.
Итак, к особенностям развития самооценки в младшем дошкольном возрасте относятся:
- сохранение общей
- возникновение критического
сверстником;
- формируется осознание своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и некоторых психических процессов;
Связующим звеном между ребенком и взрослыми в дошкольном образовательном учреждении выступает психолог. Психолог в детском саду - это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей [22, 8].
Информация о работе Изучение уровня самооценки у младших дошкольников