Исследование жизненой перспективы в период взрослости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Анализ подходов к проблеме исследования жизненной перспективы и определение основных направлений изучения представлений о жизненной перспективе в период взрослости в зарубежной и отечественной психологии.
Разработка программы эмпирического исследования особенностей представлений о жизненной перспективе в период взрослости, определение критериев анализа результатов. Реализация программы эмпирического исследования и описание особенностей представлений взрослых людей о собственной жизненной перспективе. Различия количества мотивационных объектов по содержанию и во времени у мужчин и женщин.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения временной перспективы в период взрослости 6
1.1. Понятие временной перспективы в психологических исследованиях
1.2. Характеристика периода зрелости в различных психологических концепциях
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей временной перспективы в период взрослости
2.1. Описание организации процедуры исследования 27
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования временной перспективы
Заключение 40
Список литературы 39
Приложения 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.96 Кб (Скачать файл)

     Ю.Г. Овчинникова и И.А. Яксина считают, что будущее имеет большое  значение для здорового психического развития, так как любое развитие устремлено вперед. Направленность в  будущее является отличительной  особенностью человеческого существования. В. Франкл  писал: «Без фиксированной  точки отсчета в будущем человек  … просто не может существовать. Обычно все настоящее структурируется  исходя из нее, ориентируется на нее, как металлические опилки в магнитном  поле» (Овчинникова, Яксина, 2009).

     В данном параграфе мы рассмотрели  общую характеристику содержания и  строения временной перспективы. Далее  проанализируем особенности периода  зрелости в различных психологических  концепциях.

 

     

     1.2. Характеристика периода  зрелости в различных  психологических  концепциях 

     Период  зрелости по возрасту (40-45 – 55-60 лет) и  по состоянию духа человека был назван древними греками временем «акмэ», что означало вершину, высшую степень  чего-либо, момент наибольшего расцвета человеческой личности, «тождественности себе».

     Зрелость  – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных, творческих способностей личности. Понятие зрелости связано с исследованием отношения человека к собственной жизни среди людей; не только к себе самому, к своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его (Гамезо и др., 1999).

     Среди признаков взрослости, которые выделяют исследователи, можно отметить:

     - новый характер развития, теперь  в меньшей степени связан с  физическим ростом, и быстрым  когнитивным совершенствованием;

     - способность реагировать на изменения  и успешно приспосабливаться   к новым условиям, позитивно разрешать  противоречия  и трудности;

     - преодоление зависимости и способность  брать ответственность за себя  и других;

     - некоторые черты характера (твердость,  благоразумие, надежность, честность  и т.д.);

     - социальные и культурные ориентиры  (роли, отношения) для определения  успешности и своевременности  развития во взрослости              (Шаповаленко, 2007).

     Ученые, как и сами представители этой возрастной группы (люди средних лет), расходятся во мнениях о том, следует  ли человеку рассматривать этот жизненный этап как время реализации своих возможностей, стабильности и потенциального лидерства или для него это период неудовлетворенности, внутреннего смятения  и депрессии. Взгляд человека на свой средний возраст может быть обусловлен экономическими условиями жизни, социальным положением и особенностями того времени, в которое ему довелось жить.

     Опыт  и знание своих возможностей позволяют  им преуспевать в жизни в большей  степени, чем когда бы то ни было. Поэтому возрастную категорию 40-60 лет  называют поколением руководителей.  Но далеко не все люди среднего возраста заняты принятием ответственных  решений. Многие чувствуют, что не в  состоянии распорядиться собственной  жизнью.

     Э. Френкель-Брунсвик, например, не считала людей среднего возраста «поколением руководителей». Она представляла этот период жизни фазой снижения жизненной активности (примерно 48 лет), обычно сопровождавшейся как психологическими, так  и биологическими кризисами.

     Левисон и коллеги также полагали, что  «переход середины жизни – это  время умеренного или даже тяжелого кризиса» и для мужчин, и для  женщин.

     В среднем возрасте как мужчины, так  и женщины пересматривают свои жизненные  цели и размышляют о том, выполнили  ли они ранее поставленные перед  собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области, они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большинство  при этом сознают, что они уже  сделали свой профессиональный выбор  и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей  работе, потерял ее или не достиг того профессионального положения, на которое рассчитывал, испытывают горечь и неудовлетворенность. Другие могут перестроить свою систему  приоритетов. Изменение приоритетов  происходит не только в области профессиональной деятельности. Например, некоторые  люди  в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным  отношениям или моральным обязательствам и меньше – профессиональному  развитию.

     Средний возраст – время реализации долгосрочных профессиональных целей, корректировки  развития карьеры, разочарований в  работе; это период, когда связанный  с работой стресс может достичь  максимального уровня.

     Это время, когда работники сообщают о более низком благополучии по сравнению  с молодыми или старшими работниками. Переоценка профессиональной деятельности происходит по ряду причин: первая заключается  в том, что работники обнаруживают, что они уже не продвигаются вперед так быстро, как ожидали. Другая причина  состоит в том, что некая работа может быть для них менее желанной, чем им казалось ранее.

     Левинсон  обнаружил, что в период от 40 до 50 лет у людей может происходить  переоценка ценностей и целей, что  заставляет их задуматься и об изменении  течения своей карьеры.

     Многие  люди не стремятся к карьерным  переменам. Поэтому такие изменения  могут протекать у них с  осложнениями. Одним из серьезных  стрессогенных факторов может быть  нестабильность. Несоответствие развития карьеры ожиданиям работника, вынужденная  смена работы или внезапная ее потеря может быть сопряжена с  повышением уровня стресса, тревоги  и эмоциональной нестабильности.

     Другие  незапланированные события, возникающие  в период среднего возраста, могут  заключаться  в необходимости  возвращения за парту для подготовки к новой деятельности или в  долгом перерыве в работе, необходимом  для усовершенствования профессиональных навыков с целью продолжения  своей текущей карьеры.

     Люди  среднего возраста чувствуют ответственность  как за семью, так и за работу, они должны заботиться о стареющих  родителях, общаться с детьми, ставшими подростками, и при этом начинают осознавать личные ограничения и  возрастающую физическую уязвимость.

     После успешного «выпуска» младшего ребенка, по мере ощущения себя на стадии «опустевшего гнезда», родители обычно возвращаются к интересам, лежащим за пределами  родительства (Крайг, 2000).

     Стабилизация, успешное развитие людей среднего возраста включают обычно переформулировку целей  в рамках более реалистичной и  сдержанной точки зрения и осознание  ограниченности времени жизни всякого  человека. Супруг, друзья  и дети приобретают большее значение, тогда  как собственное «Я» все более  лишается своего исключительного положения. Наблюдается все усиливающаяся  тенденция довольствоваться тем, что  есть, и меньше думать о вещах, которых, скорее всего никогда не удастся  достичь. Отчетливая тенденция чувствовать  свое собственное положение вполне приличным (Ермолаева, 2004).

     По  мнению многих психологов, с началом  периода зрелости развитие как таковое  прекращается; вместо него происходит простое изменение отдельных  психологических характеристик. Так, швейцарский психолог      Э. Клапаред полагает, что достигая в зрелости своего расцвета и, соответственно, пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке жизненного пути.

     Б.Г. Ананьев констатирует, что «наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени  не совпадает, и подобная гетерохронность  зрелости сохраняется во всех формациях».

     Решающим  признаком зрелости является осознание  человеком ответственности и  стремление к ней. Психологически ответственное  лицо – личность, отвечающая за содержание своей жизни и отвечающая, прежде всего, перед собой и другими людьми. Зрелый человек занимает срединное положение между своими родителями, вступившими в пору старости, и своими собственными детьми, которые в это же время стоят на пороге самостоятельной жизни (Гамезо, 1999).

     В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное  значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека.

     По  мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся  люди не ограничиваются удовлетворением  элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, добро, красота. Они стремятся достичь  в своем деле высот (или возможно более высокого уровня). А. Маслоу выделяет качества, присущие самоактуализирующимся личностям:

     - более эффективное восприятие  действительности и более комфортные  взаимоотношения с ней; 

     - принятие себя, других и природы;

     - спонтанность;

     - сосредоточенность на проблеме;

     - отстраненность (как потребность  в уединении и самодостаточности);

     - независимость от культуры и  окружения;

     - постоянная свежесть оценок;

     - социальное чувство;

     - глубокие, но избирательные социальные  взаимоотношения;

     - демократический характер;

     - нравственная убежденность;

     - невраждебное чувство юмора;

     - креативность.

     Чтобы совершенствоваться, продвигаться в  направлении самоактуализации, нужно  помнить прежде всего, что это  продолжающийся процесс, требующий  упорного труда над собой:

     - необходимо стремиться самозабвенно  отдаваться переживаниям, раскрывая  свою человеческую сущность взамен  демонстрации позы, маски, психологической  защиты;

     - в каждый момент жизни делать  выбор, ведущий к личностному  росту, через преодоление страха  и стремления к безопасности;

     - прислушиваться к внутреннему  голосу, дать возможность проявиться  своей самости, начиная с самых  простых вещей (вроде доверия  своему собственному вкусу при  оценке кушания или напитка);

     - быть честным с самим собой  и принимать на себя ответственность;  не бояться не понравиться  другим людям;

     - необходимо преодолеть иллюзии,  выявить и отказаться (как бы  ни было это болезненно) от  психологических защит, понять  свои потенциальные возможности   и желания.

     Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Г. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт:

     - интерес к внешнему миру, сильно  расширенное чувство Я;

     - теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении  к  другим;

     - чувство фундаментальной эмоциональной  безопасности (принятие себя, самоконтроль);

     - реалистическое восприятие действительности  и активность в действиях;

     - самообъективация (самопонимание), привнесение  своего внутреннего опыта в  актуально переживаемую ситуацию  и чувство юмора;

     - «философия жизни», которая упорядочивает,  систематизирует опыт и сообщает  смысл индивидуальным поступкам.

     В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17-42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции человека, который становится субъектом общественных (не узкосоциальных) отношений. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации психического развития, могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе».

     Завершающая ступень (после 39 лет и далее) –  универсализация – полагается как  потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство общечеловеческих и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей (Шаповаленко, 2007).

     В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев рассматривают эти степени по-другому:

     25-40 лет – становление профессионализма. Взрослые совершенствуют свое  профессиональное мастерство в  рамках возможностей, представляемых  работой, и начинают продвигаться  вверх по служебной лестнице.

Информация о работе Исследование жизненой перспективы в период взрослости