Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 15:55, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: проанализировать изучение уровня самооценки у младших дошкольников и определить основные проблемы изучения уровня самооценки у младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Объект исследования: самооценка младшего дошкольника. Предмет исследования: условия изучения уровня самооценки у младшего дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3 Глава I. Теоретические аспекты проблемы изучения уровня самооценки младших дошкольников ………………………………………………………….7 Понятие «самооценка» как психологическая категория ………………..7 Особенности развития самооценки у младших дошкольников ……….12 Условия изучения уровня самооценки у младших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении……………………………………19 Выводы по главе I ……………………………………………………………….22 Глава II. Исследовательская работа по изучению уровня самооценки младших дошкольников в условиях детский сад №25» ……………………………………………………………….23 2.1. Анализ деятельности педагога-психолога в условиях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №25» …………………………………………………...23 2.2. Цель, задачи, содержание исследовательской работы …………………...29 Выводы по главе II ……………………………………………………………...40 Заключение ………………………………………………………………………42 Список использованной литературы ……
- формирует у педагогов МБДОУ
«Детский сад №25» позицию отзывчивости
на конкретную ситуацию психоэмоционального
неблагополучия дошкольников; учит педагогов
оказывать помощь детям группы риска;
дает рекомендации по эффективному взаимодействию
с проблемными категориями дошкольников;
- способствует повышению ответственности
родителей за психоэмоциональное благополучие
детей; расширяет психолого-педагогические
знания и умения по оптимизации детско-родительских
отношений.
2.2. Цель, задачи, содержание исследовательской
работы
Для практического обоснования
теоретического аспекта изучения самооценки
младших дошкольников базой исследования
выбрана младшая группа «Капитошки» МБДОУ
«Детский сад №25» г. Миасс. Списочный состав
группы – 25 человек, из них мальчиков –
12 человек, девочек – 13 человек.
Цель исследовательской работы: определить
уровень развития самооценки у детей младшего
дошкольного возраста и факторы, влияющие на формирования
неадекватной самооценки у данной категории
детей.
Задачи исследовательской работы:
Провести диагностику представлений
ребенка о самом себе, пониманию своего
Я;
Провести диагностику отношения взрослых
(родителей) к ребенку;
Сопоставить полученные результаты диагностик.
Для решения
поставленных задач, в исследовательской
работе были использованы следующие методики
диагностирования:
Методика «Лесенка» (групповая, индивидуальная).
Цель: выявить систему представлений
ребёнка о том, как он оценивает себя сам,
как, по его мнению, его оценивают другие
люди и как соотносятся эти представления
между собой.
Методика «Какой Я». Цель: определить
уровень самооценки у младших дошкольников
и степень эмоционального отношения к
себе.
Методика рисуночный тест «Моя семья» (Г.Т. Хоментаускас). Цель: выявить представления ребенком себя во внутрисемейных отношениях.
Тест-опросник родительское отношение
к детям.
В исследовании приняло участие
19 детей, 19 родителей. Всего в исследовании
участвовало 38 человек.
На первом этапе исследования
провели методику «Лесенка», с целью определить
систему представлений ребенка о себе
самом, и как, по его мнению, его оценивают
другие, т.е. определить уровень самооценки
ребенка.
Методика «Лесенка» имеет два
варианта использования: групповой и индивидуальный.
Групповой вариант позволяет оперативно
выявить уровень самооценки. При индивидуальном
изучении самооценки есть возможность
выявить причину, которая сформировала
ту или иную самооценку. Тестовый материал,
обработка результатов и интерпретация
теста представлены в Приложении 3.
Результаты группового варианта
методики «Лесенка» представлены в таблице
1.
Таблица 1.
Результаты методики «Лесенка» (групповой
вариант)
№ ступени
Самооценка
Кол-во человек
% соотношение
1
Завышенная
12
64%
2.3
Адекватная
6
31%
4
Заниженная
0
0%
5.6
Низкая
1
5%
7
Резко заниженная
0
0%
Результаты индивидуального
варианта методики «Лесенка» представлены
в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты методики «Лесенка» (индивидуальный
вариант)
№ ступени
Самооценка
Кол-во человек
% соотношение
1
Завышенная
13
68%
2.3
Адекватная
5
27%
4
Заниженная
0
0%
5.6
Низкая
1
5%
7
Резко заниженная
0
0%
Процентное соотношение результатов
группового и индивидуального вариантов
представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Процентное соотношение группового
и индивидуального вариантов методики
«Лесенка».
На следующем этапе исследования
провели методику «Какой Я». Цель: выявить
уровень самооценки ребенка и степень
его эмоционального отношения к себе.
Тестовый материал, обработка результатов
и интерпретация теста представлены в
Приложении 4.
Результаты методики представлены
в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты методики «Какой Я»
баллы
Самооценка
Кол-во человек
% соотношение
10
Завышенная
4
21%
8-9
Высокая
9
47%
4-7
Средняя
5
27%
2-3
Заниженная
1
5%
0-1
Очень низкая
0
0%
Процентное соотношение результатов
методики «Какой Я» представлено на рисунке
2.
Рис. 2. Процентное соотношение результатов
методики «Какой Я»
Соотношение результатов методики
«Лесенка» и «Какой Я» представлены на
рисунке 3.
Рис. 3. Соотношение результатов методик
«Лесенка» и «Какой Я».
Итак, при анализе результатов
мы, прежде всего, обращали внимание, на
какую ступеньку ребенок себя поставил
сам. Позитивным признаком считается,
если дети ставят себя на ступеньку «очень
хорошие» или даже «самые лучшие». И таких
детей в исследуемой группе 64% - 68% (в соответствии
с результатами методик), а также детей
с адекватной самооценкой 27% - 31%. Исходя
из полученных результатов, мы можем сделать
вывод о том, что практически у всех детей
в данной выборке (95%) достаточно высокая
самооценка. Уже само это является, как
было сказано выше, позитивным признаком,
хотя, исходя из этих данных, мы не можем
судить ни о сформированности и устойчивости,
ни о причинах именно такой самооценки,
поскольку не изучались данные о взаимоотношениях
в семье.
При этом, необходимо отметить, что в
исследуемой группе есть ребенок, показатели
которого являются отрицательными – по
результатам проведенных методик развитие
его самооценки находится на низком уровне
– это говорит о явном неблагополучии
в самооценке и общем отношении к себе.
Поэтому можно говорить о необходимости
выяснения причин заниженной самооценки
у испытуемого №1 и, по возможности, ее
коррекции.
В младшем дошкольном возрасте большую
роль в развитии и формировании самооценки
играют взрослые, окружающие ребенка.
В-первую очередь – это родители. Поэтому
для изучения семейных отношений через
восприятие ребенка использовали методику
рисунок семьи «Моя семья» (Г.Т. Хоментаускас.),
применяемую с целью выявления особенностей
представления ребенком себя во внутрисемейных
отношениях.
Детям предлагалось нарисовать свою
семью так, чтобы члены были чем-либо заняты.
Во время рисования фиксировались последовательность
изображения, спонтанные высказывания,
стирания, эмоциональные реакции. При
необходимости инструкция повторялась
или использовалось напоминание: «То,
что ты рисуешь, относится к нашей теме
«Семья»? После выполнения задания мы
старались получить максимум дополнительной
информации в ходе беседы с ребенком по
следующим вопросам:
Скажи, кто здесь нарисован?
Где они находятся?
Что они делают?
Какое у них настроение (или: им весело
или грустно, почему)?
Рисунки анализировались по системе
оценки пяти симптомо- комплексов:
- благоприятная семейная ситуация;
- тревожность;
- конфликтность в семье;
- чувство неполноценности в
семейной ситуации:
- враждебность в семейной ситуации;
Фиксировались также такие особенности
рисунка семьи, как:
- последовательность изображения;
- состав нарисованной семьи;
- последовательность изображения
членов семьи;
- расстояние между отдельными
членами семьи;
- отличия изображения членов
семьи;
- стиль общения внутри семьи;
- цветовая гамма;
- расположение рисунка на листе.
Анализ рисунков детей показал следующие
результаты.
Симптомокомплекс - благоприятная семейная ситуация (см. Таблицу 4).
Таблица
4.
Благоприятная семейная ситуация
Выделенные показатели
Количество детей (%)
Изображение всех членов семьи
75%
Изображение первыми людей
70%
Общая деятельность всех членов
25%
Отсутствие изолированных членов
60%
Хорошее качество линий
30%
Следовательно, благоприятная семейная
ситуация, включающая в себя изображение
веселых лиц, применение ярких цветовых
оттенков, изображение общей деятельности
всех, хорошее качество линий, имеет высокие
показатели. Так, 75% детей изображают себя
вместе с родителями. Из них 60% детей рисуют
себя, маму и папу; 25% - рисуют себя, маму
и других родственников: бабушек, сестер,
братьев (при отсутствии отца). Применяют
яркие цветовые оттенки 35% детей. Изображение
первыми различных предметов, а не людей,
говорит об эмоциональной озабоченности
семейной ситуацией, уходе, защите от неприятного
задания. Дети как бы откладывают рисование
членов семьи, а изображают вещи, которые
не обладают сильной эмоциональной значимостью.
Таких детей 30%.
2. Симптомокомплекс – тревожность представлен
в Таблице 5.
Таблица 5.
Тревожность
Выделенные показатели
Количество детей (%)
Наличие штриховки
60%
Линия основания
35%
Линия с сильным нажимом
70%
Преувеличенное внимание к деталям
45%
Стирание
40%
Некоторые рисунки отличаются наличием
линий с сильным нажимом, сильной штриховкой,
преувеличенным внимание к деталям и следами
стирания. 15% детей начали рисунок с изображения
различных предметов (кругов, треугольников,
облаков, деревьев, листьев, солнца, дома).
Они как бы «застревали» на предметах
или явлениях окружающего мира, оттягивая
момент рисования людей. О тревожности
свидетельствует и подчеркнутая прорисовка
глаз (20%), что говорит о наличии у детей
страхов. Кроме того, в рисунках встречается
специфическая «тревожная линия» - длинная
линия, состоящая из отдельных мелких
штрихов (15%). Дети (12%) обращались за поддержкой
и одобрением, спрашивая о правильности
работы. Что также говорит о неуверенности
в себе.
З. Симптомокомплекс - конфликтность
в семье представлен в Таблице 6.
Таблица 6.
Конфликтность в семье
Выделенные показатели
Количество детей (%)
Барьеры между фигурами
25%
Выделение отдельных фигур
35%
Изоляция отдельных фигур
20%
Преобладание вещей
35%
Отсутствие некоторых членов семьи
10%
О конфликтности в семье в большей степени
свидетельствует отсутствие некоторых
членов семьи, изоляция отдельных фигур,
а также выделение отдельных членов семьи
при одновременном увеличении расстояния
между ними и ребенком. 10% детей (2 человека)
отказались вначале от рисования на заданную
тему, что говорит о негативном отношении,
чрезмерном эмоциональном напряжении
ребенка в семейной ситуации, тенденции
к вытеснению этих ощущений. Эти же дети
нарисовали фигуру мамы последней. Расстояние
между фигурами отражает эмоциональную
дистанцированность членов семьи по отношению
к ребенку (с точки зрения самого ребенка)
- 10%. Отсутствие основных частей тела и
лица (рук - 12%, рта - 20%, ушей – 60%), изображение
редуцированных кистей рук (85%), а также
штриховка рук (30%) может свидетельствовать
об эмоциональной напряженности в социальных
контактах, сниженной практике общения
и сочетании сниженной потребности общения
с эмоциональной бедностью.
4.Симптомокомплекс - чувство неполноценности
в семейной ситуации (см. Таблицу
7).
Таблица 7.
Чувство неполноценности
в семейной ситуации
Выделенные показатели
Количество детей (%)
Отсутствие автора
5%
Изображение себя последним
10%
Изоляция автора от других
7%
Маленькие фигуры
20%
Расположение фигур на нижней части листа
35%
Полученные результаты свидетельствуют
об испытываемом ребенком чувстве отчужденности,
неполноценности (нарушенных семейных
отношениях, эмоциональной зависимости,
чувстве неуверенности, потребности в
защите и заботе). 5% детей (не нарисовавших
себя) одновременно с чувством отверженности
испытывают чувство вины за то, что не
принимаются близкими. 54% детей «заявили»
о необходимости признания своей значимости
(более детальное изображение самого себя).
34% детей использовали один и тот же цвет
для изображения себя и своих близких
(показатель слитности со всеми членами
семьи).