Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:24, курсовая работа
Цель исследования. Изучить особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - воображение старших дошкольников.
Предмет исследования - особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезы исследования:
Индивидуальные особенности воображения детей старшего дошкольного возраста проявляются в преобладании одного из видов воображения: познавательного или аффективного.
У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………....
Глава 1. Теоретический анализ воображения в дошкольном возрасте
Определение и значение воображения в жизни человека……….... 7
Функции и виды воображения………………………………………. 12
Образы и механизмы творческого воображения………………….. 19
Развитие воображения у детей дошкольного возраста…………… 25
Связь воображение с творчеством и личностью.………………….. 34
Роль воображения в науке…………………………………………... 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...
Курсовая работа
Исследование воображения у детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
Студентка 2 курса
Содержание
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ воображения в дошкольном возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Введение
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Они не смогли бы усваивать школьную программу без воображения [23; 4].
Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт. Именно поэтому так важно развивать и тренировать воображение ребёнка с самых ранних лет. Развитию мышления и воображения необходимо уделять наибольшее внимание в воспитании ребёнка от 4 до 12 лет. Этот период называют сензитивным для развития познавательных процессов.
В психологии познавательных процессов выработано много определений воображения. В каждом из предлагаемых определений авторами подчёркиваются те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными чертами воображения, отличающими его от других психических процессов. При этом основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание.
Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание многих психологов и педагогов [26] [27]. Одним из главных вопросов является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребёнка в его творческой деятельности. В психологической литературе имеются различные точки зрения на происхождение и развитие воображения [26] [27].
Отличительной особенностью воображения является, по справедливому выражению С.Л. Рубинштейна, своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления. Одним из основных вопросов при рассмотрении развития воображения является вопрос о специфике средств, которые использует ребёнок при создании продуктов воображения. Поставленная Л.С. Выготским, проблема развития любой психической функции человека как опосредствованной встаёт и при изучении воображения. Он писал, что суть такого развития состоит в овладении субъектом средствами, которые структурируют не окружающую действительность, а сами психические функции, и основным таким средством является знак [8; 53 – 54].
В более поздних психологических исследованиях показано, что в процессе развития в качестве средства для ребёнка могут выступать и особые типы структурированных образов (например, сенсорные эталоны, модельные представления). Процесс развития воображения не является исключением, он подчиняется общему закону развития высших психических функций [8; 54].
Проблема развития воображения до сих пор является весьма дискуссионной [8; 53]. Изучением вопроса развития воображения дошкольников занималась О.М. Дьяченко [8]. Ею были рассмотрены такие проблемы развития воображения дошкольников, как развитие механизмов воображения в дошкольном детстве, особенности структуры воображения ребёнка как одного из творческих процессов, зависимость развития воображения от особенностей личности ребёнка, возможности повышения уровня развития воображения на протяжении дошкольного детства [8].
Как показали исследования Л. С. Выгодского [5], В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна [20] и других [26] [27], воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребёнка указывали практически все психологи, изучавшие высшие психические функции. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребёнка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.
В последнее время
в нашем обществе всё более
остро встаёт вопрос о воспитании
творческой личности. В связи с
этим возникает особая необходимость
в изучении развития творческих процессов.
Жизнь в эпоху научно-
Проще сказать – лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит, воображение, фантазия являются необходимейшей способностью человека. Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Если воображение специально не развивать, наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке [23; 4].
Проблема исследования - определение воображения и выявление специфики его развития. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. И если воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
Цель исследования. Изучить особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - воображение старших дошкольников.
Предмет исследования - особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезы исследования:
Задачи исследования:
Метод исследования - теоретический анализ.
Глава 1. Теоретический анализ воображения в дошкольном возрасте
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Можно предположить, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путём перестройки имеющихся представлений [25].
Образы, которые использует и создаёт человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое [20; 295].
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.
Согласно точке зрения многих учёных, З. Фрейда, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского и других, первичная форма воображения есть деятельность подсознательная, отличная от реалистического мышления, которое является сознательной деятельностью. Отличие авторы видят прежде всего в том, что в реалистическом мышлении отдаётся отчёт относительно целей, задач и мотивов, которыми оно приводится в действие. Мышление же, которое руководствуется фантазией, не осознаёт основных задач, целей и мотивов – всё это остаётся в сфере подсознательной. Второе отличие заключается в отношении к действительности. Реалистическое развитое сознание подготавливает нашу деятельность, связанную с действительностью. Воображение есть деятельность, которая в этом отношении всецело обнаруживает принцип удовольствия. Третье отличие видят в том, что реалистическая мысль одновременно и социальная и вербальная мысль. Аутистическое мышление, наоборот, не социально, а индивидуально, потому что обслуживает желания, ничего общего не имеющие с социальной деятельностью человека. Оно есть бессловесное, образное, символическое мышление, такое, которое проникает в построение ряда фантастических образов и не является сообщаемым [5; 444 - 445].
Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения» (Ф. Кейра, А. Селли, П. П. Блонский и др.). Между воображением и образной памятью бесспорно существует связь. Но не менее бесспорно и существование между ними различий. Если исходить из широкого понимания воображения как охватывающего любой психический процесс в образах, то именно потому, что этот термин включит в таком случае и память, придётся, внося двойственность в термины, обозначить воображение в более узком и специфическом смысле слова в его отличии от памяти. Воображение — это отлёт от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для неё.
Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти — это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти — сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения — их преобразовать [20; 295 - 296].
В литературе имеются самые разные определения воображения и фантазии. В толковом словаре В.И. Даля даётся такое определение: воображение - способность изображать в уме чувственные и отвлечённые предметы; возможность сочетания и мысленного живописания умственных картин. Воображать, значит, давать вид, образ, вселять в видимый образ, олицетворять; изображать; представлять себе мысленно, изображать умственно; думать, полагать, мнить. Фантазия - изобретательная сила ума; творческая сила художника, самобытная сила созиданья; пустая мечта, выдумка воображенья, затейливость, причуда. Фантастический, значит, несбыточный, мечтательный. Фантазировать, значит, мечтать, воображать; играть мечтою, разукрашивая её по произволу [7].
Вот что сказано в толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова: воображение - способность воображать, мысленное воспроизведение чего-нибудь, фантазия; способность к творчеству, к созданию новых образов путём комбинаций виденных ранее или действительных; домысел, мнение или предложение, ни на чём не основанное. Фантазия (в переводе с греч. – воображение) - творческое воображение; способность воображения, выдумки, догадки; мечта, продукт воображения; ложь, нечто невероятное, неправдоподобное [24].
В энциклопедическом словаре А. В. Петровского воображение — 1) построение образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) создание программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) создание образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности [17].
Информация о работе Исследование воображения у детей старшего дошкольного возраста