Исследование воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Изучить особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - воображение старших дошкольников.
Предмет исследования - особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезы исследования:
Индивидуальные особенности воображения детей старшего дошкольного возраста проявляются в преобладании одного из видов воображения: познавательного или аффективного.
У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………....
Глава 1. Теоретический анализ воображения в дошкольном возрасте
Определение и значение воображения в жизни человека……….... 7
Функции и виды воображения………………………………………. 12
Образы и механизмы творческого воображения………………….. 19
Развитие воображения у детей дошкольного возраста…………… 25
Связь воображение с творчеством и личностью.………………….. 34
Роль воображения в науке…………………………………………... 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (целиком).doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Развитие воображения  в человеческом роде, рассматриваемое  исторически, следует по тому же пути, как и у отдельного человека [18; 139].

Вико Джамбаптиста разделял исторический путь человечества на три последовательные периода: божественный или теократический, героический или сказочный, человеческий или исторический в собственном смысле; причём по миновании одного такого цикла начинается новый. Два первые периода, составляющие везде и всегда предшествующие и предварительные стадии цивилизации являются торжеством воображения. Оно произвело мифы, религии, легенды, эпические и воинственные рассказы, гордые памятники, воздвигнутые в честь богов и героев. Многие народы, развитие которых не было полным, не пережили этих двух периодов [18; 139].

Игры с числовыми  преувеличениями оказываются в высокой степени важными для человека, и живое доказательство этому мы видим в астрономии и других естественных науках, которым приходится оперировать не меньшими, а гораздо большими величинами [6; 22].

«В науках, - говорит  Рибо, - числовое воображение не облекается в форму бреда. Науку обвиняют в том, будто бы она своим развитием  подавляет воображение, тогда как  в действительности она открывает  для его творчества несравненно  более широкие области. Астрономия витает в бесконечности времени и пространства. Она видит зарождение миров, мерцающих сперва тусклым светом туманности, которая затем превращается в ярко блистающие солнца. Эти солнца, охлаждаясь, покрываются пятнами, тускнеют и меркнут. Геология следит за развитием обитаемой нами планеты сквозь ряд переворотов и катаклизмов; она предусматривает отдалённое будущее, когда земной шар, утеряв водяные пары, защищающие его атмосферу от чрезмерного излучения тепла, должен будет погибнуть от холода…» [6; 22 - 23].

Мы видим, что преувеличение, как и воображение вообще, одинаково  нужно в искусстве, как и в  науке. Не будь этой способности, так  комично проявляющейся в сказках  детей, человечество не могло бы создать  астрономию, геологию, физику [6; 23].

«Человеческий» взгляд представляет собой интерпретацию  реальных явлений через воображение. Такой взгляд действительно «ненаучен» и «нелогичен» с точки зрения взрослого. Но он позволяет сформировать тот смысловой «подход» к действительности, в рамках которого будущие научные знания приобретут содержательный характер [12; 78].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мы познакомились с  самыми общими аспектами развития воображения  детей. Мы увидели, как важна эта  функция для  общего развития ребёнка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. Все гипотезы в данной работе подтвердились. В силу важности и значимости воображения для ребёнка необходимо всячески помогать его развитию и использовать его для оптимизации учебной деятельности [23; 161].

Итак, воображение — это способность человека создавать новые образы путём преобразования предшествующего опыта. Воображение — очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, человек всегда вначале представляет это в своём воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнёт что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему.

Обращая внимание на реальные трудности в трактовке и понимании  воображения, А. В. Брушлинский ставит под сомнение правомерность самого понятия воображения, поскольку  оно очень расплывчато и нестрого [21; 26].

В процессе деятельности воображение выполняет многообразные  функции: оно является необходимым  для получения нового знания; создавая предмет деятельности, служит основой  содержательного многообразия видов творчества.

Воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грёзы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.

У детей аффективное и познавательное воображение проявляются по-разному. В младшем дошкольном возрасте преобладает «аффективное» воображение, в средней и старшей группе детского сада его доля снижается и вновь возрастает в подготовительной группе. Это зависит от особенностей каждой возрастной группы. У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение. Оно проявляется уже в раннем и младшем дошкольном возрасте в игре, рисовании и т.д.

Дети с «аффективным» воображением находятся на более высоком уровне освоения символических средств, чем дети с «познавательным» воображением, и чаще привлекают в своих ответах общекультурные символические значения. Это можно объяснить тесной связью «аффективного» воображения с использованием символов, когда противоречия образа «я» с действительностью, неосознаваемые ребёнком, с необходимостью проявляются в символической форме.

Преобразование действительности при помощи воображения происходит посредством нескольких основных способов: агглютинации, гиперболизация, акцентирования, схематизации и типизации.

Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте. Если воображение  преддошкольника вначале ещё  очень ограничено и отличается пассивным  воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.

Воспитывая детское  воображение, необходимо добиваться, чтобы  оно было связано с жизнью, чтобы  оно было творческим отображением действительности. Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями и родителями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

И, наконец, хорошо развитое воображение дошкольника станет залогом успешной учёбы в школе.

Таким образом, дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребёнка.

3. Самостоятельное решение  ребёнком задач.

4. Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности.

5. Умная, доброжелательная  помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая  обстановка, поощрение взрослыми  стремления ребёнка к творчеству.

 

Список использованной литературы

  1. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. – М. - 2008. - №12. - С. 47 – 52.
  2. Брунер Д. С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – Издательство  «Прогресс». - М. - 1977. - С. 304 – 319.
  3. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. – Издательство  «Смысл». - М. - 1998. - С. 262 - 271.
  4. Веракса А.Н. Развитие воображения дошкольника. // Современное дошкольное образование (СДО). Теория и практика. - 2009. - №2.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. - Т. 2. - М. - 1982. - С. 436 - 455.
  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. – 3-е издание. – Просвещение. -  М. – 1991. – С. 3 – 8, с. 20 - 26, с. 66 – 78.
  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т., Т. 1, М.: ТЕРРА. - 1994. - С. 241;

http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=воображение&st_translate=0&encid=dal; (1863-1866).

  1. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. - С. 52 - 59.
  2. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии. - Издательство «Панорама», Ежегодник. - М. - 1967. - С. 25 – 42.
  3. Казакова Т. Мир природы и детское творчество // Дошкольное воспитание. – М. – 2006. - №07. - С. 88 – 90.
  4. Кант И. Критика чистого разума. Философское наследие. - Т.118. - М.: Мысль. - 1994. - С. 224 – 225.
  5. Кудрявцев В. Развивающее воображение // Дошкольное воспитание. - М. – 2004. - №07. - С. 77 – 83.
  6. Кудрявцев В.Т. Игра и развитие воображения ребёнка: очевидное и неочевидное // ‘Vygotsky Studies’. - 2005. - Vol. 6; http://www.tovievich.ru/book/7/198/1.htm.
  7. Маслова С. Активное воображение // Психология. - 03 марта. - 2009; http://www.psychology.su/2009/03/03/aktivnoe-voobrazhenie/.
  8. Миронова Н. Как развивать воображение в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. – М. – 2008. - №1. - С. 38 – 42.
  9. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси. - 1972.
  10. Петровский А.В. Общая психология. Энциклопедический словарь в шести томах // Ред.-сост. Л.А. Карпенко. — М.: ПЕР СЭ. - 2005; http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=воображение&st_translate=0&encid=psychlex2.
  11. Рибо Т. Творческое воображение. - Издательство: Типографія Ю. Н. Эрлжхъ, Садовая. - № 9. - Спб. - 1901.  - С. 132 – 140.
  12. Розет И.М. Психология фантазии. Психология художественного творчества. - Мн. - 1991. - С. 25 - 75.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Издательство «Питер». - Москва-Харьков-Минск. - 2001. - С. 295 – 308.
  14. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. - Издательство политической литературы.  - М. - 1971. - С.25 - 31, с. 175 - 181, с. 250 - 257.
  15. Солонин Ю.Н. Воображение и познание в исторических науках. Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля. - 2000. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. - 2000. - С. 90 - 93.
  16. Субботина Л.Ю. Детские фантазии. Развитие воображения детей. – Издательство  «У – Фактория». – Екатеринбург. - 2006. - 189 с.
  17. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Энциклопедический словарь. Энциклопедические познания // Издание 1935 – 1940 гг.; http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/03/us136002.htm?text= воображение&encid=ushakov&stpar3=1.1
  18. http://www.pedlib.ru/Books/1/0149/1_0149-21.shtml
  19. http://www.domknig.net/book-3524.html
  20. http://www.i-u.ru/biblio/search.aspx
  21. http://www.detskiysad.ru/rech/metodika16.html

Информация о работе Исследование воображения у детей старшего дошкольного возраста