Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 01:36, реферат
Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:
- психолого-медико-социальный центр Южного округа,
- Центр психологической диагностики и консультирования Московской области,
- Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),
- Московский психолого-педагогический институт,
- Московский государственный социальный университет,
- Московский педагогический государственный университет,
Введение …………….……………………………………………………………..4
1. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений ………………………..7
2. Основы консультационной работы с семьей ……………………………….13
2.1 Общие подходы к семейному психологическому консультированию…………..13
2.2 Диагностика в работе с семьей………………………………………………………..26
3. Инструментарий психологического консультирования семьи……………42
3.1 Гештальт-ориентированные технологии (на примере работы с семейными конфликтами)………………………………………………………………………………………42
3.2 Психодраматические технологии в работе семьей ……………………………….56
3.3 Терапия, основанная на опыте ………………………………………………………..90
4. Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях……………………………………………………………………………99
4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99
4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120
Заключение……………………………………………………………………… 135
Словарь понятий ………………………………………………………………..137
Список использованных источников….………………
ИСТОРИЯ ЛИЧНОГО ИМЕНИ
Цель упражнения узнать человека с помощью истории его имени и обменяться полученной информацией.
Последовательность шагов:
1.Предложите членам группы
представиться, отталкиваясь от
собственного имени и
2.Лидер группы или ее
члены могут задать пару
3.Выделить время для каждого человека, кто хотел бы исследовать свое имя.
Вариации
Это упражнение дает большой материал касательно личности человека, потому что так много информации, истории и чувств могут быть связаны с именем. Это хороший "разогрев", который ведет к глубокой психодраматической работе со всем тем, что всплывет в ходе упражнения. Участники могут выбрать кого-то для исполнения роли себя самих, используя детские прозвища, имя, которое они не любили, и пр.
ИСТОРИЯ НАПИСАННОГО ИМЕНИ ЧЕЛОВЕКА
Цель упражнения понять человека через историю его имени и обсудить личностно окрашенную информацию с группой и "разогреть" ее.
Последовательность шагов:
1.Используйте большую школьную доску.
2.Предложите участникам
подходить один за другим к
доске и записывать свои имена.
Они должны писать свое имя
различным образом, в короткой
и длинной форме, различными стилями,
которыми они пользовались на
протяжении жизни, и включить
изменения имени. В результате, у
каждого из них будет
3.В качестве группового
лидера задавайте участникам
вопросы, или позвольте группе
задавать вопросы, которые кажутся
им релевантными или
4.Поблагодарите участников и попросите их сесть.
5.Обсудите всей группой то, что обнаружилось в ходе выполнения этого упражнения.
Вариации
Имена неизбежно претерпевают множество изменений, и эти изменения проявятся в этом упражнении. Удивительно, насколько провокационным может быть это упражнение.
Последовательность шагов:
1.Попросите участников приготовить ручку и бумагу.
2.Попросите участников
закрыть глаза и обратиться
к своим фантазиям об
3.Попросите участников детально описать и \ или нарисовать этого фантастического ребенка, и коротко в вербальной форме описать его личность, кем и чем ребенок может стать в будущем.
4.Попросите участников коротко описать то, чем они хотели бы заниматься вместе с этим идеальным ребенком.
5.Далее, с одним или двумя людьми, или со всей группой детально обсудить идеального ребенка, как будто он существует в реальности, описывая его внешность, особенности характера, совместные занятия, а также обсудить, что он значит для них.
6.Проведите психодраму
с "идеальным ребенком", используйте
пустой стул или пусть кто-
7.В каждой роли может
использоваться техника
Комментарии
Некоторые родители обладают большим количеством идеалов, которые, как им хотелось бы, их ребенок должен воплотить. Это мешает им увидеть и принять ребенка таким, каков он есть. Психодрама помогает идентифицировать и избавиться от этого идеального ребенка, что позволит родителям заняться налаживанием отношений с их собственным ребенком. Люди, которые пока не имеют ребенка, получают возможность поработать со своими фантазиями. Людям, которые потеряли ребенка, или не могут его иметь, психодрама помогает осмыслить свои переживания. В ходе психодрамы вы можете спросить, как зовут этого идеального ребенка, какой и т.д. Это помогает участникам группы понять, что не стоит заставлять реальных детей, супругов или других заполнять пустое пространство.
Это упражнение может проводиться с детьми на любой стадии развития. От детства до взрослости. Оно может проводиться также в условиях обмена ролями. Клиент играет одного или обоих родителей, создает идеального ребенка, которого, как ему кажется, его родитель или родители хотели бы иметь, и выбирает кого-то на роль этого ребенка, или исполняет роль ребенка сама.
ПСИХОДРАМА СИБЛИНГОВ
Цель упражнения позволить людям иметь фантастического сиблинга, которого они хотели бы иметь, а также позволить людям избавиться от воображаемого сиблинга и принять реального со всеми его недостатками.
Последовательность шагов:
1.Попросите участников приготовить ручку и бумагу.
2.Попросите участников закрыть глаза и представить сиблинга, которого они хотели бы иметь.
3.Попросите участников нарисовать, или описать этих сиблингов как можно детальнее. Они моложе, или старше? Как они выглядят? Какими особенностями личности они обладают? В чем они преуспевают? Что другие люди думают о них?
4.Попросите участников
описать с помощью коротких
фраз отношения между ними
самими и этими сиблингами, разговоры,
которые они ведут, а также
что они любят делать вместе.
Попросите участников
5.В этом месте дайте
время для шэринга
6.В индивидуальной терапии
позвольте клиенту выразить
7.В группе позвольте членам обсудить, что им открылось в результате наблюдения за драмой, и позволить "дополнительному Я" обменяться ролями.
Комментарии
Дети часто хотят иметь более совместимых сиблингов. Они могут выразить это желание либо, отрицая своих собственных сиблингов, либо, будучи родителями, подтолкнуть собственных детей к выполнению неосуществленной роли сиблингов. Возможность выразить бессознательное желание и непосредственно обратиться к нему само по себе устраняет его, или меняет отношение к нему. В таком случае клиенты получают возможность увидеть, что они способны выбрать суррогатного сиблинга в своей жизни. Это также позволит построить более удовлетворительные отношения с сиблингами. Основное внимание, как правило, уделяется взаимоотношениям с родителями, тогда как отношения между сиблингами остаются нерассмотренными.
В дисфункциональных семьях, где дети выступают в роли родителей, отношения с сиблингами могут быть чрезвычайно важными. Это упражнение позволяет "разогреть" участников для проведения других психодрам, связанных с сиблингами. В этих случаях могут быть структурированы виньетки, в которых протагонисты получают возможность поговорить с сиблингами.
Упражнение "Проведение родительской психодрамы" может быть адаптировано к "Проведению психодрамы с сиблингами". Можно провести психодраму, виньетку или просто взять роль сиблинга. Проинструктируйте участников, чтобы они почувствовали сиблинга изнутри, приняли их позу и установки. Затем попросите их говорить за них в форме монолога, интервью или диалога с другими членами группы. Иногда легче войти в роль значимой личности, чем развернуть драму. Это может оказаться менее угрожающим и позволит легче войти в их психическое пространство, чем более формальная организация. В конце сессии оставьте много времени для осуществления шеринга.
4.3. ТЕРАПИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ОПЫТЕ
Семейная психотерапия, основанная
на опыте (К.Витакер, В.Сатир и др.), уходит
корнями в экзистенциально-
Кратко охарактеризуем основные представления. Нормально функционирующми в данном подходе считают семьи, обстановка в которых располагает к свободному самовыражению. Свобода в самовыражении позволяет ощущать себя значимыми и любимыми и, как ни парадоксально это звучит, дает членам семьи возможность творчески подходить к своим семейным ролям, выслушивать друг друга, сопереживать и заботиться о близких (В.Сатир). Напротив, в дисфункциональных семьях ролевое поведение членов семьи взаимосвязано и жестко регламентировано, в них нет места изменениям, а появление проблем приводит к манифестации симптомов.
Семейная психотерапия, основанная на опыте, призвана помогать членам семьи в поиске ролей, способствующих самореализации, личностному росту и формированию индивидуальности. Соответственно, целью психотерапевтической работы является не "устранение симптомов", а личностный рост каждого из членов семьи. Поскольку личностный рост предполагает автономию и свободу выбора, то он возможен лишь тогда, когда каждый из членов семейной системы способен во всей полноте переживать настоящее и делиться своими переживаниями с другими (Р.Мей, К.Роджерс, В.Сатир). Смена обстоятельств требует, чтобы члены семьи пересматривали свои прежние убеждения и были открыты для нового опыта. Рост в нормально функционирующих семьях не прекращается даже под действием стресса: проблемы помогают членам семьи приобрести новый опыт. В случае возникновения проблемы членам семьи необходимо осваивать новые для себя роли, получая тем самым возможность приобрести новый опыт. Именно поэтому одной из основных задач семейной психотерапии становится развитие творческих способностей: члены семьи, умеющие играть и творить, лучше осознают свои эмоции, в том числе подавленные (К.Витакер).
Открытая коммуникация способствует личностному росту. "В открытых системах индивид может говорить о своих чувствах и мыслях, а также обсуждать свои потребности, связанные с личностным ростом, не рискуя быть отвергнутым". Членов семьи учат видеть глубинный смысл общения друг с другом. Именно поэтому одна из важнейших задач психотерапевта -"присоединиться" к семье и совместно с ней "запустить семейный механизм в действие". Для этого членам семьи необходимо не столько обсуждать проблемы или симптомы друг друга, сколько делиться своим личным опытом переживаний. Одно из средств - создание условий, помогающих членам семьи максимально честно и открыто выражать свои переживания.
Анализируя цели семейной терапии, основанной на опыте, подчеркнем: право выбирать цели вмешательства принадлежит здесь как психотерапевту, так и членам семьи. Витакер отмечает, что одной из очевидных целей психотерапевта является привлечение семьи к лечению. Психотерапевт сосредоточивает свои усилия на том, чтобы развить способность членов семьи принимать конструктивные решения. Для расширения смысла такие цели часто формулируются метафорически. Работа с метафорой - одно из действенных средств работы с семьей, разработанных и усовершенствованных в семейном консультировании, которая помогает создать отношения, помогающие членам семьи справиться с трудностями. При этом он вовсе не обязательно находится в "горизонтальной позиции". Так, по мнению К.Витакера, ни позиция "на равных", ни, тем паче, позиция "снизу", не будут эффективны для установления помогающих отношений с семьей, - позиция "сверху". Однако позиция "сверху" не предполагает "передачу ответственности за изменения" терапевту: он не может навязать семье рост, а лишь в состоянии внести вклад в процесс личностного взаимодействия. Роль его сходна с родительской, точнее, - с ролью приемного родителя: "Мой вклад имеет гораздо больше ограничений, чем ... исполнение роли приемного родителя. ... Я предлагаю включить себя в систему, но сохраняю за собой право, при соответствующем моем желании, выйти из нее. Это вовсе не является пожизненным обстоятельством. Работа терапевта с семьей имеет и финансовую сторону, предполагает некий обмен деньгами и ресурсами. И ясно, что наше соглашение отнюдь не представляет собой проявление безграничного альтруизма" (К.Витакер ). Итак, действительный рост - это нечто, что семья и терапевт делают друг с другом; основной же направляющей в выборе профессиональной позиции для работы с семьей является установка на личностный рост всех индивидуумов, включенных в терапевтический процесс (в том числе и самого терапевта). Можно сказать, что позиция терапевта определяется прежде всего его установкой на "личностное взаимодействие" консультанта и семьи.
Он должен быть чутким и отзывчивым по отношению к семье, но не брать на себя ответственность за нее. Его ответственность состоит в том, чтобы подвигнуть семью принять на себя полную ответственность за свою жизнь..
Приверженцы семейной психотерапии, основанной на опыте, не располагают обширным набором техник. В основном, они сосредотачивают внимание на "помогающих отношениях" и акцентируют уникальность техники вмешательства в каждом конкретном случае (она возникает из особенностей отношений в конкретной семье.
Поскольку они полагают, что психотерапевт призван быть "наставником семьи", то большое внимание уделяется его примеру правильной коммуникации. Можно сказать, что терапевт становится той моделью поведения, на которой члены семьи учатся решать собственные проблемы. При этом психотерапевт искренне верит, что семья в рамках терапевтических отношений сама сумеет отыскать конструктивное решение своих проблем.
Информация о работе Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях