Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 01:36, реферат

Краткое описание

Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:
- психолого-медико-социальный центр Южного округа,
- Центр психологической диагностики и консультирования Московской области,
- Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),
- Московский психолого-педагогический институт,
- Московский государственный социальный университет,
- Московский педагогический государственный университет,

Содержание

Введение …………….……………………………………………………………..4
1. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений ………………………..7
2. Основы консультационной работы с семьей ……………………………….13
2.1 Общие подходы к семейному психологическому консультированию…………..13
2.2 Диагностика в работе с семьей………………………………………………………..26
3. Инструментарий психологического консультирования семьи……………42
3.1 Гештальт-ориентированные технологии (на примере работы с семейными конфликтами)………………………………………………………………………………………42
3.2 Психодраматические технологии в работе семьей ……………………………….56
3.3 Терапия, основанная на опыте ………………………………………………………..90
4. Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях……………………………………………………………………………99
4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99
4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120
Заключение……………………………………………………………………… 135
Словарь понятий ………………………………………………………………..137
Список использованных источников….………………

Вложенные файлы: 1 файл

псих.семьи.docx

— 194.01 Кб (Скачать файл)

СКРЫТЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ТЕНИ

Цель упражнения вывести на свет скрытую внутрисемейную динамику и понять негативное "смешение" между членами семьи.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников  приготовить ручку и бумагу.

2.Попросите их схематически  изобразить в виде простого  рисунка или символа членов  своей родительской семьи.

3.Далее рядом с каждым  символом попросите их написать  слова или фразы, которые описали  бы "неявную тень", отбрасываемую  авторитетными членами семьи. Эта "тень" представляла собой важную составную часть той атмосферы, которая царила в доме, но это влияние оставалось полностью или частично не заметным.

4.Попросите каждого участника  схематически изобразить на разных  листах бумаги собственное "теневое  Я" и "теневое Я" членов семьи. Расположите их в том порядке, в котором они относятся к "Я", и \ или разделите их на подгруппы, которые существовали внутри  семьи, как на сознательном, так  и бессознательном уровнях.

5.Участники могут использовать  слова или фразы, чтобы далее  описать их взаимоотношения.

6.Участники могут записать  свои мысли и чувства по  поводу увиденного, или они могут  обсудить эти диаграммы с доверенным  лицом или с группой.

Вариации

Убедитесь, что каждый участник выполнил индивидуальное упражнение "Тень", прежде чем браться за это упражнение. Они могут соединить линиями членов семьи, выделить образовавшиеся группы, записать слова, описывающие динамику их взаимоотношений, или зрительные знаки, и тем самым расширить рамки данного упражнения. Все, что им помогает, будет правильным.

СЕМЕЙНЫЕ ГРУППИРОВКИ

Цель упражнения понять, на какие группы подразделялась их родительская семья, и кто с кем был связан определенным образом, а также выяснить, какое влияние оказывали эти союзы, и исследовать пути, которые позволят с ними справиться.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников  приготовить ручку и бумагу.

2.Используя треугольники  для обозначения мужчин и кружки  для обозначения женщин, попросите  участников проиграть в уме  различные семейные группировки.

3.Скажите: "Вначале изобразите  организацию семьи, как она вам  видится".

4.Когда они выполнят  это задание, скажите: "Теперь  выделите, как можно более мелкие  внутрисемейные группировки и  используйте символы, которые позволят  изобразить диады и триады  на том же или другом листе  бумаги. Обозначьте ваши символы  приемлемыми именами. Вы можете  включить членов более широкой  семьи или домашних животных  в ваши группировки".

5.Попросите участников  обменяться информацией с другим  человеком или с группой о  причинах такой группировки людей  и их чувств в отношении  друг друга.

Комментарии

Эта игра может открыть послужить началом для продуктивной дискуссии относительно вновь открытых внутрисемейных союзов, которые имели влияние на семью. Вы можете провести психодраму, которая будет иметь дело с одной из группировок.

ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ СЕМЕЙНОГО ОПЫТА

Цель упражнения понять осознанные и неосознанные соглашения, принятые в семье, а также понять, как эти соглашения продолжают или не продолжают практиковаться в семье.

Последовательность шагов:

1.Попросите каждого участника  приготовить ручку и два листа  бумаги.

2.Попросите участников  закрыть глаза и погрузиться  свое прошлое, позволяя сценам  сменять одна другую.

3.Скажите: "По мере того, как эти сцены проходят в  вашем воображении, делайте мысленные  заметки, какие уроки вы извлекли  относительно того, как функционирует  ваша семья".

4.Затем скажите: "На  листке бумаги коротко запишите  тот урок, который может быть  выведен из этой сцены. Например, "Подготовь себя ко всему, что  может произойти в будущем", "Не обращай внимания на  свою боль и сохраняй спокойное  лицо", "Мы интеллигентные люди, мы хорошо относимся к окружающим" и пр.

5.Попросите участников  написать слово "Неявные или  бессознательные" наверху одного  листа бумаги и "Проговариваемые  или осознанные" наверху другого  листа.

6.Попросите их занести  не проговаривавшиеся уроки под  рубрику "Неявные или бессознательные", а проговариваемые в рубрику "Проговариваемые  или осознанные".

7.Попросите их просмотреть  свои записи и подчеркнуть  те соглашения, которым они следуют  и сегодня.

8.Скажите: "На отдельном  листе бумаги коротко запишите  ситуации из вашей текущей  жизни, в которых эти соглашения  реализуются".

9.Далее существует ряд  возможностей:

А. Постройте психодраму вокруг ситуации, в которой соглашение впервые было "осознано". Выберите любое соглашение, в отношении которого протагонист в достаточной степени "разогрет".

Б. Положите "соглашение" на пустой стул и разговаривайте с ним, обмениваясь ролями, или выберите кого-нибудь для исполнения роли "соглашения" и сделайте то же самое.

В. Разбейтесь на небольшие группы или пары и обсудите свои записи.

Г. Обратитесь с письмом к "соглашению", которому вы хотели бы сказать "прощай", опишите свои чувства относительно него, объясняя, почему вам надо от него избавиться.

10.Какой бы из вариантов  вы ни выбрали, оставьте время  для шэринга.

Комментарии

Это упражнение может также использоваться в отношении "соглашений", принятых в рабочем коллективе или семейных соглашений, которые переносятся на рабочее место.

СЕМЕЙНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

Цель упражнения прояснить "явные" и "неявные" соглашения относительно членов семьи и превратить бессознательные соглашения в сознательные.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников  приготовить ручку и бумагу.

2.Попросите их разделить  лист бумаги на две части. Наверху  первой половины напишите "Проговариваемые", а на верху второй половины - "Не проговариваемые".

3.Скажите: "Расположите  себя на бумаге там, где вам  захочется, вместе с теми людьми, с которыми у вас складывались  значимые для вас отношения. Используйте  кружки для обозначения женщин  и треугольники для обозначения  мужчин. Поместите эти символы  таким образом, чтобы показать  отношения этих людей друг  с другом, напишите их имена  внутри символов; и коротко запишите "проговариваемые" и "не проговариваемые" соглашения.

5.Обсудите эти соглашения  и чувства, которые сопровождают  их с доверенным лицом или  с группой. Попытайтесь выявить  те способы, посредством которых  эти соглашения работают сейчас.

Вариации

Не проговариваемые соглашения, которые имели большую власть в прошлом, могут действовать и во взрослой жизни. Например, семья может считать, что старший ребенок самый сообразительный. В результате остальные дети могут через всю жизнь пронести ощущение, что они не достаточно умны. Арена семьи, какой бы маленькой она ни была, репрезентирует для детей весь мир; таким образом, роль и характеристики, которые в неявной форме атрибутируются человеку в детстве, становятся его само-восприятием. Поэтому клиентам важно понять, какие контракты, заключенные в его детстве между членами его родительской семьи, он перенес и в свою взрослую жизнь. После выявления соглашений, которые клиентам не нравятся, возможно, они захотят записать новое соглашение вместо каждого старого. Например, соглашение "Моя сестра симпатичная, а я сообразительный" может быть переписано следующим образом: "Моя внешность меня вполне устраивает, и я уважаю мой собственный интеллект и интеллект других".

ЕСЛИ БЫ СТЕНЫ МОГЛИ ГОВОРИТЬ

Цель упражнения прояснить не проговариваемую атмосферу, царившую в родительском доме и получить доступ к не проговариваемым чувствам и занятиям.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников  приготовить ручку и бумагу.

2.Попросите их закрыть  глаза и "войти внутрь дома", в котором вы жили в детстве. Скажите: "Позвольте образам детства  всплыть на поверхность вашего  сознания. Пусть ваше воображение  заведет вас в любую из комнат. Позвольте любым образам или  чувствам овладеть вами и постарайтесь  просто погрузиться в них".

3.Скажите: "Используйте  образ стены, которая может говорить. Говорите как будто вы и  есть эта стена и опишите  все то, что вы видите, и что  происходит. Опишите это на листке  бумаги".

4.Попросите участников  обсудить то, что они написали, с другим доверенным лицом  или с группой.

Вариации.

Это упражнение может использоваться с разными комнатами, и каждый раз оно будет иным. Оно также может использоваться для поездки в машине или жизни в другом доме. Некоторые места будут хранить счастливые и безопасные воспоминания, тогда как другие - хранят несчастные или травматические воспоминания; в равной степени важно воспроизвести их все. Если какому-либо предмету есть что сказать, он может быть указан и произнесен монолог от его имени. Это упражнение может также выступать в качестве "разогрева" перед психодрамой. Условно поместите этот предмет или стену на пустой стул, обменяйтесь с ним ролями, или выберите человека для исполнения его роли.

ОПИСАНИЕ ПОДТЕКСТОВ

Цель упражнения выразить не проговариваемые мотивы и чувства, или выразить словами молчаливую атмосферу в вашем доме, а также понять послания, которые содержались в атмосфере дома и были присвоены протагонисттом.

Шаги

1.Попросите участников  приготовить ручку карандаш и  бумагу.

2.Скажите: "Закройте глаза, расслабьтесь, отрегулируйте дыхание  и дайте свободу вашему воображению  и памяти. Вообразите сцену, и  пусть на этой сцене будет  разыграна ситуация, когда вы  почувствовали, осуществлявшийся на  поверхности, сильно отличались  от того, что эти люди переживали  внутри. Это был момент, когда  вы почувствовали, что "внутреннее" и "внешнее" не были синхронизированы, заставляя вас "не верить своим  глазам" или почувствовать себя  в изоляции".

3.Продолжите, сказав: "Посмотрите  на действующих лиц на вашей  сцене. Посмотрите на их лица  и позы и послушайте, что они  говорят".

4.Продолжите: "Посмотрите  на себя в этой сцене, и позвольте  себе погрузиться в те чувства, которые она порождает".

5.Продолжите: "Существует  слабый голос внутри вас, который  пытается что-то сказать. Прислушайтесь  к этому голосу и обратите  внимание на то, что он говорит. Сделайте так, чтобы этот внутренний  голос стал громче".

6.Продолжите: "На листе  бумаги запишите все, что говорит  этот голос, неважно имеет ли  это какой-либо смысл или нет. Запишите то, что вы слышите, не  пытаясь отредактировать или  внести коррективы. Просто зафиксируйте, что говорит голос".

7.Попросите участников  провести шэринг относительно  того, что они написали, с другим  доверенным лицом или с группой.

Вариации

Это упражнение можно выполнять индивидуально или в групповой сессии, но в любом случае затем необходимо громко прочитать написанное. Возможно, следует включить мягкую негромкую музыку или приглушить свет. Если вы структурируете это упражнение психодраматически, протагонист может прочитать полученный материал выбранному им лицу из его прошлого и представить это лицо с помощью пустого стула или монолога. Затем он может обменяться ролями и дать этому лицу возможность ответить.

СЦЕНА И ПОДТЕКСТ

Цель упражнения довести до сознания подтекст ситуации и глубже понять ту власть, которой обладают подавленные чувства в атмосфере семьи.

Последовательность шагов:

1.Попросите участников  закрыть глаза и позволить  ситуации из их прошлого всплыть  на поверхность - той ситуации, которая, согласно их ощущениям, была внутренне  противоречивой или "крейзи". Речь  идет о ситуации, когда их чувства  не соответствовали тому, что  происходило вовне. Например, когда, будучи внешне вежливыми и  выражающими удовольствие на  семейном ужине, внутренне они  чувствовали свою отверженность, враждебность или злость.

2.Выберите протагониста  и попросите его указать членов  группы для исполнения каждой  роли в этой сцене.

3.Затем попросите протагониста  разместить людей по местам, описывая  характер действующего лица одним  или двумя предложениями, или  демонстрируя их характер с  помощью обмена ролями и принятия  типичной для них позы. В процессе  проигрывания этой сцены попросите  протагониста поговорить с любым  действующим лицом, с которым  ему захочется. Далее, протагонист  обменивается ролями с человеком, играющим его, и произносит не  проговаривавшиеся слова подтекста, как он его видит и чувствует. Он может захотеть выступить  в качестве дублера или произнести  монолог и выразить словами  неосознанные чувства, возникшие  у него в этой ситуации.

Информация о работе Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях