Исследование жизненой перспективы в период взрослости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Анализ подходов к проблеме исследования жизненной перспективы и определение основных направлений изучения представлений о жизненной перспективе в период взрослости в зарубежной и отечественной психологии.
Разработка программы эмпирического исследования особенностей представлений о жизненной перспективе в период взрослости, определение критериев анализа результатов. Реализация программы эмпирического исследования и описание особенностей представлений взрослых людей о собственной жизненной перспективе. Различия количества мотивационных объектов по содержанию и во времени у мужчин и женщин.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения временной перспективы в период взрослости 6
1.1. Понятие временной перспективы в психологических исследованиях
1.2. Характеристика периода зрелости в различных психологических концепциях
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей временной перспективы в период взрослости
2.1. Описание организации процедуры исследования 27
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования временной перспективы
Заключение 40
Список литературы 39
Приложения 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.96 Кб (Скачать файл)

     Рассмотрим  принципы анализа содержания мотивационных  объектов. Главная цель анализа —  классификация присущих субъекту мотивов  с точки зрения категорий мотивирующих его объектов и типа поведенческого отношения, которое он хотел бы установить с тем или иным объектом. Следует  обращать внимание не только на специфический  объект, названный субъектом, но и  на более общую функцию, или роль, которую этот объект выполняет в  поведенческом взаимодействии индивида с миром. Так, разные виды поведенческой  активности, направленные на добывание  продуктов питания (объектов для  еды), кодируются не как таковые (конкретные объекты или действия), а как  относящиеся к более общему типу функционирования — в данном случае к обеспечению потребности субъекта в физическом самосохранении. Аналогично стремления к разнообразным межличностным отношениям кодируются через категорию потребности в социальном контакте и т.д. Иными словами, кодируется более общая потребность, лежащая за стремлением субъекта к определенному объекту.

     Основные  категории анализа содержания мотивационных  объектов:

     1. S – мотивационные объекты, относящиеся к некоторым аспектам личности самого субъекта (личностные характеристики и т.п.);

     2. SR – действия или стремления субъекта, направленные на развитие (актуализацию) его самого (саморазвитие);

     3. R – всякая активность, или «работа», нацеленная на производство некоторых полезных объектов (в противоположность досуговой активности):

     R – активность в целом;

     R2 – профессиональная деятельность;

     R3  – учебная деятельность;

     4. С – мотивационные объекты, включающие социальные контакты:

     С – контакт с другими;

     С2 – ожидание чего-то от других (взаимный контакт);

     С3 – цели, формулируемые для других;

     5. Е – активность в связи с получением информации, познанием, исследованием и т.д.;

     6. Т – мотивационные цели или ценности, имеющие религиозную, экзистенциальную или трансцендентальную природу;

     7. Р – желание обладать чем-то, иметь, приобретать что-то;

     8. L – активность, связанная с отдыхом, игрой, досугом (противоположное работе);

     9. Tt – все ответы, касающиеся проводимого теста;

     10.        U – неклассифицируемые и пропущенные  ответы.

     Перед началом кодирования содержания мотивации необходимо прочитать все ответы индивида. Несомненно, что контекст конкретного ответа может повлиять на понимание его смысла и значения. Корректное кодирование иногда требует учета этого контекста.

     Бланк методики Ж. Нюттена представлен  в приложении 1. 

     2.2. Анализ результатов  эмпирического исследования  временной перспективы 
 

     В результате количественной обработки  ответов испытуемых было получено сочетание  содержательных объектов мотивации, представленное в таблице 1.

     Таблица 1

     Содержание  временной перспективы будущего

     
Мотивационные объекты Мужчины % Ранг Женщины % Ранг Общий показатель

%

Значимые различия показателей
 Некоторые  аспекты личности самого субъекта (S) 9.8 3 16.8 1 13.1 Различия

не значимы

 Актуализация  саморазвития субъекта (SR) 4.2 7.5 2.1 12.5 3.2 Различия

не значимы

 Активность  в целом (R) 1.4 11.5 3.6 8.5 2.4 Различия

не значимы

 Профессиональная  деятельность (R2) 7.4 5 2.1 12.5 4.9 Различия значимы, p≤0,05
 Учебная  деятельность (R3) 0 16 0 16.5 0 Различия

не значимы

 Социальные  контакты (C) 2.3 10 4.7 7 3.4 Различия

не значимы

 Ожидание  чего-либо от других (C2) 13 1 7.8 4 10.6 Различия значимы, p≤0,05
 Цели, формулируемые для других (С3) 1.4 11.5 3.6 8.5 2.4 Различия

не значимы

 Цели, формулируемые для детей (C3) 3.2 9 7.3 6 5.1 Различия

не значимы

Цели, формулируемые для родителей (C3) 0 16 3.1 10 1.4 Различия

не значимы

 Цели, формулируемые для супруга(-и) (C3) 0.4 13.5 1.5 14 0.9 Различия

не значимы

 Цели, формулируемые для близких, семьи  (C3) 6 6 8.9 2 7.4 Различия

не значимы

 Активность  в связи с получением информации, познанием (E) 0.4 13.5 0.5 15 0.5 Различия

не значимы

 Желание  обладать каким-либо материальными  благами (P) 11.6 2 7.8 4 9.9 Различия

не значимы

 Активность, связанная с отдыхом, досугом  (L) 7.9 4 7.8 4 7.9 Различия

не значимы

 Мотивационные  объекты, имеющие религиозную,  экзистенциальную или трансцендентальную  природу (T) 4.2 7.5 2.6 11 3.4 Различия

не значимы

Ответы, касающиеся проводимого теста (Tt) 0 16 0 16.5 0 Различия

не значимы

 Неклассифицируемые  и пропущенные ответы (U) 26.1   18.9      

 

     Как видно из таблицы, у мужчин преобладают  такие мотивационные объекты, как ожидание чего-либо от других; желание обладать какими-либо материальными ценностями; объекты, относящиеся к некоторым качествам и свойствам самого себя; объекты, связанные с досугом; объекты, связанные с профессиональной деятельностью и высказывания о семье, родных.

     У женщин преобладают объекты, относящиеся к некоторым качествам и свойствам самого себя; высказывания о семье; затем на одном уровне находятся объекты, связанные с ожиданием чего-либо от других, желание обладать материальными ценностями и высказывания, связанные с досугом; высказывания о детях.

     Преобладание  у мужчин высказываний, связанных  с ожиданием чего-либо от других, возможно, связано с направленностью  в этом возрасте на построение карьеры, что зачастую зависит от других людей. Также это можно объяснить ожиданиями в семейной жизни: уюта и ведения хозяйства от жены, хорошей учебы/успешности от детей (Я буду очень доволен, если сын закончит школу на хорошо).

     Преобладание  у мужчин высказываний, связанных  с профессиональной деятельностью, вероятно, связано с общественным мнением, что мужчина должен обеспечивать семью в большей степени, чем  женщина, которая больше ориентирована  на взаимодействие с семьей и близкими (Я буду протестовать, если будут мало платить). Это же подтверждает и то, что у женщин высказывания о близких людях находятся выше, чем у мужчин (Я очень хочу, чтобы мои близкие были здоровы).

     У женщин же преобладают высказывания, направленные на некоторые свои качества и свойства. Возможно, это связано  с данным возрастным этапом. Если мужчины  в этом возрасте находятся на пике карьеры, в расцвете сил, то женщины  уже считаются стареющими. Поэтому  они начинают больше заботится о  своем внешнем виде и здоровье (Я намереваюсь заняться собственным здоровьем).

     Наша  гипотеза о наличии у взрослых высказываний о других людях частично подтверждена. У женщин таких высказываний больше. У мужчин же они проявляются  в высказываниях о желании  владеть какими-либо материальными  благами. Из этих высказываний становится понятно, что мужчины таким образом  заботятся о своих близких (Я  сделаю все возможное, чтобы моя семья ни в чем не нуждалась).

     Полученное  сочетание темпоральных знаков представлено в таблице 2.

     Таблица 2

     Структура перспективы будущего

     
Темпоральные  знаки Мужчины % Ранг  Женщины % Ранг Общий показатель %  Ранг 
Момент  заполнения методики (T)      2.1 8      0 12.5      1.1 9
В пределах одного-двух дней от настоящего момента (D)      0.5 10      0 12.5      0.2 10
В течение  недели от настоящего момента (W)      0 13.5      0 12.5      0 13.5
В течении  месяца от настоящего момента (M)      1 9      1.7 7.5      1.4 8
В течение  года от настоящего момента (Y)      3.7 4      2.9 6      3.3 5.5
В течение  одного-двух лет от настоящего момента      (Y-->)      3.2 5.5      3.5 5      3.3 5.5
До  начала обучения  в школе (E0)      0 13.5      0 12.5      0 13.5
Обучение  в начальной школе (E1)      0 13.5      0 12.5      0 13.5
Обучение  в средней и старшей школе (E2)      0 13.5      0 12.5      0 13.5
Период  послешкольного образования (E3)      0 13.5      0 12.5      0 13.5
Первая  половина профессиональной карьеры (A1)      0 13.5      0 12.5      0 13.5
Вторая  половина профессиональной карьеры (A2)      10.2 3      8.8 3      9.5 3
Старость (O)      2.7 7      5.2 4      4.2 4
Период  после смерти испытуемого (X)      3.2 5.5      1.7 7.5      2.5 7
Вся жизнь (L)      12.9 2      17.6 2      15.2 2
Открытое  настоящее (I)      30.2 1      25.2 1      27.8 1
Неклассифицируемые  ответы (?)      29.7        32.9        31.2  

 

     Значимых  различий между ответами мужчин и  женщин нет.

     По  результатам обработки видно, что  подтверждается гипотеза о неконкретности жизненной перспективы, ориентации на неопределенное будущее и всю  жизнь как у мужчин, так и  у женщин.

     По  имеющимся данным можно сказать, что это отличительная черта  взрослости, так как, например, у  подростков мотивационные объекты, наоборот, конкретны и в основном ориентированы на недалекое будущее (например, учебная деятельность, профессиональное самоопределение, общение со сверстниками и учителями, отношения с противоположным  полом, брак) (Медведев и др., 2007).

     Возможно, в период зрелости многие жизненные  перспективы достаточно удалены, так  как в этом возрасте человек уже  получил образование, овладел профессией, завел семью. Эти сферы его  уже не так беспокоят, и он более  сосредоточен на своих внутренних ощущениях, переживаниях, стремлениях (Я стремлюсь  обрести равновесие в жизни).

     Также среди преобладающих темпоральных знаков находится период второй половины профессиональной деятельности. Вероятно, потому что это тот период жизни, в котором как раз находится  человек средних лет; это основная сфера их деятельности (Я стремлюсь  много зарабатывать).

     Период  старости значим для испытуемых, так  как он наступает вместе с окончанием профессиональной деятельности. Для  испытуемых это относительно недалекое  будущее. Поэтому оно также обращает на себя внимание (Я надеюсь, что моя старость будет оптимистичной и обеспеченной).

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В нашем исследовании был проведен теоретический анализ подходов к проблеме исследования жизненной перспективы и определены основные направления изучения представлений о жизненной перспективе в период взрослости в зарубежной и отечественной психологии.

     Была  разработана программа эмпирического  исследования особенностей представлений  о жизненной перспективе в  период взрослости. Критериями анализа  результатов выступили содержательные и структурные характеристики жизненной перспективы, выделенные Ж. Нюттеном.

     Была реализована программа эмпирического исследования и выявлены особенности представлений взрослых людей о собственной жизненной перспективе: неконкретность, направленность на неопределенное будущее и всю жизнь; а также направленность на вторую половину профессиональной деятельности и на старость.

Информация о работе Исследование жизненой перспективы в период взрослости