Индивидуальная теория А. Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:29, реферат

Краткое описание

Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Альфред Адлер ……………………………………………………..4
2. Комплекс неполноценности, компенсация и стремление
к превосходству..…………………………………………………….7
3. Социальное чувство………………………………………………..10
4. Психика и характер человека……………………………………..12
5. Сексуальность и личность…………………………………………15
6. Психология любви и брака………………………………………...16
7. Классический психоанализ и индивидуальная психология….18
Заключение………………………………………………………………...24
Список использованной литературы…………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Психология - копия.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

                         Федеральное агентство по образованию  

        Государственное образовательное учреждение высшего                

             профессионального образования                                                      Уфимский  государственный  авиационный                                      технический  университет 

                                     

кафедра Социологии и  политологии 

 

 

 

 

 

 

 

                      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                по предмету  «Психология и педагогика»

 

   «Индивидуальная теория А. Адлера»

 

 

 

 

       Выполнил:

студент  3  курса                                     заочной формы обучения                                                     

 

 

 

   Проверил:

канд. биол. наук, доцент  Шамсутдинова Д. Ф.

 

 

 

 

 

 

 

         Уфа-2013 

      

 

 Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………3

 

  1. Альфред Адлер ……………………………………………………..4

 

  1. Комплекс неполноценности, компенсация и стремление

          к превосходству..…………………………………………………….7 

 

  1. Социальное чувство………………………………………………..10

 

  1. Психика и характер человека……………………………………..12

 

  1. Сексуальность и личность…………………………………………15

 

  1. Психология любви и брака………………………………………...16    

 

  1. Классический психоанализ и индивидуальная психология….18

 

Заключение………………………………………………………………...24

 

Список  использованной  литературы…………………………………..25 
                                    Введение

 

 

Основатель  индивидуальной психологии — австрийский  психолог и психотерапевт Альфред  Адлер (1870–1937), одним из первых присоединился

к З. Фрейду.

Индивидуальная  психология — одно из направлений глубинной психологии и психотерапии, возникшее в рамках психоаналитического движения в результате переосмысления ряда идей и концепций классического психоанализа З. Фрейда и приобретшее статус самостоятельного существования.

Исходит из концепции  Адлера о наличии у индивида комплекса  неполноценности и стремления к  его преодолению как главного источника Мотивации. Чувство неполноценности, возникающее в раннем детстве, определяет специфический для человека «жизненный стиль». В отличие от психоанализа, индивидуальная психология считает, что в основе социального характера лежит врождённое социальное чувство, нуждающееся, однако, в воспитании для своего полного развития. У невротиков и асоциальных элементов (наркоманов и т. п.) это чувство отсутствует, заменяясь стремлением к неосознанным фиктивным целям. Цель терапии индивидуальной психологии видит в выявлении связанных с этим искажений в жизненном стиле пациента. Индивидуальная психология обращалась также к изучению творчества, исходя из своего учения о компенсаторной деятельности как преодолении биологической и социальной неполноценности, занималась психологией групп с выраженным чувством социальной неполноценности (преступники и т. п.).

Теория личности Адлера представляет собой хорошо структурированную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности:   1) фиктивный финализм;         2) стремление к превосходству;        3) чувство неполноценности и компенсации;      4) общественный интерес;        5) стиль жизни;          6) творческое «Я».

Адлер и Фрейд  существенно отличались друг от друга  по темпераменту, возрасту, методам  работы. Движение ума Адлера можно  рассматривать как движение по горизонтали, а Фрейда – по вертикали. Идеи Адлера носили широкий, всеобъемлющий характер, охватывая разнообразие отношений человека с окружающим миром. Фрейд практически игнорирует внешнее, изучая интрапсихические механизмы. Фрейд обладал жестким типом мышления, для которого были характерны строгий детермитизм, установление номотетических законов, структурализм, тенденция представления целого в виде ограниченного количества отдельных составляющих.

Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.

Основными отличиями теории А.Адлера от теории З.Фрейда являются:

- целевой детерминизм  (в отличие от причинного у  Фрейда);

- признание  изначально социальной природы  человека;

- стремление  человека к совершенству;

- понимание  психической жизни как целостной  индивидуальности,       

  движимой  жизненными целями.   

 

 

 

                                    Альфред  Адлер

 

А. Адлер родился  в небогатой еврейской семье  в пригороде Вены 7 февраля 1870 года.  Он был вторым ребенком из шести детей, пережил смерть своего младшего брата и постоянно находился в тени своего старшего брата Зигмунда, отличавшегося жизнерадостностью и ставшего преуспевающим бизнесменом, помогавшим своей семье

В 1877г. его семья переехала в еврейский пригород Вены Леопольдштадт, где через два года А. Адлер стал учиться в той же самой гимназии, в которой ранее учился З. Фрейд. В 1881 г. семья переехала в Гернальс, где А. Адлер продолжил свое обучение в одной из гимназий и в возрасте 18 лет получил аттестат зрелости.

В 1888 г. А. Адлер  поступил на медицинский факультет Венского университета, где прошел курсы занятий по хирургии, органическим нервным заболеваниям, патологии нервной системы. После окончания университета в 1895 г. он начал работать офтальмологом в Венской поликлинике, а затем врачом общего пользования. В дальнейшем проявил интерес к неврологии и психиатрии. В 1897 г. женился на Раисе Эпштейн (1873 г. р.) —дочери российского промышленника, родившейся в Москве и проходившей обучение за границей. Свадьба была отпразднована в еврейской общине Смоленска.

В 1899 г. открыл частную практику, в 1902 г. на протяжении месяца отбывал воинскую повинность в одном из полков венгерской резервной армии.

В 1904 г. А. Адлер  принял протестантское вероисповедание  в отличие

от своих  двух младших братьев, принявших католичество, и старшего брата, покинувшего еврейскую общину и не примкнувшего к какой-либо конфессии. В 1912 г. он подал документы на занятие должности приват-доцента Венского университета, которые рассматривались лишь три года спустя, когда его кандидатура была отвергнута профессиональной коллегией. В 1916 г. он был мобилизован на военную службу и работал в качестве врача в нейропсихиатрическом отделении различных госпиталей, где занимался проблемой лечения военных неврозов.

С приходом к власти социал-демократов и с проведением в Австрии реформы системы образования А. Адлер приступил к реализации своих идей, связанных с индивидуальной психологией. В 1920 г. он начал создавать учреждения, в которых осуществлялись консультации для учителей и родителей, а также способствовал организации новых детских садов и экспериментальных школ, проводил семинары по психологии маленьких детей и подростков.

В 1930 г. в связи  с 60-летием и научными заслугами  А. Адлера городской совет Вены присвоил ему звание Гражданина Вены. В 1931 г. он основал школу индивидуальной психологии. В 1932 г. стал преподавать в медицинском колледже Лонг-Айленда. Основал «Журнал индивидуальной психологии», который выходил на английском языке. Переехав в США, заболел, после чего к нему приехали жена и дочь Александра. В 1935 г. А. Адлер окончательно поселился в США со своей семьей. Читал лекции в различных странах мира.

Несмотря на боли в сердце и предупреждение лечащего врача о необходимости отдыха, он отправился в Англию, четыре дня спустя упал на улице города Абердина (Шотландия) и умер по пути в больницу в машине полицейской скорой помощи 28 мая 1937 г. А. Адлер получил классическое образование, изучал греческих, латинских и немецких авторов, любил произведения Гете, Гомера, Шекспира, Шиллера, а из более современных авторов — Достоевского. Он обладал музыкальным талантом, замечательно пел, часто посещал театральные спектакли и участвовал в любительских постановках.

Его жена была близко знакома с российскими революционерами, ее дом часто посещали Л. Троцкий, жена которого была ее близкой подругой, и М. Иоффе. Последний проходил у А. Адлера курс лечения. Познакомившись с З. Фрейдом, А. Адлер пытался привлечь внимание основателя психоанализа к работам К. Маркса и Ф. Энгельса. Однако З. Фрейд не разделял увлечения А. Адлера и говорил ему, что классовой борьбой заниматься не может, поскольку «нужна вся жизнь, чтобы выиграть борьбу полов».

Окончательный разрыв с З. Фрейдом был предопределен  выступлениями А. Адлера в Венском  психоаналитическом обществе, где в январе и феврале 1911 г. он изложил свои идеи, связанные с критикой фрейдовской сексуальной теории и основанные на ранее опубликованной работе «Исследование неполноценности органов» (1907) и первоначальных представлениях о чувстве неполноценности, компенсации, мужском протесте. Выход А. Адлера из Венского психоаналитического общества сопровождался замечанием З. Фрейда: «Это печальный момент в моей жизни. Впервые за 9 лет существования нашей группы я потерял ученика». В ответ на это А. Адлер заметил: «Я не Ваш ученик и никогда им не был».

После разрыва  с З. Фрейдом, А. Адлер создал «Общество  свободного психоанализа», в которое вошли аналитики, покинувшие вместе с ним Венское психоаналитическое общество и составлявшие более одной трети его (9 человек из 23 его членов).

В 1924 г. была создана  Международная ассоциация индивидуальной психологии. С тех пор и по настоящее время раз в три года собираются

Международные конгрессы по индивидуальной психологии. В Австрии, Германии, Израиле, Италии, Канаде, США, Франции, Швейцарии и в других странах мира существуют общества индивидуальной психологии.

Стоит отметить то обстоятельство, что Россия была одной из первых стран, в которой идеи А. Адлера получили свое распространение и практическое использование в терапии. Российские врачи Н. Вырубов и Ю. Каннабих приезжали в Вену и обменивались мнениями с А. Адлером по проблемам теории и практики индивидуальной психологии.

Последующая история  России была таковой, что на протяжении ряда десятилетий индивидуальная психология, как психоанализ и другие направления в психотерапии, практически прекратила свое существование. В тот период не могло быть и речи ни об издании на русском языке работ А. Адлера, ни о распространении его идей, ни об использовании индивидуально-психологического метода в психотерапии и педагогике.

Любая деятельность подобного рода была чревата опасностью, связанной

с репрессиями  и возможной гибелью в мясорубке  сталинских чисток.

Известно, что  после прихода фашизма к власти в Германии одна из дочерей А. Адлера Валентина вместе со своим мужем, переехала на родину своей матери в 1935 г. и была арестована в 1937 г. Все попытки А. Адлера и нескольких адвокатов узнать что-либо о дальнейшей судьбе Валентины и спасти ее от неминуемой гибели не увенчались успехом. Беспокойство за судьбу дочери стало, по всей вероятности, одной из причин преждевременной кончины А. Адлера от разрыва сердца. В конце 80-х гг. другая дочь основателя индивидуальной психологии Александра Адлер, которая стала видным деятелем в адлерианском движении.

После окончания Второй мировой войны по ее просьбе Альберт Эйнштейн, который был другом А. Адлера, попытался навести справки о судьбе Валентины. Русский посол в Вашингтоне в лаконичном ответе на просьбу Эйнштейна сообщил ему, что дочь Адлера умерла в 1942 г. Передавая эти сведения Александре Адлер, Альберт Эйнштейн в своем письме написал: «Я не знаю, кто хуже. Гитлер или Сталин».

Только в 70-е  годы стали появляться отдельные исследования, в которых отечественные авторы обратились к идейному наследию А. Адлера. И в 90-х годах были опубликованы переведенные на русский язык основные работы А. Адлера, дающие представление об идеях индивидуальной психологии, ее основных принципах, методе и технике лечения.

 

                        Комплекс неполноценности,

     компенсация и стремление к превосходству

 

В работе «О неполноценности органов» (1907) А. Адлер высказал ряд идей, осмысление которых легло в основу его исследовательской и терапевтической деятельности. Он обратил внимание на то, что врожденные конституциональные аномалии (недоразвитие органов, гистологические дефекты, функциональная недостаточность в послеутробном периоде и др.) могут служить источником и стимулом развертывания жизнедеятельности человека в направлении достижения им тех или иных успехов. В психике человека возникают особые механизмы компенсации, способствующие восполнению того дефицита, который ощущается им на основе неполноценности органов. Компенсация неполноценности принимает определенную ориентацию, связанную с целеполагающей деятельностью человека, направленной на достижение конкретной цели. Процесс развертывания человеческой деятельности в рамках схемы «физическое несовершенство (неполноценность) — компенсация — цель — позитивный результат. Подобное позитивное развертывание человеческой деятельности — один из возможных путей компенсации чувства неполноценности, возникающего у человека на основе его физических недостатков.

А. Адлер не ограничился  рассмотрением возможных последствий  человеческой деятельности, связанных  с врожденными конституционными аномалиями, порождающими у индивида чувство неполноценности. Он исходил из того, что, в отличие от животных, человек от рождения является слабым, беспомощным существом, в результате чего уже на ранних ступенях своего развития он испытывает чувство ущербности, неполноценности.

Это чувство  возникает у маленького ребенка  на основе его не только возможных  физических недостатков, но и экономических, социальных, возрастных отношений, имеющих  место в его жизни. В начале жизни любой

Информация о работе Индивидуальная теория А. Адлера