Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:17, курсовая работа
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, правильно и объективно раскрыть сущность инновационных конфликтов, определить его причины и способы разрешения.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- определить взаимосвязь понятий «инновация» и «конфликт»;
- изложить сущность и содержание понятия инновационный конфликт;
- установить наиболее распространенные предпосылки и причины инновационных конфликтов;
- проанализировать структуру и динамику инновационных конфликтов;
1.3. Причины возникновения конфликтов в организации
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Существуют две противоположных точки зрения о причинах конфликта в организации:
1) конфликт является свойством
человеческого характера,
2) конфликт вызывается
объективными причинами, не
Мы придерживаемся, идеи о том, что конфликт возникает из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин.
У.Ф. Линкольн [9] классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов:
1) Информационный фактор—это
та информация, которая приемлема
для одной стороны и
2) Структурный фактор —
формальные и неформальные
3) Ценностный фактор —
те принципы, которые провозглашаются
или отвергаются; которым
- личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);
-групповые системы верований и поведения;
- системы верований и поведения общества;
- ценности всего человечества;
- профессиональные ценности;
- религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.
4) Фактор отношения —
удовлетворение от
- основа отношений (добровольные или принудительные);
- сущность отношений (
- ожидания от взаимоотношений;
- важность взаимоотношений;
- ценность взаимоотношений;
- длительность взаимоотношений;
- совместимость людей в процессе взаимоотношений;
- вклад сторон во
5) Поведенческий фактор — это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.
Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации могут быть весьма разнообразны. К ним относятся:
1.Недостатки в организации
производственных процессов,
2.Неправильные действия
руководителя из-за отсутствия
у него опыта (неумение
3.Недостатки стиля работы
и неправильное поведение
4.Расхождение мнений
5.Нарушение внутригрупповых
норм поведения, распад
6.Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.
7.Несовместимость в силу
личностных, социально-демографических
(пол, возраст, социальное
8.Личностные характеристики
отдельных людей - специфические
особенности поведения,
Р. Л. Кричевский [9] указывает три группы причин конфликтных отношений: обусловленные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы. Также, говоря об организационном конфликте, стоит упомянуть о двух уровнях причин конфликтов: организационном (проблемы менеджмента) и психологическом (проблемы отношений между людьми)
Перечислить все возможные
причины возникновения
Распределение ресурсов. Даже в самых крупных компаниях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять больше внимания их достижению, чем целей организации.
Различия в представлениях
и ценностях. Представление о
какой-то ситуации зависит от желания
достигнуть определенной цели. Вместо
того чтобы объективно оценить ситуацию,
люди могут рассматривать только
те взгляды, альтернативы и аспекты
ситуации, которые, по их мнению, благоприятны
для их группы и личных потребностей.
Различия в ценностях – весьма
распространенная причина конфликта.
Например, подчиненный может считать,
что всегда имеет право на выражение
своего мнения, в то время как
руководитель может полагать, что
подчиненный имеет право
Различия в манере поведения
и в жизненном опыте. Эти различия
также могут увеличить
Неудовлетворительные
1.4. Основные этапы конфликта
Конфликт можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как непосредственное столкновение сторон, во-вторых, как развивающийся процесс, состоящий из нескольких этапов.
Всякий конфликт начинается
с конфликтной ситуации. На этом,
первом этапе конфликта интересы
оппонентов вступают в противоречие.
Оппоненты (от лат. opponens — противопоставл
На втором этапе целенаправленно или случайно происходит инцидент, т.е. действие, направленное на обострение конфликтной ситуации.
Третьим этапом (стадией) конфликта считаются кризис и разрыв отношений между оппонентами. Этот этап в свою очередь состоит из двух фаз — конструктивной (на которой еще сохраняется возможность совместной деятельности, т.е. сохраняется шанс разрешения конфликта путем переговоров) и деструктивной (когда никакое сотрудничество между оппонентами уже невозможно, они утрачивают самоконтроль и их необходимо разъединить).
На четвертом этапе происходит завершение конфликта. Обычно конфликт завершается после устранения причины его возникновения (т.е. объекта). Однако возможны и другие способы завершения конфликта. Например, объект конфликта остается у одного из оппонентов при устранении остальных. Если же конфликт затягивается, то он из объективного превращается в субъективный.
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут быть функциональными, т.е. играть положительную роль, способствовать достижению целей организации. Функциональные последствия конфликтов для организации заключаются в том, что проблема, вызвавшая конфликт, решается таким путем, который устраивает все стороны. В результате все сотрудники чувствуют себя причастными к решению проблемы. Совместно принятое решение охотно выполняется, оппоненты приобретают опыт сотрудничества и могут использовать его в будущем. Улучшаются отношения между людьми, и они перестают рассматривать разногласия как «зло», которое всегда приводит к плохим последствиям.
Однако чаще конфликт вызывает дисфункциональные последствия, которые препятствуют достижению целей организации. К таким последствиям можно отнести неудовлетворенность, плохое состояние духа конфликтующих сторон и, как следствие, рост текучести кадров и снижение производительности, отсутствие стремления к сотрудничеству и сворачивание взаимодействия между оппонентами, напрасную затрату энергии на непродуктивные, конкурентные отношения между конфликтующими сторонами, представление об оппоненте как о «враге», смещение акцента, т.е. стремление достичь «победы» вне связи с реальной проблемой и др.
Глава 2. Управление конфликтами в организации
2.1. Способы разрешения организационного конфликта
Многие специалисты [3,19,20], занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, милиция, суды. Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.
Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта и обеспечивающее решение социально значимых задач.
Управление конфликтом включает
в себя: прогнозирование конфликта;
предупреждение одних и вместе с
тем стимулирование других; прекращение
и подавление конфликта; регулирование
и разрешение. Каждый из названных
видов действий представляет собою
акт сознательной активности субъектов:
одного из конфликтующих либо обоих,
или же третьей стороны, не включенной
в конфликтное действие. Управление
становится возможным при наличии
некоторых необходимых условий.
К таковым относятся: объективное
понимание конфликта как
Объективность понимания - это
адекватное, т.е. соответствующее реальности,
его описание. Субъект управления
имеет в качестве объекта не непосредственно
реальный конфликт, а его мысленное
отражение, вербальную интерпретацию.
Понятно, что такое описание включает
определенный подход, приемлемый для
той или другой стороны конфликт
или - для третьей, нейтральной, выступающей
посредником. Каждая сторона стремится
представить конфликтную
Объективное объяснение конфликта возможно при выполнении следующих требований: анализ конфликта учитывает только те факты, которые актуальны в настоящей ситуации; в объяснительный контекст входит и учет предшествующего состояния конфликтной ситуации и ее развития в последующем; объяснение конфликта подчинено успешному разрешению его в интересах целого - прогресса общества, личности и пр.; признание возможности активного воздействия на конфликт также составляет существенное условие управления им.
Предупреждение конфликта
- это деятельность, направленная на
недопущение его возникновения
и разрушительного влияния на
ту или иную сторону, тот или иной
элемент общественной системы. Естественно,
что такая деятельность представляет
собою активное вмешательство управляющего
субъекта в реальный процесс общественных
отношений людей, в их взаимодействие
в различных сферах жизни. Предупреждение
конфликта предполагает его прогнозирование.
Без обоснованного прогноза возможной
конфликтной ситуации нельзя и предупредить
ее появление. Прогноз - это представление
о будущем конфликта с