5.Симптомокомплекс - враждебность
в семейной ситуации представлен
в Таблице 8.
Таблица 8.
Враждебность в семейной
ситуации
Выделенные показатели |
Количество детей (%) |
Агрессивная позиция фигур |
5% |
Деформированная (нечеткая) фигура |
30% |
Руки раскинуты в стороны |
25% |
Пальчики в виде длинных палочек |
10% |
40% детей рисуют себя в отдалении
от первого изображенного члена
семьи. С учетом ранее выделенных
неблагоприятных признаков, данный
показатель может свидетельствовать
о наиболее отрицательных эмоциях
ребенка по отношению к этому
члену семьи. Раскинутые в стороны
руки (25%), пальцы в виде длинных палочек
(10%) являются признаками агрессивности
в семейной ситуации. Деформированная
(нечеткая) фигура (30%) на рисунках говорит
о неприятии ребенком данного члена семьи
или же его изоляции.
Итак, проанализировав результаты рисуночного
теста «Моя семья», можно сделать вывод
о том, что представления ребенком себя
во внутрисемейных отношениях в большинстве
семей положительные, но есть дети, которые
находятся в группе риска по таким показателям,
как враждебность в семейной ситуации,
тревожность, конфликтность, чувство неполноценности
в семейной ситуации.
С целью определения отношения
родителей к ребенку (анализ развития
детско-родительских отношений) провели
с родителями тест-опросник «Родительское
отношение к детям». Тестовый материал
опросника, обработка результатов представлены
в Приложении 5.
Процентное соотношение результатов
представлено в таблице 9.
Таблица 9.
Шкала |
Принятие/отвержение |
кооперация |
симбиоз |
контроль |
Отношение к неудачам |
Кол-во % |
баллы |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
32% |
63% |
5% |
37% |
58% |
5% |
38% |
52% |
10% |
21% |
63% |
16% |
10% |
58% |
32% |
Итак, проанализировав полученные
результаты, мы пришли к выводу, что отношения
родителей к детям исследуемой группы
в основном развиваются благополучно,
у большинства опрошенных родителей фиксируются
высокие баллы по всем шкалам, что свидетельствует
о значительной
развитости указанных выше видов родительских
отношений. Хотя необходимо отметить,
что у 5% (1 человек) родители испытывают
по отношению к ребенку в основном только
отрицательные чувства: раздражение, злость,
досаду, даже иногда ненависть. Родители
считают ребенка «неудачником», постоянно
напоминают ему, что у него ничего не получается,
они не верят в его будущее, низко оценивает
его способности.
Кроме того, сопоставив результаты
методики «Отношение родителей к ребенку»
с результатами методик «Лесенка» и «Какой
Я», можно говорить о том, что одним из
факторов формирования заниженной самооценки
ребенка является отношение к нему родителей.
Это предположение подтверждается и рисуночным
тестом «Моя семья».
Поэтому педагогу-психологу МБДОУ «Детский
сад №25» необходимо в первую очередь обратить
внимание именно на этого ребенка. При
этом суть педагогической поддержки педагога-психолога
и его психологической помощи младшему
дошкольнику с низкими показателями уровня
самооценки будет заключаться во внимательном,
эмоционально-положительном, одобряющем,
оптимистически настроенном отношении
к нему.
Доверительное общение, постоянный контакт
с семьей, вера в ребенка, знание причин
и своевременное применение способов
преодоления трудностей ребенка способны
медленно, но поступательно формировать
адекватную самооценку младшего дошкольника.
Вывод: с целью изучения развития
самооценки у детей младшего дошкольного
возраста и факторов, влияющие на формирования
неадекватной самооценки у данной категории
детей, мы провели исследование на базе
младшей группы МБДОУ «Детский сад №25»,
состоящее из следующих методик: методика
«Лесенка» (групповая, индивидуальная);
методика «Какой Я»; методика «Моя семья» (Г.Т. Хоментаускас);
тест-опросник родительское отношение
к детям. В ходе исследования определили,
что формирование самооценки детей младшего
дошкольного возраста зависит не только
от того, как ребенок воспринимает себя,
свой окружающий мир, своих сверстников,
а в основном, от мнения взрослых, его окружающих,
в частности его родителей, воспитателей.
Выводы по главе II
- Базой исследования было выбрано Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка –
детский сад №25» г. Миасс. К приоритетным
целям и задачам деятельности педагога-психолога
в МБДОУ «Детский сад №25» г. Миасс относится
своевременное оказание психологической
поддержки детям, направленной на обеспечение
их психоэмоционального благополучия
и формирования у них адекватной самооценки
посредством использования перспективных
коррекционно-развивающих средств.
- С целью изучения развития самооценки
у детей младшего дошкольного возраста
и факторов, влияющие на формирования
неадекватной самооценки у данной категории
детей, мы провели исследование на базе
младшей группы МБДОУ «Детский сад №25».
На первом
этапе исследования с помощью методики
«Лесенка» (групповая, индивидуальная)
и методики «Какой Я» определили, что практически
у всех детей исследуемой группы (95%) достаточно
высокая самооценка. Это, с нашей точки
зрения, является позитивным признаком. Хотя в группе выделяется один ребенок,
показатели которого являются отрицательными
– по результатам проведенных методик
развитие его самооценки находится на
низком уровне – это говорит о явном неблагополучии
в самооценке и в общем отношении к себе.
В младшем дошкольном возрасте большую
роль в развитии и формировании самооценки
играют взрослые, окружающие ребенка.
Поэтому мы не можем судить ни о сформированности
и ни об устойчивости, ни о причинах именно
такой самооценки, поскольку не изучались
данные о взаимоотношениях в семье.
Поэтому, на следующем этапе исследования
провели методику рисуночный тест «Моя
семья», с целью выявить представления
ребенком себя во внутрисемейных отношениях.
Подтвердили полученные результаты тест-опросником
«Родительское отношение к детям», который
проводили с родителями исследуемой группы.
Таким образом, сопоставив результаты методики «Отношение
родителей к ребенку» с результатами методик
«Лесенка» и «Какой Я», мы пришли к выводу,
что одним из факторов формирования заниженной
самооценки ребенка является отношение
к нему родителей. Это предположение подтверждается
и рисуночным тестом «Моя семья».
Заключение
Итак, целью нашего исследования
было проанализировать изучение самооценки
у младших дошкольников и определить основные
проблемы изучения самооценки у младших
дошкольников в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
Логика исследовательской работы
позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Самооценка - это важная психологическая
категория, которая является объектом
самосознания человека и заключается
в оценке личностью самой себя, своих возможностей,
качеств и места среди других людей. Относясь
к ядру личности, самооценка является
важным регулятором ее поведения. Тем
самым самооценка влияет на эффективность
деятельности человека и дальнейшее развитие
его личности.
2. К особенностям развития самооценки
в младшем дошкольном возрасте относятся:
возникновение критического отношения
к оценке себя взрослым и сверстником;
формирование осознания своих физических
возможностей, умений, нравственных качеств,
переживаний и некоторых психических
процессов. Самооценка младшего дошкольника
в значительной мере определяется спецификой
деятельности, знанием своих умений и
опытом их оценки, степенью усвоения истинных
критериев оценки в данной области, уровнем
притязания ребенка в той или иной деятельности.
3. Для получения достоверных
результатов по определению уровня самооценки
детей младшего дошкольного возраста
в условиях дошкольного образовательного
учреждения, психологу необходимо учитывать
индивидуальные особенности ребенка,
найти с ним общий контакт. Для получения
более полной картины психологу необходимо
провести предварительную беседу с воспитателем
и родителями, направленную на определение
отношения взрослых к личности ребенка.
- Базой исследования было выбрано Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка –
детский сад №25» г. Миасс. К приоритетным
целям и задачам деятельности педагога-психолога
в МБДОУ «Детский сад №25» г. Миасс относится
своевременное оказание психологической
поддержки детям, направленной на обеспечение
их психоэмоционального благополучия
и формирования у них адекватной самооценки
посредством использования перспективных
коррекционно-развивающих средств.
- С целью изучения развития самооценки
у детей младшего дошкольного возраста
и факторов, влияющие на формирования
неадекватной самооценки у данной категории
детей, мы провели исследование, состоящее
из нескольких этапов. На первом этапе
исследования с помощью методики «Лесенка»
и методики «Какой Я» определили, что практически
у всех детей исследуемой группы (95%) достаточно
высокая самооценка. Это, с нашей точки
зрения, является позитивным признаком.
Хотя в группе выделяется один ребенок,
показатели которого являются отрицательными
(развитие его самооценки находится на
низком уровне) – это говорит о явном неблагополучии
в самооценке и в общем отношении к себе.
В младшем
дошкольном возрасте большую роль в развитии
и формировании самооценки играют взрослые,
окружающие ребенка. Поэтому на следующем
этапе исследования провели методику
рисуночный тест «Моя семья», с целью выявить
представления ребенком себя во внутрисемейных
отношениях. Подтвердили полученные результаты
тест-опросником «Родительское отношение
к детям», который проводили с родителями
исследуемой группы.
Таким образом, сопоставив результаты методики «Отношение
родителей к ребенку» с результатами методик
«Лесенка» и «Какой Я», мы пришли к выводу,
что одним из факторов формирования заниженной
самооценки ребенка является отношение
к нему родителей. Это предположение подтверждается
и результатами рисуночного теста «Моя
семья».
Таким образом, считаем, что цели и задачи
исследовательской работы достигнуты.
При этом данная работа не исчерпывает
всей полноты рассматриваемой темы. Дальнейшее ее
исследование может быть продолжено: проведены
диагностики с другими взрослыми, непосредственно
влияющими на формирование личности ребенка,
в частности с воспитателями дошкольного
образовательного учреждения, проведены
повторно диагностики определения уровня
развития самооценки у детей младшего
дошкольного возраста, что позволит более
точно дать обоснование решению исследуемой
проблемы.
Список использованной литературы
- Авдеева, Н.Н., Силвестру, А.И., Смирнова,
Е.О. Развитие представлений о самом себе
у ребенка от рождения до 7 лет [Текст].
- М.: Центр Пресс, 2007. – 249 с.
- Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития
детского самосознания [Текст]. – М.: Дашков
и К., 2007. – 218 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование
в детском возрасте [Текст]. -М.: Владос,
2008. - 464 с.
- Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности
формирования личности в детстве: норма
и отклонения [Текст] //Вопросы психологии.
– 2010. – №5. - С.34 –
41.
- Галинова, Л.И. Психологический анализ
феномена детской застенчивости [Текст]
//Вопросы психологии. – 2008. - №7. – С.77 –
82.
- Гнездилова, Н. Формирование самооценки
у дошкольника [Электронный ресурс]. - http://dusha.my1.ru/
- Гофман. Д.Я. Особенности самооценки дошкольников
[Текст] //Вестник АлтГПА. – 2012. - №9. – С.82
– 84.
- Детская психология [Текст]: учеб. пособие
для студ. вузов /под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. - Мн.: Университетское, 2006.
– 399 с.
- Захаров, А.И. Предупреждение отклонений
в поведении ребенка дошкольного возраста
[Текст]. - СПб: Речь, 2007. – 224 с.
- Захарова, А.В. Структурно-динамическая
модель самооценки [Текст] //Вопросы психологии.
– 2009. - №1. - С.25 - 29.
- Катрич, Г.И. Становление рефлексивной
самооценки в младшем дошкольном возрасте
[Текст] //Вопросы психологии. – 2008. - №4.
–
С.75 – 78.
- Коневская, Е.М. Влияние общества на формирование
морально-ценностных ориентаций у детей
дошкольного возраста [Текст] //Педагогическое
образование и наука. – 2009. - №12. – С.51 –
54.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология:
развитие человека от рождения до поздней
зрелости [Текст]: учеб. пособие для студ.
вузов. – М.: Сфера, 2004. – 464 с.
- Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Формирование
избирательных привязанностей у дошкольников
[Текст]. – М.: Владос, 2006. – 275 с.
- Мухина, В.С. Детская психология [Текст]:
учеб. для пед. ин-тов /под ред. Л.А. Венгера.
- М.: Академия, 2006. – 284 с.
- Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник
для студ. высш. учеб. заведений: в 3 кн.:
кн. 1, Общие основы психологии. - М.: Владос,
2005. - 576 с.
- Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории,
факты, проблемы [Текст]. - М.: Дрофа, 2004 –
400 с.
- Общение детей в детской саду и семье
[Текст] /под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной.
- М.: Педагогика, 2004. – 189 с.
- Особенности развития самооценки у детей
дошкольного возраста: большая библиотека
психологии [Электронный ресурс]. - http://biblios.newgoo.net
- Пащенко, Т.Н. Изучение возможностей формирования
адекватной самооценки у детей дошкольного
возраста [Текст] //Вопросы психологии.
– 2009. - №2. – С.75 – 83.
- Психологический словарь
[Текст] /под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожец,
Б.Ф. Ломова и др. – М.: Академия, 2004. – 458
с.
- Рояк, А.А. Эмоциональное благополучие
ребенка в группе детского сада [Текст]
//Дошкольное воспитание. – 2009. - №10. –
С.7 – 11.
- Самооценка ребенка дошкольника от 3
до 7 лет [Электронный ресурс]. - http://prodetsad.spb.ru/
- Смирнова, Е.О. Особенности общения с
дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия,
2008. - 293 с.
- Хухлаева, О.В., Хухлаев, О.Е.,
Первушина, И.М. Тропинка к своему Я: как
сохранить психологическое здоровье дошкольников
[Текст]. – СПб.: Питер, 2004. – 197 с.