Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 01:36, реферат
Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:
- психолого-медико-социальный центр Южного округа,
- Центр психологической диагностики и консультирования Московской области,
- Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),
- Московский психолого-педагогический институт,
- Московский государственный социальный университет,
- Московский педагогический государственный университет,
Введение …………….……………………………………………………………..4
1. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений ………………………..7
2. Основы консультационной работы с семьей ……………………………….13
2.1 Общие подходы к семейному психологическому консультированию…………..13
2.2 Диагностика в работе с семьей………………………………………………………..26
3. Инструментарий психологического консультирования семьи……………42
3.1 Гештальт-ориентированные технологии (на примере работы с семейными конфликтами)………………………………………………………………………………………42
3.2 Психодраматические технологии в работе семьей ……………………………….56
3.3 Терапия, основанная на опыте ………………………………………………………..90
4. Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях……………………………………………………………………………99
4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99
4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120
Заключение……………………………………………………………………… 135
Словарь понятий ………………………………………………………………..137
Список использованных источников….………………
На особенности избираемых терапевтом техник влияют не только особенности семьи, но и динамика терапевтического процесса. Так, на начальном этапе работы терапевт оценивает выраженность семейной дисфункции, изучает родительскую семью, выясняет особенности данного этапа жизненного цикла нуклеарной семьи, а также определяет эмоциональный возраст каждого ребенка. При этом он уделяет особое внимание переживаниям членов семьи во время интервью. Гораздо большее внимание, чем в других подходах, в семейной психотерапии, основанной на опыте, уделяется динамике терапевтического процесса. Хотя сторонники подхода не склонны действовать систематически, всё же тщательное изучение их работы показывает наличие у них терапевтических стратегий. Эти стратегии включают ряд неструктурированных техник (фантазий, аффективных конфронтаций и абсурдизации), а также структурированных техник, (скульптура, хореография семьи и др.).
Так, на начальном этапе они придерживаются определенной схемы вмешательства: проводя интервью, они защищают выбранную структуру терапии и собственную инициативу в процессе ее проведения. Таким образом, психотерапевты дают членам семьи понять, "кто здесь главный".
На промежуточном этапе психотерапевт все больше сближается с семьей. Чувствуя принятие, члены семьи начинают прорабатывать волнующие их вопросы. Здесь применяются техники, способствующие прерыванию "негативной" семейной динамики, такие как "новое определение симптома", "предложение фантастических альтернатив" и "аффективная конфронтация" (К. Витакер).
На заключительном этапе члены семьи становятся более самостоятельными, и психотерапевт (как умный родитель) начинает постепенно "отпускать" их, отдаляться от семьи. Члены семьи больше общаются друг с другом. Это указывает на необходимость завершения психотерапии.
Использование эмпатических техник во время психотерапевтических сессий дает каждому члену семьи возможность полностью реализовать свой потенциал. Психотерапевт в ее системе работает "всей своей личностью". Он показывает пример личностного роста, служит источником ресурсов для развития конгруэнтной коммуникации в семье. С целью улучшения семейной коммуникации, психологи специально работают с различными паттернами взаимодействия членов семьи. При моделировании коммуникации стремятся объединять людей не на почве гнева, взаимных обвинений и враждебности, но на почве разочарования, боли и надежды" (Хоффман). Так, в случае неясного сообщения, сделанного одним из членов семьи, проясняют его смысл и устанавливают правила коммуникации. Назовем основные из этих правил, разработанные Вирджинией Сатир:
1. Членам семьи следует говорить о своих мыслях и чувствах от первого лица.
2. Каждому члену семьи
предлагается занять "я" - позицию.
Для этого они используют "Я"
- утверждения, которые указывают
на то, что члены семьи несут
ответственность за себя ; способствуют
выражению своих чувств
3. Каждый должен ориентироваться на уровень понимания других членов семьи. Все элементы сообщения должны быть сонаправлены: слова, выражение лица, положение тела и тон голоса.
Техники, разработанные в терапии, основанной на опыте, имеют много общего с психодрамой и гештальттерапией. Важнейшими приемами являются использование терапевтом собственного поведения в качестве модели, техника "скульптура семьи" и ее различные модификации ("хореография семьи", "работа с куклами").
Особую популярность в отечественной практике семейного консультирования приобрели два метафорических приема, разработанных в данном подходе семейной терапии: семейная скульптура и работа через метафорический предмет. Остановимся на каждом из них подробнее.
1) техника "Скульптура
семьи - представляет собой
Применяя эту технику (последователи Сатир нередко называют ее "расстановкой семьи") необходимо физически поместить каждого из членов семьи на подобающее ему место в живой скульптуре, так чтобы другие члены семьи могли его видеть. Место каждого соответствует выполняемой им в семье роли. Пространство служит метафорой близости или отдаленности, символически отображая границы системы. При этом членам семьи предлагается демонстрировать свои эмоции, несколько преувеличивая их невербальное выражение (например, не просто улыбаться, а "улыбаться до ушей" или преувеличенно хмуро смотреть друг на друга).
Сначала свое видение скульптуры "ваяют" по очереди все члены, а потом это делает сам терапевт. В результате могут получиться очень меткие картины. Например, один из членов семьи становится спиной ко всем остальным, или, наоборот, с протянутыми руками, но на большом расстоянии. Если в семье все подчинено интересам одного человека, он может оказаться на пьедестале, а все остальные смотрят на него с раболепием в глазах и заломленными руками. Такая скульптура отражает ситуацию, когда у одного из родителей слишком жестокий характер или важная работа, заставляющая других подлаживать под него свое расписание, интересы. На пьедестал может быть воздвигнут и ребенок - кумир и гордость всех окружающих. Кто-то из участников может быть поставлен на колени или презрительно указывать на всех пальцем.
Иногда скульптура бывает весьма динамичной. Например, если наша цель - показать матери, что она слишком потворствует своему капризному ребенку, можно попросить его взять маму за руку и беспрерывно дергать ее, прыгать, запутываться между ней и отцом или другими детьми, пока неудобство не заставит мать (или кого-то другого) остановить этот процесс. Движение в скульптуре может перемещаться с одного человека на другого; в зависимости от степени своей успешности ребенок может возводиться на пьедестал или сидеть на корточках; или ребенок может постоянно перебегать от отца к маме, символизируя собой "телефонный шнур" и т.п.
Поскольку важным компонентом семейного благополучия является четкость границ, то порой появляется необходимость ввести в скульптурную композицию воображаемую фигуру бабушки или предмет, символизирующий работу, дачу или даже телевизор. Иными словами, скульптура выражает через метафору, ту стратегию взаимодействия, которую несет в себе каждый участник. А задействуя в "строительстве" всех участников терапевтического процесса, мы способствуем получению обратной связи, в том числе и от тех из них, кто в домашних условиях пассивно реагирует на события.
В скульптуре явно находит свое отражение то, насколько глубок контакт между участниками, все ли включены во взаимодействие и т.д.; производит весь портрет в целом ресурсное или нересурсное впечатление. Так же легко можно отследить конгруэнтно ли смотрятся люди в очевидной им роли; на чем именно фокусирует свое внимание каждый из участников, а что он опускает в своем восприятии ситуации. Выраженное в метафоре в символической форме видение каждым из клиентов общей ситуации позволяет всем остальным по-новому осознать семейную ситуацию и свою роль в ней, выйти на новый уровень осмысления и увидеть возможности трансформации.
Применяя "Скульптуру семьи", можно через метафорическую форму выявить как актуальное состояние семьи, так и образ желаемого состояние для каждого человека ("Как бы вы хотели, чтобы это выглядело?", "Что нужно изменить в скульптуре, чтобы это вас больше удовлетворяло?"). Такой прием формирует у каждого представление о том, как это должно выглядеть. Иногда при построении такой "идеальной" скульптуры сразу всплывают ограничивающие убеждения одного или нескольких участников ("Такого никогда уже не будет", "Он не захочет подойти к нам ближе" и др.). Бывает и так, что портрет, отражающий желаемое состояние, для всех членов семьи очень схож, например, они символизируют всеобщую гармонию и близость, стоя близко друг к другу и держась за руки. Это позволяет нам отлично проиллюстрировать отделение намерений от поведения: как бы различны ни были позиции в актуальном состоянии, все они стремятся к одной общей позитивной цели - сблизиться, но стремятся различными поведенческими путями. Это объединяет семью, делает очевидной необходимость совместных усилий.
2) Работа с метафорическим
предметом. Метафорическим предметом
может выступать что угодно: игрушка,
подушка, надувной шарик или мяч,
который во время семейной
консультации "изображает" беспокоящий
клиентов вопрос. Лучше всего
этот прием применим к детям.
Дело в том, что детское сознание
в 2,5-3 года становится "символичным":
в игре у ребенка появляются
замещающие предметы. Он может
использовать палочку вместо
ложки, градусника; брусок конструктора
- вместо машинки; понимает, что папу
или маму в игре может
Сначала ребенок выбирает игрушку или предмет, дает ему имя или название, определяет его размеры. Затем мы спрашиваем ребенка: "Кто первый берет этот предмет, зачем? Кому хочет передать? Что случится с игрушкой, если ею не заниматься, не брать ее? Каким образом она передается другому? В каком количестве, на какое время? Хочет ли еще кто-то в доме поиграть с игрушкой? Получит ли он ее?" Вопросы могут задаваться не только ребенку. По правилам циркулярной логики, принятым в семейной терапии, мы спрашиваем о взаимодействии мамы с дочерью - у отца ("Что было бы, если бы дочь не взяла игрушку?"), о чувствах мамы - у ребенка ("Изменяются ли размеры игрушки - если она отражает, например, тревогу или вину, - пока мама хранит ее у себя?"), об отношении одного родителя - у другого ("Как бы поступил с игрушкой ваш муж?").
И наконец, наличие игрушки как символа определенного чувства, или состояния, или паттерн поведения подразумевает, что это нельзя просто выкинуть из жизни. Таким образом, мы начинаем искать взаимоприемлемые пути решения задачи. Например: "Как ты думаешь, что было бы, если бы мама не отдавала игрушку никому, не бросала и не заставляла ее брать, а просто поставила бы на стол и рассказала о ней? А если бы она "разобрала" игрушку и разделила со всеми понемногу?"
В результате метод метафорического предмета позволяет снять агрессию, приобрести коммуникативные навыки, отработать модель поведения и т.п. - путем манипуляций с искусственным предметом, используемым в качестве реального, и переносом на него свойств и отношений людей из реальной жизни.
Отметим, что любой из приемов воздействия, применяемый в терапии, основанной на опыте, "работает" на позитивную реконструкцию семейных отношений и увеличения взаимного удовлетворения, если дополняется позитивным подкреплением. Завершая анализ, подчеркнем главное: в супружеской терапии данного направления психотерапевт не переделывает семью, а создает условия, в которых супруги стремятся к вербализации своих чувств и тем самым к улучшению взаимопонимания, росту внутреннего потенциала семьи.
5. ИНТЕГРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ В СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
5.1. Краткосрочное
семейное психологическое
В литературе дается следующая квалификация жизненного события как кризисного: оно создает потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и при этом ставит перед человеком проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычным способом. В настоящее время круг состояний, относящихся к кризисным достаточно широк. В первую очередь к кризисным состояниям относятся те состояния, которые сопровождаюся патологической или непатологической ситуативной реакцией, психогенной, в том числе невротической реакцией, невротической депрессией, психопатической или психохарактерологической реакцией, также к ним относят кризисов семьи, кризисы идентичности- чрезмерно переживаемые людьми резкие изменения уклада общественной жизни, а также состояния в структуре стрессовых и постстрессовых расстройств.
Часто происходит, что семья сама не может распознать у кого-то из членов семьи кризисного состояния и принимает его поведение как неуважение, пренебрежение, безделие и т.д., делают постоянные замечания, упреки, чем усугубляют ситуацию.
Важнейшими эмпирическими событиями, которые могут привести к кризису, являются: утрата близкого человека (смерть, развод), тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей; изменение внешности, женитьба (замужество), изменение социального статуса и т.д.
В отличие от клиентов, обращающихся за семейно-супружеской психотерапией, кризисные клиенты имеют свои особенности:
1) обнаруживают суициидальные тенденции;
2) находятся на поздних стадиях семейного кризиса.
В связи с вышесказанным кризисная семейная психотерапия направлена на устранение суициидальных тенденций и быструю нейтрализацию кризисной ситуации, а не на сохранение и укрепление семейных отношений.
Идейные, теоретические истоки психологии кризисов разнообразны. К ним относят в первую очередь: теорию эволюции к проблемам общей и индивидуальной адаптации; теорию цикличности психического развития личности; теорию достижения и роста человеческой мотивации; теорию эмоциональных состояний.
Большое значение для разработки проблем личностных кризисов имел психоанализ (особенно такие его понятия, как психическое равновесие и психологическая защита), гуманистическая психология с ее идеями смысла жизни (В.Франкл), личностно-ориентированная психотерапия (К.Роджерс).
Информация о работе Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях