Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:29, реферат
Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.
Введение……………………………………………………………3
1. Альфред Адлер ……………………………………………………..4
2. Комплекс неполноценности, компенсация и стремление
к превосходству..…………………………………………………….7
3. Социальное чувство………………………………………………..10
4. Психика и характер человека……………………………………..12
5. Сексуальность и личность…………………………………………15
6. Психология любви и брака………………………………………...16
7. Классический психоанализ и индивидуальная психология….18
Заключение………………………………………………………………...24
Список использованной литературы…………………………………..
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального
образования
кафедра Социологии и политологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету «Психология и педагогика»
«Индивидуальная теория А. Адлера»
Выполнил:
студент 3 курса
Проверил:
канд. биол. наук, доцент Шамсутдинова Д. Ф.
Уфа-2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
к превосходству..………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………..25
Введение
Основатель индивидуальной психологии — австрийский психолог и психотерапевт Альфред Адлер (1870–1937), одним из первых присоединился
к З. Фрейду.
Индивидуальная психология — одно из направлений глубинной психологии и психотерапии, возникшее в рамках психоаналитического движения в результате переосмысления ряда идей и концепций классического психоанализа З. Фрейда и приобретшее статус самостоятельного существования.
Исходит из концепции Адлера о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника Мотивации. Чувство неполноценности, возникающее в раннем детстве, определяет специфический для человека «жизненный стиль». В отличие от психоанализа, индивидуальная психология считает, что в основе социального характера лежит врождённое социальное чувство, нуждающееся, однако, в воспитании для своего полного развития. У невротиков и асоциальных элементов (наркоманов и т. п.) это чувство отсутствует, заменяясь стремлением к неосознанным фиктивным целям. Цель терапии индивидуальной психологии видит в выявлении связанных с этим искажений в жизненном стиле пациента. Индивидуальная психология обращалась также к изучению творчества, исходя из своего учения о компенсаторной деятельности как преодолении биологической и социальной неполноценности, занималась психологией групп с выраженным чувством социальной неполноценности (преступники и т. п.).
Теория личности Адлера представляет собой хорошо структурированную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности: 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсации; 4) общественный интерес; 5) стиль жизни; 6) творческое «Я».
Адлер и Фрейд существенно отличались друг от друга по темпераменту, возрасту, методам работы. Движение ума Адлера можно рассматривать как движение по горизонтали, а Фрейда – по вертикали. Идеи Адлера носили широкий, всеобъемлющий характер, охватывая разнообразие отношений человека с окружающим миром. Фрейд практически игнорирует внешнее, изучая интрапсихические механизмы. Фрейд обладал жестким типом мышления, для которого были характерны строгий детермитизм, установление номотетических законов, структурализм, тенденция представления целого в виде ограниченного количества отдельных составляющих.
Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.
Основными отличиями теории А.Адлера от теории З.Фрейда являются:
- целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);
- признание изначально социальной природы человека;
- стремление человека к совершенству;
- понимание
психической жизни как
движимой жизненными целями.
А. Адлер родился в небогатой еврейской семье в пригороде Вены 7 февраля 1870 года. Он был вторым ребенком из шести детей, пережил смерть своего младшего брата и постоянно находился в тени своего старшего брата Зигмунда, отличавшегося жизнерадостностью и ставшего преуспевающим бизнесменом, помогавшим своей семье
В 1877г. его семья переехала в еврейский пригород Вены Леопольдштадт, где через два года А. Адлер стал учиться в той же самой гимназии, в которой ранее учился З. Фрейд. В 1881 г. семья переехала в Гернальс, где А. Адлер продолжил свое обучение в одной из гимназий и в возрасте 18 лет получил аттестат зрелости.
В 1888 г. А. Адлер поступил на медицинский факультет Венского университета, где прошел курсы занятий по хирургии, органическим нервным заболеваниям, патологии нервной системы. После окончания университета в 1895 г. он начал работать офтальмологом в Венской поликлинике, а затем врачом общего пользования. В дальнейшем проявил интерес к неврологии и психиатрии. В 1897 г. женился на Раисе Эпштейн (1873 г. р.) —дочери российского промышленника, родившейся в Москве и проходившей обучение за границей. Свадьба была отпразднована в еврейской общине Смоленска.
В 1899 г. открыл частную практику, в 1902 г. на протяжении месяца отбывал воинскую повинность в одном из полков венгерской резервной армии.
В 1904 г. А. Адлер принял протестантское вероисповедание в отличие
от своих двух младших братьев, принявших католичество, и старшего брата, покинувшего еврейскую общину и не примкнувшего к какой-либо конфессии. В 1912 г. он подал документы на занятие должности приват-доцента Венского университета, которые рассматривались лишь три года спустя, когда его кандидатура была отвергнута профессиональной коллегией. В 1916 г. он был мобилизован на военную службу и работал в качестве врача в нейропсихиатрическом отделении различных госпиталей, где занимался проблемой лечения военных неврозов.
С приходом к власти социал-демократов и с проведением в Австрии реформы системы образования А. Адлер приступил к реализации своих идей, связанных с индивидуальной психологией. В 1920 г. он начал создавать учреждения, в которых осуществлялись консультации для учителей и родителей, а также способствовал организации новых детских садов и экспериментальных школ, проводил семинары по психологии маленьких детей и подростков.
В 1930 г. в связи с 60-летием и научными заслугами А. Адлера городской совет Вены присвоил ему звание Гражданина Вены. В 1931 г. он основал школу индивидуальной психологии. В 1932 г. стал преподавать в медицинском колледже Лонг-Айленда. Основал «Журнал индивидуальной психологии», который выходил на английском языке. Переехав в США, заболел, после чего к нему приехали жена и дочь Александра. В 1935 г. А. Адлер окончательно поселился в США со своей семьей. Читал лекции в различных странах мира.
Несмотря на боли в сердце и предупреждение лечащего врача о необходимости отдыха, он отправился в Англию, четыре дня спустя упал на улице города Абердина (Шотландия) и умер по пути в больницу в машине полицейской скорой помощи 28 мая 1937 г. А. Адлер получил классическое образование, изучал греческих, латинских и немецких авторов, любил произведения Гете, Гомера, Шекспира, Шиллера, а из более современных авторов — Достоевского. Он обладал музыкальным талантом, замечательно пел, часто посещал театральные спектакли и участвовал в любительских постановках.
Его жена была близко
знакома с российскими
Окончательный разрыв с З. Фрейдом был предопределен выступлениями А. Адлера в Венском психоаналитическом обществе, где в январе и феврале 1911 г. он изложил свои идеи, связанные с критикой фрейдовской сексуальной теории и основанные на ранее опубликованной работе «Исследование неполноценности органов» (1907) и первоначальных представлениях о чувстве неполноценности, компенсации, мужском протесте. Выход А. Адлера из Венского психоаналитического общества сопровождался замечанием З. Фрейда: «Это печальный момент в моей жизни. Впервые за 9 лет существования нашей группы я потерял ученика». В ответ на это А. Адлер заметил: «Я не Ваш ученик и никогда им не был».
После разрыва с З. Фрейдом, А. Адлер создал «Общество свободного психоанализа», в которое вошли аналитики, покинувшие вместе с ним Венское психоаналитическое общество и составлявшие более одной трети его (9 человек из 23 его членов).
В 1924 г. была создана Международная ассоциация индивидуальной психологии. С тех пор и по настоящее время раз в три года собираются
Международные конгрессы по индивидуальной психологии. В Австрии, Германии, Израиле, Италии, Канаде, США, Франции, Швейцарии и в других странах мира существуют общества индивидуальной психологии.
Стоит отметить то обстоятельство, что Россия была одной из первых стран, в которой идеи А. Адлера получили свое распространение и практическое использование в терапии. Российские врачи Н. Вырубов и Ю. Каннабих приезжали в Вену и обменивались мнениями с А. Адлером по проблемам теории и практики индивидуальной психологии.
Последующая история России была таковой, что на протяжении ряда десятилетий индивидуальная психология, как психоанализ и другие направления в психотерапии, практически прекратила свое существование. В тот период не могло быть и речи ни об издании на русском языке работ А. Адлера, ни о распространении его идей, ни об использовании индивидуально-психологического метода в психотерапии и педагогике.
Любая деятельность подобного рода была чревата опасностью, связанной
с репрессиями
и возможной гибелью в
Известно, что после прихода фашизма к власти в Германии одна из дочерей А. Адлера Валентина вместе со своим мужем, переехала на родину своей матери в 1935 г. и была арестована в 1937 г. Все попытки А. Адлера и нескольких адвокатов узнать что-либо о дальнейшей судьбе Валентины и спасти ее от неминуемой гибели не увенчались успехом. Беспокойство за судьбу дочери стало, по всей вероятности, одной из причин преждевременной кончины А. Адлера от разрыва сердца. В конце 80-х гг. другая дочь основателя индивидуальной психологии Александра Адлер, которая стала видным деятелем в адлерианском движении.
После окончания Второй мировой войны по ее просьбе Альберт Эйнштейн, который был другом А. Адлера, попытался навести справки о судьбе Валентины. Русский посол в Вашингтоне в лаконичном ответе на просьбу Эйнштейна сообщил ему, что дочь Адлера умерла в 1942 г. Передавая эти сведения Александре Адлер, Альберт Эйнштейн в своем письме написал: «Я не знаю, кто хуже. Гитлер или Сталин».
Только в 70-е годы стали появляться отдельные исследования, в которых отечественные авторы обратились к идейному наследию А. Адлера. И в 90-х годах были опубликованы переведенные на русский язык основные работы А. Адлера, дающие представление об идеях индивидуальной психологии, ее основных принципах, методе и технике лечения.
Комплекс неполноценности,
компенсация и стремление к превосходству
В работе «О неполноценности органов» (1907) А. Адлер высказал ряд идей, осмысление которых легло в основу его исследовательской и терапевтической деятельности. Он обратил внимание на то, что врожденные конституциональные аномалии (недоразвитие органов, гистологические дефекты, функциональная недостаточность в послеутробном периоде и др.) могут служить источником и стимулом развертывания жизнедеятельности человека в направлении достижения им тех или иных успехов. В психике человека возникают особые механизмы компенсации, способствующие восполнению того дефицита, который ощущается им на основе неполноценности органов. Компенсация неполноценности принимает определенную ориентацию, связанную с целеполагающей деятельностью человека, направленной на достижение конкретной цели. Процесс развертывания человеческой деятельности в рамках схемы «физическое несовершенство (неполноценность) — компенсация — цель — позитивный результат. Подобное позитивное развертывание человеческой деятельности — один из возможных путей компенсации чувства неполноценности, возникающего у человека на основе его физических недостатков.
А. Адлер не ограничился
рассмотрением возможных
Это чувство возникает у маленького ребенка на основе его не только возможных физических недостатков, но и экономических, социальных, возрастных отношений, имеющих место в его жизни. В начале жизни любой