Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 01:36, реферат
Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:
- психолого-медико-социальный центр Южного округа,
- Центр психологической диагностики и консультирования Московской области,
- Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),
- Московский психолого-педагогический институт,
- Московский государственный социальный университет,
- Московский педагогический государственный университет,
Введение …………….……………………………………………………………..4
1. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений ………………………..7
2. Основы консультационной работы с семьей ……………………………….13
2.1 Общие подходы к семейному психологическому консультированию…………..13
2.2 Диагностика в работе с семьей………………………………………………………..26
3. Инструментарий психологического консультирования семьи……………42
3.1 Гештальт-ориентированные технологии (на примере работы с семейными конфликтами)………………………………………………………………………………………42
3.2 Психодраматические технологии в работе семьей ……………………………….56
3.3 Терапия, основанная на опыте ………………………………………………………..90
4. Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях……………………………………………………………………………99
4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99
4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120
Заключение……………………………………………………………………… 135
Словарь понятий ………………………………………………………………..137
Список использованных источников….………………
Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий говорят о том, что нарушения в функционировании семьи вызывают тяжелые индивидуальные психические переживания, психическую травму; развитием этой травмы или реакцией на нее является далее нервно-психическое расстройство (кризисное состояние) индивида - члена семьи. Под нарушениями структуры семьи подразумеваются особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.
Центральное место эмоций в структуре психотравмирующего переживания обусловлено их ролью во взаимосвязи психических и соматических систем личности. Психотравмирующее переживание - это состояние, сильно воздействующее на личность в силу выраженности (остроты), длительности либо повторяемости.
Рассматривая психотравмирующие состояния семьи можно выделить следующие: семейная психическая травма, состояние глобальной семейной неудовлетворенности (осознанной или неосознанной), семейная тревога, семейный стресс, семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение, чувство вины по отношению к семейной системе и ее членам; нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга, нарушение межличностной коммуникации в семье, нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи, патологическое семейное наследование при неврозах.
К особым психотравмирующим состояниям членов семьи и семейной системы в целом можно отнести наличие больных членов семьи (психически больной, больной с алкогольной зависимостью, лежачий больной и т.д.).
Семья может оказывать деструктивные воздействия на процесс травматизации отдельных ее членов и провоцировать у них наступление кризисных состояний. В данной ситуации семья может: выступать как фактор сенсибилизации ее члена к психической травме; как фактор, закрепляющий действие психической травмы; участвовать в формировании индивидуальных способов противодействия травме.
Понятие кризис (от греческого слова krisis - переломный момент, решительный исход) означает обостренное, неустойчивое положение или резкое изменение, перелом в каком-либо процессе.
Вызывающим кризис событием является дезадаптирующее изменение в окружающей личность среде, которое ведет к изменениям ожиданий личности в отношении себя и значимых окружающих лиц.
Выделяются основные характеристики поведения личности в кризисе:
Аспект поведения |
Обычные проявления в кризисе |
Внимание |
Узкое, фиксированное на кризисе |
Аффективные привязанности |
Расширенные |
Самоопределение |
Диффузное, неопределенное |
Ролевые представления |
Распавшиеся, ненадежные, извра-щенные |
Сеть аттитьюдов |
Отрывочные, деформированные |
Память |
Хаотичный доступ |
Активные решения |
Неровные, бессвязные, поразительно усовершенствуемые с сигналом о кризисной ситуации из вне |
Симптомы (сигналы) |
Дистрессовая ситуация наступила, прямые и косвенные просьбы о помощи |
Кризисное состояние с психологической точки зрения - это разные формы проявления внутреннего конфликта и напряженности, сильных эмоциональных переживаний, приводящих к дезадаптации поведения в переломные моменты жизни человека.
Структурными компонентами кризиса являются:
1) вызывающие кризис события,
2) фрустрированная потребность,
3) дефицит информации, необходимой
для решения проблемы, который
вызывает ощущение
Жизненный путь в своей свершившейся части состоит из реализованных поступков, действий и выборов. Образ жизненного пути есть в каком-то смысле материализовавшаяся часть личности человека и, следовательно, выступает для него как объективная основа для переживания удовлетворенности или неудовлетворенности от собственной жизни.
Длительное следование по жизни "не своим" путем с неизбежностью должно приводить к ничем не компенсируемой диссоциации между сознательным поведением и личностным потенциалом подсознания, выражающейся в кризисных состояниях и эмоциональных переживаниях. При всей условности субъективного оценивания можно выделить для индивидуальной диагностики несколько чувственных (т.е. управляемых подсознанием) индикаторов, обнаруживающих факт следования по жизни "не своим" путем: 1) чувство устойчивого невезения, неудачливость, "все складывается против..."; 2) тягостная утомительность дел и достижений, генерализованная неприятная усталость как ведущее переживание; 3) отсутствие выраженного и полноценного удовлетворения от достигнутого успеха, безрадостность долгожданных событий или достижений.
В качестве частного, но диагностически ценного индикатора движения "не по своему" пути можно назвать появление чувства дискомфорта, раздражения в ответ на предложение перечислить (для себя, но на бумаге) свои жизненные цели (перспективы, планы и т.п.).
По Роджерсу, тревога и неадаптивные формы поведения возникают в результате несоответствия между “реальным Я”, страдающим под бременем тех или иных жизненных обстоятельств, и глубинными чувствами человека, составляющими его “идеальное Я”.
С.Минухин утверждает, что психологу легче всего воздействовать на семью во время кризисов, в особенности глубоких.
Этот процесс чрезвычайно болезненный, особенно если он отягощен особыми кризисными состояниями членов семьи.
“Более всего склонен, - писал М.Бубер - и наилучшим образом подготовлен к самосознанию ... человек, ощущающий себя одиноким, т.е. тот, кто по складу ли характера, под влиянием ли судьбы, или вследствие того и другого остался наедине с собой и своими проблемами, кому удалось в этом опустошающем одиночестве встретиться с самим собой , в собственном “Я” увидеть человека, а за собственными проблемами - общечеловеческую проблематику.”
Нестабильность семьи в период кризиса часто становится почвой для возникновения конфликтов, следствием которых могут быть невротические состояния. Справедливы положения о том, что напряженность во взаимоотношениях не всегда предполагает враждебность, острота конфликта больше между близкими людьми. Любое изменение в составе семьи меняет в ней соотношение сил, требует нового распределения функций, адаптации к новым семейным ролям. Человеческие взаимоотношения всегда состоят из взаимного влияния, столкновения характеров, интересов, потребностей, стремления навязать другим членам семьи свои взгляды, суждения и оценки.
Следует помнить, что многие семьи, обращающиеся за психологической помощью, не являются “больными”, а вполне обычными семьями, которые болезненно адаптируются к переходным периодам в развитии семейной системы.
Нарушения жизнедеятельности семьи и, как следствие, кризисные состояния связаны с трудностями, обусловленными неблагоприятными вариантами жизненного цикла. Э.Г.Эйдемиллер разделяет острые, ситуационные и хронические раздражители.
Семья проходит через естественные "кризисы развития" (Caplan G.,1964). В нормально адаптированной семейной системе кризис проходит несколько стадий развития и таким образом приводит семью к позитивным изменениям (изначальный вызов семейным устоям, наступление кризиса, возникновение необходимости предпринять новые действия, признание членами семьи данной необходимости, перемены в персональном представлении настроении членов семьи, изменения делаются возможными, новые последствия предпринятых действий, переход в новую стадию развития семейной системы, новый вызов семейным устоям, наступление нового кризиса, необходимость новых действий, признание этой необходимости, изменения в персональном представлении и настроении, изменения делаются возможными, новые результаты предпринятых действий, переход в новую стадию развития и т.д.). Вместе с тем можно выделить такое понятие, широко используемое в литературе, как дисфункциональные семьи, то есть семьи, неспособные изначально удовлетворять потребности друг друга в личностном и духовном росте. Основными проблемами таких семей часто являются: ошибочный выбор партнера, незавершенные отношения с родительской семьей, утрата иллюзий, переживание растерянности, супружеская измена и угроза развода, гражданский брак, как попытка избежать ответственности.
Подобная ситуация возникает при взаимодействии, сотрудничестве, кооперации двух и более людей и предполагает какие-то навыки общения, сотрудничества и стратегию взаимных уступок и соглашений. Однако эмоционально подобные ситуации, несмотря на то, что они часто повторяются, воспринимаются очень тяжело, а порою даже болезненно. Психологический смысл и содержание подобного взаимодействия состоит в том, как воспринимаются трудности, препятствия, какие индивидуальные способы, методы, решения использует человек в подобных случаях.
Человек, попадая в кризисную ситуацию, оказывается перед выбором: либо переосмыслить свою жизнь заново и построить свое дальнейшее существование в соответствии с реальными условиями, испытав при этом некоторое “просветление”, либо поставить образовавшуюся проблему как ведущую для своей жизни и жизни окружающих людей. Последняя ситуация ведет к постепенной деградации личности, поскольку она не имеет больше источников, которые подпитывали бы ее развитие, т.к. она отдалась решению одной проблемы своей жизни (которая в конечном счете может оказаться тупиковой), не рассмотрев возможности, которые предоставляет ей реальность.
Б.Ф.Зейгарник упоминает о том, что у каждого человека существует определенное представление об окружающей его реальности и, следовательно, определенный стиль реагирования на эту реальность, который выступает как “закон движения” человека, определяющий его поведение и внутреннее развитие. Он может различаться по успешности адаптации человека в обществе, степени комфорта человека в этом обществе. Самостоятельно изменить данную структуру человеку трудно, так как она обладает инертностью, и это приводит к тому, что, выполняя положительную функцию адаптации в одних условиях, она может оказаться непригодной в других.
А.Адлер говорит об уникальном взгляде на мир и способе, выбранном каждым индивидуумом для следования своей цели, как модели приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Он носит бессознательный характер, но человек все же не является беспомощной пешкой во власти внешних сил. Человек сам формирует неповторимую жизненную линию - принцип активности личности.
М.Субкоряк и соавторы представили данные, говорящие о связи прощения с депрессией и тревожностью в ситуациях, когда человек испытывает глубокую обиду в важных для его собственного развития отношениях (семейных отношениях). “Первое наказание для виновного, - писал М.Монтень – заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом…Совесть может преисполнять нас страхом, также как может преисполнять уверенностью и душевным спокойствием. Наши действия порождают в нас надежды или страх в зависимости от наших побуждений”.
Одной из основных проблем в семейных отношениях является принятие решения простить другого человека, другого члена семьи или попросить прощение. Данная проблема возникает сразу после формирования у одного человека устойчивого чувства вины, а у другого обиды. В обоих случаях - это решение сделать первый шаг навстречу своим членам семьи, осознать причины своей обиды или чувства вины. Данные состояния вызывают у членов семьи ощущение наступления глубокого кризиса и тупика во взаимоотношениях с близкими людьми. Р.Энрайт и его коллеги из университета Висконсин- Мэдисон выделили основные ступени прощения:
Ступени процесса прощения
· Фаза открытия
Осмысление психологической защиты, признание факта, что обида имела место;
Признание наличия гнева с целью избавиться от него, а не поддерживать его в себе;
Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам;
Осознание затраты эмоциональной энергии на нанесение обиды;
Осознание личностной вовлеченности в когнитивную “репетицию” обиды (или постоянные мысли о ней);
Понимание того, что обиженный постоянно сравнивает себя с обидчиком;
Понимание того, что обиженный может оказаться жертвой постоянного негативного изменения;
Понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире.
· Фаза принятия решения:
Изменение восприятия и новое понимание того, что прежние стратегии избавления от чувства обиды не работают;
Готовность рассматривать прощение как предпочтительный выбор;
Готовность простить обидчика.
· Фаза действия:
Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуацию в целом с помощью примеривания на себя различных ролей;
Эмпатия по отношению к обидчику;
Осознание собственного сочувствия обидчику;
“Поглощение” неизбежной боли.
· Фаза результата:
Нахождение личностного смысла для себя и других в страдании и прощении;
Понимание собственной потребности в прощении со стороны других в прошлом;
Понимание того факта, что человек не изолирован от других;
Понимание того, что пережитая обида может изменить цель жизни;
Осознание уменьшения негативных и возможного роста позитивных чувств в отношении обидчика и понимание внутреннего разрешения ситуации.
Р.Энрайт, М.Сантос и Р.Аль-Мабус предложили рассматривать шесть стадий понимания прощения. Основанные на теории когнитивного развития Ж.Пиаже и модели развития этических рассуждений А.Кольберга, эти стадии отражают процесс понимания прощения:
Стадии понимания прощения:
Прощение, основанное на мести: я могу простить обидчика, только если я накажу его в мере, пропорциональной моему собственному страданию;
Прощение основанное на возмещении: если я получу обратно то, чего лишился, если будут принесены извинения, если, простив, я буду чувствовать себя менее виноватым;
Прощение во исполнение ожиданий других;
Прощение во исполнение требований моей религии;
Информация о работе Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях