Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:24, курсовая работа
Цель исследования. Изучить особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - воображение старших дошкольников.
Предмет исследования - особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезы исследования:
Индивидуальные особенности воображения детей старшего дошкольного возраста проявляются в преобладании одного из видов воображения: познавательного или аффективного.
У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………....
Глава 1. Теоретический анализ воображения в дошкольном возрасте
Определение и значение воображения в жизни человека……….... 7
Функции и виды воображения………………………………………. 12
Образы и механизмы творческого воображения………………….. 19
Развитие воображения у детей дошкольного возраста…………… 25
Связь воображение с творчеством и личностью.………………….. 34
Роль воображения в науке…………………………………………... 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...
Аффективное и познавательное воображение сосуществуют в развитии ребёнка, имеют разные задачи и разные тенденции в реализации [7; 53].
Основная задача познавательного воображения — это специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребёнка о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира. С помощью воображения дети могут либо творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления [7; 54].
Аффективное воображение
возникает в ситуациях противор
Аффективное воображение связано с самого начала с использованием символов. В отличие от положительных эмоций, связанных в сознании ребёнка с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний по ряду причин ребёнком не осознается, что ведёт к использованию символов для выражения своих отрицательных переживаний. Первоначально эти символы заимствуются детьми (Баба-Яга, Змей Горыныч и т.п.), а затем создаются самостоятельно (чёрный цветок, зубастый самолёт) [7; 55]. Во всех возрастных группах можно найти детей с преобладанием либо познавательного, либо аффективного воображения [7; 54].
Кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и во всяком подлинном чувстве; кусочек фантазии есть в каждой отвлечённой мысли, поднимающейся над непосредственно данным; кусочек фантазии есть и в каждом действии, которое хоть в какой-то мере преобразует мир; кусочек фантазии есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу чего-то нового, своего [20; 301].
1.3 Образы и механизмы творческого воображения
Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов [23; 39].
Одной из наиболее игнорировавшихся форм фантазии является сновидение. Фрейд, проведя кропотливый анализ воспоминаний сновидений, показал, что все элементы сновидения, какими бы бессмысленными, бессвязными и нелепыми они ни казались, находятся в тесной связи со всей нашей внутренней жизнью и, следовательно, имеют психологический смысл. Сновидение, по Фрейду, выполняет важную биологическую функцию, а именно охраняет сон путём иллюзорного исполнения желаний, а также иллюзорного устранения мешающих сну раздражителей [19; 57].
Образы сновидений, подобно другим фантастическим образам, имеют вполне реальные источники. Однако к этим источникам следует отнести не только внешнюю реальность, но и внутреннюю психическую жизнь, зачастую неосознаваемую [19; 58].
Сама фантазия, проявляющаяся не только в образах сновидений, но и в произведениях искусства, подчиняется определённым закономерностям, которыми, как считают психоаналитики, управляется вообще вся бессознательная сфера. К ним относятся механизмы сдвига (смещение акцента с одного явления на другое, а также подстановка безобидной ситуации вместо неприемлемой) и сгущения (соединение в одном образе нескольких образов или их отдельных черт). Особое значение придается символам, замещающим лица, органы тела, предметы, действия [19; 58].
В целом ряде случаев образ воображения возникает спонтанно. Так, например, многие изобретатели, математики и другие деятели науки сначала «видели» своё изобретение в форме воображаемого образа, а потом уже переходили к его пониманию и переводили его на язык знаков [4].
В образах воображения
в новых комбинациях
Образы воображения формируются не только путём комбинирования элементов образов памяти, но и путём переосмысления этих элементов, наполнения их новым содержанием, благодаря чему они не копируют, не повторяют существующие предметы природы и уже готовые продукты человеческой деятельности, а являются идеальными прототипами того, что возможно будет создано [21; 27].
На основе сложной аналитико-синтетической работы сознания возникают образы изобретаемых устройств, машин будущего и образы самой необузданной, причудливой фантазии человека — русалка, кентавр, дракон и т. д. «Строительный» материал для таких образов, конечно, черпается из реального мира, из прежнего опыта человека. Не случайно к терминам «воображение», «фантазия» часто добавляют эпитет «творческий», подчёркивая этим способность создавать новые системы знаний, оригинальные, нешаблонные образы, содержание которых далеко выходит за пределы ощущений и восприятий [21; 27].
Фантазия, воображение
есть прежде всего активность субъекта,
преобразующее отражение
Конструируемые воображением умственные образования различаются в зависимости от выполняемых ими в процессе познания функций и тех физиологических, психологических и логических механизмов, на основе которых они формируются [21; 28].
Лабильность, динамичность
представлений обусловливает
Образы воображения не есть следствие непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Сущность их формирования заключается в мысленном конструировании по определённым программам таких систем, прообразы которых не существуют в окружающей среде и имеющейся системе знаний. Образы художественного, поэтического воображения должны предвосхищать результаты процесса труда или служить средством разрешения определённых умственных задач [21; 30].
Способы создания образов воображения:
Как правило, эти способы используются человеком (а ребёнком особенно) неосознанно [23; 39]. Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдалённой, ступенчатой. Например, внешний вид самолёта напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приёмы диагностики воображения и его развития [23; 43].
С помощью образов воображения человек способен более рельефно выявлять такие стороны и свойства окружающего мира, которые в повседневной деятельности скрыты под покровом бесчисленных второстепенных обстоятельств. Он создает образы воображения, чтобы глубже проникнуть в действительность и лучше её понять [21; 31].
Для того чтобы дать представление о сложности деятельности воображения, мы остановимся на некоторых моментах, входящих в состав этого процесса. Всякая деятельность воображения имеет длинную историю. В самом начале процесса творчества стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребёнок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия. Далее следует сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений [6; 20].
Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии [6; 20].
Это умение выделить отдельные черты сложного целого имеет значение для всей решительно творческой работы человека над впечатлениями. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений представляют собой процессы, они движутся, изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести процесс преувеличения и приуменьшения отдельных элементов впечатлений [6; 21].
Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т. е. объединение диссоциированных и изменённых элементов. Эта ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, географическим представлениям. И, наконец, заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг этой деятельности будет завершён тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах [6; 23].
Протекание всех этих отдельных процессов зависит от основных психологических факторов. Первым таким фактором является потребность человека в приспособлении к окружающей среде. Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никакого основания для возникновения творчества. Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, такое существо не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить [6; 23].
Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, даёт материал для его работы. Эти два условия необходимы и достаточны для того, чтобы понять деятельность воображения и всех входящих в его состав процессов [6; 24].
Деятельность воображения
Гораздо менее заметно и поэтому гораздо более важно действие другого фактора, именно окружающей среды. Обычно воображение представляют как исключительно внутреннюю деятельность, не зависящую от внешних условий или в лучшем случае зависимую от этих условий одной стороной именно постольку, поскольку эти условия определяют материал, над которым работает воображение. Процессы воображения, направление его с первого взгляда кажутся руководимыми только изнутри чувствами и потребностями самого человека. Но уже давно в психологии был установлен закон, согласно которому стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды [6; 24 - 25].
Всякий изобретатель, даже гений, является всегда растением своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне него. Вот почему мы замечаем строгую последовательность в историческом развитии техники и науки [6; 25].
Творчество представляет
собой исторически
1.4 Развитие воображения у детей дошкольного возраста
Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребёнка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Т. е. воображение компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления внедрением описанных сказочных образов в реальную жизнь ребёнка [23; 8].
Информация о работе Исследование воображения у детей старшего дошкольного возраста