Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:17, курсовая работа
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, правильно и объективно раскрыть сущность инновационных конфликтов, определить его причины и способы разрешения.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- определить взаимосвязь понятий «инновация» и «конфликт»;
- изложить сущность и содержание понятия инновационный конфликт;
- установить наиболее распространенные предпосылки и причины инновационных конфликтов;
- проанализировать структуру и динамику инновационных конфликтов;
И еще одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт — прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях противоборства.
Во-первых, конфликтное взаимодействие
отличается тем, что противостояние
в нем выразителей
Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так или иначе должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований.
Психологи рассматривают конфликт как естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном фоне. Они утверждают, что конфликт, будучи проявлением общения существ, способных к самосознанию, означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение разных взглядов и желаний, противоположных при данных обстоятельствах тенденций, потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения.
Если суммировать
Глава 2. Сущность и содержание инновационных конфликтов
2.1. Этапы протекания
Анализ конфликтов надо начинать
с элементарного, простейшего уровня,
с истоков возникновения
1 - физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
2 - потребности в безопасности;
3 - социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
4 - потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
5 - высшие потребности
в самовыражении,
Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой.
В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана действий.
В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.
Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия.
Отступление - это избежание
фрустрации путем кратковременного или
долговременного отказа от удовлетворения
определенной потребности.
Отступление может быть двух видов: 1) сдерживание
- состояние, при котором индивид отказывается
от удовлетворения какой-либо потребности
из страха; 2) подавление - уход от реализации
целей под воздействием внешнего принуждения,
когда фрустрация загоняется вглубь и
может в любой момент выйти наружу в форме
агрессии.
Агрессия может быть направлена
на другого человека или группу людей,
если они являются причиной фрустрации.
Агрессия при этом носит социальный
характер и сопровождается состояниями
гнева, враждебности, ненависти.
Агрессивные социальные действия вызывают
ответную агрессивную реакцию и с этого
момента начинается социальный конфликт.
Таким образом, для возникновения инновационного конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей; во- вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция.
Любой инновационный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру.
Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:
- предконфликтная ситуация;
- непосредственно конфликт;
- стадия разрешения конфликта.
1. Предконфликтная ситуация.
Ни один инновационный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.
Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.
Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей избежания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.
Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.
2. Непосредственно конфликт.
Эта стадия характеризуется,
прежде всего, наличием инцидента, т.е.
социальных действий, направленных на
изменение поведения
Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.
К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящем открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.п.)
Ко второй группе относятся
скрытные действия соперников в конфликте.
Основным образом действия в скрытом внутреннем
конфликте является рефлексивное управление.
Это способ управления, когда основания
для принятия решения передаются одним
из действующих лиц другому. Один из соперников
пытается передать и внедрить в сознание
другого такую информацию, которая заставляет
этого другого действовать так, как выгодно
тому, кто передал данную информацию.
3. Разрешение конфликта.
Внешним признаком разрешения
конфликта может служить
Разрешение социального
конфликта возможно лишь при изменении
конфликтной ситуации. Это изменение
может принимать различные
Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.
Конфликты могут принимать самую разную форму - от простой ссоры двух людей до крупного военного или политического столкновения с участием миллионов. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра:
- причины конфликта;
- острота конфликта;
- длительность конфликта;
- последствия конфликта.
2.2. Причины инновационного конфликта.
Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин.
1. Наличие противоположных
ориентаций. У каждого индивида
и социальной группы имеется
определенный набор ценностных
ориентаций относительно
2. Идеологические причины.
Конфликты, возникающие на
3. Причины конфликта,
4. Причины конфликтов, лежащие
в отношениях между элементами
социальной структуры.
Любая из перечисленных причин
может послужить толчком, первой
ступенью конфликта только при наличии
определенных внешних условий. Что
же должно случиться, чтобы возник конфликт,
чтобы актуализировалась
2.3. Острота инновационного конфликта.
Когда говорят об остром инновационном конфликте, то, прежде всего, подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.
Острота конфликта в наибольшей
степени зависит от социально- психологических
характеристик
2.4. Длительность инновационного конфликта.
Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивался с конфликтами разной длительности. Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка (между двумя индивидуумами), а может быть и противостояние различных групп, длящаяся на протяжении жизни нескольких поколений (конфликт между религиями). Исследования конфликтных ситуаций показывают, что длительные, затяжные конфликты нежелательны при любых обстоятельствах.
2.5. Последствия инновационного конфликта.
Последствия инновационного
конфликта весьма противоречивы.
Конфликты, с одной стороны, разрушают
социальные структуры, приводят к значительным
необоснованным затратам ресурсов, а с
другой - являются тем механизмом, который
способствует решению многих проблем,
сплачивает группы и в конечном счете
служит одним из способов достижения социальной
справедливости.
Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества. Так многие считают, что общество и отдельные его составные части развиваются в результате эволюционных изменений, и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный характер. Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалектического метода. Они признают конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности.